Проект "Весёлые палочки"
проект (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Проект «ВЕСЁЛЫЕ ПАЛОЧКИ»
(палочки Кюизенера)
Пояснительная записка
Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей. Ребёнок по своей природе - исследователь, экспериментатор, с радостью и удивлением открывающий для себя мир.
Существует много способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией. Одним из таких способов относится работа с палочками Кюизенера, способствующая формированию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста. Данный проект разработан на основании технологии Киюзенера и предназначен для реализации деятельности воспитателей детских садов.
Актуальность проекта
Математика входит в жизнь ребёнка с момента рождения. Ребёнок растёт, и каждый день слышит много для себя нового, в частности: слова, обозначающие количество, название величин, единицы измерения разных величин, названия разных геометрических фигур и их свойств и много другой математической информации. Если с самого начала предоставить ребёнку возможность познакомиться с математикой, подружиться с ней, увидеть в ней интересную игру, в которой хочется познавать что-то новое и необычное, тогда позже, в школе, с математикой будут связаны положительные эмоции, чувство владения предметом, интерес к нему. Знакомство с математикой, ее понятиями нужно осуществлять с помощью пособий в играх, весело и ненавязчиво, не разрушая естественной жизни детей.
Развитие математического мышление – умение сравнивать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения.
Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку и его развитию.
Поэтому в педагогической практике современного детского сада палочки Кюизенера с их ориентацией на индивидуальный подход и идеи автодидактизма занимают все большее место. Палочки Кюизенера широко применяются в детских садах Польши, Франции, Бельгии, США и других стран. Нашим отечественным педагогам они тоже знакомы, но в практической работе с детьми используются еще недостаточно.
Этот дидактический материал, разработан бельгийским математиком X. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и заканчивая старшими классами школы. Палочки Кюизенера называют ещё цветными палочками, цветными числами, счетными палочками.
Работать с палочками Кюизенера совсем не сложно! Можно начать с того, что просто посмотреть с ребенком палочки, попробовать вначале разделить их все по цветам. А потом – по длине. Повыкладывать различные фигурки, и, конечно, посчитать!
Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Возможна и фронтальная работа со всеми детьми.
Занятие с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.
Использование игр с цветными палочками Кюизенера способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей, поможет делать много открытий, ставить цель и добиваться результата. Размышления, догадки, выводы, обобщение, абстрагирование, освоение математической терминологии - это далеко не весь перечень качеств, необходимых дошкольнику для освоения новых знаний.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Разработать систему деятельности по обучению основам математики детей старшего дошкольного возраста с использованием палочек Кюизенера.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- Изучить современную научную и педагогическую литературу по вопросу «Палочки Кюизенера- средство познания логики и математики в дошкольном возрасте».
- Разработать систему работы и игр с детьми старшего дошкольного возраста с использованием палочек Кюизенера.
- Использование игр с палочками Кюизенера в совместной и самостоятельной деятельности детей.
- Повысить педагогическую компетентность родителей и педагогов ДОУ по проблеме математического развития дошкольников.
- Повысить у дошкольников интерес к математике.
ТИП ПРОЕКТА: долгосрочный, групповой, методический
СОСТАВ УЧАСТНИКОВ ГРУППЫ: воспитатель, воспитанники группы 5-6 лет, родители.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
- НОД (ФЕМП, конструирование)
- Консультации.
- КВН.
- Открытые занятия.
- Родительское собрание.
- Индивидуальная работа.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (лето)
- Определение цели и задач проекта.
- Изучение литературы по вопросу.
- Разработка план – графика раелизуемого проекта.
- Создание необходимых условий для реализации проекта по внедрению технологии
- Совместное изготовление с родителями палочек Кюизнера.
- Накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме
IIЭТАП – ОСНОВНОЙ (ПРАКТИЧЕСКИЙ)
- Внедрение в образовательный процесс эффективных методов и приемов по использованию палочек Кюизенера.
IIIЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
- Мониторинг математического развития детей
- Презентация проекта «Палочки Кюизенера» для воспитателей ДОУ
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: МКДОУ «Детский сад №8».
СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ: май 2013 – май 2014
РЕЖИМ РАБОТЫ: во время и вне занятий.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:
- Развитие познавательных способностей, повышение познавательного интереса к математике.
- Повышение педагогической компетенции воспитателей, родителей в математическом развитии дошкольников.
ПЛАН - ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Ме сяц | Работа с детьми | Работа с педагогами | Работа с родителями |
С Е Н Н Т Я Б Р Ь |
Цель: познакомить детей с принципом окраски палочек - «цветные семейки»; познакомить с соотношением «цвет-длина-число»; развивать внимание, логическое мышление, воображение, фантазию. Е.Н.Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ» стр.44
Цель: учить детей анализировать расположение предметов в пространстве; закрепить порядковый счёт; учить выкладывать цифровой ряд с помощью цветных палочек. Е.Н.Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ» стр.48 | ||
О К Т Я Б Р Ь |
Цель: продолжать с детьми закреплять счёт в пределах 10 - прямой и обратный и порядковый; продолжать осваивать состав числа 3. Е.Н.Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ» стр.50
Цель: продолжать упражнять в счёте в пределах 10; закрепить состав числа 3. Е.Н.Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ» стр.14
Цель: закрепить знания детей о составе числа 5 из единиц и двух меньших чисел; развивать образное мышление; развивать умение выявлять наличие нескольких признаков (цвет, величину). Е.Н.Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ» стр.15
Цель: закрепить знания детей о геометрических фигурах; закрепить знания детей об образовании числа 6; развивать логическое мышление, память, внимание, речь. Е.Н.Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ» стр.49 | ||
Н О Я Б Р Ь |
Цель: закрепить знаний детей об образовании числа 7; упражнять в количественном счёте в пределах 7, в упорядочивании палочек по длине, в различении цифр, цвета; развивать умение мыслить, рассуждать. Е.Н.Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ» стр. 47
Цель: закрепить знаний детей об образовании числа 8; учить составлять числа и зависимость между числом и количеством; воспитывать аккуратность во время выполнения заданий. Е.Н.Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ» стр. 59
Цель: закрепить знаний детей об образовании числа 9; упражнять детей в количественном и порядковом счёте до 9. Е.Н.Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ» стр. 53
Цель: совершенствовать умения детей соотносить цветные числа с цифрами; упражнять в счёте в пределах 10; развивать память, логическое мышление. Е.Н.Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ» стр. 18 | ||
Д Е К А Б Р Ь |
Цель: упражнять в счёте в пределах 10; учить сравнивать рядом стоящие числа; закрепить знания о составе числа; развивать внимание, мышление. Е.Н.Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ» стр. 11
Цель: учить детей устанавливать логические связи и закономерности; развивать у детей зрительный глазомер; учить детей понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно; формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. Л.Д. Комарова «Как правильно работать с палочками Кюизенера?» стр.52 №38
Цель: учить детей находить связь между длиной предмета, размером мерки и результатом измерения; продолжать развивать зрительный глазомер; учить детей понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно. Л.Д. Комарова «Как правильно работать с палочками Кюизенера?» стр. 53 №39 | ||
Я Н В А Р Ь |
Цель: закрепить с детьми счёт в пределах 10; упражнять в прямом и обратном счёте; развивать умение находить место числу в числовом ряде; развивать внимание, мышление, память. Е.Н.Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ» стр. 14
Цель: закрепить с детьми прямой и обратный счёт; совершенствовать знания детей о закономерностях палочек Кюизенера; развивать внимание, память, логическое мышление. Е.Н.Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ» стр. 21 | 1.Математи-ческий КВН. | |
Ф Е В Р А Л Ь |
Цель: учить детей ориентироваться в пространстве (понятия «налево», «направо»); развивать количественные представления детей; учить детей находить полоски, по сумме равные двум данным. Л.Д. Комарова «Как правильно работать с палочками Кюизенера?» стр. 56 №41
Цель: учить детей выполнять арифметические действия на сложение; учить детей моделировать с помощью палочек Кюизенера; упражнять детей в обозначении результата сложения числом; развивать внимание, память, мышление. Е.Н.Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ» стр.75
Цель: продолжать учить детей ориентироваться в пространстве (понятия «налево», «направо»); развивать количественные представления детей; учить детей находить разность чисел. Л.Д. Комарова «Как правильно работать с палочками Кюизенера?» стр. 57 №42
Цель: развивать умение детей работать с палочками Кюизенера; упражнять в выполнении арифметических действий» развивать навыки сложения и вычитания чисел; совершенствовать умения детей работать с карточкой – схемой. Е.Н.Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ» стр. 19 | 1.Консультация «Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста» | 2.Консультация «Математика в жизни старших дошкольников» |
М А Р Т |
Цель: учить детей решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации; учить детей понимать предложенную задачу и решать её самостоятельно; формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. Л.Д.Комарова «Кака работать с палочками Кюизенера?» стр.60 №45
