Одаренность. Способности. Интересы.
статья на тему
Материал содержит информацию о возрастных возможностях детства, сензитивных периодах, о способностях и одаренности, о трудностях воспитания одаренных детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odarennost.docx | 21.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Одаренность, способности, интересы.
Возрастные возможности детства.
Особые возможности детства.
Чтобы приблизится к пониманию того, что же это за явление – детская одаренность, почему возможен необычно ранний умственный подъем и почему он может оказаться чем-то временным, рассмотрим особенности хода возрастного развития у обычных детей, обратимся к специфике детства.
Проявления умственной одаренности у ребенка связаны с чрезвычайными возможностями детских лет жизни вообще
Нужно иметь ввиду, что в ранние дошкольные годы стремительное умственное развитие происходит у всех детей. Детство – неповторимая пора становления, роста умственных сил.
По современным психологическим представлениям интеллектуальное развитие происходит главным образом в годы возрастного созревания. Согласно получившей распространение точке зрения, к 6 годам это развитие осуществляется более, чем на треть, а к 8 – уже наполовину. Всем здоровым детям свойственны интерес к новизне, стремление попробовать, испытать.
Возрастное развитие активности.
Возрастное развитие умственной активности – существеннейшее условие роста интеллекта.
В дошкольные годы рост активности и неугомонное желание попробовать себя в различных начинаниях, забавах проявляются очень ярко: в непрестанном действовании, в тяге к впечатлениям, доставляемым органами чувств, в стремлении говорить.
Годы детства характеризуются легкостью привыкания к непривычному, подвижностью воображения. Детство замечательно непрестанными творческими попытками, которые непроизвольны и жизненно необходимы. В самом деле новизна воспринимаемого, игры и занятия, опирающиеся на воображение, требуют от ребенка интуиции и изобретательности.
Высокая умственная активность обнаруживается в легкости возникновения новых (не только для ребенка) ходов мысли, в домыслах, необычных суждениях. То, что у детей подчас возникают неожиданные сопоставления и обобщения, рождаются продукты мышления, которые несут на себе печать оригинальности, вероятно, в значительной мере объясняется и нехваткой у них закрепившихся способов анализа, готовых штампов, новизной для них самой умственной работы. Можно ли считать такие проявления творческими? Да, если оценивается нетто, что при этом создается, а сам поиск, собственную инициативу ребенка.
Таким образом, и те признаки «творческости», которые отличают детей с ранним умственным подъемом, представляют собой усиленные проявления особенностей ума, свойственных всем детям.
Сензитивные периоды развития
Первостепенное значение для умственного развития детей имеет возрастная чувствительность. Это особая отзывчивость на окружающее, характеризующие периоды детства, проявляется в разных направлениях: в избирательности внимания – что по преимуществу заинтересовывает ребенка, в своеобразии воображения и чувств – на что он острее реагирует, что сильнее переживает.
Изменение с возрастом уровня и направленности возрастной чувствительности, соответственно и активности, приводит к тому, что у растущего человека наступают и сменяют друг друга сензитивные периоды (sensus-чувство, ощущение). Они проявляются в том, что ребенок становится особенно восприимчивым к некоторым воздействиям, более чутким к отдельным сторонам действительности. тем самым в ходе возрастных изменений возникают на какое-то время благоприятные условия для усиления и становления определенных умственных качеств. То есть с наступлением сензитивного периода ребенок оказывается расположенным к умственному росту в тех или иных направлениях.
Индивидуальное вырастает из возрастного.
Нужно различать ход возрастного умственного развития и то, более коренное, собственно индивидуальное, что сохраняется и формируется в процессе такого развития. Именно с учетом возрастных предпосылок умственного подъема и следует подходить к пониманию особенностей детей, чьи умственные достоинства могут быть отнесены к проявлениям одаренности.
Одаренность проявляется не сразу.
Одаренность ребенка – это достаточно устойчивые особенности именно индивидуальных проявлений незаурядного, растущего с возрастом интеллекта.
Умственные возможности и развивающаяся личность.
Потенциал ребенка зависит не только от умственных данных, но и от свойств его личности. Творческие усилия, напряженность поиска зависят не только от свойств ума, но и от определенных черт характера в частности, относящихся к волевой сфере.
Многое в становлении интеллекта у детей, опережающий свой возраст, будет зависеть от их ценностных ориентаций, формирующих установок.
Нужно учитывать, что быстрый темп умственного развития затрагивает как разные стороны интеллекта, так и черты личности. Возрастание зрелости в одних отношениях может сочетаться сохранением инфантильности в других.
О воспитании одаренных детей.
Трудности могут начаться с того, что ребенок склонен постоянно привлекать к себе внимание. Стремительное выполнение заданий, готовность правильно ответить на вопрос – для него желанная умственная игра, состязание. При этом ему мало того, что дается узнать и сделать на занятии. Можно, чтобы удовлетворить его познавательную потребность, давать ему решать задания вперед, позволить приносить ему книги, разрешить читать их на уроке. Наиболее способные дети нуждаются в нагрузке, которая была бы подстать их умственным силам.
