Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя на занятии.
материал на тему

Смагина Любовь Александровна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Взаимодействие музыкального руководителя

и воспитателя на занятии.

         

    Уважаемые педагоги, сегодня мы с вами рассмотрим одну из актуальных проблем, касающуюся особенностей взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя на занятии.

    То, что такое сотрудничество необходимо и должно быть в целостном образовательном процессе детского сада, не вызывает сомнений. Остается открытым вопрос: каким оно должно быть и как его организовать? Чтобы ответить на него, обратимся к анализу имеющегося опыта такого сотрудничества.

    Педагогическое взаимодействие между воспитателем и музыкальным руководителем характеризуется единством цели, в качестве которой выступает музыкальное развитие ребёнка как главного объекта педагогических отношений.

    Педагогическое взаимодействие должно основываться на следующих принципах:

– Принцип диалогизации. Заключается в том, что воспитатель и музыкальный руководитель должны занимать личностно-равноправную позицию в вопросах музыкального развития дошкольников. Для реализации этого принципа каждый участник взаимодействия должен иметь прочные навыки музыкальной деятельности.

    Педагог, музыкальный деятель, один из авторов методики музыкального воспитания дошкольников Ольга Петровна Радынова,  выдвинула единые требования к личностным качествам музыкального руководителя и воспитателя:

·  увлеченность музыкой, музыкальная эрудиция, творческие способности;

·  пытливость;

·  инициативность;

·  артистизм;

·  находчивость;

·  изобретательность;

·  организованность;

·  ответственность;

·  любовь к детям;

·  культура общения;

   И если эти требования обеспечиваются личными и профессиональными качествами педагогов, то их взаимодействие будет связано с взаимным обогащением профессионального опыта.

– Рассмотрим следующий принцип индивидуализации – это использование каждым участником взаимодействия существенных преимуществ в выполнении определенных видов деятельности. Вдохновителем и организатором процесса музыкального воспитания и развития дошкольника в детском саду является музыкальный руководитель при помогающем участии воспитателя.

    Рассмотрим  задачи профессиональной деятельности музыкального руководителя и воспитателя.

Традиционный подход к профессиональному сотрудничеству

и сотворчеству музыкального руководителя и воспитателя ДОУ

Профессиональные задачи 

музыкального руководителя ДОУ

Задачи музыкального воспитания дошкольников, решаемые воспитателем

1. Организация и проведение занятий в каждой возрастной группе.

2. Организация и проведение праздников, программ развлечений в детском саду. 

3. Руководство работой воспитателя в области музыкального развития детей посредством консультаций и групповых занятий. 

4. Работа с родителями (консультации, индивидуальная беседа.)        

1. Помощь в процессе проведения музыкальных занятий: петь и двигаться вместе с детьми, помогать разучивать новые песни, игры, танцевальные движения, следить за выполнением заданий.

2. Организация педагогических условий, содействующих развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников. 

( Музыкальный уголок.)

3. Отбор музыкально-дидактического материала для решения разнообразных задач воспитания и развития детей. 

4. Организация самостоятельной музыкально-творческой деятельности детей.

5. Работа с родителями.

 

  Выполняя свои профессиональные задачи, музыкальный руководитель и воспитатель, дополняя друг друга, создают положительный эффект.

 – Принцип проблематизации.  Чтобы реализовать этот принцип, необходимо понимание такой важной функции педагогической деятельности, как обеспечение целостности воспитательно-образовательного процесса, что выражается в совместном планировании работы по музыкальному развитию детей. На музыкальных занятиях мы часто грешим тем, что в процессе подготовки к утренникам не успеваем проводить слушание, хотя именно слушание является важным разделом музыкального воспитания, т. к., если ребёнок умеет слушать – он умеет многое. Но именно этот раздел легче всего компенсировать воспитателю, включая музыку для слушания в занятия по ознакомлению с окружающим, лепке, рисованию. Причём беседа по таким слушаниям должна быть сведена к минимуму. Дети слушают музыку, воспитатель объявляет им название или предлагает детям придумать его. Просит рассказать о том, что они представили, когда слушали эту музыку, какой у неё характер:  весёлая – грустная, быстрая – медленная, лёгкая, воздушная, мечтательная или тяжёлая, страшная и т. п.

Т. о., в результате тесной взаимосвязи  задач музыкального и общего развития, появляется понимание взаимосвязи деятельности воспитателя и музыкального руководителя.

    Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя я предлагаю вам рассмотреть на примере занятия по развитию музыкальных способностей дошкольников в старшей группе по программе И. Каплуновой и И. Новоскольцевой – «Ладушки».

    

Формы, виды музыкальной деятельности

Музыкальный репертуар

        Задачи

Зона деятельности педагогов

(музыкального руководителя и воспитателя)

1.Приветствие

 

Организовать детей.

Воспитатель приветствует музыкального руководителя вместе с детьми.

2. Музыкально-ритмические движения.

Упражнение «Топотушки». Русская народная мелодия.

Учить согласовывать движения с  музыкой. Двигаться топающим шагом и при смене музыки – хороводным, оттягивая носки.

Муз. руководитель – напоминает детям  движения,  аккомпанирует на фортепиано. 

Воспитатель – двигается под музыку вместе с детьми. Даёт оценку деятельности детей. Работает над движениями.

3. Слушание.

«Мышки» А.

Жилинского

Развивать музыкальную память, звуковысотное чувство, эмоциональную отзывчивость на музыку.

Муз. руководитель – проводит беседу, исполняет произведение на фортепиано или включает аудиозапись. Воспитатель – слушает вместе с детьми.

4. Пение.

«Снежная песенка» 

Д. Львова-Компанейца

Учить детей петь лёгким звуком в оживлённом темпе, передавая весёлый характер песни.

Муз. руководитель – беседа, исполнение. 

Воспитатель – исполнение с детьми.

5. Пляска.

«Отвернись-повернись». Карельская народная мелодия.

Учить двигаться легко, чётко выполнять хлопки и притопы.

Музыкальный руководитель – напоминает детям движения танца. Отрабатывает движения.

Воспитатель – танцует при необходимости в паре с ребёнком.

6. Игра

Игра «Догони меня!». Любая весёлая мелодия.

Развивать сноровку, внимание детей. Создать радостную атмосферу.

Муз. руководитель – объясняет правила игры. Играет на фортепиано или включает аудиозапись.

Воспитатель – участвует в игре.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. «Дошкольное воспитание» № 5 - 2007 г.
  2. «Методика музыкального воспитания в детском саду» под ред. Н. А. Ветлугиной,   М., 1982 г.
  3. «Музыкальное воспитание дошкольников» О. П. Радынова, А. И. Катинене,

      М. П. Палавандишвили, М., 1994 г.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя на занятии

  Предлагаю вассмотреть одну из актуальных проблем, касающуюся особенностей взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя на занятии.    То, что такое сотрудничеств...

Статья на тему "Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя на занятии"

quot;Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя на занятии"...

Консультация для воспитателей "Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя на занятиях по музыке и музыкальных праздниках"

Каждый из специалистов решает свои задачи, но цель в конечном итоге у всех одна - развитие личности ребенка, социализация его в обществе....

Памятка для воспитателей "Правила взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя на музыкальном занятии в детском саду"

Памятка "Правила взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя на музыкальном занятии в детсом саду"...