Методические рекомендации для выполнения домашних заданий в группе для детей с ОНР (памятки для родителей)
методическая разработка (старшая группа) на тему
Данный материал поможет в совместной работе логопеда и родителей по коррекции речи детей с общим недоразвитием речи. Памятки разработаны для выполнения домашних заданий на закрепление знаий и навыков звуковокого анализа слов, при работе над предложением и связной речью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka.docx | 27.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для выполнения
домашних заданий в группе для детей с ОНР
(памятки для родителей)
Разработала учитель – логопед
МАДОУ «Детский сад № 284»
Громова Елена Вячеславовна
г. Уфа
2014
Памятка № 1
(правила о звуках)
1) Звуки бывают речевые (говорят люди) и неречевые (шум воды, ветра, тикают часы, едет машина, лает собака, звуки музыкальных инструментов и.т.д.).
2) Звуки бывают гласные и согласные.
3) Гласные звуки (А, У, О, И, Ы, Э) можно петь («голосок дрожит» - проверяем, приложив ладошку к шеи), у них нет преграды (губы и зубы открыты), обозначаются красным квадратом .
4) Согласные звуки бывают:
звонкие (контроль ладошкой– голосок дрожит) –
Б, В, Г, Д, Ж, З, Л, М, Н, Р ;
глухие (контроль ладошкой – голосок не дрожит)- П ,Ф, К, Т, Ш, С, Х, Ц, Ч, Щ ;
твёрдые – Б, В, Г, Д, Ж, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ш, (обозначаются синим квадратом ) ;
мягкие – Бь, Вь, Гь, Дь, Зь, Кь, Ль, Мь, Нь, Пь, Рь, Сь, Ть, Фь, Хь, Ч (обозначаются зелёным квадратом );
5) согласные звуки всегда имеют преграду для воздуха при произношении (губы, зубы, язык).
6) Звуки Ж, Ш, Ц всегда бывают только твёрдыми, а звуки Ч, Щ – только мягкими.
7) Сколько в слове гласных звуков – столько и слогов.
Памятка № 2
(игры на выделение звука в слове)
1) Игра «Назови первый звук». Ребёнку предлагаются звукосочетания, слоги или слова, и он должен определить и назвать первый звук. Например, взрослый произносит слово «аист», акцентируя голосом на первом звуке. Затем просит ребёнка назвать, какой звук стоит первый, в начале слова (звук [А]).
2) Игра «Назови первый и последний звук». Проводится аналогично, но ребёнок должен назвать первый и последний звук (в слове «коза» первый звук [К]; последний, в конце слова звук [А]).
3) Игра «Назови гласные звуки». Взрослый произносит слог или слово и просит назвать гласные звуки (в слове «муха» два гласных звука - [У], [А]).
4) Игра «Назови согласные звуки». Проводится аналогично, но ребёнок должен назвать согласные звуки (в слове «баран» согласные звуки [Б], [Р], [Н]).
5) Игра «Где живёт звук». Взрослый произносит слог или слово, акцентируя голосом на том звуке, который нужно угадать. Ребёнок должен угадать и сказать, где живёт звук: вначале, в середине или в конце слова. Например, в слове «финик» звук [Фь] живёт в начале слова; в слове «конь» звук [Нь] живёт в конце слова и.т.д.
Памятка № 3
(как выполнять звуковой анализ звукосочетаний,
слогов и слов)
Например, в тетради даётся задание выполнить звуковой анализ звукосочетания АУИ.
1) Предложить ребёнку послушать, как звучит звукосочетание (слог, слово) и громко, четко произнести его, как – бы пропевая.
2) Затем ребенок произносит звукосочетание (слог, слово) самостоятельно.
3) Взрослый просит назвать первый звук, затем второй (в середине) и последний звуки.
4) Затем выполняется полный анализ звукосочетания с зарисовкой в тетради:
« Первый звук [А], он гласный, его можно петь, у него нет преграды, обозначается красным квадратом. Второй звук [У], он гласный, его можно петь, у него нет преграды, обозначается красным квадратом. Третий звук [И], он гласный, его можно петь, у него нет преграды, обозначается красным квадратом».
По мере анализа зарисовываются квадратики соответствующего цвета
Звуковой анализ слогов:
МА – в слоге МА первый звук [М], он согласный, твёрдый, звонкий (контроль голоса), у него есть преграда, обозначается синим квадратом. Второй звук [А], он гласный, его можно петь, у него нет преграды, обозначается красным квадратом.
ПИ – в слоге ПИ первый звук [Пь], он согласный, у него есть преграда, глухой (контроль голоса), мягкий, обозначается зелёным квадратом.Второй звук [И], он гласный, его можно петь, у него нет преграды, обозначается красным квадратом.
Памятка №4
(звуко - слоговой анализ слов)
ЛЕС – первый звук в слове [Ль], он согласный, звонкий (контроль голоса), мягкий, обозначается зелёным квадратом; второй звук [Э],( если долго произносить звук [Е] -слышится [Э]), он гласный, его можно петь, у него нет преграды, обозначается красным квадратом; третий звук [С], он согласный, твёрдый, звонкий (контроль голоса), у него есть преграда, обозначается синим квадратом; в слове один гласный звук, значит один слог.
ДЕНЬ - первый звук в слове [Дь], он согласный, звонкий (контроль голоса), мягкий, обозначается зелёным квадратом; второй звук [Э], (если долго произносить звук [Е] - слышится [Э]), он гласный, его можно петь, у него нет преграды, обозначается красным квадратом; третий звук [Нь], он согласный, мягкий, звонкий (контроль голоса), у него есть преграда, обозначается зелёным квадратом; в слове один гласный звук, значит один слог.
Зи-на - первый звук в слове [Зь], он согласный, звонкий (контроль голоса), мягкий, обозначается зелёным квадратом; второй звук [И], он гласный, его можно петь, у него нет преграды, обозначается красным квадратом; третий звук [Н], он согласный, твёрдый, звонкий (контроль голоса), у него есть преграда, обозначается синим квадратом; в слове два гласных звука, значит два слога.
Внимание!
Звуки Е, И, Я, Ю после согласных смягчают их.
Например, пень -[Пь], корзина - [Зь] и.т.д.
Памятка № 5
(слова и предложения)
1) Всё, что мы говорим – это слова.
2) Слова – предметы бывают живые и неживые.
Живые слова – предмета отвечают на вопрос Кто это? и обозначаются одной линией ─ (мама, кошка, бабочка и.т.д.)
Неживые слова–предметы отвечают на вопрос Что это? обозначаются одной линией (часы, машина, дерево и.т.д.)
3) Слова – действия отвечают на вопросы Что делать? Что сделать? Что делают? Что сделали? и обозначаются двумя линиями (бегать, умыться, читать, петь, летают, уплыли и.т.д.)
~~ |
4) Слова – признаки отвечают на вопросы Какой? Какая? Какие? и обозначаются волнистой линией
(добрый, пушистая, весёлые и т. д.)
5) Из слов можно составить предложение. Предложение состоит из слов.
Предложения бывают короткими (Наступила осень.) и длинными (Наступила красивая, золотая, дождливая, пасмурная осень.)
6) Если в предложении к слову нельзя поставить выше указанные вопросы, такое слово называем пустым и обозначаем пустой полоской.
7) В конце предложения ставится точка. ●
8) В предложении слова не соединяются друг с другом, между ними есть расстояния – окошечки.
9) Перед каждым словом, в окошечке, прячется вопрос.
К каждому слову вопрос свой.
10) В предложении могут «жить» маленькие слова, это
предлоги, они обозначаются квадратиком.•
11) Из предложений можно составить рассказ.
Памятка № 6
(работа над предложением и составлением схем)
1) Придумать предложение из двух слов, например:
Наступила осень. Мама одевается. Дети играют. Едет машина. Падает снег.
Придумать предложение из трёх слов, например: Наступила золотая осень. Дождливый, хмурый день. И др.
2) Работа над составлением схемы предложения.
Ребёнку даётся задание придумать предложение из двух слов и составить его схему.
а) Девочка танцует.
|
●
Ребенок дает полный анализ предложения:
В предложении два слова. Первое слово «девочка». Задается вопрос к этому слову: кто это? (девочка). Слово «девочка» - это слово предмет, стоит в предложении первым, обозначается одной полоской с флажком. Зарисовывается одна полоска флажком.
Второе слово «танцует». Задается вопрос к слову «танцует»; что делает? (танцует). Слово «танцует» - это слово-действие, обозначается двумя полосками. Зарисовывается две полоски.
В предложении слов больше нет, значит, ставим точку. Зарисовывается точка.
б) Едет пассажирский автобус.
~~ |
|
в) Яблоко лежит в вазе.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации и домашние задания для развития общей осведомленности и познавательной сферы у дошкольников (1 неделя апреля)
Методические рекомендации и домашние задания для развития общей осведомленности и познавательной сферы у дошкольников (1 неделя апреля)...
Методические рекомендации и домашние задания для развития общей осведомленности и познавательной сферы у дошкольников (1 неделя апреля)
В материале представлены темы, которые изучают дошкольники нашего ДОУ на первой неделе апреля. А так же даны домашние задания для совместной работы родителей с детьми на выходных днях....
Рекомендации по формированию и развитию игровой деятельности у детей дошкольного возраста. Памятка для родителей.
Цель данной презентации - помочь родителям особых детей сориентироваться в большом разнообразии игрушек. Материал расположен с учётом возрастных особенностей дошкольников....
Памятка для родителей (методические рекомендации по формированию и развитию речи у детей раннего дошкольного возраста).
Памятка для родителей (методические рекомендации по формированию и развитию речи у детей раннего дошкольного возраста)....
Памятка для родителей (методические рекомендации по формированию и развитию речи у детей раннего дошкольного возраста).
Правильное развитие речи и овладение ею в полной мере....
Методические рекомендации для воспитателей ДОУ компенсирующих групп для детей с ТНР: "Игры и упражнения для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-6 лет с ОНР"
Данные методические рекомендации будут полезны для воспитателей ДОУ, работающих в группах компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с ТНР. Методические рекомендации построены на основе 30 лексич...