Деятельность педагога по развитию интересов детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал на тему
В работе рассказывается деятельность педагога по развитию интересов детей. Как раньше многие ученые подходили к развитию интересов детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnost_pedagoga_po_razvitiyu_interesov_detey_doshkolnogo_vozrasta_2.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Деятельность педагога по развитию интересов детей дошкольного возраста
1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Проблема интереса в труде «Мысли о воспитании» (1693) английского философа и педагога Дж. Локка получила несколько двойственное разрешение. С одной стороны, он рассматривал интерес как умение устраивать свои дела, в связи с теорией воспитания джентльмена, с другой - неоднократно указывал, что обучение должно опираться на интерес и любознательность детей, что способствует развитию самостоятельности мышления. Мыслитель дает характеристику любознательности, в основе которой лежит любопытство. «Любопытство у детей, - пишет Дж. Локк, - есть не что иное, как влечение к знанию, оно должно быть поэтому поощряемо не только как хороший симптом, но и как великое орудие, данное природой для устранения невежества, с которым они родились и которое при отсутствии деятельной пытливости сделало бы их тупыми и бесполезными созданиями». Дж. Локк также называет приемы для активизации у детей познавательных процессов: беседы, игры, поощрения. Он советует родителям серьезно относиться к вопросам детей и никогда не оставлять их без ответа.
В трактовке И.Г.Песталоцци интерес выступает связующим звеном между чувственным восприятием окружающего мира и мышлением, что содействует более глубокому осознанию ребенком своих возможностей.
В России, Н.И.Новиков первым обосновал интерес с точки зрения психологии и отождествлял любопытство с потребностью обогащения ума и сердца. Он считал важным развитие детских интересов, приобщающих к знаниям.
В педагогической теории К.Д. Ушинского процесс развития интереса возведен в ранг главных целей воспитания. Великий педагог понимал интерес как внутреннее стремление личности к познанию, рассматривал активизирующую роль интереса в обучении, наполнил теорию интереса конкретными рекомендациями по пробуждению внимания ребенка к прекрасному и нравственному, интереса к учебному содержанию; выделил в условиях его развития роль наглядности.
В.А. Сухомлинский отмечал, что «ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира». Следовательно, совершенствовать воспитание личности ребёнка необходимо через обогащение его опыта полными, яркими, верными образами природы. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, способствует развитию логического мышления. Поэтому столь важны в дошкольном возрасте наблюдения и исследовательская деятельность. Большой интерес у детей вызывают наблюдения.
Наблюдения, проведение опытов, практические работы по определению и описанию объектов природы, изучению представителей растительного и животного мира, взаимосвязей живой и неживой природы, способствуют усвоению знаний о природе, формированию понятий, выработке умений сравнивать, анализировать, обобщать, находить целое и его части, описывать предметы. В процессе исследовательской деятельности дети научаются слушать воспитателя и сверстников, логично отвечать на вопросы, доказывать мысль, у них постепенно возникает интерес к знаниям и эмоциональная отзывчивость на красоту природы.
Проблема развития познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков так же справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.
Актуальность темы обусловлена тем, что дошкольный возраст важный период в жизни ребёнка. В этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка.
На каждом возрастном этапе формируется интерес, внимание, любопытство, проявление к чему-либо, кому-либо.
Развитие познавательного интереса детей необходимо развивать, инициативу всячески поощрять и способствовать проявлению в ДОУ.
Поэтому, можно говорить о недостатках в результатах:
- у детей недостаточный интерес к познанию, познавательно-исследовательской деятельности;
- творческие способности не развиваются в полной мере;
- мало уделяется времени для экспериментальной деятельности детей;
- не используются новые технологии
Недостатки в основном процессе:
- в планирование мало уделяется экспериментальной деятельности;
- мало уделяется времени индивидуальной работе с детьми по развитию интересов;
- не достаточно методической литературы по развитию интересов
Недостатки в условиях профессиональной деятельности:
- не достаточное использование компьютерных технологий;
-не владение компьютерными технологиями;
- нехватка пособий по развитию интересов;
- учебно-методическое пособие;
- не хватает курсов ( по изучению создания мультимедийных пособий)
- технические средства обучения;
- оборудование ( лаборатории для экспериментальной деятельности)
- нехватка знаний, как правильно планировать работу с родителями;
- мало используется в работе электронные презентации, мультимедийные дидактические игры по развитию интересов.
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведённого анализа
На основе анализа недостатков можно сформулировать проблему систематизации деятельности педагога по развитию интересов у детей.
3. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроль )
Обязательным элементом успешной деятельности педагога по экспериментам:
- проведение экспериментальной деятельности по ознакомлению с окружающим миром неживой природы:
«Свет повсюду» показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные, искусственные.
« Водяная мельница» дать представление о том, что вода может проводить в движение другие предметы.
« Что отражается в зеркале» познакомить детей с понятием
« отражение», найти предметы, способные отражать;
« Фокусы с магнитом» увидеть какие предметы, взаимодействуют с магнитом.
« Песочная страна » выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить.
« Какая бывает вода » уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, не имеет собственной формы.
- мультимедийные дидактические игры
« Я познаю мир» «Весёлые цифры»
- чтение рассказов и стихотворений по интересам детей
- приглашение родителей (специалистов) для рассказа детям о своей профессии: « Вечер встреч »
- разнообразить сюжетно-ролевые игры, ситуации.
« Строительство платины» привлечь внимание детей к ручейку и предложить построить платину из песка.
« Путешествие по реке » встреча с работниками речного флота. Во время остановки теплохода пассажиры могут собирать грибы и ягоды.
Для того чтобы понять, насколько эффективным было изменение в работе воспитателя, необходимо проводить диагностику. Контролировать качество и характер изменений у детей. Но это должна быть не диагностика формирования, а организация продуктивного общения участников образовательного процесса с учетом потребностей детей.
Чтобы обеспечить объективность и точность получаемых данных необходимо использовать различные методики.
« Комплексная диагностика уровней освоения программы » под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой
Экологическое воспитание и умственное развитие.
« Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста методическое пособие» Е. А. Стребелевой
Методика обследования познавательного развития, диагностическое обучение, качественная и количественная оценка действия ребёнка.
Карта интересов выявления способностей.
« У колыбели гения » А. И.Савинков
Выявление интересов в использовании в изобразительной, литературной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для начинающих педагогов «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Только игра, как ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника способна в полной мере развивать речь ребёнка....
«Деятельность педагога по развитию интересов детей дошкольного возраста»
Задача формирования познавательного интереса у дошкольников правомерна и актуальна. Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования....
Тема: «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Актуальность проблемы развития познавательного интереса на педагогическую деятельность уровне определяется поиском создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индив...
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Методический материал...
Консультация для педагогов. Тема «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мими...
Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности.
Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности. Организация предметно-пространствен...
Семинар для педагогов ДОУ "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством познавательно - исследовательской деятельности"
Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить....