Семья - основа нравственного воспитания
статья на тему
Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому.
Родители пример тому. (В. Брант)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Елизарова Н.М, воспитатель
МАДОУ« Центр развития ребенка
– детский сад № 33 «Радуга»
Семья - основа нравственного воспитания
Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому.
Родители пример тому. (В. Брант)
Духовно-нравственные основы семьи - тема очень актуальная сегодня. К сожалению, в настоящее время количество расторгаемых браков остается большим. Во многих регионах страны распадается каждый третий брак. Среди множества причин развода, зависящих от самих супругов, на первом месте – незнание и невыполнение супругами нравственных основ семьи. А когда разрушаются семьи, расшатываются и устои государства. Так в обществе: его благоденствие зависит от каждой семьи. В подтверждение этому я хочу привести цитату: « Государство сильно не только мощью своей армии, твердостью своих законов и богатством своей земли, но и крепостью входящих в него малых государств – человеческих семей» (В.В. Путин)
Семейное воспитание — это, прежде всего, самовоспитание родителей, которые и предъявляют подростку единые требования с образовательным учреждением, воспитывают, прежде всего, на своем примере. Причем надо учить родителей рассказывать детям больше положительного о своей работе, о семейных традициях, об окружающих людях. По словам Макаренко, «воспитывает каждый квадратный метр Родины». «Воспитание родителей» — международный термин, под которым понимается помощь родителям в выполнении ими функций воспитателей собственных детей, родительских функций. Когда говорят о «воспитании родителей», имеют в виду вопросы влияния семьи на формирование ребенка и его развитие в целом, а также вопросы отношения семьи к обществу и культуре.
Великий философ, правовед, политический мыслитель, а также тонкий теоретик и историк религии и культуры Иван Александрович Ильин, считает «то, что выйдет из человека в его дальнейшей жизни, определяется в его детстве и притом самим этим детством. Детство есть счастливейшее время жизни: время органической непосредственности; время уже начавшегося и еще предвкушаемого «большого счастья»; время повышенной доверчивости и обостренной впечатлительности, время душевной незасоренности, искренности, время ласковой улыбки и бескорыстного доброжелательства. Чем любовнее и счастливее была родительская семья, тем больше этих свойств и способностей сохранится в человеке, тем больше такой детскости он внесет в свою взрослую жизнь».
В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой греховный эгоизм, в семье узнает, "что такое хорошо и что такое плохо".
И.А. Ильин называет семью "первичным лоном человеческой культуры". В семье ребенок осваивает основы культуры материальной и духовной. В общении с близкими взрослыми у ребенка формируются собственно человеческие формы поведения: навыки мышления и речи, ориентации и деятельности в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления, идеалы.
В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.
Только семья может воспитать семьянина: по мудрому слову И.А. Ильина, добрая семья дарить человеку "два священных первообраза, в живом отношении к которым растет его душа и крепнет его дух:
- первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту;
- и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение.
Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность.
Семья начинается с брака и в нем завязывается. Но человек начинает свою жизнь в такой семье, которую он сам не создавал: это семья, учрежденная его отцом и матерью, в которую он входит одним рождением, задолго до того, как ему удается осознать самого себя и окружающий его мир. Он получает эту семью как некий дар судьбы. Брак по самому существу своему возникает из выбора и решения, а ребенку не приходится выбирать и решать. Отец и мать образуют как бы предустановленную для него судьбу, которая выпадет ему на его жизненную долю, и эту судьбу он не может ни отклонить, ни изменить - ему остается только принять ее и нести всю жизнь. То, что выйдет из человека в его дальнейшей жизни, определяется в его детстве, отношением к своим родителям. И это всегда было основой нравственного воспитании наших предков.
Таким образом, всякая настоящая семья возникает из любви и дает человеку счастье. Там, где заключается брак без любви, семья возникает лишь по внешней видимости; там, где брак не дает человеку счастья, он не выполняет своего первого назначения. Научить детей любви родители могут лишь тогда, если они сами в браке умели любить. Дать детям счастье родители могут лишь постольку, поскольку они сами нашли счастье в браке.
Современный порядок жизни совсем другой, он провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современных родителей не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. И даже верующие люди часто не воспринимают общение с супругом и детьми как нечто духовно значимое в жизни.
В своей группе мы стараемся всю работу проводить совместно с родителями.
Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведение русских народных праздниках, в изготовлении атрибутов в мини-музее, в украшении группы к русским народным праздникам «Пасха», Рождество, Новый год, Масленица, участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах.
Мы не раз участвовали в конкурсах детского сада, в городских мероприятиях. Накопилось много работ родителей и детей. Поэтому решили организовать выставку « Жизнь дана на добрые дела».
Сейчас, молодые семьи предпочитают отмечать День влюбленных в феврале, как День святого Валентина. Но ведь это, как известно католический праздник.
Мы решили познакомить молодых родителей с житием святых Петра и Февронии – Муромских Чудотворцев.
На очередном родительском собрании предложили поговорить о святых. А девизом мероприятия взяли слова из христианской заповеди: « Да любите друг друга! Любовь – это истина и смысл жизни».
Удивительная история. Из глубины веков она пришла к нам, подтверждая старую как жизнь истину: супружеская верность – понятие святое, и подвиги семейной жизни значимы у Господа и щедро одарены. В заключение беседы пришли к выводу: житие святых Петра и Февронии учит нас великому и простому: верности, способности нести тяготы семейной жизни не как обузу, а как радость и желанный крест.
Одно из самых святых и заветных имён для русского сердца – преподобный Сергий Радонежский. Не оставив о себе писаний, Сергий будто бы ничему не учит. Но он учит именно всем обликом своим: одним он утешение и освежение, другим — немой укор. Безмолвно Сергий учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду, благоговению и вере.
Пример для молодых семей. Он был скромен, молчалив, кроток и ласков, не раздражался никогда, всегда слушался своих родителей. Любовь к родителям удерживала его в родной семье, и ради них он не уходил в монастырь. После смерти родителей Варфоломей вместе со старшим братом ушел в лес строить церковь. Эту церковь освятили в честь Святой Троицы.
Совместное мероприятие родителей и детей под названием «Святые угодники Божии. Преподобный Сергий Радонежский» многому научило. Удивительная история о святом, чудотворце и заступнике земли русской, никого не оставила равнодушным.
В конце, обсуждая его жизнь дети не стесняясь говорили о том , что они тоже хотели бы помогать людям, вырасти достойными людьми, любить своих родителей, уважать и почитать старших, дружить и прощать друг друга. Конечно, без поддержки взрослых, родителей это просто слова. Они быстро забудутся, если в семье не будет соответствующего примера. Поэтому такие мероприятия лучше проводить с родителями.
Итак, самое важное в воспитании - это духовно пробудить ребенка и указать ему перед лицом грядущих трудностей источник силы и утешения в его собственной душе.
Семья, внутренне спаянная любовью и счастьем, есть школа душевного здоровья, уравновешенного характера, творческой предприимчивости. Семья, лишенная этой здоровой центростремительности, растрачивающая свои силы на взаимное отвращение, ненависть, подозрения и «семейные сцены», есть настоящий рассадник больных характеров, психопатических тяготений, неврастенической вялости и жизненных неудач.
Прочность семьи требует ответственного совместного творчества.
Список литературы
1. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Религиозно-философская библиотека. М., Изд-во Библиополис, 2008.
2.Козлова С. Нравственное воспитание в современном мире// Дошкольное воспитание. – 2001. - № 9. – С. 98-101.
3.Тучкова Т. Русская нравственная традиция в воспитании// Народное образование. – 2001. - № 8. – С. 272-274.
4.Журнал «Дитя человеческое», - №5,6 2003г.
5.Журнал «Божий мир», - №5 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Семья-основа нравственного воспитания»
Формирование семейных ценностей у детей подготовительной к школе группе посредством драматизации татарской народной сказки "Три дочери"...
Семья - основа нравственного воспитания дошкольников
Детство - счастливейшее время жизни: время простой непосредственности; время уже начавшегося и еще ожидаемого «огромного счастья»; время высокой доверчивости и сильной впечатлительности, время душевно...
Формирование семейных ценностей у детей подготовительной к школе группе "Семья - основа нравственного воспитания"
Формирование отношения ребенка к соблюдению моральных норм и воспитание умение понимать важности семейных ценностей на основе татрской народной сказки " Три дочери" и рассказа В. Осеевой &qu...
Семинар для педагогов» «Формирование позитивных взаимоотношений в семье — основа нравственного воспитания дошкольников»
Семинар для педагогов»«Формирование позитивных взаимоотношений в семье — основа нравственного воспитания дошкольников»...
Презентация к выступлению "Формирование позитивных взаимоотношений в семье — основа нравственного воспитания дошкольников"
Презентация к выступлению "Формирование позитивных взаимоотношений в семье — основа нравственного воспитания дошкольников"...
Самообразование - Тема: "Формирование позитивных взаимоотношений в семье - основа нравственного воспитания дошкольников"
quot;Формирование позитивных взаимоотношений в семье - основа нравственного воспитания дошкольников"...
Формирование позитивных взаимоотношений в семье - основа нравственного воспитания дошкольников
Формирование позитивных взаимоотношений в семье - основа нравственного воспитания дошкольников...