Доклад "Пути повышения качества образования в ДОУ"
статья на тему
Доклад был представлен на педагогические чтения работников образования Тайшетского района в 2013 году, в нем дается анализ работы ДОУ по реализации модели взаимодействия с семьями воспитанников. Целью опыта явилось теоретическое изучение проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников, внедрение модели взаимодействия с семьей, а также анализ практических результатов взаимодействия.
Опыт доступен и может быть использован другими дошкольными учреждениями в массовой практике. Он будет способствовать осознанию идей установления сотрудничества педагога с семьями воспитанников, поможет реализовать ориентир не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_pedchteniya.docx | 45.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на педагогические чтения работников образования Тайшетского района
Автор: Порохова Э.Г.
Апрель 2013 г
Тема «Пути повышения качества образования в ДОУ»
Слайд 1
Тема доклада: Пути повышения качества образования в ДОУ
Мы рассмотрели данное направление на примере повышения качества педагогического взаимодействия персонала с семьей воспитанников.
Слайд 2
Создания модели педагогического взаимодействия как фактора повышения качества образования в ДОУ является актуальным.
При реализации реформы общего образования, в условиях развития системы образования актуализируется важность его качества. Соответствующие положения нашли отражение в принятой Правительством РФ в конце 2001 года «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» . Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000г) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников. Система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». А также делается акцент на том, что дошкольные учреждения создаются и призваны помогать семье в вопросах воспитания детей.
Слайд 3
Нами было решено провести исследование, целью которого явилось теоретическое изучение проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников, внедрение модели взаимодействия с семьей
Слайд 4
Мы выдвинули следующую гипотезу: изменение характера педагогического взаимодействия персонала ДОУ и семьи способствует повышению качества образовательного процесса , но при реализации следующих условий:
1) Централизованное административное управление процессом взаимодействия
2)усиление роли педагогов, их теоретическая и практическая подготовка к повышению качества взаимодействия с семьей, освоение педагогами новых технологий и форм сотрудничества;
3) создание в ОУ четкой модели организации педагогического взаимодействия.
Адресная направленность материалов из опыта работы.
Опыт доступен и может быть использован другими дошкольными учреждениями в массовой практике. Он будет способствовать осознанию идей установления сотрудничества педагога с семьями воспитанников, поможет реализовать ориентир не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг
Слайд 5
Что значит взаимодействие педагогов с родителями? Чтобы точно ответить на этот вопрос, давайте обратимся к словарям русского языка. В «Словаре русского языка» С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.
Педагогическое взаимодействие является универсальной характеристикой педагогического процесса. Педагогическое взаимодействие ДОУ и семьи – это такой процесс, который происходит между педагогами и семьей воспитанников в ходе учебно-воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка, на повышение качества процесса воспитания и обучения.
Слайд 6
Что понимать под качеством? Качество - это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленным или предполагаемым требованиям
Слайд 7
Перед тем, как спланировать работу и выработать тактику взаимодействия, мы решили выявить спрос у родителей на изменения во взаимодействии, а также попытались предположить, что и как мы хотим изменить. Для этого мы определили критериев оценки ожидаемых результатов:
1. Изменение характера вопросов родителей к персоналу групп и специалистам
2. Увеличение доли до 70% родителей и членов семьи, посещающих мероприятия по педагогическому просвещению и рост активности их участников (лишь 52% родителей групп старшего дошкольного возраста регулярно посещали родительские собрания; 23 % родителей занимали активную позицию в жизни группы и ДОУ в целом)
3. Осознанное отношение к взаимодействию и стремление повысить свои знания в вопросах воспитания и обучения:
- Увеличение количества обращений за консультациями к специалистам и руководству
- Увеличение количества родителей, доверяющих педагогам ДОУ и возрастание показателя удовлетворенности работой ДОУ
- Качество взаимодействия: по проценту «включенности» родителей в разные мероприятия: - количество присутствующих и доля активных участников; - количество и содержательность вопросов;- положительные отзывы на мероприятия
Слайд 8
Для реализации модели педагогического взаимодействия ДОУ и семьи мы выделили 2 направления, которые взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга:
1. Работа с кадрами – предполагает рост показателей мастерства педагогов, формирование умения выделить предложения по совершенствованию работы.
2. Взаимодействие педагогического коллектива с семьей.
Новыми формами можно считать клубные формы взаимодействия, родительских клубов по интересам, проведение игровых тренингов для родителей и совместных занятий и праздников, мастер-классы и творческие мастерские для родителей. В каждой группе существует свой план взаимодействия с семьями – ежемесячный, еженедельный, ежедневный, «разовый».
Направление 1: Работа с кадрами | Направление 2: взаимодействие с семьей. |
1 Формирование нормативно-правовой базы Самоанализ воспитателей «Мои «плюсы» и «минусы» в общении с | 1. Заполнение «социального паспорта семьи 2. Анкетирование (Приложение №2) «Изучение удовлетворенности родителей работой дошкольного учреждения и группы» |
Слайд 9
В начале исследования мы определили «роли» родителей в процессе взаимодействия с персоналом ДОУ через анкетирование.
