План по самообразованию на тему: "Искусство в дизайнерском творчестве детей".
календарно-тематическое планирование (средняя группа) на тему
Дизайнерское творчество - интересное направление в искусстве. Дети знакомятся с интересными и увлекательными художественными техниками, различными художественными материалами и инструментами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Богучарский детский сад комбинированного вида «Улыбка»
План по самообразованию на тему: «Искусство в дизайнерском творчестве детей»
Средняя группа №4
Воспитатель: Молочаева А.В.
2014-2015
План самообразования педагога Молочаевой А.В.
учебный год | проблема | тема | этап | содержание работы | результат, форма отчетности |
2014-2015 гг. | недостаточное развитие способностей, важнейших для художественного творчества | «Искусство в дизайнерском творчестве детей» | 1 | ознакомление с новыми приемами, видами способами изотворчества | выставки консультации занятия |
Существует мысль, что искусство-
это способ продления детства.
С.П. Ломов
Мир детства – чудесный и таинственный остров в мире взрослых. Маленькие жители его знают, многое умеют, многое понимают, но у них пока мало жизненного опыта. Природа начинает эстетически восприниматься современным ребенком гораздо позднее, чем вещи, в среде которых он проводит большую часть жизни. На ранних этапах развития воспитательное воздействие среды осуществляется стихийно, но к старшему дошкольному возрасту это влияние осмысливается.
Дизайн (от англ. Слова - замысел, проект, рисунок), термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельности, имеющей целью формирования эстетических и функциональных качеств предметной среды. В узком смысле дизайн – художественное конструирование.
Целью художественно – дизайнерского образования является формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям.
На основе эстетических знаний и художественного опыта у детей формируется интерес к собственной изобразительной деятельности. Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительных явлений.
В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается вариативностью, гибкостью, подвижностью. Эти показатели относятся к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей.
Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает, как содержательное основание эстетического отношения ребенка, представляет собой систему специальных (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.
Полнота и точность восприятия образов зависят от овладения детьми выразительными средствами и эстетическими эталонами, которые ребенок присваивает так же, как всю духовную культуру (Выготский Л.С.) и от уровня владения операциями по соотнесению их со свойствами художественного объекта.
Ребенок в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществления под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры.
Художественное проектирование любой вещи требует умений рисовать, моделировать из бумаги, картона, лепить из глины, пластилина. Точно так же необходимо знание теоретических основ рисунка, композиции, цветоведения, декоративно-прикладного искусства, лепки, моделирования.
Выполнение рисунков предполагается на различных форматах листа, так как выбранный формат напрямую зависит от художественной техники, в которой воплощается рисунок. Для выполнения работ в объемной пластике применяются такие материалы как глина, пластилин, при конструировании и аппликации-бумага, картон, клей и т. д.
Характер построения работы позволяет обращаться к другим видам искусства (музыка, литература, видеозапись).
Цель занятий изобразительного искусства и художественного труда детей – приобщить дошкольников к наблюдению за окружающей действительностью. Формирование наблюдательности, внимательности к окружающей действительности и первичное освоение художественных материалов – основные задачи в этом возрасте.
Искусство, как предмет, должно стать стимулом для творчества и развития умственных способностей учащихся.
Что такое детский дизайн? И может ли ребенок быть дизайнером в полном смысле этого слова? Для того, чтобы разобраться в этом, вспомним, что само слово «дизайн» подразумевает «замысел», «задумку», «композицию». А задумать, составить план, сконструировать можно все что угодно.
Говоря о ребенке-дизайнере, мы зачастую подразумеваем ребенка-художника. На самом деле дизайн-это необычный взгляд на обычные вещи. Дизайн это красота плюс удобство. Например, дизайнерский стул не только необычен и красив по форме, на нем еще и удобно сидеть. Дизайн дверной ручки предполагает, что, с одной стороны, она привлекает внимание своей оригинальностью, с другой — с ее помощью легко и удобно открыть дверь.
Значит, главное для дизайнера — нестандартность мышления, фантазия, воображение, умение сочетать цвет и форму. Из этого следует, что для того, чтобы ребенок стал дизайнером, в первую очередь нужно развивать у него пространственное воображение, поощрять нестандартное видение окружающего мира.
Мы же нередко не поддерживаем фантазии ребенка, и если он рисует розового слона, то исправляем и говорим: так не бывает, слон должен быть серым. Сначала ребенок возражает: «Он же у меня сказочный, волшебный». Но если взрослый постоянно дает «правильный» образец, малыш фантазирует все меньше и меньше.
Занятия детским дизайном развивают у детей интеллект, культуру речи и общения, способности к анализу и обобщению, творческие способности, пространственное воображение, проектно – образное мышление. Дети начинают осознавать свое соавторство, авторскую компетентность, участвуя в создании объектов красоты, учатся благоустраивать быт, используя опыт дизайна в детском саду. Чтобы эффективнее приобщать ребенка к дизайну, нужно посещать с ним выставки, музеи и празднества. На прогулках по городу следует показывать детям своеобразие оформления витрин и рекламы, интерьеров и площадей, обращать внимание на внешний облик людей, их гардероб.
Таким образом, потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей – постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни. Эту потребность можно реализовать через занятия дизайном именно в дошкольном возрасте.
Поэтому в своей работе я обратилась к этой новой на сегодняшний день деятельности – детскому дизайну. Введение этой деятельности в жизнь детей дошкольного возраста способствует развитию всех сторон личности ребенка, в том числе и развитию художественного творчества.
Задачи художественно-дизайнерского развития детей:
- Знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, народное и декоративное искусство, дизайнерское искусство),
- Формировать эстетику среды, окружающую ребенка, стимулировать его творчество;
- Показывать, чем отличаются различные виды искусства, обсуждать их содержание, формировать эстетическое отношение;
- Расширять, систематизировать и детализировать содержание изобразительной деятельности детей; активизировать выбор сюжетов о бытовых, общественных и природных явлениях;
- Научить детей различать реальный и фантазийный мир;
Развитие руки, глазомера.
В рисовании – познакомить с разными техниками рисования акварельными и гуашевыми красками.
В аппликации – инициировать самостоятельный выбор детьми разных способов создания выразительного образа.
В конструировании – рассматривать, изучать объекты природы и объекты предметной среды; учитывать в работе: композиционную целостность, технологичность, единство предмета и среда и среды.
Поэтапный перспективный план работы педагога по самообразованию на 2014-2015 гг.
месяц | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
дети | см. Приложение | ||||||||
педагоги | консультация «Искусство в дизайнерском творчестве детей»; открытый просмотр | ||||||||
родители | Статья «Дизайн в жизни ребенка»; «Детский дизайн в детском саду» | Статья Детский рисунок-ключ к внутреннему миру ребенка»; анкетирование | статья «Развитие изо-деятелности в семье» | дизайн-проект «Чудесная бутылочка» | статья «Чем занять непоседу» | дизайн-проект «Красивые светильники» | дизайн-проект «Детское кафе «Улыбка» | статья «Спообы развития ифантазии и воображения» | фото-выставка детских работ за год |
оснащение образовательного процесса | см. Приложение |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сентябрь
№ | Вид деятельности | Тема | Задачи |
1 | рисование-экспериментирование | «Цветные стихи и картинки для Радуги» Материалы: карандаши, фломастеры, бумага. | познакомить с цветами радуги, учит слушать текст и изображать услышанное на бумаге |
2 | рисование | Путешествия в разноцветные королевства Материалы: акварель, карандаши, бумага, салфетки, кисти, вода | учить рисовать по замыслу, используя определенные цвета |
3 | рисование | « Собираем красивые листья» Материалы: акварель, кисть, вода, тряпочки | составление осенней декоративной композиции; техника «по-сырому» |
4 | лепка | «Лепка рыбки». Рельеф. Материалы: тесто, доска, стеки, тряпочки | знакомство с рельефной лепкой |
Октябрь
1 | рисование | «Осенний пейзаж» Материалы: гуашь, три основных цвета, добавление черной и белой краски, осенние листья, кисти, тряпочки. | передача первого и второго планов цветными гуашевыми красками; нахождение линии горизонта; знакомство с техникой «монотипия» |
2 | лепка | «Дымковская народная игрушка-птичка» Материал: глина, стеки, тряпочка, вода | лепка из отдельных кусочков глины, знакомство с приемами работы с глиной |
3 | рисование | «Дымковская народная игрушка-птичка» Материалы: гуашь, кисти, палитра, салфетки, вода | рисование элементов дымковских узоров, составление композиции на шаблоне дымковской птички, роспись готового изделия |
4 | лепка | «Твоя посуда». Декоративная кружка | знакомство с искусством в твоем доме, декоративное оформление посуды, лепка кружки ленточным способом |
Ноябрь
1 | художественное конструирование | «Холодный дождик и осеннее солнышко». Коллективная композиция из силуэтов цветных ладошек. Материалы: цветная бумага, ножницы, клей. | использование цвета для передачи настроения объектов; отработка навыков и умений вырезания по заданному силуэту, работы с клеем |
2 | рисование по памяти и по представлению | «Декоративное изображение насекомых». Графика Материалы: бумага, гелиевые ручки | выполнение стилизации растительного и животного мира, составление узоров.; знакомство с приемами рисования графическими материалами (гелиевая ручка) |
3 | рисование по замыслу | «Фантастические цветы» Материалы: бумага белая или тонированная, краски гуашевые, фломастеры, цветные карандаши, ватные палочки | свободное применение и комбинирование знакомых художественных техник |
4 | лепка на форме с элементами конструирования | «Такие разные часы» Материалы: пластилин, стеки, картонные коробки. Пуговицы, бусины | создание образов бытовых предметов в детской дизайн-деятельности по мотивам декоративно-прикладного искусства |
Декабрь
1 | аппликация | Декоративная композиция из полосок разной ширины, спиралей, колечек. Материалы: цветная бумага, белая бумага, ножницы, клей, кисть для клея, шаблоны | составление композиции из декоративных полосок; отработка навыков работы с оттенками цветной бумаги |
2 | художественное конструирование | «Чудесная бутылочка». Композиция из геометрических фигурок. Материалы: бумага белая, цветная; ножницы, клей | составление композиции на форме бутылочки вытянутой формы (шаблон заданной формы) |
3 | рисование на тему | «Зимние забавы». Материалы: цветная темно-синяя бумага, гуашь, кисть, палитра, вода | овладение живописной техникой гуашевыми красками на цветной бумаге |
4 | симметричная аппликация | «Вырезная снежинка. Коллективная работа Материалы: ватман, цветная бумага, клей, ножницы | овладение навыками симметричного вырезания |
Январь
1 | художественное конструирование | «В царстве зимушки-зимы». Коллективное панно. Материалы: ватман, цветная бумага, ножницы, клей | выполнение коллективного панно на тему сказочного зимнего леса |
2 | лепка | «Как украшает себя человек». Материалы: шаблоны, глина, стеки, тряпочка, вода | дать представление о том, как украшения могут рассказать о своем хозяине, развивать творческое воображение |
3 | рисование пастелью | «Полярное сияние». Материалы: бумага большого формата белого цвета, пастель, бумага цветная, салфетки, куски поролона, ватные диски, ножницы, клей | освоение нового художественного материала(пастель), созданное колористических нефигуративных композиций |
4 | аппликация (коллаж) | «Белый медведь любуется полярным сиянием». Материалы: белая бумага большого формата, пастель, цветная и серебристая бумага, салфетки, ватные диски, ножницы | создание сюжетной композиции в технике коллаж, расширение возможеостей бумажной пластики |
Февраль
1 | рисование с натуры | «Натюрморт» Материалы: альбомный лист, карандаш, гуашь, палитра, кисть, баночка для воды | знакомство с жанром натюрморта, передача колорита изображаемых цветов |
2 | лепка | «Дымковская лошадка» Материал: глина, стека, тряпочка, вода | освоение приемов лепки из целого куска глины |
3 | рисование с элементами рисования и письма | «Перо жар-птицы». Материалы: цветная бумага, бумажные прямоугольники разного размера и цвета для накладной аппликации, ножницы, клей, клеевые кисточки, цветные карандаши, фломастеры | свободное сочетание разных изобразительных техник, включение элементов письма в оформление перьев жар-птицы |
4 | декоративное рисование | «Дымковская лошадка». Материалы: гуашь, кисть, палитра, тряпочки, вода | роспись готового изделия; закрепление знаний об узорах, их использование на объемной форме, знакомство с контрастными цветами |
Март
1 | лепка тестопластика | «Денежное дерево». Материалы: соленое тесто, стека, вода, декоративная рамка, ткань, монеты, ножницы, клей | знакомство с новой техникой «тестопластика», освоение приемов лепки, оформление декоративного панно |
2 | художественное конструирование, аппликация (основы дизайнерского искусства) | «Декоративная открытка. Подснежники». Материалы: цветная бумага, ножницы, клей | знакомство с понятием «открытка», с декоративной композицией. |
3 | аппликация декоративная | «Узорчатые полотенца». Материалы: бумажные прямоугольники разного цвета, ножницы, карандаш, клей | создание образов красивых домашних вещей с ленточным орнаментом, развитие чувства ритма и композиции |
4 | лепка модульная из колец | «Красивая посуда для детского кафе». Материалы: пластилин, стеки, доски, салфетки, бусины, бисер, пуговицы, тесьма | освоение оригинального способа лепки посуды из столбиков, замыкающихся в кольца |
Апрель
1 | рисование декоративное | «Красивые салфетки для кафе». Материалы: бумажные формы-круглые или квадратные, гуашь, кисти, салфетки, баночки | создание образов красивых домашних вещей с центрическим орнаментом, развитие чувства ритма и композиции |
2 | декоративное рисование | «Пир на весь мир». Материалы: листы бумаги желтого цвета, гуашь, кисти, салфетки, банки | создание коллективной композиции на основе общего замысла ( по мотивам декоративно-прикладного искусства) |
3 | рисование-экспериментирование | «Я рисую море-голубые дали…». Материалы: листы белой бумаги, кисти, старые зубные щетки, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки, блестки, бисер | экспериментирование с бытовыми предметами для изображения волн разными способами |
4 | декоративное рисование | « В гости к нам пришла матрешка». Материалы: бумага белая, цветная, гуашь, кисти, салфетки | знакомство с декоративной композицией, гармоничными цветами, составление узора на заданной форме |
Май
1 | лепка | «Сказочный терем». Материалы: цветная бумага, цветной пластилин, стеки | составление декоративной рельефной композиции, лепка декоративных деталей |
2 | рисование на тему | «Праздничный салют». Материалы: гуашь, цветная и белая бумага, вода, тряпочка | составление сюжетной композиции, смешанная техника |
3 | экскурсия | Музеи искусств нашего города | познакомить с разными видами искусства нашего края |
4 | видео-экскурсия | Путешествие по музеям России | формирование понятия о важности хранилищ культурного наследия человечества |
Литература
- Лыкова И. А. Изобразительное творчество в детском саду: Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре – самолете и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗОстудии. –М.: Издательский дом «Карапуз»/И. А. Лыкова – 2008. – 192с.
- Ожерельева О. В. Искусство в дизайнерском творчестве детей: Радужная палитра. Борисоглебск, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Формирование культуры безопасного поведения у детей»
Цель: формирование культуры безопасного поведения у дошкольников в окружающей среде.Задачи:Создать условия для формирования у дошкольников следующих компетенций:...
План по самообразованию на тему: "Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"
Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира: живая и неживая природа, рукотворный мир. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования...
План по самообразованию в старшей группе по теме: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения "
Цель: Повысить свой профессиональный уровень; систематизировать работу по формированию знаний о ПДД у детей старшего возраста...
План по самообразованию по теме: "Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста"
В плане представлены мероприятия на год по данной теме....
Тема самообразования «LEGO конструирование, как средство развития творчества детей» на 2017-2018 уч.г
LEGO-одна из известных и распространённых педагогических систем, широкая использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. LEGO - конструкторы на сег...
Тема самообразования "LEGO конструирование, как средство развития творчества детей" на 2018-2019 уч.г. (второй год).
Лего- это всегда новое открытие, новая идея, новый толчок к развитию....
план по самообразованию "Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста" для детей подготовительной к школе группы
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функцион...