Русские народные игры
картотека (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Русские народные игры
Игры своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем.
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Нам хотелось бы сделать их достоянием наших дней.
Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.
Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зачастую прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится задуманное. Этому придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые.
Взрослые пересчитывались стали пересчитываться и дети. Ведь многие детские игры имитируют серьезные занятия взрослых охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и др.
Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, использовались оговорки: кого выбираешь? что выбираешь? что возьмешь?
В данной подборке собраны русские народные игры, в которые принято было играть во время проведения обрядовых праздников, посвященных разным циклам земледельческого календаря, а также считалки и скороговорки.
Золотые ворота
Играющие берутся за руки, образуя круг. В центре его встают двое играющих, берутся за руки и поднимают их вверх делают «золотые ворота». Рядом с «воротами» втыкают ветку.
Один их участников игры водящий. Он проходит через «золотые ворота», подходит к кругу и ребром ладони разрывает руки одной из стоящих там пар. При этом все поют:
В золотые ворота проходите, господа:
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз не пропустим вас!
Играющие, руки которых разъединил водящий, бегут в разные стороны по кругу к воткнутой в его центр ветке. Первый, выдернувший ветку, идет в «золотые ворота», а проигравший встает в пару с водящим в крут.
Покров
Заря-заряница
Выбираются двое водящих. И водящие, и играющие стоят по кругу с каруселью. Затем идут хороводом и поют:
Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты расписные.
Один, два, три — не воронь,
А беги как огонь!
На последние слова водящие бегут в разные стороны. Кто первый возьмет освободившуюся ленточку, тот и победитель, а оставшийся выбирает себе следующего напарника.
Водяной
Играющие, взявшись за руки, образуют круг. Выбирается водящий «водяной». Он закрывает глаза и садится на корточки в центре круга. Играющие идут по кругу и говорят:
Дедушка-водяной,
Что стоишь ты под водой?
Выйди хоть на час
И поймай кого из нас!
Затем произносят: «Ночь»,— и приседают, а «водяной» с закрытыми глазами идет в любую сторону, стараясь кого-нибудь поймать. Поймав кого-нибудь, «водяной» старается узнать, кого он поймал: ощупывает голову, одежду. Если «водяной» узнал пойманного, то становится на его место, а пойманный и узнанный становится «водяным». Если пойманного «водяной» не узнал, то он еще раз выполняет эту роль.
Огородник и воробей
Выбираются «огородник» и «воробей». Остальные образуют круг, берутся за руки. «Огородник» поет:
Эй, воробей, не клюй конопель,
Ни моих, ни своих, ни соседовых.
Я за ту коноплю тебе ножку перебью.
«Огородник» бежит ловить «воробья». Дети «воробья» в круг впускают и выпускают, а «огородник» может ловить его только за кругом. Поймав
«воробья», «огородник» меняется с ним местами или выбираются новые водящие.
Бабочки и ласточка
Играющие изображают бабочек, водящий - «ласточка» - их ловит. Все поют:
Бабочки летают,
Пыльцу собирают,
На цветочек сели,
Дальше полетели.
Ласточка встанет
И бабочек поймает.
Пойманный становится «ласточкой».
Солнышко-ведрышко
Выбирают водящего - «солнце». Остальные дети - «спящие». Они поют:
Гори, солнце, ярче —
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.
На две первые строчки песенки играющие идут хороводом. На следующие две поворачиваются друг к другу лицом и делают поклон. Затем подходят ближе к «солнцу». Оно говорит: «Горячо», затем догоняет детей. «Солнце», догнав «спящего», дотрагивается до него. Он «просыпается» (выбывает из игры).
Мосток
Дети образуют крут, в середине стоит ребенок с веревкой в руке. Это «паучок». Все поют:
Паучок паутинку
Зацепил за травинку,
А потом за листок:
Получился мосток.
С начала пения «паучок» один конец веревки отдает кому-либо из стоящих в круге, а другой стоящему напротив. По окончании пения дети, у которых в руках веревка, присаживаются на корточки, натягивая веревку.
Остальные дети со словами «По мосточку пойдем, в гости к солнышку придем» переходят по «мосту». Отмечаются те ребята, кто ни разу не оступился и не упал в «речку».
«Алексей — с гор потоки»
Кораблики
(Игра для мальчиков)
Несколько мальчиков изображают кораблики. Остальные ребята делятся на две группы.
Мальчики, изображающие кораблики, «проплывают» друг за другом. Первая группа ребят бежит за ними с песней:
Дуй, дуй, ветерок, с запада на восток.
Кораблик гони до великой реки,
До великой реки, до широкой воды.
Вторая группа ребят бежит за корабликами с песней:
Кораблик плывет, товары везет
Все дешевые, все грошовые
Смолы да вару
На грош всего товару.
Дыму да ветру -
Ничего в трюме нету!
Горелки
Играющие поют:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят!
-Затем все встают в круг. Считалкой выбирают, кому «гореть». Выбранный тихо, закрыв глаза, приговаривает:
Горю, горю на камушке!
