Кое-что о дидактических играх
статья на тему
Влияние дидактических игр на младших и старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry.docx | 19.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома,в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с людьми, мировосприятие ребенка определяется той информацией, которую он получает по радио, телевидению. Дошкольнику не свойственна созерцательность, он стремиться к активному взаимодействию с окружающей его средой. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Но это же и порождает у ребенка множество вопросов. Мир пробуждает любознательность у маленького человека, желание узнать больше.
Игра помогает удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами.
Для обучения через игру созданы дидактические игры. Их особенность состоит в том, что задания предлагаются в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с предметами, учатся культуре общения друг с другом. Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организационных отношений.
Дидактическую игру следует использовать как звено между учебной и самостоятельной игровой деятельностью.
2 младшая группа.
Дидактические игры способствуют более глубокому познанию детьми младшего дошкольного возраста окружающей действительности- предметов, действий, отношений между людьми и т. д. Они имеют огромное значение для самостоятельного использования ими полученных знаний, в т. ч. в сюжетно- ролевых играх.
Именно с этой целью во многих дидактических играх применяется прием «перевоплощения в игровую роль» (работников д/с, людей разных профессий), что стимулирует естественный переход младших дошкольников от подражательной к сюжетно- ролевой игре.
Игры для малышей построены таким образом, чтобы в течение 15-20 мин. все дети активно действовали. Это обеспечивается также и раздаточным материалом, которого должно хватить на всех. Подготовка к игре обычно отнимает много времени, но это необходимо для вовлечения в игру всех детей.
Дидактические игры предполагают необходимость сотрудничества детей с воспитателем (во время подготовки к игре, проверки исполнения задания) и друг с другом (во время исполнения игровых действий). Очень важно при проведении и объяснении игры обращать внимание детей на это, ведь дидактическая игра –средство не только обучения, но и воспитания.
Средняя группа.
Дети пятого года жизни уже обладают довольно обширными знаниями об окружающем мире. Однако, в них преобладает фрагментарность, поверхностность, нечеткость представлений о предметном мире и особенно о взаимоотношениях и деятельности людей. Восполнить эти пробелы позволяет детям изучение способов практического применения знаний, навыков, представлений. Некоторыми способами дети овладевают в реальных повседневных ситуациях действия, общения. С другими могут познакомиться только в условиях воображаемой ситуации, создаваемой в игре, которая также облегчает постижение детьми основных нравственных норм.
Детей старшего среднего возраста уже можно учить обобщениям представлений, способам классификации и группировки предметов.
Целесообразно объединять детей в небольшие подгруппы, это позволяет активно действовать каждому ребенку, оценивать выполнение правил другими детьми. Дети средней группы активно вовлекаются воспитателем в процесс подготовки игры, распределения дидактического материала, определение роли каждого. А воспитатель, организуя и направляя игру, выступает в роли исполнителя игрового задания, советчика, часто поручая функции ведущего одному из детей.
Старшая группа.
Дети старшего дошкольного возраста уже способны к самостоятельным выводам, заключениям, обобщениям. Задания многих игр, направленных на детей старшей группы, предполагают сотрудничество ребят, совместный выбор картинок, игрушек, маршрутов, их сравнение, обсуждение особенностей предметов, способов их классификации. Это способствует активизации имеющихся у детей знаний, способов их применения в реальной и условной ситуациях. В процессе совместного выполнения задания происходит взаимный обмен знаниями, опытом.
Многие игры предполагают взаимный контроль и оценку действий, решений сверстников. Это усиливает влияние детей друг на друга, повышает их самостоятельность и ответственность за ход игры и ее результат.
Роль воспитателя состоит в основном в том, чтобы помочь ребенку сделать правильный выбор, поддержать и активизировать положительное влияние детей друг на друга, предупредить или нейтрализовать отрицательное.
Подготовительная группа.
Дети этой группы должны уметь самостоятельно выполнять любое игровое задание. Почти все темы им знакомы, новыми оказываются правила, ситуации.
Жизненный опыт детей этого возраста значительно полнее, шире, поэтому городские дети свободно ориентируются в сельскохозяйственной тематике, и наоборот. Рекомендуется варьировать ход игры, использовать как можно больше вариантов, что позволит сохранить у детей интерес к играм и откроет возможности для творческого разрешения игровых ситуаций.
Следует побуждать детей самим ставить игровые задания и определять правила. Это укрепит их сознательное и требовательное отношение к общим для всех нормам поведения. Характерно, что придуманные ими самими правила дети соблюдают более строго, чем предложенные взрослыми: ведь они- плод их выдумки, фантазии.
Проводить игру можно со всей группой или же небольшими подгруппами. Маленькую группу легче организовать, в ней лучше проявляется активность каждого, выявляются отношения между детьми. Когда игра уже хорошо известна детям, можно проводить ее со всей группой, т. к. возможные трудности уже преодолены в играх с подгруппами детей. Затем опять можно проводить игры в маленьких группах, но уже иначе: дети играют самостоятельно, ибо задания и правила ими уже хорошо усвоены. Остается один шаг к сюжетно- ролевой игре, в которую может перерасти практически каждая дидактическая игра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
подборка игр: "Дидактические игры" "Дидактические игры по патриотическому воспитанию" "Игры малой модвижности" "" "Игры на развите слухового внимания"
Развивающие дидактические игры...
Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».
Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...
Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...
Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни
Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...