родительское собрание "Стили воспитания"
консультация на тему

Проказникова Елена Александровна

педагогам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stili_vospitaniya-roditelskoe_sobranie.docx26.62 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание "Стили семейного воспитания"

Цель: 

  1. Дать возможность родителям осознать собственный стиль воспитания.
  2. Способствовать пониманию особенностей развития личности при выбранном стиле семейного воспитания, а так же помочь в выработке эффективных форм взаимодействия с ребенком.

Форма проведения: семинар-практикум.

Необходимые средства:

  • мультимедиа аппаратура для просмотра видеофрагментов и презентации;
  • видеофрагменты: Ералаш «Вот это внук», отрывок м/ф «Золушка», отрывок из х/ф «Лиля навсегда»;
  • текст сценок для родителей;
  • музыка, соответствующая теме собрания;
  • не прозрачный шарф.

Подготовительная работа:

  • подбор видеофрагментов;
  • рассылка родителям приглашений на собрание;
  • вручение родителям ролей для разыгрывания сценок (на собрании, произвольно);
  • подготовка помещения для работы.

Организация пространства.

Перед началом собрания необходимо расставить столы и стулья таким образом, чтобы всем участникам был хорошо виден экран. При расстановке мебели необходимо оставить свободное пространство для проведения практической части.

До начала собрания, можно включить музыку, соответствующую тематике, например «Песня мамонтенка», «Наши дети» и др. Так же необходимо раздать текст сценок (Приложение 1). Все собрание сопровождается презентацией (Приложение 2).

После того как все участники заняли свои места можно начинать собрание.

Ход собрания

Классный руководитель представляет психолога, который и будет вести собрание.

Психолог: Добрый день, уважаемые родители! Мы рады вас приветствовать, и благодарим за то, что вы нашли время для нашей встречи.

Тема сегодняшнего разговора касается всех нас, и я надеюсь, что каждый возьмет для себя что-то полезное, возможно сделает определенные выводы. А поговорим мы о взаимоотношениях между родителями и детьми, от которых в значительной мере зависит развитие ребенка. Эти взаимоотношения в психологии принято называть стилем семейного воспитания (Приложение 2. Слайд 1).

Что же такое стиль воспитания?

Вообще понятие «стиль» включает в себя приемы, способы, методы какой-либо работы, деятельности, манеры поведения [1]. А под стилем воспитания понимается типичная стратегия поведения родителя с ребенком, характерные способы отношения родителей к ребенку [2].

Сегодня существует множество классификаций стилей семейного воспитания, и я вам предлагаю рассмотреть одну из них, которая представлена в книге Кибардина Л.П., Алексеева Е.П. [3]. В данной классификации выделяется шесть стилей семейного воспитания.

Итак, первый стиль я вам пока не назову. Постарайтесь определить его сами, посмотрев видеофрагмент (Приложение 3).

Просмотр видеофрагмента Ералаш «Вот это внук».

Какой стиль воспитания был продемонстрирован в данном сюжете? Ответы родителей.

Правильно. Это стиль воспитания постоянной опекой. А что характерно для данного стиля?

Ответы родителей. После ответов родителей психолог обобщает и дополняет сказанное.

При данном стиле (Слайд 2):

  • теплое отношение к ребенку, но контроль каждого шага;
  • все решения принимаются родителями;
  • ребенку не дается самостоятельность;
  • подавляется инициатива.

А как вы думаете, каким вырастет ребенок в такой семье? Ответы родителей.

В результате воспитывается (Слайд 3):

  • инфантильность;
  • зависимость;
  • необщительность;
  • неприспособленность к жизни;
  • привычка, что за них все решают;
  • эгоцентризм.

Следующий стиль воспитания мы постараемся определить, посмотрев небольшую сценку в исполнении родителей.

Родители разыгрывают сценку №1 (Приложение 1).

Какие особенности вы увидели в данном стиле? Что будет характерно для ребенка, воспитывающегося в такой семье?

Ответы родителей. После ответов родителей психолог обобщает и дополняет сказанное.

Данный стиль носит название воспитание подарками.

Для него характерно (Слайд 4):

  • родители не занимаются достаточное время ребенком, а отделываются от него подарками;
  • нет ласки, тепла, заботы, а лишь заменитель любви – подарок;
  • часто воспитанием занимается родственник или няня;
  • важным для родителей является карьера, работа, отдых.

В результате у ребенка (Слайд 5):

  • отсутствие чувства нужности родителям;
  • нет ощущения счастья;
  • часто такие дети не заботятся о своих родителях, а сдают в дома престарелых.

Вам всем известна сказка «Золушка». Давайте посмотрим фрагмент из этой сказки и определим еще один стиль воспитания.

Просмотр видеофрагмента из сказки «Золушка».

Как можно определить отношение мачехи к своей падчерице? Какие особенности вы заметили?

Ответы родителей. После ответов родителей психолог обобщает и дополняет сказанное.

Итак, этот стиль так и называется воспитание по типу Золушки.

Для него характерно (Слайд 6):

  • воспитание послушного и беспрекословно выполняющего все ребенка;
  • чрезмерная придирчивость к ребенку;
  • требования беспрекословного подчинения;
  • соблюдение порядка;
  • подчинение семейным традициям;
  • ограничение в одаривании любовью, лаской, теплом;
  • наказание за все: беспорядок, отметки и т.д.;
  • воспитание страхом наказания и оскорбления;
  • родители считают, что имеют права на ребенка.

Воспитывается (Слайд 7):

  • пугливая личность, неспособная постоять за себя;
  • иногда появляется желание самоутверждения через агрессивность и конфликтность;
  • уход в мир фантазий, суицид;
  • нежелание учиться;
  • отсутствие доверия между ребенком и родителями;
  • отсутствие поисковой активности, инициативы, воображения;
  • сложности в адаптации.

А сейчас еще одна сценка. Будьте внимательны, чтобы определить особенности воспитания.

Родители разыгрывают сценку №2 (Приложение 1).

В чем основные особенности данного стиля воспитания? Какие особенности личности будут формироваться у ребенка?

Ответы родителей. После ответов родителей психолог обобщает и дополняет сказанное.

Воспитание по типу кумира семьи.

При таком стиле воспитания (Слайд 8):

  • родители выполняют все требования и малейшие прихоти ребенка;
  • вся семья ходит перед ребенком «на задних лапках»;
  • отсутствие запретов.

В результате воспитывается (Слайд 9):

  • эгоизм;
  • безответственность;
  • желание получать все и сразу;
  • потребительское отношение к окружающим;
  • своеволие;
  • упрямство;
  • непонимание запретов.

Чтобы определить следующий стиль воспитания вашему вниманию предлагается фрагмент из фильма «Лиля навсегда».

Просмотр фрагмента х/ф «Лиля навсегда».

Какой стиль представлен в данном отрывке? А как вы думаете, что для него характерно? А какой ребенок растет при таком стиле воспитания?

Ответы родителей. После ответов родителей психолог обобщает и дополняет сказанное.

Этот стиль называется воспитание равнодушием.

В данном случае (Слайд 10):

  • родители считают, что в их обязанности входит лишь кормить и одевать ребенка;
  • нет контроля, ребенок предоставлен сам себе;
  • нет тепла, ласки, внимания;
  • не формируются навыки социальной жизни (нет понимания, что хорошо, а что плохо).

У детей в таких семьях (Слайд 11):

  • сложности в адаптации и социализации;
  • часто нарушения в поведении;
  • склонность к правонарушениям.

Как вы считаете, какой стиль воспитания, из названных, является идеальным?

Ответы родителей.

Я согласна с вами, что ни один из них. А как вы думаете, что должно быть характерно для стиля семейного воспитания, при котором развивается гармоничная личность?

Ответы родителей. После ответов родителей психолог обобщает и дополняет сказанное.

Все, что было сказано вами совершенно верно. И есть еще один стиль воспитания, который направлен на формирование полноценной, самостоятельной личности. Стиль этот – воспитание доверием.

При данном стиле (Слайд 12):

  • родители принимают ребенка таким, какой он есть;
  • родители предоставляют детям определенную самостоятельность, заменяя директивный контроль на инструктивный – «может быть, ты сделаешь так, как я предложу»;
  • относятся с теплом;
  • уважают мнение ребенка и чувство человеческого достоинства;
  • родители готовы прийти на помощь;
  • родители снисходительны к ошибкам ребенка и способны признать свою неправоту;
  • эмпатия.

В результате воспитывается (Слайд 13):

  • независимость;
  • социальная адаптивность;
  • дети способны к сотрудничеству и творчеству.

Уважаемые родители, а сейчас, чтобы закрепить материал, я предлагаю вам небольшое упражнение, для которого мне понадобится два желающих.

Выходят два человека.

Один из вас будет играть роль родителя, а второй – роль ребенка.

Определяют роли.

Мир, в который вступает ребенок, огромен и разнообразен. На его пути встречаются не только радости, но достаточно большое количество препятствий и трудностей. А ребенок, как слепой котенок идет на ощупь, натыкаясь и падая. Как же помочь ребенку пройти этот путь, набив как можно меньше шишек, а в результате воспитать гармоничную личность?

Вот сейчас вам и предстоит это сделать.

«Ребенку» завязываются глаза шарфом.

Ваша задача (к тому, кто в роли родителя) помочь ребенку пройти вот этот путь, при этом вы должны использовать стилем – воспитание доверием.