Горю, горю на камушке!
В это время играющие образуют из пар вереницу. Спрашивают «горящего»:
- Где стоишь?
Он отвечает:
- У ворот!
- Что продаешь?
- Квас!
- Лови же нас!
Как только произнесены последние слова, последняя пара врассыпную: один — направо, другой налево. «Горящий» бегает за ними и старается поймать. Кого ловит — тому «гореть».
Крута гора
Перед игрой делается из снега горка. Играющие ходят вокруг нее и поют:
Стоит крута гора среди нашего двора,
Супротив терема высокого,
Супротив кольца широкого,
Не пройти, не проехати,
Что ни конному, что ни пешему.
Потом по очереди прыгают через горку. Кто ее заденет, выбывает из игры.
Родничок
(Игра для девочек)
Рисуют «родничок». Участники встают друг за другом на одну сторону «родничка», обхватив друг друга за пояс, и поют:
Разлился родничок,
Золотой рожок,
У-ух!
Разлился ключевой,
Белый, снеговой,
У-ух!
По мхам, по болотам,
По гнилым колодам,
У-ух!
Спев песню, девочки боком перепрыгивают через «родничок» на другую сторону. При этом мешают друг другу, придерживают, старясь столкнуть в «воду». Кто из них коснется «воды» из игры выбывает.
Прялица
Играющие, взявшись за руки, образуют круг. В середине круга стоит «жених». Играющие ходят по кругу, приговаривая:
Прялица, кокорица моя.
С горя выброшу на улицу тебя;
Стану прясть да попрядывать,
На беседушку поглядывать.
После этих слов «жених» выбирает себе «невесту». Игра продолжается (другой «жених» выбирает себе «невесту»).
Рождественский сочельник
Два Мороза
На противоположных сторонах площадки отмечают линиями два «дома». Играющие располагаются в одном «доме». Выбираются два «мороза»: Синий Нос и Красный Нос. По сигналу «морозы» говорят:
Мы два брата молодые,
Два Мороза удалые,
Я Мороз Красный Нос,
Я — Мороз Синий Нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Все играющие хором отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз.
После слова «мороз» все играющие перебегают в «дом» на противоположной стороне площадки, а «морозы» стараются их «заморозить», коснувшись кого-нибудь рукой.
«Жгут»
Водящий ходит со жгутом (скрученной верёвкой). Играющие сидят на корточках, образован круг. Руки скрещивают сзади за спиной, стараются схватить жгут. Водящий за кругом отбивается от играющих и салит их. Осаленный становится водящим.
«В колечко»
Играющие стоят в кругу. Водящий, сложив руки лодочкой, незаметно передаёт колечко одному из играющих и творит: «Кольцо на крыльцо!» Играющие должны угадать, у кого колечко, и попытаться его задержать.
«Помазок»
На верёвочке подвешен небольшой кусочек хлеба. Руки водящего измазаны «опухой» (сажей из печи). Играющие стараются дотянуться и откусить кусочек хлебушка. Водящий защищает хлеб, измазывая лица играющих.
«Кулючки»
(Прятки)
Играющие выбирают «кулючку» - водящего:
«Раз, два - подхватили,
Три, четыре - раскрутили,
Пять, шесть, семь, восемь.
Выходить из круга просим».
Играющие стараются получше спрятаться, найденный первым становится водящим.
«Вселиственный мой венок»
(Игра-хоровод)
Играли на Семик, когда завивали венок. Девушки на Семиковой неделе традиционно водили хороводы вокруг берёзок, завивали веночки. Одной из девушек завязывают глаза. Играющие девушки водят вокруг водящей хоровод, поют. Затем останавливаются и обращаются к водящей с вопросом: «Вселиственный мой венок, где тебе место?» Водящий отвечает: «у сенцах», «на заборе». Девушке, чей венок выбрала водящая нужно исполнить её желание и находиться девушке необходимо именно в том месте, которое называет водящая.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»
В статье рассматривается вид деятельности дошкольников - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...
Статья по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме:" Русские народные игры. Их виды,содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста"
В статье по народному творчеству раскрывается игра, как основной вид деятельности дошкольников, даётся понятие игры, как средства самопознания, а также виды игр с примерами....
Конспект во второй младшей группе Тема: «Знакомство с русскими народными играми через русскую народную сказку «Курочка Ряба»
Цель: Воспитание интереса к русскому народному музыкальному наследию, развитие и обогащение музыкального кругозора детей, их эмоционального потенциала. задачи: 1....
МАСТЕР-КЛАСС «Русские народные игры: русские народные подвижные игры с гендерной направленностью»
Старший дошкольный возраст...
Игровой тренинг для родителей "русские народные игры как средство приобщения ребенка к русским народным традициям"
Русские народные игры…Они имеют многовековую историю, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции....
Мастер-класс для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через русские народные игры»
Систематизировать представления педагогов о русских народных играх через приобщение к истокам русской народной культуры....
Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.
Самостоятельная работа "Картотека игр". Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...