Консультация для воспитателей "Влияние театрализованной игры на развитие речи и моторики у детей"
консультация
Управление образования
администрации Солнечногорского муниципального района Московской области
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 35»
_____________________________________________________________________________
141500, Московская обл., г. Солнечногорск Ул. Красная д.37а | Тел.: 8(496) 264-12-22 E-meI: sunsad35@mail.ru |
Консультация для воспитателей
Подготовила и провела
Воспитатель
Маховицкая Р.А.
20.11.2020 г.
Влияние театрализованной игры
на развитие речи и моторики у детей.
На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.
Исследованиями ученых (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.
Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, то в конце XX начале XXI века их стало 55,5% (данные М.Е. Хватцева). Что же делать? Как помочь нашим детям? Стимулирование движений пальцев рук ребенка ведет к активизации речевых зон головного мозга. Об этом также свидетельствует опыт и знания многих поколений. Ведь недаром в русском народном фольклоре существует большое количество пальчиковых игр, потешек, которые активно задействуют руки ребенка. Существует также особый вид детской игры- игра- драматизация, в которой ребенок самостоятельно или со взрослым разыгрывает сюжет. Объединить пальчиковые игры и игру – драматизацию позволяет пальчиковый театр, который активно используется нами в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Наша работа с пальчиковым театром включает в себя следующие этапы:
1 этап. Знакомство детей с художественным произведением (сказкой, потешкой, стихотворением, которое будет обыгрываться. Знакомство осуществляется в активной деятельности, в режимных моментах, на занятиях. Есть определенные требования к литературным произведениям, которые будут использоваться для драматизации: это сказки с однотипным эпизодом, повторяющимся сюжетом, стихи с ярко выраженной формой диалога, произведения народного фольклора (пестушки, потешки). Существуют также требования к прочтению сказки педагогом. Оно должно быть неспешным, выразительным, что доставляет детям удовольствие от восприятия литературного произведения, а так же формирует механизмы внутренней речи ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 24.21 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ СОЛНЕЧНОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 35»
_____________________________________________________________________________
141500, Московская обл., г. Солнечногорск Ул. Красная д.37а | Тел.: 8(496) 264-12-22 E-meI: sunsad35@mail.ru |
Консультация для воспитателей
Подготовила и провела
Воспитатель
Маховицкая Р.А.
20.11.2020 г.
Влияние театрализованной игры
на развитие речи и моторики у детей.
На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.
Исследованиями ученых (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.
Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, то в конце XX начале XXI века их стало 55,5% (данные М.Е. Хватцева). Что же делать? Как помочь нашим детям? Стимулирование движений пальцев рук ребенка ведет к активизации речевых зон головного мозга. Об этом также свидетельствует опыт и знания многих поколений. Ведь недаром в русском народном фольклоре существует большое количество пальчиковых игр, потешек, которые активно задействуют руки ребенка. Существует также особый вид детской игры- игра- драматизация, в которой ребенок самостоятельно или со взрослым разыгрывает сюжет. Объединить пальчиковые игры и игру – драматизацию позволяет пальчиковый театр, который активно используется нами в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Наша работа с пальчиковым театром включает в себя следующие этапы:
1 этап. Знакомство детей с художественным произведением (сказкой, потешкой, стихотворением, которое будет обыгрываться. Знакомство осуществляется в активной деятельности, в режимных моментах, на занятиях. Есть определенные требования к литературным произведениям, которые будут использоваться для драматизации: это сказки с однотипным эпизодом, повторяющимся сюжетом, стихи с ярко выраженной формой диалога, произведения народного фольклора (пестушки, потешки). Существуют также требования к прочтению сказки педагогом. Оно должно быть неспешным, выразительным, что доставляет детям удовольствие от восприятия литературного произведения, а так же формирует механизмы внутренней речи ребенка.
2 этап. Показ иллюстраций, картинок, игрушек по данному литературному произведению, когда мы определяем характер героя, его внешний вид. На данном этапе словарь ребят обогащается словами, выражающими эмоциональное состояние героя, словами, дающими нравственную оценку поступков. Пополняется также глагольный словарь.
3 этап. Подбор совместно с детьми театральных кукол к данному произведению.
4 этап. Показ способов управления куколками. Здесь важно показать малышам простейшие упражнения с куклами: наклон- здороваются, приподнять- опустить- куколка пляшет, покачать из стороны в сторону- куколка сердится и т. д. Хорошо, когда действие с куколками сопровождается речью, вокализацией, эмоциональными реакциями ребенка. Для плохо говорящих детей можно подбирать игры с куколками на звукоподражание, четкое произнесение гласных звуков, например, Маша потерялась, кричит: «Ау», дедушка вытянул репку и удивился: «О-о-о» и т. д.
5 этап. Разыгрывание отдельных эпизодов по литературному произведению, где отрабатываются реплики, фразы, интонации- все это также способствует развитию речи детей.
Такие игры помогут ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.
Что же происходит, когда ребёнок занимается играми с пальчиковым театром?
1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребёнка.
3. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой. Ритмичной, яркой.
4. Ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
5. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
6. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Итак, речь ребёнка совершенствуется под влиянием импульсов от рук, точнее от – пальцев. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты такие психические функции, речь.
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому необходимо уделять большое внимания развитию движения пальцев рук и совершен...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собственная методическая разработка на тему: "Изонить,как средство развития речи и моторики у детей дошкольного возраста"
Достоинство изонити в том, что выполняется она довольно быстро; придумать можно много интересных картинок. На занятиях по изонити, работая над развитием зрительно-моторной координации, а в частно...
Консультация для родителей на тему. Развитие речи детей младшего возраста через театрализованную деятельность.
Нарушение речевого развития детей рассматриваются прежде всего как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Совместная со сверстниками и...
Круглый стол с воспитателями: «Влияние театрализованной игры на развитие речи и моторики у детей».
Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физиче...
Консультация и картотека для воспитателей "Развитие речи детей 3-4летнего возраста в процессе проведения театрализованных игр"
Консультация и картотека игр для воспитателей младших групп...
Стишки для развития речи и моторики у детей.
Картинки для развития речи и общей моторики у детей....
Круглый стол для воспитателей: «Влияние театрализованной игры на развитие речи и моторики у детей»
Круглый стол для воспитателей:«Влияние театрализованной игры на развитие речи и моторики у детей»...
Консультация для родителей на тему: «Развитие речи и артикуляции у детей дошкольного возраста посредством использования биоэнергопластики»
В консультации представлено значение артикуляционной гимнастики в сочетании с биоэнергопластикой и этапы работы....