статья
статья на тему

Ушакова Нина Юрьевна

Мониторинг

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_monitoring.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг развития творческих способностей дошкольников через нетрадиционные формы изобразительной деятельности.

                                                                        Ушакова Н.Ю., воспитатель МБДОУ

«Атемарский детский сад №1 «Теремок»,                                                

                                                                         Лямбирского муниципального района.

                                                                                   Домашний адрес: с. Атемар, ул.

                                                    Центральная,д.29, кв.13.

                                                  Телефон:  89271715028

                                                                                   E-mail.:nina_yhakova@mail.ru

Это правда!
Ну что же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать.
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне!

    Современный уровень и темп жизни предполагает активное использование различных гаджетов и компьютерных технологий в повседневности. Поэтому, нередко можно наблюдать, как ребенок с ловкостью управляется компьютерной мышкой, сенсорным экраном, различными игровыми приставками, и много времени увлеченно проводит перед экраном телевизора, но, при этом очень плохо владеет ножницами, не способен выразить свой творческий замысел посредством рисования, лепки, аппликации.  Кроме того, к старшему дошкольному возрасту у детей зачастую не сформированы должным образом элементарные умения и навыки в конструировании, в работе с бумагой, природным и бросовым материалом, что создает неблагоприятные условия для проявления детского творчества. Поэтому задача воспитателя состоит в том, чтобы раскрыть творческий потенциал каждого ребенка, создать условия для его проявления и дальнейшего развития.

  Рисование имеет огромное значение в формировании интегративных качеств ребенка.

  • способствует тому, что ребенок становится любознательным и активным.
  • ребенок овладевает средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
  • при выполнении работы ребенок учится управлять своим поведением и планировать свои действия.
  • использование нетрадиционных техник рисования помогает овладению универсальными предпосылками учебной деятельности.
  • занятия изобразительной деятельностью способствуют формированию изобразительных умений и навыков
  • ребенок начинает эмоционально откликаться на произведения искусства

          рисование помогает закреплению у ребенка первичных представлений о себе, семье, обществе, стране, мире и природе.

     Для решения этой задачи  и развития интегративных качеств дошкольников подготовительной группы нашего детского сада  в своей работе с детьми я использую такую форму, как творческая мастерская.

    Творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Поэтому основным показателем творчества является новизна создаваемого продукта. Результат творческой деятельности детей, как правило, не отличается объективной новизной, имеющей значение для науки, культуры или производства. Однако продукты детской деятельности обладают новизной для них самих и играют огромную роль для развития ребенка.

           В чем же специфические особенности детского творчества?

 В педагогике и психологии выделяются следующие специфические особенности детского творчества:

- Творчество детей заключается в том, что новизна их открытий и продукта субъективна.

- Процесс создания продукта, как правило, доставляет ребенку даже большее удовольствие, чем удовольствие от получения результата, и, как правило, оказывается для него важнее, чем результат.

  - Интеллектуальная активность.

 - Оригинальность

  - Вариативность решений

Работа в творческой мастерской помогает ребенку:

Принимать живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

Планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;

Предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, поделке;

Слушать взрослого и выполнять его инструкции;

           Целью работы творческой мастерской является сохранение в ребенке творческого начала, оказании помощи в реализации его возможностей, способствование развитию самостоятельности и творческой инициативы, а также развитие мелкой моторики, воображения, мышления, умения действовать по образцу и привносить в работу нечто свое (к примеру – выполнить работу в другом цвете, с другим узором, чем предложено на образце; таким образом, происходит развитие творческого начала в ребенке).

   Рисование имеет огромное значение в формировании интегративных качеств ребенка. Особенно важна связь рисования с мышлением. Рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, учит детей думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Во время работы мы проводим эксперименты с различными материалами (солью, манкой, мыльной пеной, краской.) А это способствует тому, что ребенок становится любознательным и активным.

  Изобразительная деятельность влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, способствует обогащению словаря. Использование нетрадиционных техник рисования дает возможность применять коллективную форму творчества. Она сближает детей, развивает навыки культуры общения. Для того, чтобы успешно решать вопросы общения со сверстниками, я специально создаю ситуации, где дети рисуют коллективно, тем самым поощряю детей к установлению контактов. Совместное обсуждение, составление совместных композиций способствует развитию опыта общения между детьми и взрослыми. При этом ребенок овладевает средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

    Кроме того, при выполнении работы ребенок учится управлять своим поведением и планировать свои действия.

    Использование нетрадиционных техник рисования помогает овладению универсальными предпосылками учебной деятельности. Ведь для того, чтобы ребенок справился с работой, он должен уметь работать по правилу и по образцу, слушать педагога и выполнять его инструкцию.

    Занятия изобразительной деятельностью способствуют формированию изобразительных умений и навыков, так как аккуратность и тщательность выполнения работы во многом зависит от усвоения навыков. Навыки по технике рисования связаны с развитием руки ребенка - координированностью, точностью, плавностью, свободой движений.

    В процессе работы с использованием нетрадиционных техник рисования создаются благоприятные условия для развития эмоциональной отзывчивости ребенка. Новые материалы, красивые и разные, возможность их выбора помогают не допустить в детской изобразительной деятельности однообразия и скуки. Затратив усилие и получив одобрение, ребенок испытывает радость, поднимается его настроение. В работе с детьми я обращалась к сказочным образам, так как сказка наиболее доступный сознанию ребенка материал. Она помогает развитию фантазии и усвоению основных нравственно-этических понятий (добро, зло), а также знакомит с отдельными понятиями в изобразительном искусстве. Ребенок начинает эмоционально откликаться на произведения искусства, в которых переданы разные эмоциональные состояния людей, животных. Это способствует развитию эмоциональной отзывчивости.

     Дети учатся обдумывать замысел, мотивировать выбор изобразительных средств, учатся самостоятельно создавать художественные образы в рисунках, ставить цели и выполнять их. При этом ребенок учится решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.

  Дети любят изображать то, что для них на данный момент интересно – себя, своих друзей, родных и близких, образы окружающего мира, явления природы, и яркие события общественной жизни. Темы рисунков часто дети предлагают сами, исходя из событий своей жизни на данный момент. При этом нетрадиционная техника рисования предлагает детям больше возможностей для воплощения своих фантазий. (рисование по мокрому листу, набрызг, граттаж и тд.). Таким образом, рисование помогает закреплению у ребенка первичных представлений о себе, семье, обществе, стране, мире и природе.

    Принцип интеграции реализуется также через организацию различных форм образовательного процесса :

1. Совместная деятельность педагога с детьми: здесь мы используем информационно-рецептивные методы. Занимательные показы, свободная художественная деятельность с участием воспитателя, индивидуальная работа с детьми, рассматривание произведений живописи, сюжетно-игровая ситуация, художественный досуг, конкурсы, экспериментирование с материалом (обучение, опыты, дидактические игры, обыгрывание незавершенного рисунка, наблюдение)

2. Самостоятельная деятельность детей. В самостоятельной деятельности мы используем эвристический и исследовательский методы: создание проблемных ситуаций, игра, задания для самостоятельных наблюдений, рисование по замыслу, рассматривание картин, иллюстраций о природе.

3. Взаимодействие с семьей:Выставки совместных работ родителей и воспитанников, художественный досуг с участием родителей, оформление группового помещения к праздникам, консультативные встречи, открытые занятия.

    При организации образовательного процесса по «Художественному творчеству» мы используем следующие техники изображения:

1.Рисование пальчиками, ладошкой. 2. Печать листьев. 3. Кляксография. 4.Раздувание краски. 5. Рисование свечой. 6. Монотипия. 7. Рисование по шаблону. 8. Набрызги. 9. Рисование поролоном. 10. Рисование солью. 11. Граттаж.

В работе мы используем такие средства:

1. Коктейльные трубочки

2. Поролоновые губки

3. Зубные щетки

4. Ватные палочки и др.

     Система мониторинга интегративных качеств позволяет комплексно оценить уровень развития детей в рисовании , получить необходимый объём информации и определить результаты усвоения элементов содержания по рисованию

     В начале и в середине года был проведен мониторинг формирования интегративных качеств под ред. Ю.А. Афонькиной, который показал более высокий уровень формирования интегративных качеств «способный решать интеллектуальные и личностные задачи», и «овладевший необходимыми умениями и навыками»

    Из диаграммы видно, что интегративные качества в старших группах, в основном, развиты в соответствии с возрастом. Превышение по таким интегративным качествам, как «овладевший необходимыми умениями и навыками..» и «умеющий решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» можно выделить в моей группе. Я считаю, что такие данные получены за счет сформированных на более высоком уровне изобразительных навыков, а также более высокого уровня творческих способностей.

    В заключение главное в моей работе, да и работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...