Формирование экологической культуры дошкольников.
материал на тему
Эссе к конкурсу "Воспитатель года" - моя педагогическая философия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_2.docx | 19.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе
Моя педагогическая философия.
Формирование экологической культуры дошкольников.
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдавали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни.
Каким будет мир, во многом зависит от нас и от тех основ, которые мы заложили в сознание детей – созидателей новой жизни. Экологические проблемы – это не только результат загрязнения окружающей среды « плодами» хозяйственной деятельности, но и последствия растущего дефицита экологического сознания. Формирование экологического сознания, экологической культуры – это длительный процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека.
В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.
Одним из приоритетных направлений нашего детского сада является экологическое.
Нам несказанно повезло, ведь Варваринский детский сад находится на территории Хоперского Государственного заповедника. Мы тесно сотрудничаем с сотрудниками ХГПЗ. Знакомимся: что же такое заповедник; с правилами поведения на территории заповедника, с работой отдела охраны, научного отдела. Участвуем в природоохранных акциях. На участке детского сада, мы с детьми развесили, сделанные своими руками, кормушки. Всю зиму, и сейчас до сих пор, мы подкармливаем прилетающих птиц. Наш детский сад был награжден дипломом за участие в акции «Покормите птиц» (конкурс «Птицы рядом с нами»).
В планах посещение музея, визит центра эколого-просветительского отдела, просмотр презентации о животных заповедника.
По профессии я учитель биологии и экологии, и это экологическое направление мне близко. Также проработав несколько лет сотрудником в Балашовском краеведческом музее, и методистом в Хоперском заповеднике накоплен определенный материал: методические разработки, конспекты занятий и др. Работа воспитателем в детском саду открыла для меня простор для самореализации в профессиональном плане.
Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребёнку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её, бережно относиться к ней. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться к живому, передавать определённые знания в области экологии – цель экологической работы в нашем детском садике.
Чтобы достичь в своей работе положительного результата, я перед собой поставила следующие задачи:
- воспитывать у дошкольников элементарные основы и знания экологической культуры;
- познакомить с представителями живой и неживой природы;
- сформировать у дошкольников эмоционально – положительное отношение к природе;
- воспитывать желание постоянно соблюдать правила поведения в природе;
– формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов;
– развитие способности воспринимать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления;
– развитие любознательности, творческого потенциала, фантазии и воображения.
Чтобы повысить эффективность экологического образования необходимо использовать различные формы и методы:
– ФЭЭП;
– наблюдения, беседы;
- экологические экскурсии, целевые прогулки;
- экологическая тропа;
- сотрудничество с ХГПЗ;
- экологические конкурсы, природоохранные акции, экологические праздники;
– обсуждение и проигрывание ситуаций;
– трудовой десант;
– экологические игры (дидактические, игры – путешествия, подвижные);
– экологические сказки, использование художественной литературы;
– инсценировки;
- уход за растениями в уголке природы, на участке детского сада;
- проекты (практическая, исследовательская, трудовая деятельности в природных условиях);
- работа с родителями;
- походы…
Предполагаемые результаты:
Чтобы убедиться в том, что моя работа по воспитанию экологической культуры у младших дошкольников не проходит зря и дает положительный результат, провести промежуточную диагностику.
Усвоить признаки сезонных изменения в природе. Знать о сезонных работах в саду, на огороде, о растениях, грибах, ягодах. Классифицировать животных по среде обитания (вода – гуси, лебеди, рыбы, лягушки). Классифицировать обитателей природы по признакам – дикие животные, домашние животные, перелетные и зимующие птицы, насекомые, рыбы. Знать, что для нормального роста и развития растений нужны три компонента: тепло, свет, вода; убеждаться в этом на опытах.
Уметь различать деревья и кустарники, знать травянистые растения, различать понятия: декоративный, плодовый.
Знакомиться с правилами поведения в природе. Обладать элементарными навыками ухода за растениями в уголке природы, на участке детского сада, дома.
У детей проявить ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода). Узнать особенности природы родного края.
У ребят сформировать стремление к исследованию объектов природы, научиться делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Элементарные экологические знания, полученные детьми дошкольного возраста, помогут им освоить предметы экологической направленности, понять природу и как ее беречь.
Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и поэтому должны её покровительствовать, беречь и заботиться о ней. Ребята должны уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и, по мере своих сил и возможностей, уметь противостоять действиям антигуманным и безнравственным.
Воспитатель МКДОУ «Варваринский детский сад
общеразвивающего вида» Короткова О.Е.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
театрализованно-экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольника"
Методические рекомендации включают: введене, храрактеристику и описание особенностей теаьрализованной деятельности детей, рассмотрение алгоритма применения игровых приёмов и технологий в процессе татр...
Методические рекомендации по организации сезонной экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры дошкольников
Методические рекомендации по организации сезонной экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры дошкольников...
Инновационный педагогический опыт по теме: «Формирование экологической культуры дошкольников по средствам экологической тропы".
Инновационный педагогический опыт по теме: «Формирование экологической культуры дошкольников по средствам экологической тропы"....
Театрализовано - экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников. Мастер-класс для педагогов
Цель мастер-класса - оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через театрализованные игры экологическог...
Мастер-класс "Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников"
Мастер-класс "Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников"...
Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста: «Формирование экологической культуры дошкольника через наблюдения объектов живой и неживой природы родного края в разное время года»
Дошкольное учреждение сегодня - это образовательное учреждение, где дети получают физическое, речевое, познавательное, художественно - эстетическое, социально-коммуникативное развитие.Экологичес...
Конспект мастер-класса с педагогами на тему «Экологические сказки как средство формирования экологической культуры дошкольников»
Конспектмастер-класса с педагогами на тему «Экологические сказки как средство формирования экологической культуры дошкольников»...