Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ
статья на тему
Предварительный просмотр:
Адаптация детей к условиям ДОУ
Опыт работы по теме «Адаптация детей к условиям ДОУ» является актуальным и представляет для педагогов практический интерес. Так как учет специфики адаптационного периода помогает не только найти правильный подход к ребенку, но и заложить предпосылки для его успешной социализации в новом коллективе.
Цель педагогического опыта: организация постепенного перехода ребенка из семьи в ДОУ, обеспечение оптимального течения периода адаптации.
Основными задачами воспитания являются:
- облегчение периода адаптации детей к условиям дошкольного учреждения, создание условий для охраны и укрепления их здоровья;
- формирование у детей навыков здорового образа жизни, содействие их полноценному физическому развитию;
- закладывание основ будущей личности.
Работа по адаптации детей к условиям ДОУ основывается на следующих принципах:
- в центре внимания находятся дети с их индивидуальными особенностями, разными способностями и уровнем развития;
- создание эмоционально благоприятного микроклимата в группе;
- организация комфортной предметно-развивающей среды;
- использование вариативной и гибкой системы постепенного введения детей в новые условия жизни;
- установление партнерских отношений с семьями воспитанников на основе педагогического диалога;
- четкая, профессионально слаженная и продуманная работа педагогов;
- формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый», «ребенок – ребенок»;
- комплексный подход к решению проблемы адаптации, включающий мероприятия по адаптации ребенка и родителей к детскому саду, а также работников детского сада к ребенку и его семье.
Опираясь на предшествующий опыт и на рекомендации, данные в педагогической литературе, работа по адаптации детей строится следующим образом.
Специфика периода адаптации рассматривается с научной точки зрения и с позиции комплексного исследования, проведенного учеными разных стран мира.
Выстраивая личностно-ориентированную линию поведения с каждым ребенком, организуется интересная и содержательная жизнь детей в детском саду. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, обеспечивается решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряется и облегчается протекание адаптационного процесса.
Установление эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю происходит на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Создание в группе атмосферы тепла, уюта и благожелательности формируют у детей положительную установку, желание идти в детский сад.
С самого начала на первый план выступает тесное взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников на основе «открытости» по всем вопросам развития и воспитания детей. В связи с этим используются различные формы работы с родителями. Они направлены на выработку наиболее целесообразных методов и единого стиля воспитания малышей в детском саду и дома.
Опыт работы показывает, что наиболее эффективными, дающими высокие результаты являются:
- организация предварительной работы с родителями по подготовке детей к детскому саду;
- постепенный прием детей в соответствии с графиком;
- создание эмоционально комфортной обстановки в группе;
- осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку в период привыкания на основе наблюдений;
- проведение ступенчатой системы периода адаптации;
- индивидуальное консультирование и педагогическая поддержка родителей.
В ходе адаптационного периода выявились некоторые трудности. Такие, как педагогическая неопытность молодых родителей, небольшой подготовительный период, недостаточная подготовленность детей к поступлению в детский сад, различные требования и стиль взаимодействия ребенка и взрослых дома и в детском саду.
Несмотря на это, все делалось для того, чтобы каждый ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации. О чем свидетельствует анализ периода адаптации детей к условиям ДОУ.
Адаптация ребенка к детскому саду – это, прежде всего, адаптация семьи. Построение взаимоотношений между детьми, родителями и персоналом ДОУ на основе взаимоуважения и взаимопомощи позволило успешно решать проблемы по мере их возникновения. Опыт работы показал, если родители доверяют педагогам, то адаптация ребенка проходит быстрее и легче.
Вывод.
Успешность адаптации детей зависит от мастерства воспитателя. Он должен работать так, чтобы детям было интересно с ним; руководить действиями родителей умно и тактично, чтобы они понимали, что воспитатель – союзник, что конечные цели у всех едины. В таких условиях неизменно рождается союз единомышленников, от чего выигрывает и ребенок, и сами взрослые.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Этапы нахождения ребенка в группе в период адаптации
Приложение 4
Фазы адаптационного процесса
Приложение 5
Приложение 6
Факторы, влияющие на период адаптации ребенка к условиям ДОУ
Приложение 7
Причины негативных поведенческих реакций детей в адаптационный период
Приложение 8
Основные формы взаимодействия ДОУ и семьи в период адаптации
Приложение 9
Организация адаптационного периода
в режимных моментах
Утро |
|
День |
|
Вечер |
|
Приложение 10
Организация совместной деятельности с педагогами
в адаптационный период
- Формирование культурно-гигиенических навыков и культуры поведения.
- Упражнения в основных движениях.
- Пальчиковые игры.
- Звуковая культура речи.
- Активизация словаря.
- Чтение детской художественной литературы.
- Заучивание потешек и детских стихов.
- Ознакомление с окружающим.
- Рассматривание картин, игрушек.
- Обучение игровым действиям.
- Дидактические игры.
- Социально-нравственное воспитание.
- Разговоры и беседы.
- Общение.
- Ситуации.
Приложение 11
Организация самостоятельной деятельности детей
в адаптационный период
- Создание условий для самостоятельной двигательной деятельности.
- Игровые действия с игрушкой по предварительному показу воспитателя.
- Игры с двигательными игрушками.
- Игры с сенсорными материалами.
- Развивающие игры.
- Самостоятельное рассматривание книг и иллюстративного материала.
- Разговоры по «телефону».
- Рассматривание семейных альбомов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей групп раннего возраста “ Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ “.
Рекомендации для родителей групп раннего возраста“ Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ “. Период адаптации- тяжелое время для ребенка, его родителей. В среднем адапт...
Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, детей и родителей в период подготовки к адаптации и собственно адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Радужный Мостик»
Данная программа предназначена для профилактики негативных последствий стрессовых ситуаций у детей и родителей в период адаптации к условиям ДОУ....
Родительское собрание в группе раннего возраста «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»
Родительское собрание в группе раннего возраста«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»...
Родительское собрание в первой группе раннего возраста на тему: ««Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»
родительское собрание...
Консультация для родителей группы раннего возраста Тема: «Проблемы адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»
Консультация для родителей .Познакомить родителей с понятием «адаптация» и ее особенностями у детей;Дать рекомендации по адаптации ребенка в условиях семьи...
Консультация для педагогов групп раннего возраста: "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ".
Цель: расширение представлений педагогов об адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ....
Рекомендации для родителей групп раннего возраста “ Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ “.
Период адаптации- тяжелое время для ребенка, его родителей. В среднем адаптация у детей раннего возраста длится 2-3 недели....