Консультация для воспитателей «Двигательно-оздоровительные моменты на занятиях
методическая разработка (средняя группа) на тему

На занятиях в дошкольных учреждениях традиционно применяются так называемые «физкультминутки». Ничуть не оспаривая значимости этой формы, можно отметить, что ее собственно развивающе-воспитательный эффект, равно как и оздоровительный, чаще всего невелик. Правда, в целом «физкультминутка» и не рассчитана на получение подобных эффектов; ее задачи – способствовать снятию психического (интеллектуального и эмоционального) перенапряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой, повышению общей работоспособности и т. д.

Раскрываемые в данных рекомендациях нетрадиционные формы работы (наряду с решением перечисленных выше задач) служат достижению и более широких воспитательно-оздоровительных   целей.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvigatelno-ozdorovitelnye_momenty_na_zanyatiyakh.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Двигательно-оздоровительные моменты на занятиях»

На занятиях в дошкольных учреждениях традиционно применяются так называемые «физкультминутки». Ничуть не оспаривая значимости этой формы, можно отметить, что ее собственно развивающе-воспитательный эффект, равно как и оздоровительный, чаще всего невелик. Правда, в целом «физкультминутка» и не рассчитана на получение подобных эффектов; ее задачи – способствовать снятию психического (интеллектуального и эмоционального) перенапряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой, повышению общей работоспособности и т. д.

Раскрываемые в данных рекомендациях нетрадиционные формы работы (наряду с решением перечисленных выше задач) служат достижению и более широких воспитательно-оздоровительных        целей.

Среди последних особо выделим:

  • развитие осмысленности, эмоциональной регуляции и произвольности тех движений и действий ребенка, формирование которых осуществляется на данном занятии;
  • обогащение творческого потенциала детей, прежде всего их воображения;
  • создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности;
  • культивирование у детей ценностного отношения к своим и чужим психическим и физическим возможностям, формирование осознания их значимости и уникальности.

Таким образом, эффективность двигательно-оздоровительных моментов определяется тем, насколько они способны внести свой вклад в общее физическое и психическое развитие ребенка. Среди конкретных форм работы предлагаем Вам  материалы по развитию мелких мышц руки.

Развитие мелкой моторики рук имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Психологи, педагоги, физиологи, медики, в частности, постоянно подчеркивают: уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных. Музыкально-исполнительских, конструктивных и трудовых умений, овладения родным языком, развитие первоначальных навыков письма и др. Однако этот развивающий потенциал может быть реализован лишь в том случае, если движения рук ребенка будут носить осмысленный характер, а сами руки станут своеобразными орудиями детского воображения. Впрочем, по словам великого немецкого мыслителя И. Канта, рука является как бы вышедшим наружу головным мозгом. Предлагаем упражнения и задания на развитие мелких мышц руки, которые можно использовать с детьми в течение дня.

Желательно, чтобы дети не только создавали и воплощали посредством движений собственных рук те или иные образы, но и еще эмоционально вживались в них, больше того, входили в целостное психосоматическое состояние, задаваемое образом, прислушивались к своим телесным ощущениям.

Средняя группа

Мытье рук. Имитируем процедуру мытья рук под струей воды с разным напором. Основная задача — вызвать у детей ощущение контраста. Задание может быть включено в занятия, так или иначе связанные с организацией продуктивной и музыкальной (музыкально-ритмической) деятельности.

Напор нормальный: движения рук широкие, неспешные, плавные. Напор уменьшается: движения становятся более сосредоточенными и немного напряженными — воду приходится специально растирать по поверхности рук, следя, чтобы был промыт каждый участок поверхности. Струйка совсем «отощала»: с силой втираем воду в кожу, напряженно смыкая поверхности обеих рук; возможны и торопливые движения (а вдруг вообще выключат воду?). Неожиданно напор вновь становится нормальным: опять моем руки привычным способом. Задание повторяется.

Рисование в воздухе кистями и пальцами рук. Главная область применения задания — занятия по изобразительной деятельности и конструированию. Ограничимся только одним замечанием. Поскольку ребенок не сталкивается с необходимостью отчетливо фиксировать свой образ на бумаге со всеми вытекающими отсюда проблемами и трудностями, перед ним можно поставить более сложные, чем в обычных условиях, «изобразительные задачи», например «Рисовать» целые «картины». В любом случае задание – его целесообразно выполнять под музыкальное сопровождение, передающее характер искомого образа (образов) – будет способствовать расширению творческих изобразительных возможностей.

Упражнение «радужные брызги» развивает воображение, способствует формированию культуры эмоционального переживания, повышает общий физиологический тонус. Предназначено прежде всего для занятий по изобразительной деятельности, музыке, ритмике.

1. Встряхивание расслабленных кистей в различном ритме, имитирующее разбрызгивание капель, «обрызгивание» друг друга.

2. Представление того, как капли воды разлетаются в разные стороны, переливаясь на солнце всеми цветами радуги. Ответы на вопросы: «Куда летят брызги?», «Какого они цвета?».

Задание: «построить» радугу из водяных капелек, любуясь их цветом.

Упражнение «Лепим умелую и уверенную руку». Упражнение способствует развитию воображения, уверенности в себе в ходе решения каких-либо новых задач, созданию положительного настроя, активизации биологически активных точек кожи, расположенных на руке. Его рекомендуется применять на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, при обучению игре на музыкальных инструментах. Овладении элементарными навыками письма – преимущественно в тех случаях, когда для усвоения предлагается новый материал.

При проведении этого упражнения можно использовать стихотворный текст.

Мы так долго рисовали –

Наши пальчики устали.

Мы немного отдохнем,

Снова рисовать начнем.

Что за странное явленье?

Появилась вдруг стена –

Очень прочная она.

Это дверь или окно?-

Нам проверить суждено…

Мы проверку завершили:

Это все-таки окно,

Только грязное оно!

Ну, друзья, помоем стекла, -

Станет в комнате светло.

Дело сделано на славу!

Время отдохнуть пришло.

Детям предлагается побывать в роли скульптора, который воплощает в материале свои представления о таких человеческих качествах, как умелость и уверенность. «Материалом же является рука самого ребенка (правая или левая – соответственно для правшей и левшей). Другая рука выполняет «ваятельские» функции.

«Ваятель» разминает глину, добиваясь пластичности «материала» (руки). Затем,  работая с каждым пальцем (разминая, разглаживая его), придает ему особый «характер». Большой палец должен быть сильным, добрым, выступающим основой и опорой для всех остальных (это «папа»). Указательный палец – строгий, следящий за порядком, контролирующий (это «мама»). Средний палец – главный помощник родителей – «старший брат». Безымянный палец  - кроткая, немногословная, но очень трудолюбивая «сестричка». Мизинец – маленький помощник всех остальных членов семьи, хотя иногда довольно непослушный (это «младший брат»).

Только такая крепкая семья может решать сложные задачи, уверенно преодолевать возникающие при этом трудности. После того как «скульптор» поработал с пальцами, он оценивает свое «творение» в целом (ощупывает, поглаживает не только пальцы, но и ладошку, тыльную сторону руки др.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Организация режимных моментов"

Основные  режимные моменты детского сада:...

Консультация для воспитателей "Организация режимных моментов в ДОУ"

Цель консультации: познакомить педагогов (молодых специалистов) с методическими рекомендациями по организации режимных моментов; их значимостью для развития интеллектуальных, физических качеств; предп...

Консультация для воспитателей "Организация режимных моментов в детском саду"

Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха....

Консультация для воспитателей : «Организация режимных моментов с детьми от года до 2х лет »

Целевая группа:  воспитатели дошкольных образовательных организацийПланируемые результаты: умение использовать на практике полученные знания о рациональном распределении режима дня детей в группа...