Такой анализ позволил выделить три группы родителей.
Родители – лидеры - умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения. 44%
Родители – исполнители (помощники педагогов при проведении мероприятий и оформлении группы) – 32 %
Родители – критические наблюдатели. Те, которые не могут ничего предложить для взаимодействия и предпочитают быть в стороне, не смогли отнести себя к какой-либо роли - 24%
Наша роль заключалась в следующем: помочь данной категории «пассивных» родителей найти в себе способности и потенциал для внедрения в процесс педагогического взаимодействия.
Слайд 10
Выбор вариативных форм педагогического взаимодействия родителями ДОУ
Форма взаимодействия | ||
В % | В % | |
1индивидуальные консультации | 20% | 6% |
2. досуговые семейные мероприятия | 15% | 32% |
3. организация дней открытых дверей и совместных выходов с детьми | 30% | 32% |
4. организация родительских клубов | 28% | 42% |
Педагогические гостиные | 36% | 52% |
Слайд 11 фото
Слайд 12
Предлагаем к рассмотрению следующие фазы процесса взаимодействия:
1-я фаза – открытие (знакомство с достижениями сторон (семьи и ДОУ) в сфере воспитания ребенка);
2-я фаза – прояснение ожиданий (выяснение семьей и ДОУ ожиданий от сотрудничества);
3- я фаза – согласование (согласование точек зрения и прогнозирование развития взаимодействия ДОУ и семьи с опорой на ответственность сторон)
4-я фаза - оформление документов (составление договора о сотрудничестве детского сада и семьи);
5-я - фаза – проектирование взаимодействия (совместное создание программы и плана взаимодействия ДОУ и семьи)
6- я фаза - социально – педагогический мониторинг (постоянное наблюдение за развитием взаимодействия ДОУ и семьи)
7-я фаза-рефлексия (критический анализ и оценка результатов взаимодействия ДОУ и семьи; осмысление роли каждого участника процесса в жизни ребенка и друг друга)
Вернемся к слайду 8
1 этап - информационно- аналитический:
предполагает сбор сведений о родителях, изучение имеющего положения взаимоотношений между педагогами и родителями: изучение потребностей и запросов родителей, готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения и помочь (было проведено анкетирование – Приложение 2)
2 этап – практический - предполагает разработку плана работы (план представлен выше)
3 этап - контрольно-оценочный - это анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада. Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, мы использовали повторный опрос, книги отзывов. Анализ провели по 5 критериям.
Слайд 13
Представлены сравнительные результаты анкетирования по доминирующим формам взаимодействия родителей и персонала на начало и конец исследования
Форма взаимодействия | На начало исследования | На конец исследования | ||
Количество | В % | Количество | В % | |
1. деловое сотрудничество | 7 | 14% | 15 | 30% |
2. посещение родит-их собраний | 23 | 46% | 15 | 30% |
3. с отдельными педаг. в конф-те | --- | 0% | ---- | 0% |
4. теплые дружеские взаимоотношения | 8 | 16% | 14 | 28% |
5. формальные отношения | 10 | 20% | 6 | 12% |
6.педагог информ-ет о поведения ребенка | 2 | 4% | --- | 0% |
Слайд 14
1. . По окончанию исследования результаты превысили ожидаемые, 76% родителей (38 из 50) посетили разные формы взаимодействия- заседания клубов, мастер-классов, творческих мастерских. Досуговые совместные мероприятия посетили почти 84 % (42 семьи из 50). Доля активности – «включенности» составила 52% (26 семей)
2. Возросло количество обращений у узким специалистам: логопеду с 7 до 15, инструктору ИЗО, мед/сестре, 7 групповых консультаций
3. На начало исследования результаты показали, что 68% опрошенных родителей доверяют воспитание и обучение своих детей педагогам ДОУ, 24 % испытывают сомнения и в неполной мере доверяют педагогам и 8 % (1 опрошенный) не доверяют.
К окончанию исследования мы отметили положительную динамику в установлении доверительных отношений родителей к персоналу, что подтверждают следующие показатели анкетирования: 90 % (45 чел) родителей полностью доверяют педагогам, % сомневающихся уменьшился с 24 % до 8%.
4. Получены положительные отзывы на мероприятия: мастер-класс (6), родит клуб «Логопедическая школа» - 11, досуги и соревнования – 9, творческие мастерские – 7
после внедрения в практику дошкольного учреждения клубных форм взаимодействия, проведения интересных совместных мероприятий и мастер-классов, количество родителей, отдавших предпочтение новым формам взаимодействия, значительно увеличилось, почти в 1,5 раза увеличилась заинтересованность родителей в вопросе организации родительских клубов и гостиных. Можем сделать вывод, что в рамках реализации Закона РФ «Об образовании», в связи с требованиями ФГОС в дошкольных учреждениях реализация образовательных областей и качества образования невозможна без участия родителей, поэтому от образовательного учреждения требуется переход на новый качественный уровень в вопросах осуществления взаимодействия с семьей
Анкета 1
«Изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения, группы»
В какой основной форме складываются ваши отношения с педагогами (группы)?
Постоянно деловое сотрудничество
Постоянно посещаем родительские собрания
С отдельными педагогами в конфликте
Теплые дружеские взаимоотношения
Формальные отношения
Педагоги чаще информируют нас о плохих поступках детей
Другое_______________________________________________
Доверяете ли вы воспитателю вашей группы?
Да, доверяю
Не со всем
Не доверяю
3. Какой вид помощи Вы хотели бы получить от педагогов и специалистов детского сада?
- Информационную помощь;
- диагностическую;
- консультативную;
- другую помощь (какую именно)___________________________
- затрудняюсь ответить
4. В каких формах Вы хотели бы получать помощь от педагогов и специалистов детского сада?
- индивидуальные беседы и консультации;
- тематические выставки, папки, информационные листы;
- дни открытых дверей, совместные выходы с детьми за пределы д/сада, праздники
- родительские клубы, гостиные;
5. В какой роли Вы могли бы выступить, принимая участие в организации педагогического процесса в детском саду?
- Советник (помощь воспитателю в определении интересов, увлечений ребенка, предпочтительных для него воспитательных приемов);
- гид (участие в организации экскурсий и походов);
- наставник (организация занятий с детьми определенным видом деятельности: обучение их танцами, музыке, театрализации, другое);
- групповой помощник (присутствие родителя в группе и включение его в разные виды взаимодействия с детьми, участие в оформлении группы);
- затрудняюсь ответить
Анкета 2
«Изучение потребностей родителей»
Уважаемые родители!
Вы - главное для ребенка люди на Земле. Наша задача- помочь Вам в его воспитании. Цель данной анкеты: изучить Ваши потребности и интересы в вопросах сотрудничества с детским садом. Ваши искреннее и полные ответы позволят нам построить работу так, чтобы она максимально соответствовала Вашим ожиданиям. Это поможет нам с вами воспитать здорового физически, умственно и нравственно развитого ребенка.
Пожалуйста, прочтите вопросы и подчеркните один или несколько вариантов ответов, которые соответствуют Вашему мнению Если такого ответа нет, допишите его.
Заранее благодарим Вас за сотрудничество.
Ваша ФИО___________________________________________________
Ваш возраст__________________________________________________
Образование_______________________________________________
Фамилия, имя ребенка__________________________________________
Возраст ребенка_______________________________________________
Что является для Вас главным в воспитании ребенка?
- Здоровье и физическое развитие;
- развитие нравственных качеств;
- развитие умственных способностей;
- развитие художественных способностей;
- раннее обучение ребенка чтению, письму;
- другое (что именно)_____________________________________
4. Какую информацию Вы хотели бы получать от воспитателей?
- О целях и задачах дошкольного образования;
- воспитательно- образовательных программах;
- режиме работы детского сада, проводимых мероприятиях;
- гигиенических процедурах;
- психофизиологических особенностях ребенка;
- о воспитании сына (дочери)
- об успехах ребенка;
- общение с ним;
- организации жизни ребенка в семье;
- организации его досуга, семейных праздников;
- о том, в чем должно состоять взаимодействие детского сада и семьи;
- другое (что именно)______________________________________
Анкета «Семейные традиции»
Прочитайте вопрос и отметьте подходящий вариант ответа, если предложенные варианты Вас не удовлетворяют, впишите свой вариант ответа.
Какие семейные традиции Вы соблюдаете?
Дни рождения членов семьи;
Дни поминовения усопших;
Коллективные посещения кинотеатров, театров, музеев и др.;
Религиозные обряды (посещение храма, посты, религиозные праздники и др.;
Гражданские праздники (Новый год, 8 Марта, 9 Мая и др.)
День создания семьи;
Профессиональные праздники;
Выпуск семейной газеты;
Оформление фотоальбомов;
Воскресные семейные обеды (ужины);
Проведение семейных советов;
Другое _______________________________________________
Какие увлечения есть у членов Вашей семьи?
Спорт рыбалка домашние животные
Шитье шахматы чтение
Рукоделие пение музицирование
Коллекционирование сочинение стихов (рассказов, сказок)
Другое __________________________________________________
К каким из Ваших увлечений подключаете своего ребенка?
Какой труд объединяет Вашу семью?
Общего труда нет у каждого свое дело уборка квартиры
Работа в саду ремонт квартиры уход за домашними животными
Индивидуальная трудовая деятельность
Другое __________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
2.9. Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования
Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования...
2.9.Награды,поощрения органов управления образованием,общероссийского профсоюза образования,свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования
( муниципального и регионального уровня -за межаттестационный период; федерального уроовня - за межаттестационнный период)[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21211169","attributes":{"al...
2.14.. Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования.
Почетная грамота от Упраления образования Сут-Хольского кожууна.Почетная грамота от администрации муниципального района Сут-Хольского кожууна....
2.14. Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования
2.14. Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования...