Проектный метод в деятельности ДОУ.
методическая разработка на тему
Данный материал подробно знакомит с проектным методом и особенностями работы с технологией в дошкольном учреждении.
В статье можно познакомиться с историей возникновения технологии проектной деятельности, авторами данного метода.
Также даны примерные темы проектов для детского сада, этапы работы над реализацией проектов, типы и виды проектов и план по работе с кадрами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектный метод в деятельности ДОУ.
Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, – это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, это звено в системе воспитания. Метод проектов, используемый нами при реализации проектной деятельности, не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 20-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ребенка, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Педагог может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль детей в нужном направлении, для самостоятельного поиска. Но в результате дети должны проявить свои творческие способности и самостоятельно, либо совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся проблема, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:
- занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
- комплексные блочно-тематические занятия;
- интеграция:
−частичная интеграция;
−полная интеграция; - метод проектов:
−форма организации образовательного пространства;
−метод развития творческого познавательного мышления.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта:
- На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
- Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
- Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
- Составление плана-схемы проекта.
- Сбор, накопление материала.
- Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
- Домашние задания для сам. выполнения.
- Презентация проекта, открытое занятие.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
- исследовательское-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
- ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
- информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
- творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
Задачи развития:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Этапы проекта:
Этапы проекта | Деят-ть педагога | Деят-ть детей |
1 | - формулирует проблему, цель; - вводит в игровую ситуацию; - формулирует задачу; | - вхождение в проблему; - вживание в игровую ситуацию; - принятие задачи, дополнения задач; |
2 | - помогает в решении задач; - помогает спланировать деятельность; - организует деятельность; | - объединение детей в рабочие группы; - распределение амплуа; |
3 | - направляет и контролирует осуществление проекта; - практическая помощь(по необходимости); | - формирование специфических знаний, умений, навыков; |
4 | - подготовка к презентации и презентация | - представляют продукт деятельности (зрителям, экспертам) |
В нашем детском саду прошел проект для всех групп старшего дошкольного возраста «Книга – это ЧУДО!» Каждая группа выбрала свой проект. Вот примерные темы проектов:
- Как книжка приходит к нам в дом? (из прошлого в настоящее, кто и как работает над книгой, сделаем книгу сами)
- Какие бывают книги? (жанры детской литературы)
- По страницам любимых книг
- Моя любимая книга
- Что за прелесть эти сказки! (творчество А.С.Пушкина)
Рабочий план на учебный год по работе с кадрами:
«Система работы по внедрению метода проектов в образовательный процесс ДОУ»
Месяц. | Содержание работы. |
Сентябрь | Собеседование с педагогами. Диагностические исследования с целью выявления познавательных интересов у детей. Обучающие семинары «Общие основы проектирования. Метод проектов в дошкольном образовании» |
Октябрь | Приобретение и подбор методической литературы. Консультация «Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников». Составление схемы взаимодействия воспитателей и специалистов» |
Ноябрь | Консультация по созданию развивающей среды. Разработка перспективного тематического планирования. |
Декабрь | Консультация «Участие родителей в проектной деятельности» Разработка групповых проектов. |
Январь | Разработка групповых проектов. |
Февраль | Тренинг «Участие в проектной деятельности» Конкурс авторских проектов. |
Март | Педагогический совет «Метод проектов как форма организации единого образовательного процесса» |
Апрель | Презентация: «Ярмарка идей» (защита авторских проектов педагогов разных возрастных групп» |
Литература:
- Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В.В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования. - 2000.- № 2.- C. 36-43. - (Филос.-психол. основы теории В.В. Давыдова)
- Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения // Директор школы. - 1995. - № 6
- Гузеев В.В. Образовательная технология: от приёма до философии. - М., 1996
- Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998
- Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. — М.: МИПКРО, 2001. - 144 с.
- Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. - 2000. - № 7. - с. 151-157
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Е.С. Полат и др.; Под ред. Е.С. Полат. — М.,: Издательский центр «Академия», 1999. — 224 с.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. — 112 с. - (Методическая библиотека)
- Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель. - 2000. - № 4. — С. 52-55
- Проектный метод в деятельности дошкольных учреждений: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ авторы-составители Л.С. Киселева, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. - М.: АРКТИ, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектный метод в деятельности ДОУ
Постояннодействующий семинар-практикум. Теоретические основы проектного метода....
Проектный метод в деятельности ДОУ
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...
Проектный метод в деятельности ДОУ
Материал предназначен для педагогов ДОУ. В презентации дается характеристика проектного метода: понятие, классификация, виды проектов, а также примерные темы. Раскрываются этапы работы над проектом с ...
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКИХ САДАХ.ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОО
Презентация для студентов пед.колледжей и ВУЗов по специальности "Дошкольное образование"...
Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...
Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...
Консультация для педагогов «Проектный метод в деятельности ДОУ как инновационный метод познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста».
цель: познакомить педагогов с проектным методом в педагогической деятельнрости...