Презентация "Концепция Курта Левина".
презентация к уроку на тему
Презентация по психологии "Концепция Курта Левина" раскрывает Теорию поля немецкого психолога Курта Левина и понятие "гештальта" в психологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontseptsiya_kurta_levina.ppt | 1.47 МБ |
nachalo_xx_veka_bylo_oznamenovano_otkrytiyami_v_khimii.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
МДОБУ
«Детский сад общеразвивающего вида с. Хрущево»
Концепция Курта Левина
Педагогические чтения
Психология дошкольного воспитания:
зарубежные психологи о развитии ребенка
Ситникова Наталья Павловна
2010
Концепция Курта Левина
Начало XX века было ознаменовано великими открытиями в химии, биологии, физике, математике.
Немец Курт Левин (1890-1947), еще в университете заинтересовавшись психологией, попытался и в эту науку внести точность, сделав ее экспериментальной и объективной.
Курт Левин был сторонником так называемой гештальт-психологии, основное внимание которая уделяла познавательным процессам.
Но чистым гештальтистом Левин все-таки не был, так как его больше интересовали личностные феномены. Можно сказать, что гештальт-психологи сосредоточились на ощущении, а Левин - на мироощущении.
В 1951 году художник-сюрреалист Сальвадор Дали написал картину «Мадонна Рафаэля», которая наглядно иллюстрирует основную идею Левина о том, что образ мира (гештальт) – не просто сумма отдельных частей, а целостная структура. Каждая часть зависит от целого, от своей включенности в него.
По мнению Левина, человек находится в неком жизненном пространстве или поле, которое включает все события, явления, предметы, окружающие человека и так или иначе влияющие на него в данный момент.
С помощью математики это поле психолог изображал в форме эллипса, а самого человека – кружком внутри него. Каждый психологический факт в жизни человека – часть эллипса. Каждой из частей можно дать «заряд», т. е., выражаясь языком химии, - валентность.
Если воздействие для человека благоприятно – валентность положительная, со знаком +, если же воздействие неблагоприятно – валентность, наоборот, отрицательная, со знаком - .
Эту теорию личности Курт Левин назвал «теорией психологического поля». Находясь внутри поля, человек (взрослый или ребенок), ощущает на себе воздействие предметов и явлений, которые вызывают в нем напряжение и естественное желание разрядиться, удовлетворить свои потребности.
Левин различал 2 вида потребностей:
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ (Сон, голод, жажда и др.)
СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ (Потребность в общении, поощрении, похвале) (КВАЗИПОТРЕБНОСТИ)
Курт Левин считал, что психологическое поле неоднородно и с возрастом расширяется.
Если младенцев, по мнению Левина, интересуют лишь биологические потребности, то у старших детей к биологическим потребностям добавляются социальные.
Курта Левина интересовал вопрос, какое влияние на формирование личности ребенка оказывают поощрения и наказания.
К поощрению ребенок стремится и поэтому выполняет задание с энтузиазмом.
Наказания же, наоборот, старается избежать (схитрить или просто «отделаться»).
Т.е. поощрение – более эффективный воспитательный прием. Но следует помнить, что чрезмерная похвала (как и чрезмерное наказание) может привести к тому, что ребенок будет стремиться получить похвалу или избежать наказания, а не добиться выполнения задания.
Курт Левин обратил внимание на то, что очень часто жизненные ситуации сопровождаются конфликтами.
Психолог выделил 3 типа конфликтов:
I тип (ребенок находится между двумя положительными валентностями).
Например, перед ребенком стоит выбор: пойти погулять во дворе или сходить в зоопарк. Что бы ни выбрал ребенок, это благоприятно для него в любом случае.
II тип (ребенок находится перед предметом, который одновременно притягивает его и отталкивает, «эффект маятника»).
Например: «Хочу погладить собачку, но боюсь – вдруг укусит»
III тип – самый травмирующий для психики ребенка, когда он между двумя отрицательными валентностями.
Например: «Задание не нравится, но если не сделаю – накажут».
У ребенка возникает естественное желание «выйти из психологического поля», но взрослые создают ему барьеры:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ.
Например: «Пока не уберешь игрушки, не пойдешь гулять».
ФИЗИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ.
Например: «Пока не уберешь свои игрушки, не выйдешь из комнаты».
Любые барьеры приводят к тревожности, агрессии и нервозам.
Курт Левин выяснил, что у человека, помимо потребностей, могут быть и так называемые псевдопотребности, или намерения.
Например, ребенок решил достичь высоких результатов в учебе. И для реализации этого намерения он произвольно решает отказаться от похода в кино, от игры на компьютере и т.п.
Задача взрослых – поддержать это благое намерение ребенка и помочь его реализовать.
Надо отметить, что у человека может быть несколько намерений. Ребенку подчас не хватает энергии, чтобы выполнить задуманное.
Например, ребенок сегодня решил, что по утрам он будет делать зарядку, но к утру про намерение он благополучно забывает…
Но все дети разные. Если ребенок настойчиво стремится выполнить задуманное, невзирая на смену ситуации – перед нами явление ригидности (неспособности переключиться).
Поэтому детей рекомендуется психологически подготавливать к смене видов деятельности, чтобы они могли переключать энергию с одного намерения на другое.
Ученица Левина Блюма Зейгарник в результате наблюдений пришла к выводу, что завершенное действие уходит из памяти ребенка, а незавершенное продолжает в ней оставаться и побуждает завершить его. Нереализованное намерение может оказать негативное влияние на психику ребенка.
Курт Левин выяснил, что при решении той или иной проблемы дети выбирают разные стратегии.
Одни, с низким уровнем притязаний, выбирают самые легкие задания с целью избежать неудачи. У таких детей заниженная самооценка, они избегают ответственности.
Вторые, наоборот, выбирают самые сложные задания, потому что у них завышенный уровень притязаний. Не справившись с заданием, такие дети нисколько не огорчаются, так как все равно оценивают себя положительно. Это дети с завышенной самооценкой.
«Золотую середину» составляет третий тип детей, которые выбирают посильные задания с последующим усложнением. У таких детей адекватный уровень притязаний, т.е. адекватная самооценка.
Курт Левин пришел к выводу, что уровень притязаний начинает развиваться в дошкольном возрасте и влияет на поведение ребенка в школе. А так как работу ребенка оценивают взрослые, именно от них будет зависеть его успешность в будущем.
Поэтому для формирования адекватной самооценки у детей психологи рекомендуют давать им посильные задания с последующим усложнением.
Исходя из концепции Курта Левина, взрослые должны поддерживать активность ребенка, ставя перед ним конкретные цели и помогая их достигать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Р.Е. Левина Изучение неговорящих детей
Мы приводим описание двух детей, речь которых к моменту поступления в школу была глубоко недоразвита. Эти дети умели пользоваться лишь немногими лепетными обрывками слов, сопровождая их поясняющ...
Конспект НООД в подготовительной группе заучивание стиха В. Левина "История с сундуком"
Конспект интегрированной непосредственно организованнной образовательной деятельности заучивание стиха "История с сундуком" для подготовительной группы. Образовательная область "Чтение художеств...
Творческая работа воспитаников ДОУ "Ромашка" Ичин-Норбу Снежана,Сандан Сайлана,Левина Ольга, Серенней Ариана
Творческая работа воспитаников ДОУ "РОМАШКА" с .Тоора-Хем....
А. Левина Обучаемся грамоте 3-4 года
Обучение грамоте...
А. Левина Обучаемся грамоте 4-5 года
Обучение грамоте детей 4-5= лет...
А. Левина Обучаемся грамоте 5-6 лет
Обучение детей 6 лет грамоте...
Описание уровней речевого развития по Левиной Р.Е.
Уровень речевого развитияАвтор, выделивший уровеньХарактеристика1 уровень Роза Евгеньевна Левина...