Педаческий проект "Радуга" для детей с нарушениями зрения
проект (подготовительная группа) на тему
Проект направлен на развитие цветовосприятия, цветоразличения в группе для детей с нарушениями зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_proekt_raduga_v_gruppe_dlya_.docx | 56.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад «Дружба»
Педагогический проект «Радуга»
в группе для детей с нарушениями зрения
Составил: Младенцева Д.Г.,
воспитатель 1 к.к.
г. Качканар
2014
Краски в общем вызывают в людях большую радость. Глаз нуждается в них так же, как он нуждается в свете.
И.В.Гёте
Актуальность проекта: Проблемами цвета с глубокой древности и до наших дней занимается ряд научных дисциплин (философских, естественнонаучных и гуманитарных), каждая из которых изучает цвет с интересующей ее стороны. Совокупность всех этих наук, изучающих цвет, условно можно определить как область науки о цвете или цветоведение (условность термина вполне объяснима, если принять во внимание скорее формально-тематическую, нежели содержательно-наполненную природу образования этого понятия: наличие множества различных подходов к изучению цвета в условиях актуального отсутствия их единства).
В энциклопедическом словаре изобразительного искусства цвет (др.-русск., ст.-слав. цвѣтъ; праслав. květъ — "мерцать, блестеть"; сравн. цветок; цветы) описывается как зрительно воспринимаемое качество среды, окружающей человека.
Цвет как свойство предмета и явления познается детьми через восприятие. Процесс восприятия и передачи цвета детьми изучали многие психологи: Венгер Д. А, Запорожец А. В., Мухина В. С. и др., искусствоведы: Бакушинский А. В., Волков Н. Н. и др., педагоги: Езикеева В. А., Комарова Т. С., Я. А. Коменский, М. Монтессори, Ф. Фребель и др.
Дошкольный возраст является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, в частности освоения им сенсорных эталонов. У детей с нарушениями зрения отмечаются особенности в овладении сенсорными эталонами. При отсутствии специальной поддержки в дошкольном возрасте формируется значительно меньший объём представлений о сенсорных эталонах. Многие дети к моменту поступления в школу имеют низкий уровень представлений о цвете. В то же время нормально видящие дети к этому возрастному периоду в полной мере овладевают системой сенсорных эталонов, что, обеспечивает полноту восприятия, и, в свою очередь, сенсорную готовность к школьному обучению.
Низкий уровень сформированности и овладения сенсорными эталонами у детей с нарушениями зрения приводит к стойким вторичным отклонениям в зрительном восприятии, что влечёт за собой трудности в учебной деятельности.
Исследования показывают, что само по себе чувство цвета включает в себя восприятие цвета в окружающей жизни и искусстве, умение передавать цвет при создании образа в рисунке, аппликации; подбирать цвета, оттенки и создавать их в изобразительной деятельности с целью создания цветового образа, а также выражать индивидуальное отношение к цвету. Чувство цвета - не только проявление художественных способностей человека, но и способность отражения им окружающего мира.
Эстетическое восприятие цвета связано с эмоциональным откликом на него и основано на эстетическом переживании. Ребенок воспринимает цвет непосредственно, искренне, увлеченно. Эти качества необходимо поддерживать и развивать в процессе обучения, т. к. они являются условиями развития художественного восприятия цвета у детей. Выбор цвета ребенком во время работы - показатель его психического состояния и творческого самовыражения.
Большое значение имеет, когда воспитание ведется вне стен комнаты, когда перед ребенком каждый день развертывается полная красок панорама природы, тогда, нет сомнения, поле, лес, луг, звездный небосвод и закат солнца, постоянно меняющий свой цвет будут служить воспитателям средством в деле развития цветоощущения, чувства красоты, любви к природе и понимания ее. Природа полна жизни, полна интереса; всякий дидактический материал мертв, и нужно большое искусство со стороны педагога, чтобы оживить его и поддержать интерес к нему в ребенке.
Наверное, нет человека, который бы не любовался радугой. Это великолепное красочное явление издавна поражало воображение людей.
Радуга - добрая предвестница. Если она появилась, значит, проглянуло солнце; напоивший посевы дождь, сделав доброе дело, теперь окончится, настанет хорошая погода.
Радуга неуловима и недолговечна, поэтому, чтобы напомнить детям эти минуты мимолётного счастья в эту пасмурную весну я решила реализовать проект «Радуга». Проект позволит не только поднять детям настроение, но и даст реализовать ряд педагогических задач.
Тип проекта: познавательный.
Вид проекта: исследовательский.
Срок реализации проекта: 5 недель (краткосрочный).
Участники проекта: воспитанники коррекционной группы №2, воспитатель группы, младший воспитатель, родители.
Цель: Расширение, уточнение представлений детей о явлениях природы (радуга). Развитие зрительного восприятия, цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Задачи проекта:
Образовательные:
1.Учить детей воспринимать цвет в связи с предметами и явлениями окружающего мира.
2.Формировать реалистические представления о природе – знания о её объектах и явлениях (радуга);
3.Систематизировать и закрепить имеющиеся знания.
4.Формировать у детей приёмы и навыки самостоятельной познавательной деятельности, проведения исследовательских работ и наблюдений.
5. Учить работе с дополнительной литературой, наглядным материалом.
Развивающие:
1.Развитие способностей у детей старшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности.
2. Развитие связной речи, обогащение словарного запаса.
3.Способствовать развитию межличностных отношений и умению вести дискуссию, эвристическую беседу.
4.Развивать память, логическое мышление, воображение, творческие способности, активность, целеустремлённость и т. д.
5. Расширять и обогащать практический опыт детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать сознательное отношение к собственной деятельности и эстетический вкус.
2. Воспитывать разумное, бережное отношение к природе.
3.Способствовать накоплению опыта, доброжелательного отношения со сверстниками в процессе игр и совместной деятельности
Работа построена на принципах развивающего обучения и направлена:
• на формирование у ребёнка практических умений и навыков;
• на интеллектуальное, эстетическое, речевое развитие;
• на стремление к самостоятельной работе;
•на развитие личности в целом (умение анализировать, сравнивать, видеть и понимать красоту окружающего мира, логически рассуждать, эмоционально переживать).
Продукты проекта: художественное творчество, выставки, фотоотчёты.
Проблема: в связи с особенностями развития, не все дети подготовительной к школе группе различают цвета.
Ожидаемые результаты в процессе взаимодействия педагог – дети – родители:
Дети:
- Формирование знаний о радуге, как о природном явлении.
- Возрастание речевой компетенции (отвечать на вопросы, делать простейшие выводы).
- Развитие познавательных и творческих способностей.
Родители:
- Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
Педагог:
- Повышение педагогической компетенции в данном направлении, поиск путей реализации задач. Реализация на практике новых методик работы с детьми.
Проект состоит из трёх этапов:
- 1 этап – подготовительный – 2 недели;
- 2 этап – основной – 2 недели;
- 3 этап – заключительный – 1 недели.
План-схема работы с детьми и родителями по реализации проекта «Радуга»
Мероприятия | Цели | Ответственные | Срок реализации |
Подготовительный этап | |||
1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту. | Привлечь родителей к реализации проекта «Радужный мир». | Воспитатель | 1-2 недели |
2. Подбор дидактических, подвижных и настольных игр; игрушек по цвету; создание мини-лаборатории по работе с цветом, для опытов и нетрадиционного рисования. | Систематизация материала. | Воспитатель | 1-2 недели |
Основной этап | |||
3 . Беседы с детьми в рамках темы проекта: «Радуга -дуга» «Семь цветов радуги» «Краски вокруг нас» «Чем пахнет цвет» | Расширить кругозор детей; учить детей воспринимать цвет в связи с предметами и явлениями окружающего мира. | Воспитатель | 3-4 недели проекта |
4. Дидактические игры «Найди пуговки», «Полосатый коврик», «Посади бабочку на цветок», «Найди цвет», "Цветик - семицветик", «Пуговички - ниточки», «Цветовой код», «Лабиринт шарики», «Цвета и формы», «Форма, цвет, размер», «Теплые и холодные цвета» Подвижные игры «Прыжки за цветом», «По малину в сад пойдём», «Краски», «Цветные шарики», | Развитие цветовосприятия, цветоразличения, зрительного восприятия. Уточнить, закрепить, расширить имеющиеся у детей представления о цветах в природе. Развивать память, внимание, наблюдательность. Обогатить словарный запас, способствовать воспитанию у детей умения играть вместе. Развивать двигательные навыки. | Воспитатель | В течение проекта |
5. Разучивание стихотворений, поговорок, песен, связанных с темой проекта. | Познакомить с фольклорными произведениями по теме проекта. | Воспитатель | В течение проекта |
6. Рассматривание иллюстраций, картинок (репродукции картин П. Рубенса «Двойная радуга» и А. Куинджи «Радуга»). | Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно. | Воспитатель | В течение проекта |
