Деятельность педагога по развитию интересов детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал на тему

Безгина Наталья Сергеевна

В  работе рассказывается деятельность педагога по развитию интересов детей. Как раньше многие ученые подходили к развитию интересов детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деятельность педагога по развитию интересов детей дошкольного возраста

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Проблема интереса в труде «Мысли о воспитании» (1693) английского философа и педагога Дж. Локка получила несколько двойственное разрешение. С одной стороны, он рассматривал интерес как умение устраивать свои дела, в связи с теорией воспитания джентльмена, с другой - неоднократно указывал, что обучение должно опираться на интерес и любознательность детей, что способствует развитию самостоятельности мышления. Мыслитель дает характеристику любознательности, в основе которой лежит любопытство. «Любопытство у детей, - пишет Дж. Локк, - есть не что иное, как влечение к знанию, оно должно быть поэтому поощряемо не только как хороший симптом, но и как великое орудие, данное природой для устранения невежества, с которым они родились и которое при отсутствии деятельной пытливости сделало бы их тупыми и бесполезными созданиями». Дж. Локк также называет приемы для активизации у детей познавательных процессов: беседы, игры, поощрения. Он советует родителям серьезно относиться к вопросам детей и никогда не оставлять их без ответа.

В трактовке И.Г.Песталоцци интерес выступает связующим звеном между чувственным восприятием окружающего мира и мышлением, что содействует более глубокому осознанию ребенком своих возможностей.

В России, Н.И.Новиков первым обосновал интерес с точки зрения психологии и отождествлял любопытство с потребностью обогащения ума и сердца. Он считал важным развитие детских интересов, приобщающих к знаниям.

В педагогической теории К.Д. Ушинского процесс развития интереса возведен в ранг главных целей воспитания. Великий педагог понимал интерес как внутреннее стремление личности к познанию, рассматривал активизирующую роль интереса в обучении, наполнил теорию интереса конкретными рекомендациями по пробуждению внимания ребенка к прекрасному и нравственному, интереса к учебному содержанию; выделил в условиях его развития роль наглядности.

В.А. Сухомлинский отмечал, что «ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира». Следовательно, совершенствовать воспитание личности ребёнка необходимо через обогащение его опыта полными, яркими, верными образами природы.  Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, способствует развитию логического мышления. Поэтому столь важны в дошкольном возрасте наблюдения и исследовательская деятельность. Большой интерес у детей вызывают  наблюдения.

  Наблюдения, проведение опытов, практические работы по определению и описанию объектов природы, изучению представителей растительного и животного мира, взаимосвязей живой и неживой природы,  способствуют усвоению знаний о природе, формированию понятий, выработке умений сравнивать, анализировать, обобщать, находить целое и его части, описывать предметы. В процессе исследовательской деятельности дети научаются слушать воспитателя и сверстников, логично отвечать на вопросы, доказывать мысль, у них постепенно возникает интерес к знаниям и эмоциональная отзывчивость на красоту природы.

Проблема развития познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков так же справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.

Актуальность темы обусловлена тем, что дошкольный возраст   важный период в жизни ребёнка. В этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка.

На каждом возрастном этапе формируется интерес, внимание, любопытство, проявление к чему-либо, кому-либо.

Развитие познавательного интереса детей необходимо развивать, инициативу всячески поощрять и способствовать проявлению в ДОУ.

Поэтому, можно говорить о недостатках  в результатах:

- у детей недостаточный интерес к познанию, познавательно-исследовательской деятельности;

- творческие способности не развиваются в полной мере;

- мало уделяется времени для экспериментальной деятельности детей;

- не используются  новые технологии

Недостатки в основном процессе:

- в планирование мало уделяется экспериментальной деятельности;

- мало уделяется времени индивидуальной работе с детьми по развитию интересов;

- не достаточно методической  литературы по развитию интересов

Недостатки  в условиях профессиональной деятельности:

- не достаточное использование компьютерных технологий;

-не владение компьютерными технологиями;

- нехватка пособий по развитию интересов;

- учебно-методическое пособие;

- не хватает курсов ( по изучению создания мультимедийных пособий)

- технические средства обучения;

- оборудование ( лаборатории для экспериментальной деятельности)

- нехватка знаний, как правильно планировать работу с родителями;

- мало используется в работе электронные презентации, мультимедийные дидактические игры по развитию интересов.

 2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведённого анализа

На основе анализа недостатков можно сформулировать проблему  систематизации деятельности педагога по развитию интересов у детей.

3. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроль )

Обязательным элементом успешной деятельности педагога  по экспериментам:

- проведение экспериментальной деятельности по ознакомлению с окружающим  миром неживой природы:

«Свет повсюду»  показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные, искусственные.

« Водяная мельница» дать представление о том, что вода может проводить в движение другие предметы.

« Что отражается в зеркале» познакомить детей с понятием

 « отражение», найти предметы, способные отражать;

« Фокусы с магнитом» увидеть какие предметы, взаимодействуют с магнитом.

« Песочная страна » выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить.

« Какая бывает вода » уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, не имеет собственной формы.  

- мультимедийные дидактические игры

« Я познаю мир»   «Весёлые цифры»

- чтение рассказов и стихотворений  по интересам детей

- приглашение родителей (специалистов) для рассказа детям о своей профессии:  «  Вечер встреч »

- разнообразить сюжетно-ролевые игры, ситуации.

« Строительство платины» привлечь внимание детей к ручейку и предложить построить платину из песка.

« Путешествие по реке » встреча с работниками речного флота. Во время остановки  теплохода пассажиры могут собирать грибы и ягоды.  

      Для того чтобы понять, насколько эффективным было изменение в работе воспитателя, необходимо проводить диагностику. Контролировать качество и характер изменений у детей. Но это должна быть не диагностика формирования, а организация продуктивного общения участников образовательного процесса с учетом потребностей детей.

Чтобы обеспечить объективность и точность получаемых данных необходимо использовать различные методики.

« Комплексная диагностика уровней освоения программы » под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой

Экологическое воспитание и умственное развитие.

 « Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста методическое пособие» Е. А. Стребелевой

Методика обследования познавательного развития, диагностическое обучение, качественная и количественная оценка действия ребёнка.

Карта интересов выявления способностей.

« У колыбели гения » А. И.Савинков

Выявление интересов в использовании в изобразительной, литературной деятельности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для начинающих педагогов «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Только игра, как ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника способна в полной мере развивать речь ребёнка....

«Деятельность педагога по развитию интересов детей дошкольного возраста»

 Задача формирования познавательного интереса у дошкольников правомерна и актуальна.   Сегодня в обществе идет становление новой системы  дошкольного образования....

Тема: «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Актуальность проблемы развития познавательного интереса на педагогическую деятельность уровне определяется поиском создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индив...

Консультация для педагогов. Тема «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

          Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мими...

Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности.

Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности.   Организация предметно-пространствен...

Семинар для педагогов ДОУ "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством познавательно - исследовательской деятельности"

Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить....