Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре- как педагогической проблеме современности
статья на тему
Статья о национальном воспитании детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshchenie_deteyword_7.docx | 21.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре- как педагогической проблеме современности
Сегодня будущее планетарной цивилизации все больше связывается с внутренним преобразованием самого человека, его духовностью. Формирование духовности, системы нравственных установок и ориентиров, добролюбие, и основ гражданственности, патриотизма, инициативности, творческой устремленности – важное стратегическое направление работы дошкольных учреждений. Воспитание детей на традициях народной культуры – одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса. Национально- региональный компонент, внесенный в государственный образовательный стандарт, предполагает обучение детей в доступных формах и видах их деятельности государственным языкам Республики Татарстан, а также приобщение их к национальной культуре; воспитание на национальных духовных традициях и ориентирует педагогов на возрождение национального самосознания личности, способной стать представителем и носителем родной национальной культуре и ее продолжателем. Приобщение детей к национальной культуре – одна из самых актуальных проблем дошкольного образования на современном этапе в силу коренных изменений, происходящих в нашем обществе. Большое значение в национальном воспитании детей придается приобщению ребенка к искусству, насыщению предметной среды предметами национальной культуры, звучанию национальной музыки.
Огромный потенциал национальной культуры воспитания детей сосредоточен в народной культуре, языке, так называемом национально – региональном компоненте образования. Насыщая жизнь детей в детском саду фольклором, народными играми, праздниками, знакомя детей с традициями татарского народа мы воспитываем детей в духе терпимости, уважения и интереса к татарской культуре.
Великий русский педагог К.Д. Ушинский, проведя сопоставительный анализ, европейских и северо – американской систем образования, пришел к выводу, что, несмотря на сходство преподаваемых предметов и используемых методик, педагогические системы обладают четкой национальной спецификой, которая отражает «душу народа», его менталитет. Любовь к Отечеству, к культуре и обычаям своего народа не разъединяет, а наоборот, объединяет людей.
И. М. Хамитов рассматривает народную педагогику как средство приобщения детей к национальной культуре, т.к. народная педагогика позволяет учесть местные особенности, регионально-традиционные традиции, возраст детей, особенности восприятия ими окружающего мира. По его мнению, народная педагогика – это совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках и т.д.
Понятно, что всю народную педагогику невозможно «втиснуть» в деятельность детского сада, ибо многое в ней определено стандартом программы воспитательной работы. Поэтому из народной педагогики нужно выбрать такой элемент, который бы отражал ее сущность, и, при включении в учебно-воспитательную систему, способствовал бы повышению эффективности работы детского учреждения, давая новые возможности для повышения качества обучения воспитания ребенка. Хамитов выделяет такие средства народной педагогики:
1.Родной язык.Изучению родного языка в свое время Н.К. Крупская отводила главное место. Она считала, что обучение на родном языке является необходимым элементом развития ребенка, материнский язык служит ему орудием выражения себя, своих мыслей. Человек, который стремится красиво говорить, в значительной степени умеет и красиво думать.
2.Народные песни: колыбельные, игровые, о труде, о маме и т.д. В них народ выражает свои представления о совершенном человеке, исполняя их развития народа.
3.Народные танцы.Они развивают у детей дух народного творчества и помогают формировать настоящего патриота своей республики.
4. Устное народное творчество. Оно помогает детям познавать нравственные идеи, развивать нравственные, эстетические чувства.
5.Этика,эстетика быта народа.
Важнейшей задачей дошкольного образовательного учреждения является изучение народного опыта воспитания и использование его и формировании личности дошкольников.
Играя различные татарские народные игры, участвуя в национальных праздниках, у детей воспитывается устойчивый интерес к языку, культуре, традициям татарского народа, его быту и праздникам. Цель проводимой работы заключается в следующем:
-уважение к народу татарской национальности;
- воспитание любви к родному краю;
- расширение знаний о культуре и быте татарского народа;
Среда как педагогическое условие, способствующее приобщению детей к национальной культуре.
Среда, формирующая ребенка, есть, прежде всего, среда социальная представляющая конкретное проявление общественных отношений, в которых развивается личность. Задача педагога заключается в переводе социальной среды в среду педагогическую.
В дошкольном учреждении создание оптимальной среды обеспечивает психологической комфорт личности ребенка, направляет его творческую активность. В среде происходит взаимодействие, сотворчество и сотрудничество всех субъектов воспитательного процесса, развитие социокультурного опыта ребенка.
Вопрос о создании социально-педагогической развивающей среды в дошкольных учреждениях находит отражение в государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Развивающая среда создает благоприятные условия для приобщения детей к национальной культуре, для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности, постигает социальные отношения между людьми. Иными словами, среда развития ребенка обеспечивает разные виды его активности (умственной, игровой, физической и др.), становится основной для его самостоятельной деятельности, условием для самообразования.
В дошкольном образовательном процессе можно выделить примерные требования к развивающей среде ребенка, формирующие у детей представления о человеке, о истории и национальной культуре. Исходя из этого, мы считаем, что в детском саду необходимо иметь следующее:
1.Подборки книг и открыток, комплекты репродукции, игры и игрушки, знакомящие с особенностями национальной культуры, трудом и бытом народа, с техническими достижениями человечества.
2. Уголок краеведения («изба», комната быта, музеи и др.)
3. Образцы предметов народного быта.
4. Образцы национальных костюмов (куклы в национальных одеждах и др.)
5. Произведения художественной литературы (народные и авторские сказки).
В государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены следующие требования к развивающей среде дошкольного учреждения, в том числе для осуществления задач приобщения к национальной культуре:
- специальные образовательные помещения для изобразительной, театрализованной, музыкальной деятельности;
- эстетическое оформление помещений;
- разнообразное оснащение художественных видов деятельности, в том числе материалы и оборудование для свободной изобразительной деятельности; для разыгрыванияразличных сценок и спектаклей, атрибуты для различных детских игр; музыкальные инструменты и т.д.
Как дополнение выступает специально организованное пространство – комната национального быта для приобщения к национальной культуре, содержит в той или иной мере такие компоненты, как предметы, вещи, произведения искусства, символы, знаки, отражающие ее суть и другое, то есть все перечисленное может быть представлено как предметное содержание среды.
Обычаи, традиции, праздники, обряды, игры, танцы также характеризуют национальную культуру, они могут быть усвоены в различных видах художественной деятельности, протекающих в специально созданной среде. И, наконец, социальные отношения, определенные взаимосвязи, общение, без которых не может состояться приобщение детей к национальной культуре. Личность ребенка формируется не только под воздействием специально созданных условий (в частности в дошкольных учреждениях), но и окружающей среды, ее традиций, обычаев. Среда, которая окружает ребенка с детства, это не только социальная, но и среда этническая. Корни национальной специфики, формирующей целостный образ мира ребенка, национальное самосознание кроются в естественных условиях его окружения и проживания.Необходимо целенаправленно использовать возможности естественной этнопедагогической среды, в том числе при создании предметно-пространственной среды жизни в дошкольном учреждении. Очень важным представляется нам стимулирование связей между двумя возрастными полюсами – миром взрослого и ребенка. Доброжелательная атмосфера дошкольного учреждения должна побуждать взрослых задержаться в детском саду, пообщаться между собой, с воспитателями, с другими детьми, т.к. процесс приобщения детей к национальной культуре происходит эффективнее, когда он обоюдный. При этом происходит взаимное обогащение, создается эмоционально-нравственное поле, на почве которого произрастает положительный опыт отношений и общения.
Этнопедагогическая среда – это часть педагогической среды, которая окружает личность, позитивно или негативно влияя на ее развитие, и представляет собой совокупность всех условий жизни с учетом этнических особенностей места проживания, выражающихся в людях, их поведении, народных традициях, обрядах и т.д. Целенаправленное использование особенностейэтнографической среды в работе с родителями поможет обеспечить ребенку адекватно восприятие своей национальности и формировать у него позитивное отношение к представителям других национальностей, развить межкультурную компетентность.
Из определения этнопедагогической среды выводится ее функция, затрагивающая формирование личности ребенка как носителя своей национальной культуры.
Семья и дошкольное учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для приобщения к национальной культуре и всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в процессе приобщения детей к национальной культуре. Здесь ребенок приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, знакомятся с особенностями национальной культуры, фольклором, традициями, учится организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективным будет этот процесс, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без участия родителей в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения невозможно.
Таким образом, можно заключить, что среда, в которой находится ребенок, имеет важное значение для приобщения ребенка к национальной культуре. Развивающая среда создает благоприятные условия для ознакомления детей с особенностями татарской национальной культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре
Статья из опыта работы...
Консультация для родителей: «Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре»
Изучение традиций, быта народов республики Татарстан позволяет естественно сочетать обучение и воспитание...
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА
Каждый народ, где бы он ни жил, и каков бы мал он не был, — это настоящее богатство, он вносит в нашу жизнь свою историю, неповторимую культуру, язык, устои, традиции.В. Чивилихин...
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ КОМИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие ребенка-дошкольника, а дошкольник испытывал потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, нео...
Мастер-класс для педагогов «Фольклорные игры Алтайского края как средство приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре и традициям русского народа»
Мастер-класс для педагогов«Фольклорные игры Алтайского края как средство приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре и традициям русского народа»...
План самообразования "Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре"
Приобщение детей дошкольного возраста к татарской национальной культуре и традициям....
Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре и языку коми народа
тематический план работы по этнокультурному напрвлению в группах дошколного возраста в детском саду...