7.Художественное творчество с детьми в рамках темы проекта. | Развивать фантазию, творческие способности; повышать сенсорную чувствительность; формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат; развивать глазомер; воспитывать эстетический вкус. | Воспитатель | В течение проекта |
8.Выполнение совместно с родителями творческих работ (рисунки, поделки) согласно тематике проекта. | Развивать творческие способности, умение работать совместно со взрослыми. | Родители Дети | 4 неделя |
9. Выставка «Вот какая радуга!» Фотоотчёт | Привлечь к совместному труду всех детей в группе. | Воспитатель Дети | 5 неделя |
10. Чтение художественных произведений | Познакомить детей с произведениями о радуге, цветах спектра. | Воспитатель | В течение проекта |
Заключительный этап | |||
11. Украшение группы работами детей | Привлечь к совместному труду всех детей в группе. | Воспитатель Младший воспитатель Дети | 5 неделя |
12. Викторина «Разноцветная радуга» | Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира. Развивать интерес к изобразительной деятельности. Развивать фантазию, творчество, воображение. | Воспитатель | 5 неделя |
13. Фотоотчёт «Радужный мир» | Подведение итогов проделанной работы. | Воспитатель | 5 неделя |
План экспериментальной деятельности по реализации проекта «Радуга»
Название мероприятия | Цель | Материал, оборудование |
«Весёлые превращения» | Получение новых цветов путём смешивания основных цветов. | Палитра, кисти, краски основных цветов. |
«Сосуды - растения» | Выяснить каким образом флористы могут менять цвета растений. | Листья фиалки, ёмкости с окрашенной водой. |
«Цветная гусеница» | Используя действие капиллярных сил, показать один из способов окрашевания материала (бинта). | Ёмкости с окрашенной водой, пустые ёмкости, бинт 50 см. |
Таким образом, данный проект полностью оправдал ожидаемые результаты в процессе взаимодействия педагог – дети – родители. В результате у детей улучшилось цветовосприятие и цветоразличение; сформированы знания о радуге, как о природном явлении; возросла речевая компетенция (отвечают на вопросы, делают простейшие выводы, устанавливают причинно-следственные связи в рамках темы проекта.
Список литературы:
1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей – форма, цвет, звук. – Ярославль, Академия развития. 1999 г.
2. Белая К.Ю., Сотникова В. М. Разноцветные игры. ЛИНКА – ПРЕСС. Москва 2007.
3. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры детей – М. Просвещение 1988 г.
4. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников - М., 1997.3. С.
5. Малева З.П. Диагностика и коррекция зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Челябинск, 2006
6. Могилевская С.А. Семь разноцветных сказок. 1981г.
7. Нищева Н.. Разноцветные сказки. Учебно-методическое пособие-конспект. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 1999.
8. Погосова Н.М. Цветовой игротренинг.- СПб.: Речь, 2003.- 152 с.
9. Фопель К. Привет глазки. 2009г.
10. Утробина К. К. Увлекательное рисование методом тычка.
Приложение
Педагогический проект «Радуга» в группе для детей с нарушениями зрения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»
консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»...
Пьеса-сказка с элементами инклюзии для детей с нарушением зрения «Снеговики» для детей с нарушением зрения
Адаптированная сказка для детей с нарушением зрения с применением кукольного театра и вокальных номеров на основе статьи Ирины Бодраченко, журнал «Начальная школа», №3, 2006г....
Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»
Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»...
Консультация для специалистов д/с для детей с нарушением зрения: «Организация зрительной работы детей с нарушенным зрением»
предлагаемый материал может пригодиться педагогам, работающим с детьми с нарушениями зрения для создания среды, способствующей охране, развитию нарушенных функций...
Консультация для родителей детей с нарушениями зрения "Формирование правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения"
Познакомить родителей с педагогическими средствами, которые могут сформировать у слепых и слабовидящих детей правильное отношение к своему дефекту....
Консультация для педагогов коррекционных групп для детей с нарушением зрения. Тема: «Основные особенности адаптации стимульного материала для детей с нарушением зрения»
Материалы данной консультации расскажут о том, какие требования предъявляются к демонстрационному и раздаточному материалу при организации образовательного процесса с детьми с нарушением зрения, а так...
Консультация для родителей детей с нарушениями зрения «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения» (в старшей возрастной группе)
Главным условием адекватного отношения ребенка к своему дефекту является осознание им, с одной стороны, своих особенностей, вызванных нарушением зрения, а с д...