Консультация для воспитателей: «Влияние индивидуальных занятий по развитию речи на обогащение сюжетов игр».
консультация по теме
Всем хорошо известно, что речь не является врождённой способностью человека. Она формируется у ребёнка постепенно в процессе его роста и развития. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения с взрослыми и детьми. С помощью речи ребёнок познаёт мир, высказывает свои мысли и взгляды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 18.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей: «Влияние индивидуальных занятий по развитию речи на обогащение сюжетов игр».
Составитель: Горкина С.С. МБДОУ ПГО « Пышминский детский сад №7» Свердловская область
Всем хорошо известно, что речь не являются врождённой способностью человека. Она формируется у ребёнка постепенно в процессе его роста и развития. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения с взрослыми и детьми. С помощью речи ребёнок познаёт мир, высказывает свои мысли и взгляды. В старшем дошкольником возрасте продолжается развитие связной речи - диалога или монолога. Особое значение следует уделять диалогическому взаимодействию детей друг с другом. Именно в общении со сверстниками речь детей более богата точными языковыми средствами, чем в общении со взрослыми. Освоение движений и овладение речевым общением создают богатейших возможности для приобретения ребёнком собственного опыта.
На основе взаимно противоречивых тенденций ребёнка к самостоятельности и к совместной жизни со взрослыми зарождаются новый тип деятельности – ролевая игра, в которой ребёнок берёт на себя роль взрослого, воспроизводя его жизнь, деятельность и отношение к другим людям, тем самым живёт с ним общей жизнью. Одной из черт сюжетно-ролевой игры, является самостоятельный характер деятельности детей. Игра- продукт, который создают сами дети. Сюжетно- ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Поэтому, игровая деятельность носит ярко выражений, самостоятельный и творческий характер.
Что может служить источником содержание сюжетно- ролевой игры дошкольника? Но этот вопрос существуют разные точки зрения. Например, Р. И. Жуковская утверждает, что творческий ребёнок играет тогда, когда содержание беседы с ним захватывает его чувство. Для ребёнка роль – это его игровая позиция: он сравнивает себя с каким – либо персонажем сюжета и действует в соответствии с ним. Тем самым предполагается, что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением. Автор выделяет несколько компонентов для успешного проведения сюжетов игр: 1) На занятиях, прогулках при чтении книг, рассматриванием иллюстраций педагог расширяет представления детей об окружающем: предметах, социальных явлениях, деятельности взрослых, формированию эмоционально- нравственные оценки. 2) Обучающая игра, как способ перевода реального опыта ребёнка в игровой; обучающей игрой могут стать дидактические, театрализованные, подвижные игры, а также игры- шутки, игры – забавы, разыгрывание воспитателями с детьми отдельных игровых ситуаций – всё то, что обеспечивает, усвоению или способов воспроизведения в игре действительности. 3) Своевременное изменение игровой среды и общение с ребёнком во время игры; Предметно- игровая среда, должна способствовать закреплению полученных ребёнком впечатлений при ознакомлении с окружающем в обучающих играх. Проведение воспитателями индивидуальных занятий с детьми разнообразны, так как организуя предметно- игровую среду, воспитатель может предусматривать ситуацию индивидуальной игры, где ребёнок самостоятельно выбирает игру, а воспитатель исполняет ведущую роль; Предметно – игровая среда является мощным средством воздействия взрослого на самостоятельную игру ребёнка, на степень овладения или игровым опытом и обогащением содержания игры. Предполагается, что формирование игровых умений не только будет происходить на специальных обучающих играх, но и на других занятиях, где будет связаны задачи с диалогической речью.
Формирование фонетической стороны речи может быть связано с определёнными образами, что облегчает принятие роли и понимание того, что в игре можно быть кем- то другим. На занятиях по совместному пересказу художественных произведений и сочетанию новых сказок и историй дети получают опыт согласования индивидуальных замыслов и представления о необходимости учитывать мнение своего партнёра, для того, чтобы стать интересным партнёром в игре, уметь играть в игры – придумки, игры – фантазирования, чтобы участвовать в совместном создании сюжетно – ролевой игры, где каждый имеет право на инициативу. Большей частью бывает так, что дети «зацикливаются» на одном и том же содержании игры, что снижает её потенциал, дети не разыгрывали новых тем. Поэтому, воспитателю необходимо: 1)Помнить содержание игр, создание интереса к новым сюжетам; 2) Обогащение жизненного опыта детей; пополнение знаний детей; 3) Своевременное изменение игровой среды с учётом обогащающегося жизненного и игрового опыта; 4) Активизация общения взрослого с детьми в процессе их игр;
На индивидуальных занятиях по развитию речи взрослый чаще всего выступает в роли организатора игры, так как может исполнить главную роль в игре, объяснить постановку правил поведения в игре; дать совет, напоминание, создавать воображаемые ситуации. В свою очередь дети станут разнообразие и сложнее выбирать сюжеты игр, дети станут переплетать, комбинировать события и роли, участились моменты чисто речевого взаимодействия, когда дети только проговаривают очередное событие, а не обыгрывают его, умение прислушаться к партнёрам, соединить их замыслы со своими привело к уменьшению конфликтов в игре. В нашей группе детям нравится занятия по развитию речи, где используется «сказкотерапия». На этих занятиях дети занимаются деятельностью, которая способствует возникновению личностных новообразований по мере того, как освоение позиции «Я» в сказкотерапии позволяет личности отреагировать на предполагаемой ситуации.
Собственный негативный опыт и уточнить значения средств языковой выразительности в языке жестов, мимике, поз, движений. В программе по сказкотерапии развития личности и речи дошкольников осуществляется по следующим: активность, самостоятельность, творчество, эмоциональность, произвольность, связная речь.
Также, находить интерес игры- изображение, где игра с фигурками обычно обговаривается с детьми, с их действиями, дети охотно отвечают на вопросы о создаваемых изображениях, составляют короткие рассказы. Таким образом, используя игрушки – изображения развивается речь детей. Большое количество занятий было посвящено общению. Как научить детей лучше понимать друг друга, других людей? Обучая детей общению, мы ставили перед собой задачу: показать детям, что внутренние качества человека соответствует внешним проявлениям отношения к человеку, что существует закономерная связь между проявлениями эмоций и чувств, т.е. что проявляется открыто, и тем, что скрыто. Учились понимать друг друга с помощью рук. «Для чего человеку нужны руки?», « Какие они бывают? Могут ли руки помочь подружиться?» и т.д.
В результате проведённой работы, с целью обогащения сюжетов игры детей дошкольного возраста выявлены положительные изменения: повышение интереса к игровым уголкам, улучшение эмоционального настроения в коллективе, содержательной стали сюжетно- ролевые игры между детьми, речевая активность детей возрастает, т.к. всё чаще дети вступают в разговор, поддерживают беседу, делятся своими переживаниями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Влияние словарной работы на развитие речи детей."
Консультация для воспитателей,прочитанная на педагогическом часе в рамках методического месячника по развитию речи....
Консультация для воспитателей «Влияние индивидуальных занятий по развитию речи на обогащение сюжетов игр»
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей "Музыка на занятиях по развитию речи дошкольников"
Предложенный материал развивает мысль о взаимосвязи музыки и речи. Активная природа детских реакций на музыку распространяется и на речь ребенка, тем самым стимулируя инициативность и самостоятельност...
Консультация для воспитателей "Музыка на занятиях по развитию речи"
Музыкальное искусство на занятиях по развитию речи дошкольников - для чего и зачем это нужно? Давайте попытаемся разобраться в этом вместе.У музыки и речи существует немало общих основ, даже общностей...
«Влияние индивидуальной работы по развитию речи на обогащение сюжетов игр".
Обучение детей сюжетно-ролевой игре сопровождаю подробным рассказом о содержании действий: «Эта кукла Катя. Катя хочет спать. Куда положим Катю? и т.д. Учитывая, что у детей с ОНР резко снижено ...
Влияние индивидуальных занятий по развитию речи на обогащения сюжетов игр.
Используя индивидуальный подход, воспитатель реализует задачи по обогащению, закреплению и активизации словаря, совершенствованию грамматически правильной речи, совершенствованию или обучению ра...
Консультация для воспитателей "Влияние театрализованной игры на развитие речи и моторики у детей"
Управление образованияадминистрации Солнечногорского муниципального района Московской областиМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение...