Консультация для педагогов "Роль взрослого в активизации игровой деятельности"
консультация по теме

Методы и приемы, используемые в игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_vzroslogo_v_aktivizatsii_igrovoy_deyatelnosti.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 Колпинского района Санкт-Петербурга

Роль взрослого в активизации игровой деятельности

Воспитатель 1 квалификационной категории

Гриневич Светлана Дмитриевна

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность и ловкость и т.д. кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. А.М. Горький говорил: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который они признаны изменить».

Условно все детские игры можно разделить на две большие группы: сюжетно-ролевые или творческие игры и игры с правилами.

Сюжетно-ролевые игры включают в себя игры на бытовые темы, игры производственной тематики, строительные игры, игры с природным материалом, игры с общественно-политической тематикой, театрализованные игры, игры-забавы и развлечения. Необходимыми элементами, обеспечивающими интересную игровую деятельность, развитие познавательных интересов и моральных качеств ребёнка, являются знание – действие – общение. Первое условие игры как увлекательной деятельности – наличие у ребёнка знаний об окружающих его предметах (об их свойствах, качествах, назначении), событиях и явлениях реального мира.

Поэтому на взрослых возлагается главная задача – дать ребенку все эти знания, помочь выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры. Надо глубоко взволновать детей событиями жизни, трудовыми подвигами людей, чтобы они захотели подражать им, переживать вместе сними.

Знания дети получают непосредственно на занятиях в детском саду, а так же в повседневной жизни при посещении музеев, театров, выставок, экскурсий, при чтении художественной и научно-публицистической литературы, при просмотре кинофильмов, мультфильмов, при прослушивании магнитофонных записей. Таким образом, у детей накапливается жизненный опыт, который ребёнок легко переносит в свою игру.

Чем больше ребенок получит знаний и положительных эмоций, тем интереснее и многосодержательнее будет сюжетно-ролевая или творческая игра. Роль взрослого помочь маленькому существу понять, увидеть, принять наш многообразный мир.

В игре ребенок действует с предметами и игрушками, поэтому взрослый должен создать предметно-игровую среду, чтобы каждый мог легко «вращаться в ней». Важно использовать атрибуты, помогающие отображать в игре знания об окружающей жизни. Например, для игры «Строитель», необходимо иметь конструкторы, строительные материалы, а также разнообразные предметы-заместители, игрушки-самоделки, схемы построек, планы. Для игры «Экологи»  детям можно предложить планы, карты, схемы местности, экологические знаки, модель «Красная книга», набор «Лаборатория» (лупы, воронки, камни, образцы песка, глины и т.д.), атласы животного и растительного мира.

В каждом возрасте  атрибутика должна соответствовать возрастным особенностям. В младшем возрасте  игрушки должны быть крупные и  простые (куклы, мягкие игрушки, машины, фигурки животных, птиц, рыб, растительность, средства передвижения, предметы техники, быта и т.д.). В старшем дошкольном возрасте игрушки могут быть более мелкие, широко используются предметы-заместители, предметы, сделанные своими руками и т.д.  

Таким образом, при помощи взрослого дети получили знания, приобрели игрушки и атрибуты, теперь самое главное – это умение организовать общение детей во время игры. При этом взрослый просто необходим ребенку, чтобы игра была интересная и содержательная. В младшем дошкольном возрасте первоначально взрослый берет на себя основную роль и втягивает ребенка в совместную игру, предлагая ему дополнительную роль; в дальнейшем взрослый подключает к игре ребёнка. Например: взрослый надевает на себя белую шапочку доктора и начинает играть, принимая роль «доктора» на себя.

 «Буду детей лечить. Я – доктор. Здесь у меня больница. Мишка, что у тебя болит? Покажи горлышко. Сейчас измерю тебе температуру (ставлю градусник) и т.д.».

Таким образом, от «лечения» игрушки взрослый спокойно переходит к «лечению» детей. Следующий этап характеризуется тем, что взрослый может играть с ребенком и ещё приобщать другого участника, используя другие приемы. Например: придумывание телефонных разговоров мама-папа-сын. Мама играет с сыном, но при этом звонит папе на работу. Таким образом, взрослый вызывает детей на ролевые диалоги друг с другом, с воображаемым партнером, моделирует речевой диалог с партнером – игрушкой, т.е. устанавливая разнообразные речевые связи в игре. Всё это подготавливает возможность дальнейшего перехода к совместному творческому построению новых игровых сюжетов в старшем дошкольном возрасте. В дальнейшем дети развиваются, и сюжетно-ролевая игра продолжает развиваться. Одна из линий развития  - игра фантазирование. Игра – придумывание позволяет взрослому, будучи партнером детей, ненавязчиво и непринуждённо стимулировать их к комбинированию и согласованию разнообразных сюжетных событий. Например: сказка «Иван-царевич и серый волк», какие здесь возможны преобразования? В первом событии сказки Царь хочет получить Жар-птицу и отправляет за ней Ивана-царевича. Заменим Жар-птицу другой труднодостижимой для Царя диковиной – к примеру, новогодней ёлкой. Пусть он отправит за ней не Ивана-царевича, а слугу и т.д. Во втором событии герой может встретить вместо Серого волка другого волшебного персонажа (Бабу-Ягу, фею, лесовичка и т.д.) и последнее событие – получение награды можно заменить любой привлекательно вещью (сто пудов мороженного, ранец к школе, велосипед и т.п.).

Таким образом, взрослый предлагает сюжет, а дети придумывают продолжение, проявляя инициативу. Далее взрослый может предложить поиграть другим детям, не задействованных в другой игре-  «Давай Коля  ты будешь в своём магазине, а я в избушке на курьих ножках; у нас с тобой будут телефоны и мы будем разговаривать.» такое сочетание, казалось бы несовместимых ролей, обычно вызывает оживление и интерес у детей. Второму ребёнку предлагается такая же роль, как и взрослого: «Таня давай ты – другая Баба-Яга, и тебя тоже своя избушка». Получив согласие детей на такое распределение ролей , взрослый выполняющий роль Бабы-Яги звонит своей соседке и говорит: «Хотела  к тебе в гости прилететь, да у меня ступа сломалась. Как быть? Как ты думаешь, может,  ступы в магазине продают? Позвоню в магазин». В зависимости от ответов взрослый может продолжать развивать сюжет в игре , проявить фантазию и этим помочь детям в организации дальнейшей игры.

Таким образом, подводя итог можно сказать словами

Л.С. Выготского:

 «Игра ребёнка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям самого ребёнка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в форме круглого стола «Создание условий для активизации игровой деятельности детей в семье»

Родительское собрание в форме круглого стола «Создание условий для активизации игровой деятельности  детей в семье»...

Проект "Активизация игровой деятельности детей третьего года жизни посредством самодельного игрового материала"

Цель проекта: создание игрового материала, способствующего развитию игровой деятельности детей. Тип проекта: практический, игровой, групповой, среднесрочный....

Сообщение из опыта работы на тему: «Развитие познавательной активности дошкольников к профессиональной деятельности взрослых в процессе игровой деятельности»

Формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий – это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса ...

Роль взрослых в активизации познавательной деятельности малышей

В данном материале раскрыта тема насколько важна роль взрослых в активизации познавательной деятельности малышей в ясельном возрасте....

Конспект занятия по совместной деятельности взрослых и детей (игровая деятельность) в первой младшей группе. "Теремок"

Конспект занятия по совместной деятельности взрослых и детей (игровая деятельность) в первой младшей группе. "Теремок"...

Консультация для воспитателей "Общение детей со взрослыми в процессе игровой деятельности"

Известно, что главная и ведущая деятельность дошкольника - игровая, только в игре зарождаются и первоначально развиваются все другие формы деятельности детей этого возраста, только через игру ребенок ...

Из опыта работы: «Роль взрослого в формировании у ребенка навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе игровой деятельности»

Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что не все дети в группах имеют одинаковый уровень речевого развития: одни правильно произносят слова, могут высказать свою просьбу, общаются друг с друг...