Сюжетно-ролевая игра "Школа"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Сюжетно-ролевая игра «Школа».
Программные задачи: содействовать закреплению умения у детей самостоятельно распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли; понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней; расширять сферу социальной активности ребенка и его представления о жизни школы, предоставив ему возможность занимать различные позиции взрослых и детей (учитель – ученик – директор школы).
• Предметно-игровая среда (оборудование): школьные принадлежности; доски; журналы; указки; карты, атласы; дневники; предметы-заместители.
• Примерные игровые действия: поступление в школу; подготовка к школе, приобретение необходимых школьных принадлежностей; 1 сентября – торжественная линейка; урок; перемена; уход домой.
Ход игры:
Подготовку к игре педагог может начать с беседы о том, что дети через год пойдут в школу: «Кто будет хорошо считать, играть, рассказывать, хорошо вести себя, тот пойдет в школу».
Об экскурсии в школу воспитатель предупреждает детей за несколько дней, чтобы они ждали этого события, чтобы у них создалось особое, приподнятое, даже торжественное настроение: «Пройдет четыре дня, и мы пойдем на экскурсию в школу. Надо хорошо себя вести. В школе мы с вами посмотрим, как ребята сидят на занятиях, учатся, как отдыхают после занятий на перемене».
Педагог заранее договаривается о времени экскурсии, чтобы к приходу детей в школе подготовились. Школьники могут смастерить для малышей какие-нибудь поделки из бумаги, картона. Прийти в школу детсадовцам нужно во время урока; пока все учащиеся в классах, педагог водит детей по коридору, показывает им, как много в школе классов, рассказывает: «Во всех учатся дети, сейчас в коридоре никого нет, потому что идет урок, ученики занимаются: они пишут, читают, рассказывают, считают. Когда урок закончится, прозвенит звонок и они выйдут из классов, начнется перемена».
Также воспитателю надо привлечь внимание детей к тому, что в школе очень чисто, школьники не пачкают полы, стены, не сорят, вытирают ноги при входе в школу. Они дежурят в раздевалке, классе, коридоре. Надо показать детям столовую, зал, кабинет врача, мастерскую и рассказать об их назначении.
Потом детей отводят в класс, чтобы они видели, как школьники сидят за партами, как аккуратно на парте сложены тетради и книги, а на крючке висят портфели, показать, в каком порядке у детей тетради и учебники – чистые, целые, обернуты в обложки. Дети должны увидеть, как ученики встают, здороваясь и прощаясь, если в класс входят или из класса выходят взрослые, как поднимают руку, если хотят ответить, как встают, отвечая учительнице.
Малышам надо обязательно поблагодарить школьников за подарки. После того как прозвенит звонок, воспитатель должен объяснить дошкольникам, что урок закончился, школьники сейчас пойдут отдыхать на перемену в коридор, а дежурный откроет форточку, вытрет доску и подготовит класс к новому уроку. Нужно показать, как спокойно, не толкаясь, ученики выходят из класса в коридор, как играют, как по звонку строятся возле своего класса и дежурный впускает их в класс, как они встают, приветствуя входящего учителя. После этого гости должны поблагодарить хозяев, попрощаться и пригласить их к себе в детский сад.
После экскурсии желательно рассмотреть с детьми у себя в группе открытки, картинки, на которых изображена школьная жизнь, объяснить детям непонятное, задать вопросы, составить рассказы. Затем можно предложить детям нарисовать рисунки на тему «Школа».
Через день или два во время прогулки педагог может подойти с детьми к школе и рассказать о ней: большая, красивая, светлая, ее строило много рабочих, чтобы детям было удобно учиться; школу надо беречь. Нужно показать детям, как одни ученики уходят из школы домой, а другие идут на занятия (если есть вторая смена).
На занятиях воспитателю совместно с детьми надо изготовить ряд вещей, нужных для игры в «школу»: склеить портфели, пеналы, сделать маленькие тетради, альбомы для рисования, раскрасить маленькие палочки, превратив их в ручки, и положить вместе с маленькими карандашами в пеналы, а пеналы – в портфели и т. д. Воспитателю следует объяснить детям назначение всех школьных принадлежностей, чтобы процесс изготовления игровых предметов был осмысленным.
Также дети готовят кукольные фигурки, вырезают их из картона, рисуют одежду.
Когда все приготовления к игре будут сделаны, педагог с детьми рассматривает картинку, на которой изображен какой-нибудь эпизод из школьной жизни. Можно показать дошкольникам фильм или мультфильм о школе.
В начале игры педагог предлагает детям «построить» школу. Можно по рисунку-образу или дать возможность пофантазировать. Когда школа будет «построена», надо «организовать» в ней класс и коридор, затем «оборудовать» класс, расставив в нем «парты» и «стол» для учительницы, сделанные из крупного строительного материала или склеенные из картона.
Затем педагог раздает ребятам картонные фигурки и говорит: «Вы – папы и мамы. Это ваши дети. Им надо учиться в школе. Нужно купить в магазине портфели, тетради, альбомы, карандаши, пластилин, пенал; в парикмахерской подстричь дочку или сына; сходить к доктору. Он посмотрит, здоровы ли дети. Если дочка или сын больны, надо вылечить, а потом вести в школу». Затем папы и мамы должны привести детей в школу, потому что дети еще не знают дороги.
После этого игра начинается. Дети идут в магазин за покупками, потом в парикмахерскую, в поликлинику. Когда «папы» и «мамы» приводят своих детей в школу, там их встречает учительница (первый раз эту роль берет на себя воспитатель). Учительница здоровается с детьми, знакомится с ними и говорит, что она будет их учить. После этого предлагает родителям попрощаться с детьми и уводит детей в школу, где объясняет им, показывая класс, что они будут здесь учиться писать, считать, рисовать, лепить, потом ведет их в коридор, зал и т. д., по пути рассказывая, что и где они будут делать. В классе учительница рассаживает детей за парты, помогает повесить их портфели на место и начинает урок. Во время перемены дети выходят из класса, ходят по коридору, играют, завтракают в столовой и т. д.
Дети играют с картонными куклами, наблюдают, как и что делает воспитательница, какие роли придумывает для игрушек. Игра в «школу» заканчивается тем, что детей отпускают домой, их встречают родители, они готовят с ними уроки.
Через определенное время воспитатель предлагает ребятам поиграть самостоятельно, внимательно следит за игрой и в случае необходимости советом или своим участием оказывает помощь в развитии замысла, сюжета игры.
Затем педагог может предложить детям играть в «школу» без кукол. Дети распределяют игровые роли – учитель, ученики, директор, вахтер, договариваются о том, что все роли будут разыгрывать поочередно. Затем обсуждают, какие у них сегодня будут уроки. Игра начинается. Учитель ведет уроки, ставит оценки, ученики выполняют все его требования; директор присутствует на уроке, следит за его ходом, поведением учеников и делает записи в своей тетради; вахтер дает звонок. После проведения всех уроков по расписанию роли меняются.
Воспитатель может посоветовать ребятам следующие сюжеты игры: одним детям взять с собой в школу завтрак, другим – позавтракать в школьной столовой; напомнить всем детям: не опаздывать на урок, слушаться учительницу, осторожно переходить улицу по дороге в школу; устроить в школе праздник – украсить класс и подготовить выступления, пригласить на праздник малышей из детского сада (детей из другой группы) и т. д.
После каждой игры воспитатель проводит обсуждение. Если в разыгрывании ролей дети допускают ошибки, нарушают внутренние правила игры (например, учитель кричит на детей, часто их наказывает, директор и уборщица не знают, что им делать в игровых ролях), воспитатель предлагает детям варианты более правильного и интересного ролевого поведения. Лучше, если воспитатель возьмет на себя роль директора. Это позволит ему непосредственно обогатить содержание игры в воображаемой ситуации.
Он вызовет к себе в кабинет учителя и посоветует ему, как нужно вести себя с детьми, как организовать игры и хороводы с детьми на переменах; поможет правильно составить расписание уроков; пригласит на работу учителей-предметников по физкультуре, ритмике, пению (чтобы многие дети смогли побывать в активных ролях).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие ( развитие речи, ручной труд и сюжетно-ролевая игра) в форме проекта «Безопасный маршрут: дом – детский сад» и сюжетно – ролевой игры «Школа» подготовительная группа Автор: воспитатель: Свинцова Е.А. МКДОУ д/с «Колокольчик» п.Пур
Цель:Продолжать обучать детей связной монологической и диалогической речи в процессе проектной, совместной деятельности; обучать безопасному поведению, правилам дорожного движения; расширять представл...
Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.
Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...
Влияние современных условий на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников. Сюжетно-ролевая игра, как условие социализации дошкольников
Современные исследования игровой деятельности дошкольников привели к выводу, что игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. С этой це...
Сюжетно – ролевая игра «Школа» В подготовительной группе компенсирующей направленности №9 «Ромашка» Сюжетно-ролевая игра «ШКОЛА»
Сюжетно – ролевая игра «Школа» В подготовительной группе компенсирующей направленности №9 «Ромашка»Сюжетно-ролевая игра «ШКОЛА»Цель: Познакомить дошкольников с сюжетно – ролевой игрой «Школа»...
Проектирование сюжетно-ролевой игры «Поездка на спортивную базу «Здоровейка» в средней группе» Конспект по руководству сюжетно-ролевой игры
Проектирование сюжетно-ролевой игры «Поездка на спортивную базу «Здоровейка» в средней группе»Конспект по руководству сюжетно-ролевой игрыАвтор проекта: Лобанова Татьяна Михайловна, ГБОУ Прогимназия «...
Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника»
Задачи:1) расширение представлений об окружающем;2) формирование игровой деятельности: а/ развивать сюжет б/ обучение игровым действиям (объединение в игре, взаимодействие по ходу иг...
Оформление сюжетно-ролевых игр в соответствии с возрастом и требованиями ФГОС. На примере сюжетно -ролевой игры "Больница".
Дошкольный возраст самый благодатный возраст для игр т. к. это ведущая детская деятельность.Хочу предложить Вашему вниманию подборку сюжетно-ролевой игры «Больница», её изменения и дополнения в соотве...