"Чей дом под листом?"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №106 комбинированного вида
Невского района Санкт-Петербурга
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы
«Чей дом под листом?».
Воспитатель
Токарева Галина Александровна
193 231
Санкт-Петербург
Ул. Коллонтай д. 21, корпус 5, Литер А
Тел. 588-96-88
Тема: Чей дом под листом?
Цель: создать условия для развития познавательных способностей, развития речи, коммуникативных навыков детей.
Задачи:
- Закрепить знания детей о разнообразии насекомых, выделив их отличительные общие признаки (наличие шести лапок, туловища, разделённого на три части, усиков).
- Развивать общие способности на основе развития различных видов памяти, внимания, образного мышления, воображения.
- Активизировать словарный запас детей: насекомые, бабочка, стрекоза, муха, комар, оса, пчела, муравей, кузнечик, божья коровка, паук.
- Расширять словарный запас детей: беззащитный, полезный, нежный, острый, гибкий, жужжать, пищать, стрекотать, шелестеть.
- Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, к живой и неживой природе, доброе отношение к маленьким соседям на планете.
- Развивать умения и навыки групповой работы, способности слышать и слушать другого, понять его замысел.
Оборудование: демонстрационные картинки с изображением насекомых, открытки с изображением цветов, мнемотаблица.
Предварительная работа: наблюдение за насекомыми во время прогулки.
Ход непосредственно-образовательной деятельности.
- Введение.
Предлагаю вам отправиться на прогулку в лес. Чтобы оказаться в лесу, надо ответить на вопросы:
- Какое сейчас время года?
- Как вы догадались? (солнце светит мало и не греет, небо серое, часто идёт мелкий моросящий дождь, дует холодный ветер, желтеют и опадают листья с деревьев и кустов, вянет трава и цветы, улетают в тёплые края птицы, животные готовятся к зиме, спрятались насекомые, люди стали одеваться теплее…).
Молодцы! На вопросы ответили и оказались в лесу. Идем по тропинке вглубь леса.
Мы к лесной лужайке вышли, поднимая ноги выше,
Через веточки, пенёчки, через листики и кочки.
Кто высоко так шагал, не споткнулся, не упал.
- Чей дом под листом?
Летом, когда светило и грело солнышко, на лужайке среди красивых цветов можно было встретить старых знакомых: как будто вертолётики, над тем лужком кружат, и встрече с нами рады, стрекочут и жужжат. Что ж это за знакомые? Конечно ж, насекомые.
Насекомых вы узнаете, когда загадки отгадаете.
Дети слушают загадки, называют отгадку – насекомое. Выставляются демонстрационные картинки с изображением насекомых: пчела, бабочка, муравьи, кузнечик, стрекоза, жук, комар, муха, божья коровка, шмель, таракан, саранча, паук.
- Посмотрите внимательно на картинки и скажите, чем похожи насекомые?
(они маленькие, у них шесть лапок, есть усики).
Удивительные создания – насекомые. Они все нужны нашей природе.
- Скажите, пожалуйста, для чего нужны пчёлы? (они делают вкусный и полезный мёд).
- Для чего нужны муравьи? (они очищают лес от природного мусора, их называют санитарами леса).
- А зачем в природе существуют такие «вредные», на наш взгляд, насекомые, как мухи, комары, саранча? Они не приносят человеку никакой пользы, а лишь один вред.
Они являются кормом для птиц и некоторых животных.
В природе не существует «бесполезных» или «вредных» насекомых. Все они выполняют свою работу, играют свою роль.
- А какие насекомые самые красивые? (бабочки, стрекозы).
- Физкультминутка «Бабочка».
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
(дети под музыку выполняют танцевальные движения)
Цветы и насекомые не могут жить друг без друга. В каждом цветке можно увидеть насекомое.
Предлагаю вам игру.
- Игра «Угадай насекомое». Развитие воображения.
Детям показать открытку с изображением цветка и назвать насекомое. Дети проводят ассоциацию между цветком и насекомым. В итоге, дети, глядя на изображение цветка, называют насекомое, которое в нём спряталось.
Молодцы! С заданием справились. Но всё это происходило летом. А сейчас осень.
- Как изменилась жизнь насекомых с приходом осени? (насекомые исчезли, спрятались в свои домики).
- Куда могли спрятаться насекомые? (под кору, под листики, в сухую траву, под землю, в щели домов).
Предлагаю вам игру «Насекомые в домиках».
- Работа с мнемотаблицей.
В таблице нарисованы значки. Дети узнают в них насекомых.
Каждое насекомое поселилось в свой домик. Ваша задача: запомнить значки и зарисовать их в своих домиках. Помогут вам открытки.
Молодцы! С заданием справились. Пора возвращаться в группу.
- Итог. Вам понравилась прогулка? О ком мы сегодня говорили?
Мир насекомых очень интересен и многообразен. К этой теме мы не раз ещё вернёмся.
А сейчас закроем глазки и скажем волшебные слова:
«Раз, два, три – снова в группе мы».