Цель: закреплять понимание отношений между числами натурального ряда; познакомить и научить пользоваться знаками «больше», «меньше»» совершенствовать знания детей о палочках Кюизенера. Е.Н.Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ» стр. 18
Цель: закреплять умение измерять с помощью условной мерки; ориентироваться в пространстве на ограниченной площади. В.П.Новикова, Л.И.Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» стр. 25
Цель: закреплять названия геометрической фигуры «треугольник»; учить составлять фигуру из палочек, сравнивать фигуры по величине; развивать воображение. В.П.Новикова, Л.И.Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» стр. 30 | 2.Папка – раскладушка. | |
А П Р Е Л Ь |
Цель: учить сравнивать предметы по величине; обозначать словами результата сравнения (выше-ниже, шире-уже, больше-меньше); закреплять умение различать порядковый и количественный счёт, правильно отвечать на вопросы: сколько, который по счёту; составлять числа из единиц (один, ещё один, ещё один). В.П.Новикова, Л.И.Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» стр.44
Цель: учить детей моделировать предметы из четырёх палочек одной длинны; сравнивать предметы по высоте; упражнять в счёте; в различении количественного и порядкового счёта, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счёту?» В.П.Новикова, Л.И.Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» стр. 13
Цель: закреплять названия геометрических фигур; упражнять детей в счёте, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счёту?» В.П.Новикова, Л.И.Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» стр. 14
Цель: упражнять детей в измерении с помощью условной мерки; закреплять умение находить соответствие цвета с числом; упражнять в счёте, моделировании по замыслу. В.П.Новикова, Л.И.Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» стр. 45 | 3.Открытое занятие «Путешествие в весенний лес» | 4.Открытое занятие «Полёт в космос». 5.Родительское собрание «Использование палочек Кюизенера в формировании элементар-ных матема-тических представле-ний» |
М А Й |
Цель: учить находить в изображаемой конструкции определённое сходство с выбранным цветком (в строении, пропорциях частей); сравнивать предметы по длине; упражнять в счёте; умении отсчитывать меньшее количество из большего. В.П.Новикова, Л.И.Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» стр. 46
Цель: развивать у детей способность моделировать предметы по словесной инструкции; соотносить величину предметов; ориентироваться на плоскости. В.П.Новикова, Л.И.Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» стр. 64 | 3.Презентация проекта «Весёлые палочки» |
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ- система занятий по работе с детьми.
ИТОГОВЫЙ ПРОДУКТ- Презентация проекта
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Р.Л.Непомнящая «Палочки Кюизенера - средство познания логики и математики в дошкольном возрасте»
- В.П.Новикова, Л.И.Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера»
- Л.Д. Комарова «Как правильно работать с палочками Кюизенера?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Палочки-выручалочки".Листы задания для работы с палочками Х.Кюизенера.
Листы - задания для работы с детьми...
Занятие с старшей группе по ФЭМП с использованием палочек Кюизенера "Простая геометрия с цветными палочками"
Закрепить знания детей о числовом значении палочек Кюизенера в пределах 10; упражнять в количественном и порядковом счёте; активизировать знания о геометрических фигурах; закрепить знания цифр, числов...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С ЦВЕТНЫМИ СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ЦВЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ – МОГУТ БЫТЬ ЦИФРАМИ»
Цель:Ø Развитие логического мышления.Задачи:Ø учить пересчитывать в различных направлениях, пользуясь порядковыми числителями мужского и женского рода, употреблять порядковые и количественные числител...
Палочки Кюизенера. Игры и упражнения для детей с ОВЗ младшего дошкольного возраста по развитию логико –математических способностей с использованием дидактического материала «Палочки Кюизенера»
Сентябрь:Знакомство с палочками Кюизенера.Игровая деятельность «Волшебный сундучок» Цель: развивать познавательную деятельность, закреплять сенсорные навыки; развивать интерес к палоч...
Палочки Кюизенера. Методическая разработка по развитию логико – математических способностей с использованием дидактического материала «Палочки Кюизенера» для детей с ОВЗ 5-6 лет.
Сентябрь:Игровая деятельность по схеме №1 Цель: учить правильно, подбирать по длине палочки, развивать зрительный контроль, развивать умение правильно называть цвет и соответствующее число.Упражн...
Проект по художественно – эстетическому развитию в первой младшей группе Раздел: рисование (нетрадиционная техника рисования - ватными палочками) «Вместо кисточки - ватные палочки»
Способность и стремление к творчеству - одна из составляющих гармоничной личности. Поэтому с самого раннего возраста, ребенка необходимо приобщать к изобразительному искусству. Воспитатель педлагает н...
ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ВОЛШЕБНЫМИ ПАЛОЧКАМИ
ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ВОЛШЕБНЫМИ ПАЛОЧКАМИ 1. Знакомимся с палочками. Вместе с ребенком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины....