«Что за прелесть эти сказки!»
проект на тему
Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного, доброго человека, умеющего постоять за свое достоинство.
Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная, ни любая творческая деятельность ребенка в период дошкольного детства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_skazkam.docx | 42.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №11» С.СПИЦЕВКА ГРАЧЕВСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
«Что за прелесть эти сказки!» |
проект |
Воспитатель: Баранова Е.В. 2013г. |
Тема проекта: «Что за прелесть эти сказки!»
Руководитель проекта: воспитатель Баранова Е.В.
Участники проекта: дети старшей группы, их родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Вид проекта: долгосрочный, групповой, информационно-творческий.
Сроки реализации: сентябрь 2013г.- январь2014г.
Сказка – ложь, да в ней – намек,
добрым молодцам урок.
А. С. Пушкин.
Актуальность.
Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного, доброго человека, умеющего постоять за свое достоинство.
Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная, ни любая творческая деятельность ребенка в период дошкольного детства.
Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы. В современном обществе к сказкам теряется интерес. Чтение сказок родители заменяют просмотром мультфильмов сомнительного содержания, забывая о том, что сказки – историческое, литературное наследие, имеющее воспитательное значение. Если в семье не читают, не рассказывают ребёнку сказку, у него не разовьётся интерес к чтению в будущем. А сказка пользуется у детей огромной любовью. Она учит, вселяет в жизнь ребёнка оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки.
На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема является актуальной.
Цель
Приобщение детей к художественной литературе на примере сказок, накопление у детей запаса литературных художественных впечатлений.
Задачи
- Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажей сказок, знать название и автора, пересказывать содержание и выражать своё отношение к героям сказки.
- Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов, в подготовке совместно с педагогом и родителями необходимых атрибутов и декораций для будущего спектакля, распределении ролей.
- Закреплять и совершенствовать умения использовать средства выразительности (поза, жест, мимика, интонация, движения) и разные виды театров (бибабо, пальчиковый, театр картинок, кукольный).
- Воспитывать звуковую культуру речи и образную выразительность.
- Возобновить традиции семейного чтения с помощью привлечения родителей к реализации проекта.
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап
Определение темы проекта.
Намечается план движения к поставленной цели, который обсуждается и с детьми, и с родителями. Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей и дополнение задач детьми. Формулируется проблема о моральной стороне сказок и привитии любви к сказкам и театральной деятельности. После чего дети вовлекаются в решение проблемы «Чему нас учат сказки? » через игровую ситуацию и дидактические игры, способствуя возникновению мотивации к творческой деятельности.
Сбор информации, литературы, дополнительного материала. Использование компьютерных технологий, подбор научной литературы журналов, газет, иллюстративного материала, художественной литературы, пословиц, поговорок. Изучение опыта работы педагогов по данной теме. Обработка информационного материала.
Подготовка и пополнение предметно-развивающей среды.
Основной этап
Решаются поставленные задачи всех мероприятий проекта.
Проведение занятий, игр, наблюдений, бесед с детьми (как групповых, так и индивидуальных). Совместная деятельность воспитателей, детей, их родителей. Оформление выставок поделок и рисунков «В гостях у сказки», создание мини музея «Сказки моего детства». Подготовка консультаций для родителей по данной тематике. Проведение тематического родительского собрания «Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности ребёнка»
При реализации данного проекта использовались принципы интеграции образовательных областей, связь с реальной жизнью, с семьей.
По необходимости со стороны взрослых исполнителей проекта оказывается ребятам практическую помощь, а также направляется и контролируется осуществление данного проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
Заключительный этап
Готовится и проводится презентация по деятельности данного проекта. Дети, их родители активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям продукт собственной деятельности. Защита проекта: Новогодний утренник «Волшебная сказка. Чудеса под Новый год»
Подведение итогов.
Награждение грамотами и сладкими призами.
Материалы и оборудование: книги со сказками, презентации по сказкам, костюмы для театрализации, изобразительные средства и материалы для оформления афиш и декораций, несколько видов кукольного театра (настольный, театр петрушек, деревянный)
Пути реализации проекта
1. Оформление и пополнение книжного уголка сказками разных жанров. Ежедневное чтение сказок с рассматриванием иллюстраций художников к сказкам (русских народных, разных народов, сказкотерапия, коррекционные сказки).
2. Рисование иллюстраций к сказкам детьми. Лепка героев и сюжетов сказок.
Аппликации, ручной труд из природного и бросового материалов, конструирование из бумаги по мотивам сказок. Организация выставок рисунков детей по прочитанным сказкам.
3. Разучивание присказок, поговорок, пословиц, небылиц, зачинов и концовки сказок. Инсценировки сказок, игры-драматизации.
4. Привлечение родителей к работе над проектом
5. Организация мини- музея «Сказки моего детства»
6. Защита проекта. Новогодний утренник «Волшебная сказка. Чудеса под Новый год»
Перспективный план работы по реализации проекта
№ | мероприятие | задачи | Дата | Ответствен. |
1. | Вовлечение родителей в проектную деятельность Пополнение развивающей среды по теме проекта | Заинтересовать родителей темой проекта Приобрести книги со сказками, изобразительные средства и материалы | 01.09.13г.- 01.10.13г. | Педагог, родители |
2. | Ежедневное чтение сказок детям. Работа со сказкой (рисование героев, обыгрывание и драматизация, чтение отрывков, разучивание ролей) | Формировать устойчивый интерес к чтению сказок. Развивать творческие способности детей Воспитывать уважение и доброжелательное отношение к культурно-историческому наследию своей Родины. | В течение работы над проектом | воспитатель |
3. | Устный журнал «Почему необходимо рассказывать и читать детям сказки?» | Педагогическое просвещение родителей | 21.10.13г.-31.10.13г. | воспитатель |
4. | Играем в сказку «Заинька-Зайка» Сказкотерапия Упражнения на ритмизацию «Движение героев сказки» Пантомимический этюд «Хвастовство» | Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа. Знакомство с фразеологизмами (задирать нос) | 18.09.2013г | воспитатель |
5. | Игра-драматизация «Заинька-зайка» | Упражнять в умении воссоздавать на словесной основе мысленно представляемые эпизоды и эмоциональные состояния героев | 25.09.2013г | воспитатель |
6. | Игры-драматизации по знакомым РНС по желанию детей | Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа сказочного персонажа | 2.10.2013г. | воспитатель |
7. | Чтение сказки «Волшебные слова» Работа со сказкой Игра «Угадай по движению» Упражнения на активизацию лексики «Я начну, а ты продолжи» | Довести до детей замысел сказки Учить угадывать по выразительному исполнению сказочных героев Активизировать в речи образные выражения и фразеологизмы (не покладая рук, голову повесила, жить-поживать и горя не знать) | 16.10.2013г. | воспитатель |
8. | Игра-драматизация «Волшебные слова» | Упражнять в умении воссоздавать на словесной основе мысленно представляемые эпизоды и эмоциональные состояния героев | 23.10.2013г. | воспитатель |
9. | Рекомендации для родителей «Как сделать речь ребёнка образной и выразительной с помощью сказки» | Помочь родителям осмыслить педагогическую ценность сказки | 1.11.13г. | воспитатель |
10. | Привлечение родителей к созданию мини-музея «Сказки моего детства» | Совместно с родителями поддерживать интерес детей к сказкам. Подготовить экспонаты для мини-музея. | 4.11.13г.- 14.11.13г. | Воспитатель, родители |
11. | «Сказка бродит у ворот» Рассматривание собранных экспонатов в мини-музее. Беседа о книгах сказок, о сказках, которые читали детям родители | Приобщение детей к литературному наследию нашей родины Развивать умение слушать сказку без наглядного сопровождения. В процессе активной беседы заинтересовать детей к дальнейшему участию в проекте | 13.11.2013г. | Воспитатель, родители |
12. | Знакомство детей с пьесой «Про вредную Бабку Ёжку» Работа над пьесой | Познакомить детей с пьесой. Вызвать желание участвовать в работе над пьесой и её постановкой на новогоднем празднике | 15.11.13г. | воспитатель |
13. | Работа над пьесой. Обыгрывание персонажей Подбор музыкальных композиций к действиям персонажей. Игры с игрушками-героями пьесы | Упражнять в умении продолжить и дополнить сюжет сказки по музыкальной композиции, понимать настроение в мелодии, чувствовать смену ритма и динамику музыкального образа | 20.11.2013г. | воспитатель |
14. | Консультация для родителей «Какие сказки читать ребёнку на ночь» | Познакомить родителей с примерной тематикой сказок для детей 5-6 лет в вечернее время | 2.12.13г. | воспитатель |
15. | Рисование «Герои сказок», «Мои любимые сказки» | Развивать творческий потенциал детей, желание воплощать образы сказочных героев на бумаге. | 4.12.2013г. | воспитатель |
8 | Совместно с детьми подготовка и оформление выставки «Сказочный калейдоскоп» к родительскому собранию | Развивать творчество детей в процессе работы над сказкой | 11.12.2013г. | воспитатель |
9 | Родительское собрание «Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности ребёнка» | Предоставить возможность родителям участвовать в дискуссии по вопросам семейного чтения сказок и их воспитательном значении. | 12.12.13г. | Воспитатель, родители |
10 | Работа над пьесой «Про вредную Бабку Ёжку» Изготовление афиши, подбор и изготовление костюмов Разучивание ролей | Подготовить пьесу для показа на Новогоднем утреннике «Волшебная сказка. Чудеса под Новый год» | Ноябрь, декабрь 2013г. | Воспитатель, родители |
11 | Подведение итогов проекта «Что за прелесть эти сказки» Совместное художественно-литературное творчество «Новогодняя сказка» - поделки из бумаги и бросового материала с использованием стихов, сочинение семейных новогодних сказок. | Развивать у детей интерес к работе со сказками. Продолжать привлекать родителей к совместной творческой деятельности | 20.12.13г.- 25.12.13г. | Воспитатель, родители |
12 | Открытие мини-музея группы «Сказки моего детства» | Развивать у детей интерес к работе со сказками. Продолжать привлекать родителей к совместной творческой деятельности | 25.12.13г. | Воспитатель, родители |
13 | Защита проекта: Новогодний утренник «Волшебная сказка. Чудеса под Новый год» | Вызвать у детей желание участвовать в празднике, активизировать творческие способности в процессе совместной коллективной деятельности | Открытая дата (по графику новогодних утренников ДОУ) | Воспитатель, родители |
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов работы над проектом
В процессе мониторинга исследуется уровень качества усвоения детьми поставленных задач путем наблюдений за ребенком в процессе театрализованной деятельности, слушании сказок, и изобразительной деятельности.
Периодичность мониторинга – начало и окончание проекта. Это обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.
Содержание мониторинга по проектной деятельности тесно связано с образовательной программой обучения и воспитания детей.
Критерии оценки уровня развития детей.
- заинтересованно слушает сказку, высказывает своё отношение к героям сказки;
- активно пользуется средствами выразительности и образности речи, употребляет пословицы, присказки.
- умеет разыгрывать сценки по знакомым сказкам, с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций;
- чувствует и понимает эмоциональное состояние героев, вступает в ролевое взаимодействие с другими персонажами;
- выступает перед сверстниками, детьми младших групп, родителями.
- умеет отобразить на бумаге, в лепке и других изобразительных средствах героя сказки, или воображаемого героя;
Примерная диагностическая карта
ДОУ______________________________________
Воспитатель________________________________
Дата проведения диагностики________________
№ | Ф.И. ребёнка | заинтересованно занимается театрально-игровой деятельностью | понимает образный строй спектакля | следит за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях | разыгрывает несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест); | Средний балл |
Оценка уровня развития:
1 балл - большинство компонентов не достаточно развиты;
- балла – отдельные компоненты не развиты;
3 балла – соответствует возрасту;
4 балла - высокий
Литература
- «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста» Куревина О.А. М., 2003г.
- «Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого» Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. ,М. 2003г.
- Ледяйкина Е.Г., Топникова Л.А. Праздники для современных малышей. Ярославль, 2002г.
- Панфилова М.А. Коррекционные сказки. Москва 2008
- Петрова Т.Н., Сергеева Е.А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
- Поляк Л. Театр сказок. СПб., 20011г.
- Шорохова О.А. Играем в сказку. Москва 2006г.
- Рик Т. Сказки и пьесы для семьи и детского сада. Москва, 2008г.
- Короткова Л.Д. Сказкотерапия. Москва, 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Что за прелесть эти сказки..."(по сказкам А.С.Пушкина)
театрализованное занятие...
Литературный праздник по сказкам А. С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки!»
Литературный праздник по сказкам А. С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки!» Сказки великого русского поэта А. С. Пушкина - это кладезь народной мудрости и богатый материал в работе с деть...
"что за прелесть эти сказки"Экологические сказки.
Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда то был ребенком. Поэтому уместность использования сказок...
Викторина по сказкам "Что за прелесть эти сказки"
Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по чтению художественной литературы , развитию речи "Что за прелесть эти сказки"...
Что за прелесть эти сказки ( сказка о золотой рыбке А.С.Пушкин)
Тематическая аппликацияматериал: картон,цветная бумага, клей ПВА, гречневая каша, бусины, ракушки, бахрома, паетки....
Сценарий праздника " Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!" по сказкам А.С. Пушкина. (старшая и подготовительная группы)
Сценарий праздника " Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!" по сказкам А.С. Пушкина. (старшая и подготовительная группы)...
Проект по сказкам А.С. Пушкина "Что за прелесть эти сказки"
Проектная деятельность по методу "Три вопроса". Цель проекта: развитие познавательного, воспитательного и эстетического значение для детей, расширение знания об окружающем мире через творчество А. С. ...