Определяются границы пути и выставляются препятствия – стулья или другие предметы. Роль препятствий могут сыграть и родители.

В идеале родитель должен сделать следующее. Подойти к «ребенку» и сказать – «Тебе предстоит пройти сложный путь, на котором тебе встретится большое количество препятствий. Но я верю, что у тебя все получится. Тебе нужно быть только чуточку внимательным. Вытяни перед собой руки, это поможет тебе. Я всегда буду рядом и если тебе понадобиться моя помощь, то ты можешь обратиться ко мне. Иди» В том случае если родитель не справляется с задачей (ведет «ребенка» за собой или четко командует – шаг в лево, шаг в право и т.п.), психологу необходимо натолкнуть родителя на правильную мысль или продемонстрировать самому. Возможно, попросить помощи и у других родителей.

Спасибо за участие.

Конечно, нельзя говорить, что рассмотренные нами сегодня стили воспитания ребенка в семье строго определены. Встречается и смешение стилей воспитания. Часто случается, что мама использует один стиль, а папа другой и в результате возникают конфликты между родителями, а дети очень быстро приспосабливаются к тому стилю, который им наиболее выгоден.

Вот и подходит к концу наше собрание. И мне бы хотелось, чтобы в завершение каждый высказался в двух словах по поводу того, что здесь происходило. Приветствуются любые мысли и чувства.

Родители высказывают свое мнение, обмениваются мыслями.

Мне хочется поблагодарить всех за плодотворную работу. Желаю вам, чтобы в вашем доме всегда царило взаимопонимание и любовь, и тогда жизнь будет ярче и радостнее.

Примечание. В связи с тем, что по условиям публикации материалов суммарный объем всех файлов работы не должен превышать 30 Мб, нет возможности разместить все видеофрагменты. Поэтому отрывок из м/ф «Золушка» и х/ф «Лиля навсегда» вы можете сделать самостоятельно, используя любую программу для коррекции видео.

Список литературы:

  1. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. - М., 2000.
  2. Психология развития. Словарь / под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред. сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2006.
  3. Кибардина Л.П., Алексеева Е.П. Родительское собрание, - М., 2002.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Сценка № 1

Улица. Встреча двух приятельниц Светланы и Елены. С Еленой 5-летняя дочь Таня. Приятельницы разговаривают. Светлана и Таня общаются. Мама с умиление смотрит на дочь и кивает каждому ее слову.

Т – (восхищенно) Тетя Света, смотрите какая у меня прическа – целых 30 косичек. Я самая лучшая девочка в мире.

С – (удивленно) Самая лучшая в мире… А кто тебе такое сказал?

Т – Мама и папа.

С – А что значит самая лучшая?

Т – (с недоумением) Это значит, что я самая красивая, самая веселая, самая умная, самая – самая… Разве вы не знали? (с огорчением смотрит на маму)

Е – Танечка, не расстраивайся. Ты у нас самая лучшая, ты наш ангел.

Т – (требовательно) Мама, я хочу домой. Мне надоело здесь стоять.

Е – (к Светлане) Ладно, Света, поговорим в следующий раз.

Елена с Таней уходят.

Сценка №2

Пятница, вечер, папа работает за компьютером.

- Папа, а ты пойдешь со мной завтра в зоопарк?

- Оля, ты мешаешь мне. Ты ведь сама прекрасно знаешь, что у меня нет времени ходить с тобой в зоопарк.

- А у Марины папа всегда ходит с ней в зоопарк, в кино и просто гулять.

- У Марины папа работает полдня, а я целыми днями как «белка в колесе кручусь». Ведь у тебя есть всё - разные игрушки, красивые платья… Разве у Марины есть такие? Я ведь для этого и работаю.

      - Но завтра же выходной. И я хочу пойти с тобой в зоопарк.

- У меня завтра важная встреча и сейчас я к ней готовлюсь. А ты пойди и поиграй с новой куклой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад к родительскому собранию "Воспитание ответственности"

Все родители мечтают приучить своих детей нести отвественность за свои слова и поступки. В это м докладе приведены некоторые приемы воспитания этой черты характера у детей....

Доклад к родительскому собранию "Воспитание ответственности"

Здесь даются рекомендации родителям по воспитанию ответственности у детей...

Родительское собрание "Воспитание любовью"

Собрание "Воспитание любовью", план проведения собрания, протокол собрания, презинтация к собранию...

Родительское собрание «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста» (с использованием информационно-коммуникационной технологии: презентации «Воспитание толерантности»)

Толерантность, как образ жизни в обществе, зависит от позиции каждого человека, его терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению, от принятия различий и особенностей людей. Оттого, на сколько...