Музыкальное занятие как средство воспитания гармоничной личности
статья на тему
По мнению многих родителей, занятия музыкой так мало дают ребенку для жизни, ведь куда полезнее заниматься спортом или изучать иностранный язык.
Стоит ли каждому ребенку заниматься музыкой?
На этот счет у современной музыкальной педагогики разногласий нет. Учить музыке надо всех детей без исключения.
Каковы же задачи современного музыкального воспитания и что же на самом деле дают вашему ребенку музыкальные занятия, об этом расскажет моя статья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnoe_zanyatie_integratsiya.docx | 125.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Лилия Анатольевна Овечкина
Музыкальный руководитель
« Музыкальное занятие как средство воспитания гармоничной личности »
По мнению многих родителей, занятия музыкой так мало дают ребенку для жизни, ведь куда полезнее заниматься спортом или изучать иностранный язык.
Стоит ли каждому ребенку заниматься музыкой?
На этот счет у современной музыкальной педагогики разногласий нет. Учить музыке надо всех детей без исключения.
Каковы же задачи современного музыкального воспитания и что же на самом деле дают вашему ребенку музыкальные занятия?
Сегодня мы все хотим научить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умеющими импровизировать, решать проблемы творчески, верить в свои силы. Во времена быстрых перемен, подобно нашему, дети нуждаются в гибкости, независимости мышления, приспосабливаться и меняться, пробовать и ошибаться, пока нужное решение не будет найдено. И для достижения этой цели нет лучшего средства, чем уроки музыки, уроки музыкальной импровизации, активного творческого музицирования, которые станут для детей уроками жизни. Мы живем во время, когда окружающий нас мир активно меняется. И система образования не остается в стороне от перемен, в настоящее время она также претерпевает изменения и активно обновляется. Современная система дошкольного образования постепенно уходит от учебно-дисциплинарной системы воспитания, становится более ориентированной на личность ребенка. Это значит, что цель ее уже не только вложить в ребенка необходимые навыки и умения, но и воспитать в нем гармоничную личность, создав для этого максимально комфортные условия. Осуществление этой задачи реализуется посредством развития интегративных качеств дошкольников, то есть тех его качеств и свойств, которые в своей совокупности и создают его индивидуальность.
Что включают в себя интегративные качества?
Посещая дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) ребенок получает море впечатлений, ведь там он играет и общается, получает новые навыки и применяет их на практике, задает вопросы и получает на них ответы, учится сопереживать и делиться эмоциями, соблюдать правила, планировать свои действия и подчиняться распорядку. Все выше перечисленное является показателями развития интегративных качеств личности ребенка. Для того чтобы развитие ребенка стало гармоничным и всесторонним необходимо, чтобы уровни развития всех его интегративных качеств были одинаково высоки.
Как развиваются интегративные качества на музыкальных занятиях?
Помимо того, что главная задача музыкального занятия это воспитание культуры чувств, нравственности, приобщение к ценностям культуры, это еще и развитие в ребенке интеллектуального, эмоционального начала и творческих способностей. Главный девиз музыкального занятия: «пережить, понять, творить».
Само по себе музыкальное занятие является интегративным, так как включает в себя несколько разнообразных видов деятельности, в результате которых решается несколько задач. Дети свободно переключаются от одного вида деятельности к другому, при этом в памяти у них остаются самые яркие и интересные моменты. Задача интегративных занятий не только вложить в ребенка новые знания и умения, но и превратить его в активного участника процесса обучения, не давать ему заскучать, дать возможность самому принимать решения и делать выводы. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий.
Виды деятельности на музыкальном занятии
• Восприятие музыки.
• Музыкально- ритмическое движение
• Пение
• Музицирование
• Танцевальное творчество
. Игры хороводы.
Психологи, педагоги, выдающиеся композиторы отмечают: для того, чтобы полюбить музыку, надо, прежде всего, научиться ее слушать.
Слушание – один из трудных разделов музыкального воспитания дошкольников, но тем не менее очень нравится детям.
Думаю, что навыки умения слушать музыку ,понимать и любить ее, сохранятся у детей на всю жизнь. Во время беседы у ребенка развивается речь, мышление, обогащается словарный запас, расширяется кругозор. Новые знания о музыке, композиторах, музыкальных инструментах преподносятся в интересной форме. В поисковых ситуациях дети учатся нестандартно мыслить, высказывать свое мнение.
Музыкально-ритмические движения
Ребенок познает мир в движении, и чем многограннее эти движения, тем больше жизненный опыт малыша. Ребенок учится двигаться в соответствии с характером музыки, чувствовать ритм,
передавать разные образы. Этот вид деятельности развивает крупную и мелкую моторику,координацию движений, умение ориентироваться в пространстве. Помимо основных движений, дети учатся находить свои способы выражения в пластических этюдах, импровизациях.
Пение
Одним из важнейших и доступных видов музыкальной деятельности является пение.
Голос ребенка естественный инструмент, которым он обладают с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг. Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь, дыхание.
Пение самый мощный оздоравливающий вид деятельности. Пение развивает эстетический вкус ребенка, укрепляет память, учит взаимодействовать в коллективе, оценивать себя и других, это всегда положительные эмоции.
Игра на музыкальных инструментах доставляет огромную радость детям. Если учить детей систематически и последовательно, то в подготовительной группе все дети смогут играть на разных музыкальных инструментах. Работа в оркестре формирует коллектив, дети учатся вместе переживать, радоваться успехам. Для многих ребят игра на инструментах помогает выразить свои чувства, настроение. Эта деятельность открывает перед детьми новый мир звуков.
И наконец, последний, пятый вид музыкальной деятельности музыкальная игра – драматизация. Этот вид деятельности – один из самых любимых и популярных у детей и взрослых. Лучше всего формирование и развитие интегративных качеств дошкольников происходит в игре. Игра для дошкольников – самый лучший способ обучения, познания окружающего мира, моделирования жизненных ситуаций, недоступных для них в реальной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Пальчиковые игры – средство развития гармоничной личности»
Пальчиковые игры способствуют развитию доброжелательности, как между детьми, так и между ребенком и взрослым. Различные персонажи игр – пчелки, котята, поросята, зайчики привлекают детское внимание и ...
Интеграция непосредственно – образовательной деятельности, как средство воспитания гармонично – развитой личности дошкольника
презентация раскрывает основные аспекты интеграции нод, условия планирования и организации интегрированных педагогических мероприятий...
Развивающая предметно- пространственная среда на музыкальных занятиях как фактор воспитания гармоничной личности.
Хакимуллина Розалия Рашидовна, музыкальный руководитель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №2 «Чулпан» п.г.т. Кукмор» Кукморского муни...
«Пальчиковые игры – средство развития гармоничной личности»
«Пальчиковые игры – средство развития гармоничной личности»...
"Музыкальное воспитание дошкольника, как средство развития гармоничной личности"
В статье рассматривается проблема влияние музыки на развитие детей дошкольного возраста....
Игра как средство воспитания гармонично развитой личности ребенка.
Игра – это не только источник положительных эмоций, это ещё и возможность развивать качества, необходимые для дальнейшей жизни....
«Театрально-игровая деятельность – средство воспитания гармоничной, творческой личности ребенка-дошкольника ».
Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельност...