Консультация для родителей "Адаптация ребенка в детском саду" в рамках семейного клуба "Мамина школа"
методическая разработка по теме
“Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к
будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.
И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум
и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш”.
В.А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
67.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семейный клуб « Мамина школа»
Материал подготовила:
Пирожкова Татьяна Васильевна,
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 32»
п. Теплая гора
Тема: «Адаптация ребёнка в детском саду»
“Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к
будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.
И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум
и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш”.
В.А. Сухомлинский
Проблема детского сада — хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать
— рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы почти не
зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из
которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и
недостатках детских дошкольных учреждений. Вне всякого сомнения, принятие
решения родителями во многом определяется вышеупомянутым личным опытом.
Тем не менее посещение детского сада имеет свои плюсы и минусы, определенные
не с точки зрения конкретных мамы и папы, а с точки зрения науки, точнее, наук —
педагогики, медицины, психологии, социологии. Сразу же отметим, что с точки
зрения науки в целом детский сад однозначно рассматривается как фактор положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания. И с этим нельзя не согласиться, потому что человек с незапамятных времен — существо коллективное. Искусство общения с другими членами сообщества во многом определяет всю жизнь человека. Этому, несомненно, стоит учиться с детства — никакая семья, никакие няньки-гувернантки,никакие неработающие бабушки не в состоянии заменить детский сад.
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
Оформляя ребенка в детский сад, родители часто переживают: как встретят ребенка?
Будет ли ему хорошо в детском саду? Как его будут кормить, поить, укладывать спать?
Волнение это вполне объяснимо: родители впервые оставляют ребенка с незнакомыми людьми.
До этого все происходило на их глазах. Было внимание, любовь всех близких.
А будут ли любить ребенка в детском саду? Это волнение усугубляется, если ребенок не
хочет расставаться с привычным и близким, отказывается порой идти в группу.
Мамы или проникаются еще большим сочувствием к ребенку, порой в ущерб интересам
воспитателей, или, стараясь не реагировать на слезы и просьбы сына, дочери, молча
ведут их в детский сад.
Все ли дети ведут себя одинаково при поступлении в детский сад?
Одни дети приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают
окружающее, выбирают, чем им заняться, и начинают играть. Другие
делают это с меньшей уверенностью, больше наблюдают за воспитателем
и выполняют предложенные им действия. Третьи проявляют по отношению
к воспитателю негативизм, отклоняют все предложения, боятся не только
расстаться, но и отойти от мамы, много и громко плачут. Чем же объясняется
такое разное поведение детей?
Причины могут быть самыми разными:
- отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского учреждения;
- наличие отрицательных привычек (сосание соски, укачивание при укладывании);
- неумение занять себя игрушкой;
- несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков и др.
Однако главной и основной причиной такого поведения является отсутствие у ребенка
опыта общения со взрослыми и детьми. Особенно страдают при вхождении в группу те
дети, опыт общения которых был сужен до минимума (мама — ребенок, бабушка — ребенок), ограничен рамками семьи (отец, мать, бабушка, дедушка). Знакомство с новыми людьми, установление с ними контакта весьма затруднительно для таких детей. Чем более узок был круг общения до поступления в детское учреждение, тем труднее ребенку, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем. Привязанность только к близким людям, умение общаться только с ними, неумение войти в контакт с незнакомыми людьми определяют характер поведения. Когда у ребенка опыт общения со сверстниками ограничен, большое количество детей в группе вызывает у него страх, стремление уединиться, скрыться от всех.
Такой ребенок, если у него есть положительный опыт общения с посторонними взрослыми, льнет к воспитателю, заглядывает ему в глаза, хочет убедиться в постоянной поддержке. Дети, у которых уже имеется положительный опыт общения со взрослыми и сверстниками, составляют самую благоприятную группу по характеру поведения, и привыкают они к детскому саду сравнительно быстро. В процессе общения ребенок познает окружающее, узнает, как действовать в той или иной обстановке, учится устанавливать взаимоотношения со взрослыми и детьми. А главное, в общении он узнает себя, границы своих возможностей, поэтому чем шире у ребенка практика общения, тем легче он входит в детский коллектив, и наоборот, чем меньше опыт ребенка, тем ему труднее.
Общение ребенка связано с игрой, учебой, трудом, оно воспринимается как само собой
разумеющийся процесс. Поэтому взрослые учат ребенка играть, учиться, трудиться и
довольно редко учат умению общаться.
Научить ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми — важная задача при подготовке его к поступлению в детское учреждение.
Особое значение в период привыкания ребенка к условиям общественного воспитания имеют и такие факторы, как привычка к режиму, уровень культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и т. д. На это следует обращать постоянное внимание в семье. К концу первого года жизни у ребенка необходимо сформировать умение садиться на стул, самостоятельно пить из чашки. С 1 года 2 месяцев необходимо учить ребенка пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, разнообразные блюда, хорошо пережевывать пищу, после еды задвигать свой стул. Ребенок должен активно участвовать в раздевании, умывании.
С 1 года 6 месяцев ребенка надо приучать самостоятельно мыть руки, есть, соблюдая во время еды чистоту, пользоваться салфеткой, снимать расстегнутую и развязанную взрослым одежду, называть предметы одежды. К 2 годам он должен знать свое место за столом, место для полотенца и одежды, спокойно сидеть за столом, тихо вести себя за столом и в спальне. Очень трудно дается детям перенос сформированных навыков в новую обстановку. В связи с этим при поступлении в детское учреждение наблюдается временная их утрата, поэтому необходимо не только упражнять детей в применении сформированных навыков, но и контролировать выполнение бытовых правил в разных ситуациях, пояснять их значение. Дети, у которых в соответствии с возрастом сформированы и навыки общения, и культурно-гигиенические навыки, быстро и безболезненно привыкают к условиям общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются умственно и нравственно, растут крепкими и здоровыми.
О развитии ребенка, поступающего в дошкольное учреждение, можно судить по основным бытовым навыкам.
В 1 год 6 месяцев ребенок:
- держит в кулачке ложку, ест (частично) жидкую и полужидкую пищу, пьет из чашки (почти не проливая);
- отрицательно относится к нарушению опрятности;
- сообщает о физиологических потребностях;
- спокойно относится к умыванию. В 1 год 9 месяцев ребенок:
- самостоятельно ест любую пищу (в том числе и с хлебом) из своей тарелки;
- самостоятельно снимает (стягивает) шапку и обувь, частично одевается (натягивает шапку, надевает туфли);
- обращает внимание на грязное лицо и руки;
- контролирует физиологические потребности;
- проявляет стремление к самостоятельным действиям;
- знает места хранения одежды, игрушек и других вещей.
В 2 года ребенок:
- ест аккуратно, не облизываясь;
- при умывании трет ладони и части лица, вытирается при помощи взрослого;
- самостоятельно одевается (натягивает носки, шапку, обувь
- при незначительной помощи взрослого), частично раздевается;
- знает места хранения одежды, обуви, игрушек и посуды;
- пользуется носовым платком (при напоминании);
- контролирует физиологические потребности. В 2 года 6 месяцев ребенок:
- одевается и раздевается с незначительной помощью взрослого;
- расстегивает и застегивает одну-две пуговицы.
В 3 года ребенок:
- одевается с незначительной помощью взрослого, а раздевается самостоятельно;
- складывает свою одежду перед сном;
- застегивает несколько пуговиц, завязывает (связывает) шнурки;
- знает назначение многих предметов и их местонахождение;
- выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси);
- умеет мыть руки с мылом, умываться, вытираться полотенцем;
- замечает беспорядок в своей одежде, пользуется носовым платком;
- регулирует свои физиологические потребности;
- вытирает обувь при входе в квартиру;
- аккуратно ест, правильно держит ложку, пользуется салфеткой;
- не выходит из-за стола до конца еды и не мешает за столом другим;
- говорит слова благодарности, здоровается, прощается.
УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ
Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее:
1. Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка
в детский сад.
Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и
воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и
детском саду. Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка
только на прогулку — так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми.
Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамами.
Задача воспитателя — успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.
В свою очередь, родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.
2. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в
детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать
атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней
почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет
адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно “одомашнить” группу.
Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие комнатки,
в которых дети будут чувствовать себя комфортно. Хорошо, если в группе будет
небольшой “домик”, где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть.
Сделать такой “домик” можно, например, из детской кроватки, обтянув красивой
тканью и вынув из нее нижнюю доску.
Желательно рядом с “домиком” разместить живой уголок. Растения и вообще
зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.
В группе необходим и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность
детей 2—3 лет в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось
желание заниматься в нем.
Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции.
Невыраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и в конце концов прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, потому что никаких внешних причин для такого проявления эмоций нет.
Психологи и физиологи установили, что изобразительная деятельность для ребенка
не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть
на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решить эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами-маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стене, листе бумаги.
Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие
развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее
и расслабляющее действие. Летом подобные игры легко организовать на улице.
В осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении.
Для разнообразных и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды
разной конфигурации и объема, ложки, сита, воронки, формочки, резиновые трубочки.
Дети могут купать в воде резиновых кукол, набирать в резиновые игрушки воду и
выталкивать ее струей, пускать по воде кораблики и т. д.
Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала
восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон (от 2 недель до 2—3 месяцев).
Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей
обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате.
Такая простая вещь, как прикроватная занавеска, может решить ряд проблем: создать
ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид, а главное, эта занавеска, которую сшила и повесила мама, становится для него символом и частичкой дома, как и любимая игрушка, с которой он ложится спать. Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках взрослого дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться. Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе “семейный”альбом с фотографиями всех детей группы и родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так тосковать вдали от дома.
3. Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов “ребенок — взрослый” и “ребенок — ребенок”
Основная задача игр в этот период — формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.
Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя
обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются
с учетом возможностей детей, места проведения.
Семейный клуб
« Мамина школа»
« Игра – дело серьезное».
Игра – одно из важных средств познания окружающего мира.
Это сложная внутренняя мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность.
В дошкольной педагогике игра издавна использовалась для обучения и воспитания детей. Она являлась непременным атрибутом народной педагогики. Игра способствует поддержанию у него хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, развитию наглядно – образного мышления, воображения, речи.
В ней закладываются основы творчества. Дети с хорошо развитым воображением обладают более высоким интеллектом, лучше ориентируются в нестандартных ситуациях, успешнее учатся. Игра способствует развитию у детей произвольного поведения и самостоятельности.
Игра является важным условием социального развития детей: в ней они знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками и старшими детьми. Игра способствует физическому развитию детей, стимулирует их двигательную
активность. Она обладает прекрасным терапевтическим эффектом, так как через игровые действия ребенок может неосознанно и непроизвольно высвободить накопившиеся негативные переживания. Игра, если она превращается в формальные занятия, доставляет ребенку удовольствие, дает ощущение свободы.
Игра – наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей: усвоение различных знаний и умений осуществляется в привлекательной и мотивированной для них деятельности.
В игре ребенок живет и действует не только в зримом реальном пространстве, но и в пространстве воображаемом, представляемом.
Главной отличительной особенностью детской игры является наличие воображаемой ситуации, благодаря которой расширяется жизненный мир малыша и становятся возможными самые необыкновенные превращения. В игре происходит оживление игрушек: куклы, мишки.
Зайчики начинают говорить друг с другом, ходят в гости, могут прятаться, знакомая комната может стать океаном, больницей или магазином; носовой платок превращается в одеяло или плащ для куколки; карандаш в градусник, самолетик. Фантазируя, ребенок комбинирует свои знания и впечатления, создает новую действительность, отвечающую его интересам и потребностям.
Самым важным периодом для зарождения игры является именно ранний возраст.
В это время создаются условия для зарождения особого вида детской деятельности- процессуальной игры. В ее основе лежат предметные действия, которые осваивает ребенок, а также стремление подражать действиям взрослых, которые он наблюдает в повседневной
самостоятельной игре. В этом возрасте кратковременные игровые действия хаотичны, их последовательность случайна, они часто переплетаются с манипуляциями.
На втором году жизни ребенка закладываются основные составляющие игры:
- Интерес к новому виду деятельности;
- Умение принимать воображаемую ситуацию;
- Овладение первыми игровыми действиями, отражающими фрагменты жизненных
ситуаций, доступных наблюдению и пониманию малыша;
- Самостоятельные вариации одного и того же действия с разными предметами;
- Первые замещающие действия.
Однако, все эти элементы игры еще очень неустойчивы и в отсутствие взрослого быстро переходят в простые манипуляции. Для того, чтобы игра стала действительно развивающей, ребенка нужно сначала научить играть.
Именно поэтому так велика роль взрослого на данном этапе становления игры. Многочисленные исследования и наблюдения показывают, что малыши, с которыми никто никогда не играл, не могут сами создать воображаемую ситуацию, придумать игровые замещения.
Если родители не проводят игры с детьми, то дети, растущие в условиях дефицита общения со взрослыми, значительно отстают по уровню развития и срокам появления игры от своих сверстников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Как адаптировать ребенка к детскому саду"
Уважаемые родители предлагаю вашему вниманию консультацию на тему "Как адаптировать ребенка к детскому саду"...
Консультация "Как подготовить ребенка в детский сад в младшем возрасте"
Консультация для родителей. Как готовить ребенка к поступлению в детский сад. Убедитесь в том, что детский сад необходим для вашей семьи именно в ближайшее время, поскольку колебания родителей передаю...
Консультация:" Как помочь ребенку в детском саду"
Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду.Возможно советы психолога облегчат родителям и детям период привыкания к детскому саду.· Хотя в детский сад теперь принимают детей и более младшего ...
Консультация "Как подготовить ребенка к детскому саду"
Консультация создана для родителей...
Консультация "Как подготовить ребенка к детскому саду"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Ребенок в детском саду"
Что надо знать родителям, отправляя ребенка в детский сад...
Консультация "Плохое поведение ребенка после детского сада".
Советы детского психолога....