Осень в произведениях искусства
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
ОСЕНЬ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИСКУССТВА.
Конспект НОД для раздела «Познание».
Под звучание муз. фрагмента из произведения А. Вивальди « Осень» из цикла Времена года» дети входят в зал, украшенный «осенними» декорациями . В зале установлены компьютер и мультимедийный экран. На экране 1-й слайд.
Воспитатель. Природа всегда прекрасна, но есть время года, кот. дарит людям особенную красоту. Природа, словно пламенем, вспыхивает яркими красками, чтобы погаснуть и заснуть спокойным долгим сном до самой весны. Какое это время года? (Дети отвечают).
Правильно, осень. Вспомните особенные запахи осени: терпкий запах нагретой коры деревьев и опавших листьев, душистый запах сухой травы, горьковатый запах дыма, удивительный запах грибов… Именно осенью мы слушаем прощальные голоса улетающих в дальние края птиц, наслаждаемся последними золотыми лучами солнца, яркими нарядами деревьев и кустарников.
Сегодня мы ещё раз поговорим об осени и узнаем, как её изображали художники, поэты и композиторы в своих произведениях. В произведениях искусства.
Композиторы очень любили с помощью музыки передавать настроение, кот. вызывала у них красавица Осень, и часто посвящали ей свои произведения. Вот послушайте.
Е. Дога «Березовая аллея» (муз. фрагмент).
Слайды 2-3-4-5.
Воспитатель. Какой характер у этой музыки?
Ответы детей: светлый, нежный, спокойный.
Воспитатель. А теперь давайте посмотрим, как изобразили осень в своих произведениях художники.
Слайд 6.
И.Шишкин «Ранняя осень», И.Левитан «Ранняя осень».
Воспитатель. Какая красота! Что вы чувствуете, когда смотрите на эти картины? (ответы детей). Наступает осень, мы видим по тому, что уже кое-где появилась жёлтая, оранжевая краски, но ещё много зеленого цвета. Оба художника использовали эти краски. Значит, какой период осени изображен на этих картинах? (Ранняя осень, потому что ещё много зелени).
Я предлагаю вам послушать, как писали о ранней осени поэты.
Ребенок или несколько детей по очереди (предварительная работа):
Облетают листья с кленов, Слайд 7
Их все больше с каждым днём.
По траве - ещё зелёной – Слайд 8
Меж деревьев мы идём.
Мягко стелет перед нами
Свой ковёр осенний сад.
Шелест листьев под ногами… Слайд 9
Это значит – листопад!
М.Познанская.
***
В темный лес дремучий Слайд 10
Заглянула осень.
Сколько свежих шишек Слайд 11
У зелёных сосен!
Сколько спелых ягод Слайд 12
У лесной рябинки!
Выросли волнушки прямо Слайд 13
Прямо на тропинке.
И среди брусники Слайд 14
На зелёной кочке,
Вылез гриб-грибочек
В красненьком платочке.
Е.Трутнева.
Слайд 15.
Воспитатель: Так поэты передавали в своих стихах осеннее настроение, как будто словами картины рисовали. Чувствуется, что осень им очень нравилась, правда? А вам?
Я предлагаю поиграть с осенними дарами. Вот они на слайде.
Игра «Соберем грибочки».
Воспитатель. А теперь послушаем следующее произведение, посвященное осени. Это музыкальное произведение называется «Осень», а написал его композитор Антонио Вивальди.
«Осень» А Вивальди (из цикла «Времена года»).
Слайды 16-22.
Воспитатель. Какой характер у этого произведения? (Яркий, торжественный, праздничный, ликующий, светлый, радостный). Что вы представляли, когда слушали музыку? (Деревья, одетые в разноцветные наряды, хоровод из листьев, кружащихся на ветру, голубое небо…).
Давайте посмотрим, какие картины подходят к музыке А. Вивальди.
Слайд 23 - А.Туржанский «Золотая осень».
Слайд 24 – И.Остроухов «Золотая осень».
Слайд 25 – И.Левитан «Золотая осень».
Слайд 26 - И. Левитан «Золотая осень. Слободка.».
Воспитатель. Правда, чудесные пейзажи? Какое настроение они у вас вызвали? (Радостное, ликующее). Какие краски использовали художники? (Желтые, зеленые, оранжевые, бордовые, красные). Каким словом можно назвать эти краски? (Теплые, яркие, радостные, нарядные).
А если эти краски сравнить с музыкой, она будет какая по настроению? (Громкая, звучная, торжественная). Правильно, художники с помощью красок решили порадовать нас и передали нам свое отношение к осени, её настроение: необыкновенную яркость, праздничность. О каком периоде осени рассказали нам художники, как вы думаете? ( О вершине, середине осени, самом красочном её периоде. Так и назвали свои картины: «Золотая осень»).
Что общего у музыкальных произведений, кот. мы сегодня слушали, с пейзажами, кот. мы сегодня рассматривали? Ответы детей.