Немалая часть детей с ранним подъемом способностей как-то приспосабливается к общим требованиям. Но происходит это за счет ослабления или потери некоторых ценных особенностей, отличающих таких детей. Они становятся менее самостоятельными, тормозят свою любознательность и порывы к творческим проявлениям. Их возможности становятся невостребованными.
Выступает одна из показательных черт незаурядных детей – упорнейшее нежелание делать то, что ему неинтересно.
Сильные и слабые стороны ребенка с признаками умственной одаренности взаимосвязаны, переходят друг в друга. При высоком уровне интеллекта капризы и упрямство выступают резче, заметнее.
На детях описываемой категории ярко видна справедливость выражения: наши недостатки – продолжение наших достоинств. Так, опережение сверстников может порождать зазнайство и тщеславие. Умственная самостоятельность, установка на познавание могут оборачиваться своеволием, противопоставлением себя окружающим.
Способности и одаренность.
Одаренного ребенка нельзя не заметить, он всегда бросается в глаза, выделяется среди других своими особыми склонностями и возможностями в каком-либо виде деятельности. Чтобы обнаружить одаренного ребенка,не обязательно использовать специальные психодиагностические методы. Достаточно уметь наблюдать, беседовать, анализировать увиденное и услышанное.
Чтобы понять, как проводить работу с одаренными детьми, следует уяснить, что представляет собой феномен ранних способностей и как с научных позиций объясняется их развитие.
Способности – это такие индивидуально-психологические особенности человека, которые содействуют успешному выполнению им той или иной деятельности и не сводятся к имеющим у него знаниям, умениями навыкам. Способности чаще всего относятся к учению или тем видам деятельности, которыми он занимается дополнительно. Соответствующая деятельность является необходимым условием не только для выявления, но и для развития способностей.
Человек не рождается с готовыми способностями. Врожденными являются лишь задатки, т. е. анатомо-физиологические предпосылки формирования способностей. На основе их под влиянием обучения и воспитания, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром развиваются его способности.
Как обнаруживают себя высокие способности? По легкости и быстроте продвижения их обладателей в каком-то виде деятельности, по значительности и своеобразию достигаемых результатов.
Для детей с ранним подъемом общих способностей характерен быстрый темп обучения. Некоторые из них (интеллектуальные вундеркинды) стремительно развиваются в умственном отношении и далеко опережают своих сверстников.
Дети с ярким проявлением специальных способностей чаще всего характеризуются обычным общим уровнем развития интеллекта и особой склонностью к какой-либо области искусства, науки или техники. Специальные способности раньше проявляются в тех видах деятельности, где требуются специальные задатки или формальные качества ума. Позже они обнаруживаются там, где нужен определенный жизненный опыт.
Способные дети, которых можно отнести к третьей категории, не идут впереди сверстников по общему развитию, но их отличает особое своеобразие умственной работы, которое указывает на незаурядные способности. Своеобразие заключается в особой оригинальности и самостоятельности суждений, в неординарности точки зрения по разным вопросам и пр.
Одаренный ребенок в отличие от одаренного взрослого – это еще несформировавшийся человек, его будущее пока неопределенно, его способностям только еще предстоит раскрыться.
Термин «одаренность» по отношению к детям нужно считать условным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по развитию творческих способностей у дошкольников с предпосылками одаренности «Одаренные дети»
Выявление одарённых детей должно начинаться уже в ДОУ на основе наблюдения за ребенком, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Одарённые дети: имею...
Программа по развитию творческих способностей у дошкольников с предпосылками одаренности «Одаренные дети»
Актуальной задачей развития современного детского сада является создание условий для развития инновационного образовательного пространства, способного обеспечить высокий уро...
Перспективное планирование одаренных (способных) дошкольников во второй младшей группе «Одуванчик»
Перспективное планирование одаренных (способных) дошкольников во второй младшей группе «Одуванчик» Речевое развитие включает: Владение речью как средством общения и культу...
Перспективное планирование одаренных (способных) дошкольников детей в средней группе «Колокольчик»
Перспективное планирование одаренных (способных) дошкольников детей в средней группе «Колокольчик»...
Нетрадиционное рисование для детей 4-5 лет "Цветущая сакура". Цель: развить мелкую моторику рук, творческие способности, интерес у детей дошкольного возраста к использованию нетрадиционных средств и техник рисования.
КонспектЦветущая сакура. Нетрадиционное рисование. Цель: развить мелкую моторику рук, творческие способности, тнтерес детей дошкольного возраста к использованию нетрадиционной техники в рисовании...
Семинар-практикум для педагогов «Педагогические наблюдения как способ уточнения реальных достижений, способностей, интересов, образовательных потребностей и возможностей детей раннего и дошкольного возраста»
Уточнение представлений о задачах и методике ведения педагогических наблюдений; о способах и условиях интерпретации и использования полученных в ходе наблюдения фактов....
Обеспечение с помощью современных образовательных технологий учета индивидуальных особенностей одаренных детей и/или детей, проявляющих стойкий интерес к занятиям
Фото различных занятий с одарёнными детьми в разных группах...