«Преемственность дошкольного и начального образования»
консультация (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._yuzefyak_yu.r.saransk.docx | 22.74 КБ |
Предварительный просмотр:
«Преемственность дошкольного и начального образования»
Преемственность– это непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.
Что такое деятельностный подход?
Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Принцип деятельного подхода изменил взгляды на роль воспитанника в образовательном процессе.
Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.
В настоящее время основополагающей целью преемственности рассматривается создание условий безболезненного перехода ребёнка – дошкольника из детского сада в начальную школу.
Непрерывность дошкольной и начальной образовательной программ предполагает достижение следующих приоритетных целей:
На дошкольной ступени:
Охрана, укрепление здоровья и физическое развитие ребёнка, развитие его общих способностей;
Развитие произвольности, познавательной активности, развитие коммуникативности и уверенности в себе, обеспечивающих его эмоциональное благополучие и успешное образование на следующем этапе.
На ступени начальной школы:
Физическая культура ребёнка.
Познавательное развитие и социализация соответствующие возрастным возможностям.
Освоение разных форм взаимодействия с окружающим миром.
Сформированность учебной деятельности и готовность к образованию в среднем звене школы.
Реализация общей цели образования детей 3 - 10 лет требует соблюдения ряда педагогических условий:
На дошкольной ступени:
Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком.
Формирование игровой деятельности как важнейшего фактора развития ребёнка
Создание образовательной среды, способствующей личностному и познавательному развитию ребёнка.
На ступени начальной школы:
1.Опора на наличный уровень достижений дошкольного детства.
2.Направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития.
3. Индивидуальная работа в случаях опережающего или более низкого темпа развития ребёнка.
Конкретные цели каждого возрастного этапа образования с учётом его непрерывности формулируются по содержательным линиям, которые отражают важнейшие стороны развития личности:
· физическое развитие;
· познавательное развитие;
· социально-личностное развитие;
· художественно-эстетическое.
Принципы отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:
1. Принцип развития. Предполагает ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности, а не только на накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач. При этом сохраняется значимость усвоения детьми знаний, овладения умениями и навыками как средства для детского развития, а не самоцель дошкольного и начального образования.
2.Принцип гуманитаризации. Усиление гуманитарной направленности предметов естественнонаучного и математического циклов и влияния всех учебных предметов на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка; придание особого значения предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, увеличение доли разнообразной творческой деятельности детей.
3.Принцип целостности. Требует отбора такого содержания образования, которое поможет ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями, и в то же время - сформированность умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет.
4.Принцип культуросообразности. Понимается как "открытость" различных культур, создание условий для наиболее полного ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
5.Принцип содержания образования. Предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения, по-разному осуществляющих реализацию целей образования с учетом развития современной науки, потребностей общества и региональных особенностей. Кроме этого вариативность обеспечивает дифференциацию образования, то есть возможности индивидуального развития каждого ребенка. При этом обязательно сохранение инвариантного минимума образования как условия, обеспечивающего право каждого ребенка - гражданина РФ на получение равного с другими дошкольного и начального образования.
Достижение психологической готовности ребёнка-дошкольника к поступлению в школу было и остаётся важной практической задачей детского сада. Но ведь ясно, что преемственность двух этапов учебно-воспитательного процесса – в детском саду и школе – не сводится, к психологической и интеллектуальной готовности ребёнка к обучению, и поэтому следует задуматься о готовности самой психолого-педагогической науки глубоко вникнуть в процессы, происходящие на стыке двух неразрывных звеньев образования. Даже беглое рассмотрение организации педагогического процесса в детском саду и начальной школе, содержания и методики обучения и воспитания позволяет увидеть существенные различия.
Для детского сада характерны бытовой комфорт, совместные бытовая, игровая, познавательная деятельность, относительное отсутствие обязательного минимума усвоения информации и оценки знаний в баллах, неформальное общение со взрослым.
С переходом из «домашней» атмосферы детского сада в более официальную обстановку школы жизнь ребёнка начинает подчиняться системе строгих правил. Место воспитателя детского сада в его жизни занимает учитель, для которого главным мерилом сформированности личности ребёнка становятся послушание и успехи в учёбе. Резко возрастают требования не только к интеллектуальной и познавательной сферам ребёнка, но и к его волевой сфере, способности к саморегуляции поведения .
Успешность прохождения детьми этого столь сложного для них периода большинство исследователей видят в развитии именно их волевой и познавательной активности.
Представляется целесообразным рассмотреть проблему перехода ребёнка из детского сада в школу не с точки зрения его подготовленности к этому шагу, а с точки зрения изменения социальной позиции ребёнка в результате его вхождения в новую социальную среду на школьном этапе обучения.
Дошкольный и младший школьный возраст, как никакой другой, характеризуется сильнейшей зависимостью от влияния взрослого. В соответствии с этим, развитие личности ребёнка на каждом новом для него этапе включает три фазы:
- адаптацию, т.е. усвоение норм и способов одобряемого родителями и воспитателями поведения в условиях взаимодействия с ними и детей друг с другом;
- индивидуализацию, т.е. стремление ребёнка выделиться среди других детей либо позитивно в различных видах самодеятельности, либо в шалостях и капризах, в том и другом случае ориентированных не столько на оценку других детей, сколько на учителей и воспитателей;
- интеграцию, т.е. согласование неосознаваемого стремления дошкольника обозначить своими действиями собственную личность с готовностью взрослых принять в нём только то, что соответствует общественно обусловленной и важнейшей для них задаче обеспечения перехода ребёнка на новый этап общественного воспитания – в школу.
Ребёнком дошкольного и младшего школьного возраста воспитатели детского сада и учителя начальной школы воспринимаются как взрослые, от которых в значительной степени зависит его вхождение в новую для него социальную общность, и поэтому те и другие одинаково высокореферентны для него.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Реализация преемственности дошкольного и начального образования в условиях ФГТ и ФГОС»
Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы, условиям её реализации и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального...
Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГТ и ФГОС
Доклад на семинаре- практикуме для воспитателей " Использование разнообразных форм работы с родителями при подготовке к школе", + анкеты для родителей и тесты....
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
"Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества". ...
Опыт работы по преемственности дошкольного и начального образования
О преемственности дошкольного образования и начального школьного образования много говорят в последнее время. Поднимаются вопросы отсутствия единых программ воспитания и обучения, несогласованно...
Преемственность дошкольного и начального образования
7 ноября 2013 года в рамках преемственности была проведена экскурсия детей в СОШ №2. Это дети групп №7,8,9,10,11 подготовительного возраста, именно те, которые собираются идти в школу. Все ребята оста...
Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ.
Проблема преемственности между ДОУ и начальным образованием давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе. Её надо рассматривать в контексте подходов к реализации Федерал...
Конспект ООД согласно плану отдела образования и в рамках творческой группы «Преемственность дошкольного и начального образования»
Интегрированное занятие в подготовительной группе на тему " Космос" [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11534610","attributes":{"alt":"",...