А что говорят поэты об этом самом нарядном и ярком периоде осени?
В золотой карете, Слайд - 27
Что с конём игривым,
Проскакала осень
По лесам и нивам.
Добрая волшебница
Все переиначила:
Ярко-желтым цветом Слайд -28
Землю разукрасила.
С неба сонный месяц
Чуду удивляется.
Все кругом искрится, Слайд -29
Всё переливается.
Ю.Капустина.
***
Лес, точно терем расписной, Слайд -30
Лиловый, золотой, багряный.
Весёлой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы желтою резьбой , Слайд -31
Блестят в лазури голубой.
Как вышки, ёлочки темнеют, Слайд -32
А между клёнами синеют
То там, то здесь, в листве сквозной , Слайд -33
Просветы в небо, что оконца…
И. Бунин.
Ребенок. Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят...
Е. Трутнева.
Воспитатель. Предлагаю вам взять в руки осенние листья и исполнить танец-фантазию под чудесную музыку П.И. Чайковского.
Слайды 38, 39.
Но ведь не только золотую осень воспевали художники, но и ту, которую в народе называют поздней – с мелким надоедливым дождиком, с криками улетающих журавлей, серебристым инеем по утрам. Давайте послушаем такую музыку.
«Осенняя песнь» П.И.Чайковский.
Слайды 40-44.
Какое произведение вы прослушали? Какой у него характер? Темп? (Неторопливый, тоскливый, унылый). Это другой период осени - последний. Поздняя.
Что вы услышали и представили себе, когда слушали эту музыку? (Порывы ветра, листья облетают с деревьев, а многие деревья уже стоят без листьев; идет долгий унылый дождь, по небу тянутся стаи перелетных птиц...)
Давайте ещё раз обратимся к картинам.
«Поздняя осень» И Левитан.
Слайд 45.
Вот как тот же художник изобразил другой период осени – позднюю: природа уже потеряла свои яркие краски и как бы затихла, замерла в ожидании зимы. Она ждёт-не дождётся, когда снежное покрывало укроет землю от зимней стужи и природа уснет до весны. Какие краски преобладают на картине теперь? (Серые, темные, коричневые, синие).
А как же поэты описывают этот период осени?
***
Уж небо осенью дышало, Слайд 46
Уж реже солнышко блистало. Слайд 47
Короче становился день. Слайд 48
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман. Слайд 49
Гусей крикливых караван Слайд 50
Тянулся к югу, приближалась Слайд 51
Довольно скучная пора:
Стоял ноябрь уж у двора. Слайд 52
А.Пушкин.
***
Скучная картина, тучи без конца. Слайд 53
Дождик так и льётся, лужи у крыльца. Слайд 54
Чахлая рябина мокнет под окном. Слайд 55
Смотрит деревушка сереньким пятном. Слайд 56
Что ты рано, осень, в гости к нам пришла?
Ещё просит сердце света и тепла! Слайд 57
А. Плещеев.
Слайд 58
Вот какой разной бывает осень! Сколько красоты и радости дарит она нам, какие дары нам преподносит! Не зря в её честь на Руси устраивают замечательный праздник «Осенины».
Слайд 59
Сегодня мы с вами узнали, с какой любовью и какими средствами передавали настроение разных периодов осени художники, композиторы и поэты в произведениях искусства.
Надеюсь, вы тоже полюбили это прекрасное время года и предлагаю на прощанье спеть нашу любимую песню про осень. А после мы попробуем сами передать свои впечатления от сегодняшнего занятия в своих рисунках об осени.
Песня про осень.
Рисование под муз фрагмент.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению детей с произведениями искусства и по изобразительной деятельности детей старшего возраста . тема: «Вазон на новый фасон».
Целью данного занятия является создание образа красивой вазы на основе флакона, используя приемы пластики.С детьми совершается небольшой экскурс в историю на основе стихотворения Олега Таругина "Что я...
Перспективный план работы с детьми по теме «Ознакомление детей с произведениями искусства» МЛАДШАЯ ГРУППА
«ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИСКУССТВА, КАК ЧАСТЬ ЗАНЯТИЙ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»Цель:Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов, формировать интерес к творчеству художников-ил...
Консультация для педагогов "Роль семьи в формировании у детей эмоциональной отзывчивости на произведения искусства"
Роль семьи в формировании у детей эмоциональной отзывчивости на произведения искусства...
Выступление на Совете Педагогов "Сопровождение семьи в художественно-эстетическом воспитании дошкольников" (на примере ознакомления с произведениями искусства)
Организуемое сопровождение семьи позволяет родителям осознать свое место и роль в художественно-эстетическом воспитании детей, повысить уровень своей компетентности в данном направлении. Это, в ...
Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож
Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...
Рекомендации для родителей на тему "Осень в произведениях искусства"
Рекомендации для родителей на тему "Осень в произведениях искусства" в папку-передвижку....