"Развитие творческого потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в изобразительной деятельности"
статья (старшая группа) по теме
В Статье ""Развитие творческого потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в изобразительной деятельности" дается определение творчества; раскрываются проблемы, связанные со зрительными нарушениями воспитанником. Предложены пути формирования творчества и отдельные направления изобразительной творческой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivaem_tvorcheskie_sposobnosti.docx | 21.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческого потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в изобразительной деятельности.
Саво Инна Леонидовна, старший воспитатель ГБДОУ детского сада № 26 Красносельского района СПб
Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели – видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего мира с удивлением и восторгом. П. Вайнцвайг |
Современный мир многообразен и быстро развивающийся. Правительством перед педагогами поставлена задача : создать такие условия для детей, чтобы можно было сформировать творчески мыслящую личность, способную в дальнейшем развивать науку и искусство в нашей стране. Неслучайно 3 года назад был создан центр «Сириус», где талантливые дети могут реализовать свои идеи, познакомится с лучшими достижениями человечества. Творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Благодаря исследованиям определен большой набор черт, относящихся к творческим. Эти черты включают в себя самостоятельность суждений, уверенность в себе, способность находить привлекательность в трудностях, эстетическую ориентацию и способность рисковать. Как же сложно дается детям с нарушением зрения развить эти черты характера и постичь азы творчества .
Нарушения зрения (в том числе амблиопия и косоглазие) – это ограничение зрительного восприятия или понижении остроты зрения, что влияет на весь процесс формирования и развития личности. У детей с нарушенным зрением возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития.
У слабовидящих детей сам интерес к деятельности часто отсутствует. Дошкольники могут рисовать, лепить потому что их попросили, а не потому что им интересно. Может отсутствовать мотив творчества, стремления к нахождению новых оригинальных идей в процессе выполнения работы. Все это объясняется характером дефекта: у дошкольников с недостатками зрения в разной степени нарушены основные свойства зрительного восприятия (предметность и целостность, структурность и детальность, избирательность, обобщенность и симультанность).
Как же мы, педагоги, можем помочь такому ребенку?
Приступая к развитию творческих способностей, мы должны:
- учитывать зрительный диагноз и индивидуальные особенностей каждого ребенка;
- продумать организацию совместной и самостоятельной деятельности детей,
- подобрать эффективные методы и приемы развития творческих способностей,
- создать положительный микроклимат в группе и непринужденную, свободную для творчества обстановку.
- сделать родителей (законных представителей) союзниками в нашей деятельности,
- самому педагогу быть творческой личностью.
Дети любят экспериментировать и всегда что-то изобретают. Поощряя эти стремления, важно помнить, что главным результатом является новый опыт ребенка. Для детей с нарушением зрения новый опыт деятельности всегда исключительно значим. Поэтому для ребенка важно сделать первый шаг в открытии нового путем собственных действий ( смешение цветов и получение других, рисование по мокрому и получение нового изображения, использования кляксографии и дорисовывание для получения нового образа)
Коррекционные занятия по рисованию, аппликации, лепке способствуют тому, что:
- у детей формируются навыки наблюдения;
- совершенствуются приемы обследования изображаемого объекта;
- дети овладевают специфическим восприятием – умением видеть предмет целостно, в единстве его свойств;
- формируются полные и точные представления о предметах и явлениях окружающего мира, поскольку изображение предметов требует отчетливого выделения в сознании существенных признаков, касающихся формы, конструкции, величины, положения в пространстве и других параметров;
- дети не только воспроизводят увиденное, но на основе полученных представлений о предметах, явлениях реального мира создают в рисунке новые оригинальные произведения. Это осуществляется благодаря развитию воображения, основу которого составляет способность оперировать в уме представлениями и преобразовывать их;
- также развиваются зрительная и двигательная память, поскольку в процессе изобразительной деятельности важно не только уметь воспринимать предметы и работать карандашом и кистью и, но и согласованно воспроизводить рукой то, что увидел глазами;
- дети учатся изображать предметы, т.е. запечатлевать представления о нем и способе его изображения;
- на занятиях изобразительного искусства у детей в наглядно-практической деятельности совершенствуются все мыслительные операции.
Какие же встречи с изобразительной деятельностью можно использовать для развития творческих способностей детей?
- рисование по мотивам прослушенных сказочных мелодий
Н. Римского-Корсакова «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»
- перенос впечатлений в свою работу после просмотра картин А.Леонова об удивительном космосе и посещения с родителями Планетария
- создание иллюстраций к сказкам с использованием нетрадиционных техник рисования ( рисование тычком кисти, пластилинография, монотипия и диатипия, граттаж и др.),
- придумывание коллажей,
- создание необычных поздравительных открыток, элементов дизайна помещения групп (гирлянды, украшение окон, создание постеров),
- придумывание и воплощение идей по созданию подарков членам семей и сотрудникам детского сада
Конечно, мы должны помнить, что сначала необходимо сформировать представления об окружающем мире, познакомить с изобразительными и технические приемами изобразительной деятельности, а затем параллельно создавать творческие работы. Пусть «незапыленность» восприятия позволит Вашим воспитанникам создавать творческие шедевры, ведь детские работы являются произведением искусства и могут украсить любое помещение детского сад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей воспитанников старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности
Опыт работы Косенко С.А., воспитателя МБДОУ ДС КВ № 31 «Голубая стрела» г.Туапсе...
Нормализация эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с нарушением зрения через проектную деятельность
В статье представлен опыт работы по нормализации эмоционально-волевой сферы детей старшей группы с нарушением зрения в ходе реализации информационно-практико-ориентированного проекта "Удивительный мир...
«Виртуальный музей «Песни, опаленные войной» как средство формирования духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста»
Основная цель проекта: организация образовательного процесса, способствующего повышению уровня духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста через использова...
Методические рекомендации для педагогов дошкольных учреждений по формированию духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста через использование виртуального музея «Песни, опаленные войной»
Методические рекомендации предназначены для педагогов дошкольных учреждений по формированию духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста. Виртуальный музей ...
ПРОЕКТ "Виртуальный музей "Песни опаленные войной как средство формирования духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста"
Проект "Виртуальный музей "Песни опаленные войной как средство формирования духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста" используется в сфере дошкольног...
Обобщение опыта работы "Развитие у дошкольников с нарушением зрения навыков изобразительной деятельности"
На непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности в детском саду, ребенок делает первые шаги в мир прекрасного, пытается сам его создавать. Задачей предмета изобразительн...
Методические рекомендации для педагогов дошкольных учреждений по формированию духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста через использование виртуального музея "Песни опаленные войной"
Методические рекомендации предназначены для педагогов дошкольных учреждений по формированию духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста. Виртуальный музей ...