Таблица в помощь воспитателям,как работать с детьми с ОВЗ
консультация на тему

Левадная Юлия Асхатовна

Инклюзия....как работать с такими детьми?Надеюсь,эта таблица поможет моим коллегам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tablitsa_1.doc225.51 КБ

Предварительный просмотр:

Вид психичес-кого дизон- тогенеза

Группа детей с ОВЗ  (пробле-мами пси- хического  развития)

Этиология (причины)

Структура дефекта. Ядерные признаки

Сходство с  каким-либо состоянием

Формы  психолого- педагоги-ческого воздей-ствия

Умственная отсталость 

( состояние нарушения интеллекта)

Олигофрения (Психическое недоразвитие)

Принатальные факторы: а)Патогенные  действя на плод.

б): Наследственные заболевания.

Натальные,

Постнатальные факторы 

1)Ранние сроки поражения.

2)Диффузный (тотальный характер).

3) Непрогредиентный (стабильный) характер умственной недостаточности. 4)Иерархичность - недостаточность развития познавательных функций проявляются меньше, чем недоразвитие мышлений

  1. 5) Тугоподвижность мыслительных процессов. Неспособность к абстрактному мышлению-
  2. проявляется во всех сферах нервно-псих-ой деятельности

-Деменция

-ЗПР

-Нарушение речи

-Глубокая степень снижения слуха

  1. 1) Формирование непосредственного эмоционального общения.
  2. 2) Вызывать положительное эмоциональное отношение к игрушкам, показ игровых действий.
  3. 3) Отождествлять  игрушки с предметами, тем самым вовлекать в игру, что формирует социальн активность.
  4. 4) Выработка умений подражать взросл
  5. 5) Побуждение к речевой активности, развитие речи.
  6. 6) Развитие моторики (мелкой, крупной).
  7. 7) Варьирование заданий ( чередование заданий умственных и физических).

8)Индивидуальный подход

Деменция (поврежденное психическое развитие)

Резидуальная органическая деменция : травмы, менингит, энцефалит.

1)Парциальность расстройств.

2)Полиморфность.

3)Поражение онтогенестически более молодых образований.

4)Поздние сроки поражения головного мозга.

5)Более выраженное нарушение предпосылок интеллектуальной деятельности.

6)Несоответствие между глубиной личностных расстройств и степенью интеллектуальной недостаточности.

7)Процессы обобщения и абстрагирования могут оставаться сохранными.

8)Наряду с динамикой будет и утрата.

9) Несоответствие между запасом знаний и возможностью их реализовать

-Олигофрения

-ЗПР

-Нарушение речи

-Глубокая степень снижения слуха

Резидуальная деменция:

1) Увеличение времени отдыха и времени сна.

2) Соблюдение строгого режима дня как в ОУ, так и дома.

3) Предъявление четкой системы требований к ребенку.

Прогредиентная  деменция:

1) Строгий режим (сон, отдых) как в ОУ, таки и дома.

2) Четкая организация работы на занятиях.

3) Ограничение физических нагрузок.

4) Не выделение таких детей среди сверстников.

Прогредиентная органическая деменция : гидроцефалия, эпилепсия, шизофрения, нейросифилис, ревматизм НС

Задерженное равитие

ЗПР

1)Слабовыраженные органические поражения мозга (получены в позднем внутриутробном развитии, раннем возрасте)

2) Инфекции ослабляющие ЦНС

3) Органическая недостаточность НС генетического происхождения

4)Конституциональные факторы

5) Длительные неблагоприятные условия воспитания

Классификация по этиологическому признаку Лебединской К.С.:

1)ЗПР конституционального характера (гармонический инфантилизм)

2)ЗПР соматогенного происхождения

3)ЗПР психогенного происхождения

4)ЗПР церебрально-органического происхождения

1)эмоционально-волевая сфера находится на ранней стадии развития (нарушение эмоционально-волевой и познавательной сферы)

2) незрелость мотивационной сферы

3) эмоциональная мотивация поведения

4) непроизвольность всех психических процессов

5) множественные микропарциальные поражения коры и подкорковых структур головного мозга

6) запаздывание формирования статических функций

7) не сформирована интегративная деятельность мозга

-Олигофрения

-Деменция

-Нарушение речи

-Глубокая степень снижения слуха

-Пед. запущенность

1) Создание климата «психологической поддержки» со стороны взрослых и детей.

2) Определение рационального учебного места реб. на занятиях.

3) Индивидуальное планирование предметно-практической учебной дея-ти реб. ( степень его участия в задании, объем выполняемой работы).

4) Планирование оказываемой помощи.

5) Инд. подход на занятиях, проведение дополнительных занятий с ребенком.

6) Развитие всех сторон речи и речевого общения

7) Постоянная связь с родителями ребенка.

По У.В. Ульенковой:

1) Создание доброжелательной атмосферы

2) Обеспечение близкой и понятной мотивации деятельности

3) Использование игровых приемов, моментов созревания

4) Постепенное усложнение заданий.

Педагогическая запущенность

1) Отрицательное влияние среды

2) Недостатки воспитания

1) Отсутствие произвольности психических процессов (внимание, память)

2) Преобладание наглядно-действенного мышления над образным

3) Бедность словарного запаса, низкий уровень раз речи реб.

4) отсутствие навыков контрольно-оценочной дея-ти, слабость волевого усилия

5) Безответственность за совершённые действия.

- ЗПР

- Деменция

- Олигофрения

-Нарушение речи

1) комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции.

2)  учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей ребенка и специфики социально-педагогической ситуации развития ребенка.

3) профессиональная компетентность и разделение функций.

4)  опора на положительное в личности ребенка и ориентация на гармонизацию ее развития.

5)  единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов.

6) дифференцированный подход.

Дефицин-тарное развитие

Дети с нарушением слуха

1) врожденные – приобретенные

2) Временные (кондуктивная тугоухость) – постоянная глухота

Глухие

Позднооглохшие

слабослышащие

- ЗПР

- Деменция

- Олигофрения

-Нарушение речи

1) установление тяжести дефекта.

2)  правильность выбора компенсаторных средств.

3) использование в соответствии с возрастом ребёнка методов и приемов коррекционно-педагогической работы.

4)  ранняя корректировка всей познавательной деятельности:

- полноценные контакты с окр. миром через развитие всех видов восприятия;

 - формирование предметной дея-ти;

-  создание обобщенных представлений о роли вспомогательных ср-в в практической дея-ти чел-ка;

-  подведение детей к обобщению собственного опыта действий с предметами-орудиями;

 - создание направленности не т.на результат, но и на условия выполнения заданий;

 - формирование ориентировочной деятельности

- соблюдение строго режима, правильных психофизических и повышенных физических нагрузок

- доп. занятия с сурдопедагогом

Дети с нарушением зрения

Врожденные:

-заболевания, воздействующие на плод (токсоплазмоз).

-генетические факторы.

-заболевания, возникшие в результате врожденных доброкачественных опухолей мозга.

Приобретенные:

-черепно-мозговые травмы.

-травмы глаз.

- Абсолютная (тотальная) слепота

- Практическая слепота

- Слабовидящие дети

- ДЦП

1) создание ребенку атмосферы максимального психологического благополучия.

2)  правильное определение рабочего места ребенка.

3) контроль за использованием ребенком индивидуальных средств коррекции.

4)  обеспечение полноценного адекватного правильного восприятия речи, объяснение значения каждого слова.

5)  соблюдение правильного режима учебных (психо-физических) нагрузок.

6) наличие специальных дидактических пособий.

7) знакомство заранее с предстоящими событиями.

8) сотрудничество с семьей

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

ДЦП ( по Семёновой К.А.):

-Спастическая диплегия.

-Двойная гемиплегия.

-Атонически-астеническая форма.

 Гиперкинетическая форма

Пренатальные факторы (органические поражения Ц.Н.С. в результате внутриутробных инфекций,  интоксикации, несовместимости крови, асфиксии, внутриутробных кровоизлияний, недоношенности плода. 30%)

Постнатальные: в течении 1 года жизни и как правило в результате нейроинфекции.

Не является наследственным заболеванием.

Признаки ДЦП:

1) Паралич

2) Расстройства координации

3) Гиперкинезы

4) Парез

Нарушены все важнейшие двигательные функции организма; нарушение произвольных движений; нарушена интегративная деятельность мозга.

-Нарушения речи

- нарушения зрения

1)  подготовка группы детей к приходу такого ребенка.(игровой прием - объяснить на кукле, найти положительные стороны).

2) подбор наиболее удобной для ребенка позы на время занятий, игры, сна.

3) формирование представлений о движении через ощущение движений.

4)  организовывание  и проведение необходимых физпауз.

5)  развитие практической деятельности и мелкой моторики.

6)   тесная взаимосвязь с родителями.

7)  проведение спец. упражнений на занятиях по физкультуре.

8)  создание эмоционального комфорта, удобства нахождения в детском саду.

9)  взаимосвязь со специалистами (дефектологи, логопеды, психологи, ЛФК, массаж).

Дети с речевыми нарушениями

Пренатальные:

Наиболее глубокие нарушения в 4нед-4мес внутриутробного развития, токсикоз, вирусные,  эндокринные заболевания,  травмы, несовместимость крови по резус-фактору, наследственные факторы

Натальные: родовая травма и асфиксия во время родов Постнатальные: инфекционно-вирусные заболевания,  менинго-энцефалиты , неблагоприятные социально-бытовые условия

1) Нарушение фонационного (голосообразующего) оформления произносительной стороны речи (дисфиния, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия)

2) Структурно-семантическое системное нарушение речи (алалия, афазия, дислексия, дисграфия)

- Нарушения слуха

-ЗПР

- Деменция

- Олигофрения

1)   своевременное выявление нарушений в речевом развитии.

2)   выявление задержки речевого развития в возрасте 3-4 лет.

3)   выявление нарушений не только звукопроизношения, но и любых нарушений интонационного характера.

4)   выявление физиологических запинок или спотыканий, которые могут способствовать заиканию.

5)  разграничение нарушений речевого развития и физиологических (возрастных) нарушений.

6)  следить за своевременным проведением диспансеризаций.

7)   взаимосвязь с родителями.

8)   непосредственное участие в комплексной работе по устранению недостатков речи.

9)  развитие двигательной сферы ребенка.

10)   взаимосвязь со специалистами.

Искаженное психическое развитие

РДА (ранний детский аутизм)

1) Врожденные аномалии конституции, поражения, нарушения ЦНС в пренатальный и натальный период

2) Неприятие матерью ребенка

3)Начальный период психических заболеваний

4)Следствие особой патологии, в основе которой недостаточность ЦНС

1) Отрешенность от мира

2) Пассивность и сверхранимость контактов со средой в целом

3)Нарушение адекватной эмоциональной связи с людьми (не смотрям в глаза, не отделяют живое от неживого)

4) Стериотипность

- Нарушения слуха

-ЗПР

- Деменция

- Олигофрения

-Депривационный синдром

1)Психологическая коррекция:

- установление контакта со взрослыми;

-смягчение  общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги и страха;

-стимуляция  психической активности, направленной на взаимодействие со взрослыми и сверстниками;

-формирование целенаправленного поведения;

-преодоление отрицательных форм поведения: агрессии, негативизма, расторможенности влечений.

2)Педагогическая коррекция:

- формирование активного взаимодействия с педагогом;

- пропедевтика обучения (коррекция специфического недоразвития, восприятия, моторики, внимания, речи, формирования навыков ИЗО).

3)Работа с семьей:

-психотерапия членов семьи;

- ознакомление родителей с рядом психических особенностей ребенка, организация его режима, привитие навыков самообслуживания, подготовки к школе.

4) Медикаментозная коррекция.

5) Холдингкоррекция

6) Расписание (наглядная систем действий)

Депривационный синдром

1) социальная изоляция

2) Сепарация

3) Недостаток взаимодействия между реб и матерью

4) Искажение связи

5) Прерывание связи

6)Сепарационные реакции (анаклитическая депрессия, госпитализм)

1) задержка реч развития

2) депрессивные проявления

3) задержка интеллектуального развития

4) изменения в личности

- Нарушения слуха

-ЗПР

- Деменция

- Олигофрения

-РДА

1) Стимулы разной модальности (слуховые, зрительные, тактильные)

2) Создание условий для усвоения различных навыков.

Дисгармоничес-кое психическое развитие

Психопатии

(по Кербикову О.В.)

Конституциональ-ные:

-эпилептоидная

-шизоидная

-истероидная

Органические:

-  бестормозные личности

-  возбудимые личности.

Краевые:

- «Кумир семьи»

- «Золушка»

- Гиперопека

- Гипоопека

Биологические причины

 - наследственность

 - алкоголизация родителей

 - патология внутреннего развития: болезнь матери, родовая травма.

- органические повреждения подкорковых систем головного мозга в период внутриутробного развития или в перинатальный период.

Социальные причины 

 - дефекты воспитания в раннем возрасте

-  влияние социума.

- задержки развития на ранних этапах онтогенеза.

- выраженность психологических свойств до степени разрушения адаптации.

- тотальность нарушений, т.е. присутствие во всех сферах деятельности.

- стабильность псих. нарушений т.е. их малая обратимость.

- наличие совокупности личностных поведенческих эмоциональных невротических расстройств.

- тенденция к однотипному способу личностного реагирования

- Нарушения слуха

-ЗПР

- Деменция

- Олигофрения

-РДА

Эпилептоидная психопатия:опора на положительные качества, включение во все виды деятельности, оказание помощи, при проявлении упреключение на другие виды деятельности, индивидуальное обучение и план работы.

Шизоидная психопатия: Развитие моторных навыков,специальные занятия по развитию движений, воспитание потребности общаься с детьми.

Органические (подлинные) психопатии: строго организованный режим с четкими требованиями, спокойный ровный тон общения, настойчивое приучение к тщательному выполнению задания, организация коллективных работ направленных на формирование правильного поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка в помощь воспитателю для работы с родителями /из опыта работы/

7 страниц, краткое содержание:Сведения которые должен собрать воспитатель /Социальный анамнез семьи/Рекомендуемые методы для знакомства с родителями.Формы семейных отношенийОпределение микроклимата в ...

В помощь воспитателю при работе с родителями, брошюра "Для вас, родители"

Пособие предназначено для воспитателей в помощь при работе с родителями, для разработки индивидуальных консультаций для родителей. Содержит практический материал....

ПАМЯТКИ в помощь воспитателям "Планирование работы с детьми по экспериментированию"

Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений...

Памятка в помощь воспитателю для работы с родителями

Важной формой осуществления контакта с родителями является индивидуальная работа, а условием - соблюдение педагогического такта и гибкости....

Тетради воспитателя для работы с детьми и родителями (таблицы)

Тетрадь посещаемости, работа с родителями, коктейль, учет бактерицидной лампы, антопометрия, оплата за детский сад...

Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на городском методическом объединении: "Картотека памяток и рекомендаций воспитателям при работе с детьми с ОНР"

Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на  городском методическом объединении воспитателей групп комбинированной направлен...