Опыт работы
методическая разработка на тему
Содержание:
1. Социально – эмоциональное развитие дошкольников – актуальная проблема психолого – педагогической работы в ДОУ……………………...3
2. Развитие социально – эмоциональной сферы дошкольника……....4
3. Средства и условия формирования социально – эмоциональной сферы дошкольников………………………………………………………….7
3.1 Задачи развития эмоциональной сферы детей старшего
дошкольного возраста………………………………………………....7
3.2 Планирование работы с детьми………………………………………8
3.3 Организация совместной деятельности с использованием предметной развивающей среды……………………………………..10
3.4 Семья – эмоциональный тыл ребёнка………………………11
4. Оценка эффективности работы………………………………………...12
5. Заключение……………………………………………………………...13
Список литературы………………………………………………….............14
Приложение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы
Социально – эмоциональное
развитие детей
старшего дошкольного возраста
Степанова Любовь Викторовна
г. Тейково, 2013 год
Содержание:
- Социально – эмоциональное развитие дошкольников – актуальная проблема психолого – педагогической работы в ДОУ……………………...3
- Развитие социально – эмоциональной сферы дошкольника……....4
- Средства и условия формирования социально – эмоциональной сферы дошкольников………………………………………………………….7
- Задачи развития эмоциональной сферы детей старшего
дошкольного возраста………………………………………………....7
- Планирование работы с детьми………………………………………8
- Организация совместной деятельности с использованием предметной развивающей среды……………………………………..10
- Семья – эмоциональный тыл ребёнка………………………11
- Оценка эффективности работы………………………………………...12
- Заключение……………………………………………………………...13
Список литературы………………………………………………….............14
Приложение
«Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки
не выражают так ясно и верно нас самих
и наши отношения к миру,
как наши чувствования;
в них слышен характер не отдельной мысли,
не отдельного решения,
а всего содержания души нашей… »
К. Д. Ушинский
- Социально – эмоциональное развитие дошкольников – актуальная проблема психолого – педагогической работы.
В современном мире проблема социально – эмоционального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги часто задаются вопросом, что нужно сделать, чтобы ребенок стал уверенным, счастливым, добрым, успешным.
Одна из основных целей дошкольного образования в условиях его модернизации – формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность.
Что же такое социальная успешность?
Социальная успешность - определенный уровень социальных достижений, признаваемый достойным в данной стране и культуре. Обычно это определенный уровень материального достатка, социального статуса и социального влияния.
В настоящее время, когда в нашу жизнь вошли Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, мы перестраиваем воспитательно-образовательный процесс в соответствии с этими требованиями.
Образовательная область «Социализация» подчинена решению проблемы социальной успешности ребёнка дошкольника через следующие задачи:
- воспитание гуманистической направленности поведения;
- развитие социальных чувств;
- развитие эмоциональной отзывчивости, доброжелательности;
- развитие социально-ценностной ориентации.
С точки зрения современной педагогической науки проблема социально – эмоционального развития детей рассматривается как составная часть более глобальной проблемы – проблемы социализации ребенка – дошкольника. Социализация – сложный, многоплановый процесс вхождения ребенка в социальную среду, приобщение его к культуре, системе человеческих ценностей.
Социально-эмоциональный опыт современного ребенка, то есть опыт его взаимодействия с окружающими людьми и опыт его переживаний, может иметь как положительную, так и отрицательную сторону, что оказывает самое прямое влияние на его настоящую и будущую жизнь. Современные научные данные убедительно показывают, что результаты положительного социально – эмоционального детского опыта обеспечивают основу для позитивной самореализации растущей личности. Соответственно, отрицательный социально – эмоциональный опыт, напротив, развивает недоверие к миру, провоцирует агрессивные тенденции. Это приводит к девиантному социальному поведению.
Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это работа, направленная на помощь ребенку, педагогу и родителю. Помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении. Помощь в становлении маленького человека в обществе.
- Развитие социально – эмоциональной сферы дошкольника.
Основным приоритетом в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками сегодня, является личностно – ориентированное взаимодействие с ребенком, принятие и поддержка его индивидуальности, забота об его эмоциональном благополучии.
Роль эмоциональной сферы для здоровой и счастливой жизни в последнее время признаётся очень важной. К изучению этой сферы жизни учёные приступили ещё в начале 1920-х годов. А уже с 1990-х годов стали изучать более основательно. Тогда уже стало очевидно, что в жизни успешнее не те люди, у которых высокий «умственный» интеллект, а те, у кого высокий «эмоциональный» интеллект. Именно тогда со всей очевидностью жизнь потребовала от человека психологической гибкости. И выяснилось, что эмоциональный мир тоже требует внимания, воспитания, и не меньше, чем воспитание ума. Только согласованное функционирование двух систем — интеллекта и эмоциональной сферы — может обеспечить успешное выполнение любого вида деятельности.
Рассмотрим, что же такое эмоции?
Все люди существа эмоциональные. Каждый день мы испытываем разнообразные эмоции. Когда мы счастливы, то нам кажется, что все радуются вместе с нами, когда грустим, то весь окружающий мир окрашивается в унылые тона. Дети так же способны проявлять эмоции, однако делают они это более ярко и непосредственно.
Эмоции можно разделить на положительные и отрицательные. Отрицательные эмоции у ребёнка могут возникнуть по разным причинам. Это может быть:
- противоречие между сильным желанием и невозможностью удовлетворить его;
- конфликт, вызванный повышенными требованиями к ребёнку, неуверенному в своих силах;
- частые негативные эмоциональные состояния взрослых, не способных контролировать себя и решающих проблемы на повышенных тонах в присутствии ребёнка.
Как развивать эмоции у детей?
Ребёнок, прежде всего существо чувствующее, а потом мыслящее. Дети не знают продолжительных радостей или горестей, но зато отдаются им всей полнотой своего существа. Взрослые, переживая самые тяжелые чувства, одновременно имеют в душе много других чувств: ведь жизнь широкая, разнообразная привязывает к себе бесчисленными мелкими радостями. Дитя может забыть своё горе, но пока он его переживает, оно для него глубоко, безвыходно, бездонно.
В развитии эмоциональной жизни ребёнка огромное значение имеет свобода выражения чувств. Застенчивость часто является итогом горького социального опыта, она всегда вносит напряжение в душу ребёнка. Ему нужна свобода в телесном выражении чувства.
Мы нередко наблюдаем и испытываем на себе гнев малыша. У детей даже раннего возраста может формироваться чувство мести (что можно рассматривать как активную форму выражения гнева для ребёнка и это относительно здоровее, чем пассивная форма, когда гнев «душит»). Задача взрослого – научить ребёнка проявлять гнев в таких формах, которые были бы безопасны для него и для окружающих, научить понимать эту эмоцию, распознавать её. Отождествление гнева и злобы, столь частое у взрослых, детям не присуще! Можно даже утверждать, что появление злобы у детей есть верный симптом тяжелой наследственности или скверных условий жизни ребенка.
Каковы возрастные условия социально-эмоционального развития ребёнка?
- В период младенчества закладываются основы благоприятного социально – эмоционального развития малыша. В раннем возрасте возникает эмоциональная совместимость в диаде «взрослый - ребенок». Отношение к сверстнику носит характер заинтересованности. Взрослым необходимо постоянно оказывать ребенку эмоциональную поддержку, избегать жесткой регламентированности его жизни.
- В 3 года ребенок выделяет себя из окружающего мира, провозглашая: «Я сам!». Ребенок способен различать простейшие эмоциональные состояния (грусть, радость, страх, спокойствие) и уже понять их причины. Дети этого возраста, находясь в обществе сверстников, соблюдают «дисциплину расстояния», завязывают кратковременные контакты. На этом этапе важным фактором является эмоциональное сближение детей друг с другом.
- В 4 – 5 лет дети становятся способны к более дифференцированному восприятию сверстников и самовосприятию. Это является следующей ступенькой в самопознании и формировании толерантности. Ребенок проявляет живой интерес к сверстникам. Роль педагога в этот период – формирование реальных отношений между детьми в группе. Несмотря на то, что соучастие и взаимное согласование выражены минимально, ребенок под руководством взрослого может приобрести первый социальный опыт сотрудничества в разных видах игровой и практической деятельности.
- В старшем дошкольном возрасте ребенок способен более глубоко «заглянуть» в свой внутренний мир. У ребенка формируется положительная самооценка. А это - основа для самоутверждения на следующей социальной ступени развития. Это стадия развития совместной деятельности, в которой может вырабатываться единство «общественного мнения» по поводу тех или иных аспектов сотрудничества в игре, труде, занятиях.
3. Средства и условия формирования социально – эмоциональной сферы дошкольников
3.1 Задачи развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
В процессе жизни у ребенка меняются взгляды на мир и отношения с окружающими. Постепенно возрастает способность сознавать и контролировать свои эмоции, а также идет усвоение способов общения. Однако мой опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста показывает, что сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Способы общения без специального обучения в должной степени не формируются. Именно поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.
Я выделила для себя главные задачи развития эмоциональной сферы детей:
- помочь ребенку прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение;
- обучить способам регуляции эмоциональных состояний, элементам расслабления.
- выработать у детей положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения.
Решаю эти задачи в разнообразной деятельности с воспитанниками:
- коммуникативной,
- продуктивной,
- познавательной,
- трудовой,
- игровой.
Я считаю, что в развитии эмоций ребят необходимо соблюдение следующих условий:
- создание атмосферы искренности, доверия, тепла, обеспечение прочности, единства межличностных взаимодействий в группе. Главная моя установка -успех у каждого ребенка!
- внимательное и уважительное отношение к индивидуальным способностям детей. Поддержка и развитие того, что самобытно, оригинально.
- учет добровольности детей при выполнении упражнений.
- поощрение и поддержка попытки ребёнка овладеть своим поведением, умения объяснить свою позицию.
- внимание к тому, что делают, думают, чувствуют другие люди и сам ребёнок.
- стимуляция мотива «Я тоже могу».
- Планирование работы с детьми.
Приступив к работе над социально-эмоциональным развитием детей, я разработала перспективное планирование (Приложение №1) . Оно помогло систематизировать работу с детьми. Планирование – основа положительной динамики моей работы. Всего запланировано 26 занятий (Приложение № 2).
Обучение распознаванию чувств и эмоций я начала с того, что:
- объясняла детям, что чувства не бывают плохими, они просто есть, и ребенок имеет право на проявление чувств (вербальное, телесное), однако сразу вводила определенные правила проявления эмоций, например: «Ты вправе сердиться на Сережу, но ударить его я тебе не разрешаю!»;
- в ситуативных разговорах обсуждала с детьми случаи, которые произошли в данный момент с кем-то, просила определить чувства и предложить свои варианты поступков; при этом учила детей избегать осуждения, т.к. цель такой беседы – познавательная («Что чувствовал Миша, когда ему не дали игрушку? Что он сделал, когда почувствовал, что огорчен? Что сделал потом? Как бы поступил ты?»)
- обсуждая с ребенком его чувства, я не пыталась решить за него проблему; объяснение причины чувства должно помочь ребенку самому справиться с ним («Ты злишься оттого, что Маше пора домой и нужно вернуть ей игрушку»);
- предлагала детям различные способы, помогающие взять себя в руки: вербальные, физические, зрительные, творческие.
Занятия провожу один раз в неделю по следующему алгоритму:
- Кинезиологический комплекс упражнений, который позволяет активизировать и сбалансировать целостную систему «интеллект - тело».
- Упражнение - приветствие.
- Беседа по теме занятия.
- Игры на развитие определенной эмоции.
- Рассказ воспитателя.
- Продуктивная деятельность детей (рисование).
Занятие начинаю с подготовительного этапа. Здесь моя задача: настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Провожу дыхательные, глазодвигательные упражнения, артикуляционную гимнастику, упражнения на развитие мышц руки, на развитие межполушарного взаимодействия, на гармонизацию взаимоотношений.
Далее – в основном этапе стараюсь решить задачи повышения чувствительности к себе, к другому человеку, развития умений понять и передать свое эмоциональное состояние и почувствовать эмоциональное состояние другого. Считаю важным научить детей преодолеть негативные личностные проявления: агрессивность, неуверенность, обидчивость.
Для этого использую этюды, игры на воспроизведение отдельных черт характера, сказкотерапию, рисование своих проблем, обучение навыкам самопомощи в напряженных ситуациях.
- Организация совместной деятельности с использованием предметной развивающей среды.
Исследования отечественных психологов показали, что возрастной период от пяти до семи лет является сензитивным для развития эмоциональной сферы. Поэтому организация образовательного пространства в старшей группе требует создания грамотной предметно-развивающей среды. Внесение в среду группы социально значимых для ребенка атрибутов помогают ему чувствовать себя защищенным, уверенным и спокойным. Дети очень любят такие уголки «Уединения» где хранятся фотографии, копилки, секретики, любимые вещи каждого ребенка, сделанные совместно с родителями альбомы, игры, пособия для занятий. Таким образом, развивающая среда приближает два близких ребенку мира - детский сад и семью.
В групповом помещении, мной были размещены пособия, которые позволяют ребенку заявить о своем «Я»: «Уголок настроения», «Коврик злости» (помогает детям избавиться от гнева), «Остров примирения» (помогает ребенку выйти из конфликтной ситуации).
В нашей группе есть «Доска настроения» (Приложение №3), на которой каждый ребенок может отразить свое настроение и переживаемые чувства с помощью цвета. Это пособие дает мне возможность, актуализируя страхи детей, провести коррекцию, при обсуждении объяснить их относительность, вернуть положительный эмоциональный настрой.
По моему мнению, выполнение мимических и пантомимических упражнений в разных режимных моментах помогает предотвратить перерастание негативных эмоций в патологию. В совместной деятельности с детьми я провожу такие игры как: «Тренируем эмоции», «Лото настроений», «Продолжи фразу», где дети в игровой форме демонстрируют различные эмоциональные состояния. Они учатся отгадывать изображенные другими эмоции и чувства.
Дошкольный возраст — это период формирования произвольности поведения. Управление собственным телом и эмоциями нелегко дается ребенку. В группе, на прогулке провожу игры на развитие саморегуляции: «Повтори движения», «Час тишины – час можно», «Молчание», «Да и Нет», «Говори» я ввела в постоянную практику работы с детьми. Перед игрой задаю образ и словесно описываю ситуацию. Важно, чтобы движение сопровождалось положительными эмоциями. (Приложение №4)
Соблюдение этих несложных правил позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка.
- Семья – эмоциональный тыл ребёнка.
Как известно, ближайшее социальное окружение ребенка - семья. Если в семье ребенка царит доброжелательность, любовь, это срабатывает как положительный фактор. И, наоборот, в атмосфере холодного отчуждения и постоянных конфликтов вырастают дети с психическими расстройствами и личностными проблемами. Именно в семье в первую очередь формируются интересы, потребности и ценностные ориентиры ребенка. Для социально – эмоционального развития малыша в условиях семьи очень важно, чтобы родители не только обеспечили ему эмоциональный комфорт. Нужно ориентировать родителей на его психологию, внутренние проблемы, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками. Необходимо обогащать его социальный опыт, идти на контакт с другими сферами социального становления ребенка, в первую очередь – с детским садом. Образ жизни семьи и воспитательная активность родителей – важные факторы социальной успешности ребёнка..
Доверительные взаимоотношения детского сада и семьи, формирование правильных установок на социально-эмоциональное развитие малышей мне хотелось бы закладывать заранее. Это удобно делать в адаптационный группе кратковременного пребывания ребенка с родителями. В совместной деятельности с ребенком педагоги и родители лучше узнают детей, особенности их характера, мечты и желания. Будет создаваться микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между педагогами и семьями воспитанников. И это – дело недалёкого будущего.
А сейчас, наблюдения за детьми во время совместной деятельности, дает мне необходимый материал для проведения консультаций для родителей. Радует тот факт, что регулярные беседы, консультации «Рекомендации по развитию положительных эмоций», «Роль сказки в эмоциональном развитии дошкольника» (Приложение № 5) помогли мне найти понимающих союзников. Большинство родителей моих сорванцов понимают важность своей роли в обеспечении эмоционального комфорта детей. Они проявляют безусловную любовь к ребёнку и оказывают ему поддержку. С удовольствием отмечаю, что молодые родители читают предложенную литературу, обсуждают проблемные вопросы (Приложение №6).
4. Оценка эффективности работы.
Работа по социально-эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста требует тщательной подготовки педагогов и педагогического просвещения родителей. Для изучения уровня эмоционального развития я использовала методику определения уровня эмоциональных особенностей детей дошкольного возраста Е.Г. Юдиной, Г.Б. Степановой. (Приложение № 7). Динамику результатов социально-эмоционального развития можно наглядно увидеть в представленной диаграмме. Если на начало года низкий уровень эмоционального развития детей моей группы составлял 5 %, средний уровень 70 %, высокий – 25 %, то в феврале 2013 года средний уровень 46%, высокий уровень 54%, низкого уровня нет (Приложение № 8).
5. Заключение.
Работая над проблемой социально-эмоционального развития детей, я еще раз убедилась в том, что именно в этой сфере находится способность и умение человека неравнодушно смотреть на мир, способность радоваться и огорчаться, понимать и любить - в общем, все то, что может быть названо коротким словом "счастье". Я думаю, что в моих силах внести весомый вклад в формирование эмоционально благополучных, социально успешных дошкольников.
Список литературы:
- Белопольская Н.А. и др. «Азбука настроения». Развивающая эмоционально-коммуникативная игра. -М. 2008 г.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М. ACT. «Астрель» 2006.
- Гордон Т. Тренинг эффективного родителя. -М. 2010 г.
- Дьяченко О.М., Агеева Е.Л. «Чего на свете не бывает?» – М.: Просвещение,1991 г.
- Калинина Р.Р. «В гостях у Золушки».- Псков,1997 г.
- Клюева И.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению». – Ярославль: Академия развития, 1996 г.
- Панфилова М.А. «Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры». – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001 г.
- Рахмаштаева В.А. Психология взаимоотношений.- М.: «Просвещение», 1996.
- Стишенок И.В. Тренинг уверенности в себе. – С-Пб.: «Речь», 2006.
- Хухлаева О.В. «Лесенка радости».- М.: Издательство «Совершенство»,1998г.
- Холмогорова А., Гаранян Н.Л. Эмоциональные расстройства и современная культура. - М. 1999.
- Чистякова М.И. «Психогимнастика» – М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995 г
- Щербатых Ю. Избавиться от страха. - М.: «Эксмо», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Опыт работы Тема: Предметное рисование как средство развития изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста. Опыт работы
Материал по 1 - 2 младшей группе....
Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Семья и Детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...
Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"
В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...
«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»
Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...
Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»
Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей». Задача Стандарта в области работы с семьей – обеспечение психолого-педагог...
Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ
Наш детский сад расположен в микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...