Инновации и педагогические технологии.
статья на тему
Специфика образования в начале третьего тысячелетия предъявляет особые требования к использованию разнообразных технологий, а степень технологических образовательных операций вряд ли когда-либо будет сопоставима с промышленным производством. В связи с этим в образовательной деятельности столь же неизбежен процесс ее гуманизации, что сейчас находит все более широкое распространение в рамках личностного подхода. Глубинные процессы, происходящие в системе образования и в нашей стране, ведут к формированию новой идеологии и методологии инновационного образования. Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого можно повышать свой уровень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsii_i_pedagogicheskie_tekhnologii.docx | 15.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновации и педагогические технологии.
Сегодня наиболее характерен переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских. Основой современных образовательных стандартов становиться формирование базовых компетентностей современного человека: коммуникативной, информационной, самоорганизации, самообразования.
Инновации (англ. Innovation - нововведение) - внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки. В принципе, любое социально-экономическое нововведение, пока оно еще не получило массового, т.е. серийного распространения, можно считать инновациями.
Специфика образования в начале третьего тысячелетия предъявляет особые требования к использованию разнообразных технологий, поскольку их продукт направлен на живых людей, а степень формализации и алгоритмизации технологических образовательных операций вряд ли когда-либо будет сопоставима с промышленным производством. В связи с этим наряду с технологизацией образовательной деятельности столь же неизбежен процесс ее гуманизации, что сейчас находит все более широкое распространение в рамках личностно-деятельностного подхода. Глубинные процессы, происходящие в системе образования и в нашей стране, и за рубежом, ведут к формированию новой идеологии и методологии образования как идеологии и методологии инновационного образования. Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь.
Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность не известных практике дидактических и воспитательных программ, предполагающему снятие педагогического кризиса. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности. Инновационная деятельность в образовании как социально значимой практике, направленной на нравственное самосовершенствование человека, важна тем, что способна обеспечивать преобразование всех существующих типов практик в обществе.
Эффективное использование информационных технологий для качественного преобразования воспитательного процесса является одним из показателей развития общества. Информационно-коммуникативные технологии открывают совершенно новые, еще недостаточно исследованные технологические варианты воспитания, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Трудности, с которыми сталкиваются классные руководители в воспитательной работе, обусловлены тем, что процесс создания и реализации информационных технологий воспитания значительно сложнее, так как в их основе всегда лежат взаимоотношения между воспитателем и суворовцем, и они требуют от классного руководителя умения направлять воспитанников таким образом, чтобы те самостоятельно определили свое отношение к делу.
Информационно-коммуникативные технологии сами по себе не могут выполнять воспитывающую функцию, они лишь эмоционально насыщают информацию, обогащают жизнедеятельность воспитанников. Они выступают в качестве средств, которые классный руководитель использует в воспитательных целях. Тем самым он выполняет функцию развития ценностных отношений суворовцев, прибегая к опосредованному воздействию на личность воспитанника. Данный вид воздействия на формирующуюся личность выдвигается условиями информатизации общества, широким распространением и проникновением информационных технологий во все сферы деятельности человека. Тем не менее, как бы ни были захватывающи и многофункциональны информационные технологии, роль классного руководителя, его авторитет остаются ведущими в воспитательном процессе.
Педагогическая технология – это совокупность знаний, направленных на проведение учебно-воспитательного процесса. Понятие «педагогическая технология» пыталось пробиться в науку несколько десятилетий. С момента, когда стали использовать технические средства в процессе обучения на Западе, стали говорить о технологии обучения, связывая ее поначалу только с техническими средствами обучения. В России термин «технология обучения» получил более широкое значение – педагогическая технология, под которой стали понимать содержательную технику учебно-воспитательного процесса. Согласно документам ЮНЕСКО, технология обучения является системным методом создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, перед которыми стоит задача оптимизировать формы образования. С одной стороны, это совокупность методов и средств переработки, представления, изменения информации, а с другой – это воздействие преподавателя на учащегося во время обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.
Любая технология представляет собой в той иди иной мере теоретически осмысленную успешную педагогическую деятельность и в то же время направлена на реализацию научных идей, положений, теорий в практике. Поэтому педагогическая технология занимает промежуточное положение между наукой и опытом, интегрирует теорию и практику образования. При определении статуса педагогической технологии полезно соотнести ее с той научной концепцией, которая лежит в ее основе, указать номенклатуру целей, достигаемых с ее помощью.
Педагогическая технология — это система теоретически обоснованных принципов и правил, а также соответствующих им приемов и методов эффективного достижения педагогом целей обучения, воспитания и развития школьников.
Важнейшим элементом технологий управления является наличие обратной связи, осуществляемой через оценивание совместной деятельности и межличностного общения учащихся (в игре, учебной деятельности). Для повышения эффективности управления оцениванию должна подвергаться не только результативность, то есть те последствия, к которым приведут выработанные учащимися решения, но и характер самих полученных результатов и решений, вне связи с последствиями, которые «наступили».
Объектами оценивания должны выступать:
.. качество выработанных решений (непосредственно само решение и его последствия);
.. соответствие характера совместной деятельности и межличностного общения социальным, этнопсихологическим и другим нормам;
.. деятельность каждого участника, его вклад в выработанное группой решение.
Используемая педагогом система оценивания должна быть связана с особенностями социокультурной ситуации той среды, в которой осуществляется деятельность учащихся. Роль педагога заключается в направлении деятельности учащихся на выработку решений, позволяющих разрешать проблемы жизнедеятельности в поликультурной среде. Если же решения субъективно осознаются школьниками, то управление образовательным процессом становится составной частью их самосовершенствования как уникальной личности, признающей общечеловеческие ценности.
Качество технологий управления проявляется в создании условий для сохранения каждым человеком своей уникальности на основе диалогического взаимодействия в поликультурной среде
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Философы античности о воспитании и обучении детей. Внедрение инноваций в педагогическую деятельность дошкольных образовательных учреждений.
Меняется миссия предназначения детского сада в современной образовательной ситуации, и требования к педагогу, работающему с дошкольниками. Педагог постоянно должен б...
Внедрение инноваций в педагогическую деятельность дошкольных образовательных учреждений.
Внедрение инноваций в педагогическую деятельностьдошкольных образовательных учреждений. Актуальность проблемы организации и содержания инновационной деятельности в современном дошкольном учрежден...
Презентация "Проектный метод как инновация в педагогической работе воспитателя"
Презентация "Проектный метод как инновация в педагогической работе воспитателя"....
Выступление на региональной научно-практической конференции "Инновации и современные технологии в системе образования" по теме: "Образовательные технологии в работе с детьми с ОВЗ", 2016 г.
В данном выступлении описан опыт работы школы-интерната для детей с ОВЗ по применению образовательных технологий....
Конкурсная программа районного Фестиваля образовательных инноваций «Психолого-педагогическое сопровождение социального проекта «Дорогою добра» в условиях реализации районной целевой программы «Старшее поколение»»
Конкурсная программа районного Фестиваля образовательных инноваций «Психолого-педагогическое сопровождение социального проекта «Дорогою добра» в условиях реализации районной целевой программ...
Педагогические технологии и инновации в области физической культуры и спорта.
Понятие «педагогическая технология» и ее понимание в трудах зарубежных и отечественных педагогов. Принципы построения педагогической технологии. Технологии воспитания. Ситуации успех...
Муниципальная конференция «Инновации и современные педагогические технологии в системе дошкольного образования»
В материале описан опыт внедрения и реализации на базе дошкольного учреждения инновационной площадки федерального уровня по направлению "МИР ГОЛОВОЛОМОК" для развития интеллектуальных способ...