рабочая программа кружка "Мы - артисты"
рабочая программа (старшая группа) на тему

Толстова Валентина Игоревна

праграмма театрального кружка для детей 5-6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_-artisty-2_variant.doc168 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №7

Рабочая программа кружка

«Мы – артисты»

Автор составитель:  

Толстова Валентина Игоревна

2014 год

Рабочая программа кружка

«Мы – артисты»

Содержание:

  1. Титульный лист.
  2. Пояснительная записка.
  3. Нормативно – правовая база организации образовательного процесса.
  4. Цель и задачи программы
  5. Учебный план.

6.  Расписание занятий.

7.  Перспективный план.

8.  Мониторинг:

8.1.  Диагностический инструментарий для определения уровня усвоения программы

           8.2.  Ожидаемые результаты.

9.  Предметно – развивающая среда.

10.  Список литературы.

2.Пояснительная записка.

С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.

И в этом немаловажную роль принадлежит театру. Он развлекает и воспитывает детей, развивает их фантазию, учит сопереживать происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает его уверенность в себе.

Современная педагогика из дидактической постепенно становиться развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего, то, что не только психологи, но и педагоги–практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.

В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.

Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры.

Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик, персонажей, собственных высказываний незаметно активизирует словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

Театральные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, позволяют формировать социально–нравственную направленность (дружба, доброта, честность, открытость, смелость и др.), раскрепощают.

Таким образом, театральная деятельность помогает всесторонне развивать ребенка.

Формы работы: индивидуальная и групповая.

Форма проведения занятий: игры, инсценировки, постановки спектакля.

График проведения занятий: два раза в неделю.

Мониторинг проводится два раза в год – с 1 по 15 сентября и с 15 по 31 мая.

Программа составлена для детей 5-6 лет с учетом межпредметных связей по разделам:

  1. «Музыкальное воспитание» - дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
  2. «Изобразительная деятельность» - где дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки.
  3. «Развитие речи» - на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
  4. «Ознакомление с художественной литературой» - где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля.
  5. «Ознакомление с окружающим» - где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, явлениями природы, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр  и упражнений.
  6.  «Хореография» - где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроение.

4. Нормативно – правовая база.

  • Закон РФ от 10.07.1992№3266 – I «ОБ образовании»;
  • Закон Тамбовской области от 29.12.1999г. №96 – З «Об образовании в     Тамбовской области»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 05.07.2001 г. №505  «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;
  • «Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.26660 – 10
  • «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима в дошкольных организациях» (утв.Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22июля 2010г. №91);
  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2001№65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009 г. №655 «Об утверждении введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

4. Цель и задачи программы.

Цель: формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности.

Задачи:

  • Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
  • Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а так же их исполнительские умения.
  • Формировать у детей простейшие образно – выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.
  • Обучать детей элементам художественно – образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
  • Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
  • Формировать опыт социального поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
  • Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
  • Развивать у детей интерес к театральной деятельности.

5. Учебный план кружка «Мы - артисты»

МБДОУ ЦРР– детского сада №7

на 2014 – 2015 учебный год

Образовательные

области

Форма образовательного процесса

Дети 5-6 лет

В неделю

В год

Художественно - эстетическая

занятие

50 мин

1800 мин

  1. Расписание занятий.

День недели

время

Понедельник

15.40 – 16.05

Пятница

15.40 – 16.05

7. Перспективно – тематическое планирование:

Сентябрь

Тема занятий

цель

1

Вводное занятие

Расширять знания детей о различных видах кукольных театров (настольный, театр верховых кукол, пальчиковый)

2

Знакомство с театральными профессиями (художник, гример, музыкант, декоратор, костюмер, артист)

Формировать представления детей о театральных профессиях; активизировать интерес к театральному искусству; расширять словарный запас

3

Сюжетно – ролевая игра «Театр»

Познакомить с правилами поведения в театре; учить выполнять роль «билетера», «кассира», «зрителя»; воспитывать дружеские взаимоотношения

4

Посещение спектакля Тамбовского кукольного театра (в детском саду)

Активизировать познавательный интерес к театру; разъяснить детям значение выражений «зрительская культура», «театр начинается с вешалки»; воспитывать любовь к театру

5

Ритмопластика

Развивать у детей умение пользоваться жестами; развивать двигательные способности: ловкость, гибкость, подвижность; учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь друг с другом

6

Попробуем измениться

Создать эмоционально благополучную атмосферу для дружеских взаимоотношений; познакомить детей с понятиями «мимика», «жест»;упражнять детей в изображении героев с помощью мимики, жестов

7

Мы сказочники

Развивать фантазию, творчество в процессе придумывания диалога к сказке; учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость; активизировать в речи детей понятий «мимика», «жест»

8

Игровой урок

Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса; активизировать словарь детей, закрепляя умение пользоваться понятиями «жест», «мимика»

 

Октябрь

1

Покажу, ребята, сказку, слушайте внимательно! Показать героев нужно и это обязательно!

Способствовать объединению детей в совместной деятельности; учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажа сказки; расширять «словарь» жестов и мимики

2

Играем пальчиками

Учить характерной передаче образов движениями рук, пальцев; закреплять в речи понятие «пантомима»

3

Стоит в поле теремок…

Развивать фантазию; совершенствовать выразительность движений; активизировать внимание детей при знакомстве с новой сказкой и вызывать положительный эмоциональный настрой

4

Мышка, заяц и лиса в гости звали и тебя

Учить понятно, логично отвечать на вопросы по содержанию сказки; развивать умение детей охарактеризовывать героев сказки; совершенствовать интонационную выразительность

5

И лягушка и волчок приглашали на чаек

Развивать умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку; совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижениями

6

Ой, сломался теремок – звери быстро наутек!

Учить узнавать героя по характерным признакам; совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки; формировать дружеские взаимоотношения

7

Показ сказки «Теремок» для детей младших групп

Способствовать раскрепощению детей; Вызывать положительные эмоции от игры в театре, формировать желание дарить радость окружающим своей игрой

8

Учимся говорить по- разному

Обратить внимание детей на интонационную выразительность речи; развивать интонационный строй у детей; упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией; развивать коммуникативные способности

Ноябрь

Тема занятия

Цель

1

Учимся четко говорить

С помощью сказки развивать фантазию детей; отрабатывать дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее

2

Не судите строго люди, сочинять стихи мы будем

Уточнять понятие «скороговорка»; развивать дикцию у детей; пополнять понятийный запас детей новым понятием «рифма»; упражнять в придумывании рифмы к словам; учить работать вместе, дружно, сообща

3

Сказку сами сочиним, обыграть ее хотим

Развивать у детей творческое воображение; учить выразительно передавать характерные особенности героев сказки; развивать самостоятельность и умение согласованно действовать в коллективе

4

Наши эмоции

Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике: «радость», «грусть», «страх», «злость»;

Учить детей подбирать нужную графическую карточку с эмоциями в конкретной ситуации т изображать соответствующую мимику у себя на лице; совершенствовать умение детей связно и логично выражать свои мысли

5

Познакомить детей со сценарием  пьесы «Колобок»

Знакомить с известной сказкой в стихотворной форме; способствовать развитию интереса к сценическому искусству

6

Беседа о героях. Распределение ролей

Способствовать развитию интереса к актерскому мастерству

47

Репетиция диалога деда, бабки и ведущего

Работать над выразительностью речи, учить пользоваться мимикой и характерными жестами; формировать память, коммуникативные навыки

8

Репетиция  диалога колобка и зайца

Учить имитировать движения зайца; учить колобка выполнять движения, соответствующие тексту песенки; способствовать раскрепощению; способствовать развитию музыкального слуха

 

Декабрь

Тема занятия

цель

1

Репетиция диалогов волк и медведя с колобком

Учить четко произносить слова, интонационно подражая животным; формировать дисциплину и ответственность

2

Репетиция диалога лисы и колобка

Учить жестами и мимикой подражать повадкам лисы; способствовать раскрепощению

3

Изготовление коллективного панно «Декорации лужайки»

Учить самостоятельно готовить декорации для спектакля

4

Генеральная репетиция пьесы «Колобок»

Способствовать  развитию

творческих способностей и коммуникативных навыков

5

Показ  пьесы «Колобок» для детей детского сада

Воспитывать культуру поведения в театре; развивать музыкальный слух; способствовать раскрепощению детей

6

Самостоятельная театральная деятельность, драматизация сказок, настольный и кукольный театр

Развивать воображение, фантазию детей, дать возможность детям  проявлять себя наедине с куклой и совместно с друзьями

7

Знакомство со сценарием сказки «Заюшкина избушка»

Формировать интерес к данной сказке; способствовать активации речи; высказывать свое мнение о героях

8

Распределение ролей

Формировать умение и желание детей самостоятельно выбирать себе роль; и объяснять, почему именно эту роль он выбрал

Январь

Тема занятий

цель

1

Репетиция эпизода сказки (зайчик и лиса)

Способствовать развитию актерских навыков; творческих способностей; умению передавать характерные качества роли мимикой, голосом, жестами

2

Репетиция сцены с собаками

3

Репетиция сцены с медведем

4

Репетиция сцены с петухом

5

Репетиция с петухом и лисой

6

Генеральная репетиция

Способствовать  развитию

творческих способностей и коммуникативных навыков

Февраль

Тема занятия

цель

1

Показ сказки «Заюшкина избушка» для детей детского сада

Воспитывать культуру поведения в театре; развивать музыкальный слух; способствовать раскрепощению детей

2

Показ сказки «Заюшкина избушка» для родителей

Способствовать раскрепощению детей; Вызывать положительные эмоции от игры в театре, формировать желание дарить радость окружающим своей игрой

3

Злая, злая, не хорошая змея укусила молодого воробья

Помочь детям понять и осмыслить настроение героев сказки; закреплять умение распознавать эмоциональные состояния по разным признакам; способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными способами

4

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Воспитывать у детей эмпатию; совершенствовать умение передавать настроение персонажей сказки, используя разнообразные средства выразительности; закреплять умение последовательно выражать свои мысли, используя в речи сложноподчиненные предложения

5

Друг всегда придет на помощь

Помочь детям понять взаимозависимость людей и их необходимость друг другу; совершенствовать выразительность в передаче образов персонажей  сказки

6

Слава, слава Айболиту, слава, слава всем друзьям

Совершенствовать умение драматизировать сказку, выразительно передовая образы героев; развивать социальные навыки общения

7

Знакомство с пьесой «Репка»

Знакомить с известной сказкой в стихотворной форме; способствовать развитию интереса к сценическому искусству

8

Распределение ролей

Формировать умение и желание детей самостоятельно выбирать себе роль; и объяснять, почему именно эту роль он выбрал

   

Март

Тема занятия

Цель

1

Репетиция сцены с дедом и бабкой

Способствовать развитию актерских навыков; творческих способностей; умению передавать характерные качества роли мимикой, голосом, жестами

2

Репетиция сцены с внучкой

3

Репетиция сцены с жучкой

4

Репетиция сцены с кошкой

5

Репетиция сцены с мышкой

6

Свободная репетиция

Способствовать раскрепощению детей, развивать творческие способности

7

Генеральная репетиция

Способствовать  развитию

творческих способностей и коммуникативных навыков

8

Показ пьесы «Репка»

Продолжать развивать у детей умение выступать перед публикой без волнения и страха

Апрель

Тема занятия

цель

1

Когда страшно, видится то, чего нет

Вызывать у детей эмоциональный настрой на сказку; продолжать развивать у детей умение различать основные человеческие эмоции (страх, радость), изображать их, находить выход из ситуации

2

Каждому страх большим кажется

Продолжать учить детей давать характеристики персонажам сказки; совершенствовать умение детей выразительно изображать героев; закреплять умение распознавать основные человеческие эмоции (радость, страх) по определенным признакам

4

Преодолеем страх

Закреплять умение детей изображать страх; учить преодолевать это состояние; совершенствовать умение детей выразительно и логично пересказывать сказку

5

У страха глаза велики

Совершенствовать выразительность мимики, жестов, голоса при драматизации сказки

6

Знакомство с пьесой «Лиса, заяц, петух»

Знакомить с известной сказкой в стихотворной форме; способствовать развитию интереса к сценическому искусству

7

Распределение ролей

Знакомить с известной сказкой в стихотворной форме; способствовать развитию интереса к сценическому искусству

8

Репетиция сцены с лисой и зайцем

Совершенствовать исполнительское мастерство, выразительность в передаче образов героев

Май

Тема занятия

Цель

1

Репетиция сцены с собаками

Совершенствовать исполнительское мастерство, выразительность в передаче образов героев

2

Репетиция сцены с медведем

3

Репетиция сцены с лисой

4

Изготовление декораций

Развивать умение детей готовить декорации для спектакля

5

Генеральная репетиция

Способствовать раскрепощению детей; Вызывать положительные эмоции от игры в театре, формировать желание дарить радость окружающим своей игрой

6

Показ пьесы «Лиса, заяц петух» детям детского сада

Воспитывать культуру поведения в театре; развивать музыкальный слух; способствовать раскрепощению детей

7

Показ пьесы для родителей

8.Мониторинг

Методика диагностики

Первая  неделя отводится на проверку усвоения основ драматического театра. Педагог оценивает дикцию, жесты, мимику, движения детей в знакомых ему этюдах, наблюдает за ними в играх – драматизациях.

Вторая неделя – проверка усвоения основ кукольного театра. Педагог оценивает умение детей общаться с куклой, наблюдает, как они справляются с ролями в кукольном спектакле.

Оценка результатов театрально – игровой деятельности детей проводится по следующим направлениям.

Этюдный тренаж (мастерство актера)

  1. Дикция (потешки, скороговорки и чистоговорки).
  2. Жесты (этюды на выразительность жеста).
  3. Мимика (этюды на выражение основных эмоций и воспроизведение отдельных черт характера).
  4. Движения (этюды с музыкальным сопровождением).

Игры – драматизации

  1. Желание участвовать в играх – драматизациях.
  2. Умение общаться с партнером.
  3. Способность импровизировать при создании образа.

Этюды с куклами

  1. Желание играть с куклой.
  2. Умение управлять ею.
  3. Способность импровизировать с куклой.

Кукольные спектакли

  1. Желание участвовать в спектаклях.
  2. Умение общаться с партнером, управляя куклами настольного театра.
  3. Способность создавать образ с помощью кукол настольного театра.

8.1. Диагностический инструментарий для определения уровня усвоения программы

Оценка знаний, умений и навыков детей

Отлично

Хорошо

      +

Удовлетворительно

               

Не удовлетворительно

-

фамилия

Этюдный тренаж

Игры - драматизации

Этюды с куклами

Кукольные спектакли

Игры- спектакли с элементами кукольного театра

Общая оценка

1

2

3

4

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Надя Е.

Настя Т.

Кирилл Г

Саша Г.

Аскер М.

Алина Н.

Марина К.

Даниил П.

Захар А.

Михалина З.

   

8.2. Ожидаемый результат:

  • Дети проявляют познавательный интерес, творческие способности;
  • Дети доброжелательные, коммуникабельные, искренние;
  • Самостоятельно проявляют творчество в различных видах театра, применяя актерские навыки.

9.  Предметно – развивающая среда

Куклы Би –Ба- Бо, маски  и костюмы животных, куклы для пальчикового театра, ширма, атрибуты соответствующие  тематике сказок (теремок, домик, деревья, фартук, парик, платок и т.д.), магнитофон, ноутбук.

Для изготовления декораций: краски, ватман, ножницы, ткань, пуговицы, липучка, пряжа.

10.  Список литературы.

  1. Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002.
  2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. Москва, 1991.
  3. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. Москва, 2004.
  4. Поляк Лора. Театр сказок. Сценарии в стихах по мотивам русских народных сказок для дошкольников. С. – П.,2009.
  5. Сорокина Н., Миланович Л. Куклы и дети. Кукольный театр и театрализованные игры для детей от 3 до 5 лет. Москва, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка Юные артисты

Развитие творческих, духовно-нравственных, интеллектуальных, физических качеств детей, обогащение знаниями, повышающими внутреннюю и внешнюю культуру, через приобщение к миру театра....

МБДОУ № 8 рабочая программа МЫ АРТИСТЫ 2018

Рабочая программа по дополнительному образованию по театрализованной деятельности с детьми с3 до 7лет. Расчитана на 4 года....

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Дополнительная образовательная программа "Юный артист"

Актуальность организации театрального кружка заключается в том, что в ДОО театрализованная деятельность является одним из самых доступных видов искусства для детей....

Рабочая программа доп. образования "Мы артисты"

Рабочая программа доп. образования "Мы артисты"...

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности "Юные артисты".

Программа разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ....