Статья "Профессиональный стандарт воспитателя нового поколения"
статья по теме
Статья для Всероссийской заочной научно - практической конференции "Механизмы обеспечения качества подготовки кадров в рамках образовательных стандартов нового поколения" 2014 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vospitatel_novogo_pokoleniya.docx | 25.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональный стандарт воспитателя нового поколения
Профессия воспитатель появилась в ХIХ веке. В связи с тем, что женщина начала заниматься общественным трудом, появилась необходимость в создании сети дошкольных учреждений. В процессе развития системы детских садов и появилась новая профессия – воспитатель дошкольного образования. И в современном обществе это одна из самых важных профессий. Конечно, никто не сможет заменить ребёнку общения с родителями, но реальность нашей жизни такова, что современные родители, бабушки и дедушки большую часть времени заняты на работе. Поэтому учит ребенка самостоятельности, правилам поведения, готовит к школе именно воспитатель.
В современном обществе к воспитателю дошкольного образования предъявляются серьезные требования. Поэтому воспитатель детского сада должен иметь специальное образование.
Каковы обязанности у воспитателя?
В ряде нормативных документов чётко прописаны обязанности воспитателя. Это такие юридические документы как:
- трудовой договор, который заключают воспитатель ДОУ и работодатель;
- должностная инструкция;
- санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13.
В соответствии с этими документами и будет выполнять свои обязанности воспитатель дошкольного образования.
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы детских садов. Вводимые в практику федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) предъявляют определенные требования к структуре общеобразовательной программы и выделенным в ней пяти образовательным областям (социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической). А также, на основе взаимодействия взрослого и ребенка предполагается построение образовательного процесса в детском саду. Поэтому совершенствуются требования и к профессиональным качествам воспитателя.
Появилось новое понятие «профессиональная компетентность», которая проявляется в способности эффективно осуществлять педагогическую деятельность, определённую должностными обязанностями, и основана на научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Профессиональная компетентность предполагает, что воспитатель дошкольного образования владеет необходимой базой профессионально значимых установок и личностных качеств, теоретических знаний, профессиональных умений и навыков, которые он будет совершенствовать в процессе самообразования.
На обсуждение вынесен проект под названием «Профессиональный стандарт педагога» (концепция и содержание), который планируется ввести в действие к сентябрю 2014 года. В этом проекте в п. 4.5. перечислены профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования.
Согласно этому проекту современный педагог дошкольного образования должен:
- Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
- Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.
- Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.
- Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
- Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
- Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.
- Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.
- Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.
- Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.
- Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.
- Владеть ИКТ - компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Какими качествами должен обладать воспитатель нового поколения?
Специфика профессиональной деятельности предъявляет к воспитателю дошкольного образования определённые требования. И, чтобы выполнять свои профессиональные обязанности, он должен обладать определёнными качествами личности. Вот некоторые из них:
- Профессиональная направленность.
В основе такого качества личности, как профессиональная направленно, лежит интерес к профессии воспитателя и любовь к детям, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Именно эти факторы побуждают к стремлению овладеть педагогическими знаниями и постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень.
- Эмпатия.
Это чувство характеризуется умением сопереживать и сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, зная возрастные особенности дошкольников, должен внимательно замечать малейшие изменения в поведении ребёнка, проявлять чуткость, заботливость, доброжелательность, тактичность во взаимоотношениях.
- Педагогический такт.
Тактичность – это чувство меры, которое проявляется в умении соблюдать правила приличия и вести себя должным образом. Когда в действиях воспитателя находят оптимальное сочетание ласка и твердость, доброта и взыскательность, доверие и контроль, шутка и строгость, гибкость поведения и воспитательных действий, можно говорить о тактичности воспитателя.
- Культура профессионального общения.
Воспитатель дошкольного образования должен уметь строить правильные взаимоотношения с детьми, родителями, коллегами, то есть со всеми участникам педагогического процесса.
- Педагогическая рефлексия.
От способности к педагогической рефлексии во многом зависит успешность профессиональной деятельности воспитателя. Рефлексия подразумевает умение анализировать проделанные шаги, оценить полученные результаты и сравнить их с запланированной целью. На основе полученных выводов воспитатель дошкольного образования корректирует последующую деятельность для того, чтобы получить лучшие результаты.
- Авторитетность.
Доверие родителей – вот первый шаг на пути к завоеванию авторитета. Пользоваться авторитетом у детей, родителей и коллег – это значит получить оценку своим нравственным качествам, культуре, эрудиции, преданности профессии. Способность бороться за свой авторитет, дорожить им, поддерживать авторитет родителей и коллег, дана только воспитателю, преданному своему делу.
Современный воспитатель дошкольного образования должен владеть новейшими технологиями в области обучения и воспитания детей, а также обладать широкой эрудицией, педагогической интуицией, высокоразвитым интеллектом и высоким уровнем нравственной культуры.
Список литературы
- Постановление от 15.06.2013 г. №26 об утверждении САНПИН 2.4.1.3049-13
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва
«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н г. Москва
"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
Заявка участника конференции
Фамилия, имя, отчество | Горшенина Елена Николаевна |
Ученая степень | Высшая квалификационная категория |
Место работы | МДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка» г. Вольска Саратовской области» |
Почтовый адрес (для рассылки сборника) | 412921 Вольск, ул. Звёздная, д.9а, кв.90 |
Должность | Воспитатель |
Название статьи | Профессиональный стандарт воспитателя нового поколения |
Телефон (рабочий, домашний, сотовый) | 8-962-618-75-11 |
elenalitina@yandex.ru | |
Номер и дата отправки почтового перевода, переведенная сумма |
Заявка участника конференции
Фамилия, имя, отчество | Маслова Лидия Николаевна |
Ученая степень | Первая квалификационная категория |
Место работы | МДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка» г. Вольска Саратовской области» |
Почтовый адрес (для рассылки сборника) | 412921 Вольск, ул. Волгоградская, д.50, кв.52 |
Должность | Воспитатель |
Название статьи | |
Телефон (рабочий, домашний, сотовый) | 8-987-305-17-47 |
elenalitina@yandex.ru | |
Номер и дата отправки почтового перевода, переведенная сумма |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования федерального государственного стандарта образования нового поколения к экологическому и духовно-нравственному воспитанию дошкольников в системе планирования образовательной деятельности
Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проя...
Требования федерального государственного стандарта образования нового поколения к экологическому и духовно-нравственному воспитанию дошкольников в системе планирования образовательной деятельности
Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Экологическое образование дошкольник...
Статья "Профессиональный стандарт воспитателя нового поколения"
Статья для Всероссийской заочной научно - практической конференции "Механизмы обеспечения качества подготовки кадров в рамках образовательных стандартов нового поколения" 2014 год...
Статья "Профессиональный стандарт воспитателя нового поколения"
Статья "Профессиональный стандарт воспитателя нового поколения"...
Применение ИКТ в работе воспитателя детского сада, как одно из важнейших критериев «воспитателя нового поколения»
Мы живем в мире компьютерных и информационных технологий, всё ежедневно меняется, модернизируется. Живые очереди сменились электронными, как и бумажные дневники школьников. Время не стоит на месте. Со...
Конспект выступления на педагогическом совещании в ДОУ "Профессиональный стандарт воспитателя нового поколения"
Конспект выступления на педсовете в ДОУ...
Конспект выступления на педсовете "Профессиональный стандарт воспитателя нового поколения"
Конспект выступления на педсовете...