Театрализованная деятельность как самый распространенный вид детского творчества
статья (средняя группа) на тему

Колмакова Татьяна Викторовна

Значение театральной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных). Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_deyatelnost_v_detskom_sadu.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность, как самый распространенный вид детского творчества.

Во время зрелища воображение позволяет ребенку наделять героев пьесы человеческими свойствами, воспринимать происходящее как реальность, сочувствовать, переживать и радоваться за героев пьесы.

Из опыта работы я пришла к выводу: театрализованный вид деятельности – необходим. Дети учатся замечать хорошие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Значение театральной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных). Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки. Сегодня, когда на фоне избыточной информации, обильных разнообразных впечатлений остро ощущается эмоциональное недоразвитие детей, значение театрального жанра заключается еще и в том, что он эмоционально развивает личность. Ведь зачастую родителям бывает некогда почитать ребенку книжку. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения! Именно поэтому театральному виду деятельности с детьми следует уделять особое значение.

Если в детском саду нет театральной студии, тогда вся театральная деятельность (несколько ее видов) изначально осуществляется в группе. Различные костюмы, атрибуты, маски и головные уборы -  все это способствует театральной деятельности детей, умению перевоплощаться, способности к импровизации, коммуникативной и расширению словарного запаса. Постановка различных сказок и показ их для родителей на праздниках и вечерах развлечений вызывает больший  интерес для «юных актеров».

Большим театрализованным представлениям предшествует трудоемкая предварительная работа: обыгрывание в группе различных сказочных сюжетов, обучение подражать повадкам животных, импровизировать на темы знакомых сказок; разучивание диалогов, фрагментов сказок, потешек; использование в речи различных ситуаций; воспитание умения выслушивать товарища до конца, понимать нравственную сторону сказки. Элементы театральной деятельности нередко включаются в различные виды занятий, чаще в музыкальные занятия по развитию речи.

Цели, задачи и содержание работы с детьми среднего дошкольного возраста.

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка то игры «для себя» к игре, обращенной к зрителю; от игры, в которой главное – сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат; от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные роли, к игре в группе из5-7сверстников, ролевые позиции которых различны ( равноправие, подчинение, управление); от создания в игре-драматизации простого «типичного» образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена. Задачи и содержание работы.

 В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм. Работа воспитателя с детьми 4-5 лет должна состоять в поддержании их интереса к театрализованной игре, в его дифференциации, заключающейся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссёрская), становление мотивации интереса к игре как средству самовыражения. Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. Практически все виды игровых занятий и игр-драматизаций, которые освоил младший дошкольник, полезны и интересны ребенку среднего дошкольного возраста. Усложнение касается текстов, которые отныне отличаются более сложным содержанием, наличием смыслового и эмоционального подтекстов, интересными образами героев, оригинальными языковыми средствами. Также в работе с детьми используются:

  • Многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух-трехчастных сказок о животных и волшебных сказок («Зимовье зверей», «Лиса и волк», «Гуси-лебеди», «Красная шапочка»);
  • Игры-драматизации по текстам рассказов на темы «Дети и их игры»,    « Ребята и зверята», «Труд взрослых».
  • Постановка спектакля по произведению.

Содержательную основу составляют образно-игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера. Например: «Угадай, что я делаю», «Угадай, что со мной только что было», «Покажи, не называя литературного героя».

Расширение игрового опыта детей происходит также за счет освоения театрализованной игры. В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Доступен детям и театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой), театр ложек и прочее. Дети показывают постановки по поэтическим и прозаическим текстам (С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»; К. Чуковский «Путаница»). Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь не сложными действиями («Жили у бабуси», С. Михалков «Котята», Л. Зубкова «Мы делили апельсин»).

Существенно усложняются театрально-игровые умения дошкольников.

  • Первая группа умений обеспечивает дальнейшее развитие позиции «зритель» (быть внимательным и доброжелательным зрителем; проявлять элементы зрительской культуры: не покидать своего места во время спектакля, адекватно реагировать на происходящее «на сцене», отвечать на обращение «артистов», благодарить их с помощью аплодисментов; позитивно оценивать игру сверстников - «артистов»).
  • Вторая группа умений связана с совершенствованием позиции «артист». Главным образом это подразумевает умение использовать средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героев, его эмоций, их развития и смены (Машенька заблудилась в лесу – испугалась, увидела избушку – удивилась, подумала, как обмануть медведя, - обрадовалась), для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера ( старый дед с трудом, но тянет репку; внучка тянет не очень старательно, хочет убежать и поиграть с подружками; мышка так боится кошки, что тянет изо всех сил). Развивается и умение управлять куклой: держать ее незаметно для зрителей, правильно «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре, имитируя ходьбу, бег, прыжки, жесты и движения, символизирующие приветствия и прощание, согласие и несогласие.
  • Третья группа умений обеспечивает первичное освоение позиции «режиссер» в режиссерской театрализованной игре, т.е. умение создавать игровое пространство на плоскости стола, наполнять его игрушками и фигурками по своему усмотрению.
  • Четвертая группа позволяет ребенку овладеть основными умениями «оформителя спектакля», что подразумевает способность определять место для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаться в процесс изготовления воспитателем недостающих атрибутов для игры.
  • Пятая группа умений, направленная на позитивное взаимодействие с другими участниками игры, включает умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных  ситуаций в процессе игры.

Воспитатель должен уделять внимание интереса к творчеству и импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью разных средств выразительности. Импровизационность становится основой работы на этапе обсуждения способов воплощения образов героев и на этапе анализа результатов театрализованной игры. Детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. Необходимо поощрять желание придумывать свои способы реализации задуманного, действовать не на основе копирования взрослого или подражая другому ребенку, а в зависимости от своего понимания содержания текста.

Театральная деятельность в детском саду имеет свои особенности. «Это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир»  (программа С. И. Мерзляковой «Волшебный мир театра»)

Используемая литература

Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. – Изд-во «Мозаика-Синтез», 2008г.

Дошкольная педагогика /октябрь/ 2010

Баряева Л. И., Вечканова И.И., Загребаева Е. А., Зарин А. А. Театрализованные игры-занятия с детьми6 учебное пособие. – СПб.: Изд-во «Союз», 2001.

Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. - Изд-во «Ардис», 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Театрализованной деятельности и виды театров в детском саду»

Доклад«Театрализованной деятельности и виды театров в детском саду»Театрализованная деятельность - самый распространённый вид детского творчества.Она формирует опыт социальных навыков поведения благод...

Взаимодействие детского сада с семьями через совместную театрализованную деятельность воспитателей, родителей и детей. Детский сад №20 группа «Радуга»

Взаимодействие детского сада с семьями через совместную театрализованную деятельность воспитателей, родителей и детей. Детский сад №20 группа «Радуга»...

Планирование театрализованной деятельности детей в старшей группе детского сада.

Развитие речи детей через театрализованную деятельность....

Самые распространенные причины детской лжи

1. Ребенок врет (в родительском понимании), фантазируя, т.е. приукрашивая или искажая те или иные действия/события случающиеся вокруг него или с ним, с целью дать волю своему воображению, по...

Консультация для воспитателей на тему: «Музыкально-театрализованная деятельность на занятиях музыки в детском саду».

Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются  в творческой деятельности, одной из которых в...

«Театрализованная деятельность дошкольников как средство развития детской одаренности»

laquo;Одаренность человека-это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее...