Мой конкурсный материал
материал на тему
творческая работа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_pedagogicheskaya_kontseptsiya.docx | 33.15 КБ |
v_odnom_mgnovene_videt_vechnost.docx | 29.77 КБ |
v_kachestve_osnovy.docx | 23.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Воспитатель года – 2013»
Идеи эстетического воспитания зародились еще в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.
В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н. Джола, Д.Б. Кабалевский, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкая, А.Б. Щербо и другие.
В литературе имеется множество различных подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания.
В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве.
Рассматривая множество определений понятия эстетическое воспитания, выделим основные его положения. Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия.
Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.
В-третьих, задача эстетического воспитания формирование эстетических чувств, вкусов и идеалов личности.
И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного. Разные подходы к пониманию сущности эстетического воспитания обуславливают и различные подходы к его целям. Так, например, В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: «Эстетическое воспитание служит формированию… способности активного эстетического отношения детей к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты». Из определения видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству. Искусство - это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности. Эстетическое же воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности. Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности. Таким образом, наиболее удачно, отразил цель эстетического воспитания Рукавицын М.М., который считает: "Конечная цель эстетического воспитания - гармоничная личность, всесторонне развитый человек… образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства". Эта цель также отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса. В ходе эстетического воспитания решаются задачи, направленные на формирование эстетической культуры, а именно: на развитие эстетического сознания, эстетических чувств; на освоение эстетической деятельности на развитие эстетических, художественных способностей. К первой группе относятся задачи, направленные на ознакомление с «эталонной системой» качеств и признаков: развитие восприятия, эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости, на прекрасное или безобразное, комическое или трагическое.
Вторая группа задач направлена на приобщение детей к активной эстетической художественной деятельности: формирование умений и навыков в исполнительской деятельности; формирование способности восприятия и самостоятельного применения различных средств выразительности того или иного вида искусства (в изобразительном искусстве – цвет, форма, пространство, линия; в музыке – высота, сила, тембр звука), воспитание у детей потребности в созидании прекрасного, внесении его в быт, природу, собственное «Я», отношения с другими людьми.
К третьей группе задач относится развитие общих и специальных художественно-творческих способностей. Общие способности – это сенсомоторное развитие, способность к эмоциональной отзывчивости, творческое воображение. Специальные способности – это способности, развивающие в процессе усвоения специфичных для конкретного вида искусства способов деятельности – восприятия, исполнительства, творчества. Например, в изобразительном искусстве – это творческое воображение, легкость и полнота восприятия пространственных и цветовых отношений, глазомер, хорошая зрительная память, эмоциональная чувствительность, специальная умелость руки. Указанные задачи взаимно обусловлены и тесно переплетаются между собой. На основе задач разрабатываются содержание, формы и методы эстетического воспитания. Известно, что существует несколько видов искусства: литература, музыка, изобразительное искусство, театр, кино, хореография, архитектура, декоративное искусство и другие. Специфика каждого вида искусства в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами. В детском саду самыми доступными и распространенными являются музыка, изобразительное и декоративное искусство, театр. Кроме того, универсальным средством непрямого воздействия на ребенка является предметная среда, развивающая эстетическое отношение и чувства дошкольников. Известно, что социокультурное окружение и предметная среда – мощный обогащающий фактор детского развития. Л.С. Выготский писал: «…путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды». Важнейшим условием полноценного художественно-эстетического воспитания является среда, которая окружает ребенка в детском саду: здание детского сада, участок с его оборудованием и зелеными насаждениями, предметная среда: мебель, игрушки, а также специально организованные зоны сенсорно - стимулирующего пространства, сенсорных уголков, оснащение дидактическими играми и пособиями. Своим внешним видом, гармонией линий и форм, цветом, разнообразием содержания они способствуют формированию эстетического восприятия, эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса. В дошкольном возрасте развиваются многие технические свойства человека, качества его личности. Велико значение этого возраста и в формировании и развитии способностей к изобразительной деятельности. К. П. Брюллов (1848 г.) говорил: «Надо начинать рисовать с младенческого возраста, чтобы приучить руку передавать чувства и мысли подобно тому, как скрипач передает на скрипке то, что чувствует». Эту мысль подчеркивал и Чистяков (1963 г.): «Всякий опытный и честный профессор скажет, что, чем моложе ученик поступает к нему, тем удобнее в нем образовать художника».
Поэтому за основу своей работы я взяла тему « Развитие художественно-эстетического вкуса средствами нетрадиционных техник в аппликации». Аппликация (от латинского аррliсаtiо — накладывание) - это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон. Аппликация из бумаги появилась в XVI веке и получила свое развитие в последующие столетия. Аппликация — один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радует яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезывания и наклеивания. Дети, выполняя аппликационные работы, приобретают новые знания, закрепляют представления, полученные на других занятиях. Все виды изобразительной деятельности детей, в том числе и аппликация, направлены на формирование у детей определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Специфика аппликации дает детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения, что важно не только для создания сюжетных и декоративных аппликаций, но и для рисования. Аппликация – декоративно-силуэтный способ изобразительной деятельности. Вырезание из бумаги создают определенную гармонию. При этом у ребенка развивается координация движений рук самоконтроль, а в работе с бумагой, ножницами, клеем приобретаются технические навыки. Основной задачей воспитания и обучения в процессе аппликации является приобретение детьми умений передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов. Приобщая детей к художественному творчеству, педагог должен воспитывать у них эстетическое отношение к окружающей жизни, способствовать накоплению эмоциональных впечатлений, формировать индивидуальные интересы, склонности, способности. На занятиях аппликацией решаются задачи развития эстетических чувств, сенсорного развития детей: развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного, восприятие пространства и времени); формирование системы перцептивных действий; формирование зрительно-моторной координации, межсенсорных связей и перцептивных операции; развитие скорости и дифференцированного восприятия явлений и объектов, развитие устойчивости, целостности и обобщенность восприятия; формирование умений обозначить сенсорные признаки и перцептивные действия словом. В своей работе я использую различные подручные материалы - салфетки, поролон, ткань, вату, синтепон, опилки и др. что приводит детей в недоумение, а потом в неописуемый восторг. Большое внимание уделяю выразительности детских работ, передаче динамичности, образности, творческому решению в цвете, удачной композиции, развитию индивидуальных способностей детей. Также развиваю у детей художественный вкус, творческую активность, самостоятельность не только в процессе изобразительной деятельности, но и в восприятии произведений искусства и окружающей действительности. Решение этих важных задач проходит вкупе с расширением знаний детей о цвете, форме, строении, пропорциях предметов, их характерных особенностях и взаимосвязях. Аппликация является одним из любимых детьми видов изобразительной деятельности и эффективным средством развития эстетических чувств детей. Развитие эстетических чувств необходимо реализовывать при соблюдении определенной последовательности и поэтапности, с постепенным усложнением способов изображения и технических приемов, что и находит отражение в содержании обучения детей аппликации. На их основе я разработала и применила на практике перспективное планирование совместной деятельности по аппликации, где также просматривается интеграция образовательных областей – «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Социализация», «Коммуникация», «Труд», «Безопасность», «Познание».
«Формирование способностей к изобразительной деятельности ценно не только само по себе. В этом процессе ребёнок приобретает такие качества, которые затем дают толчок развитию более общих способностей, сказывающихся на успешном осуществлении самых разнообразных видов деятельности» (Анисимов 1977г.). Поэтому формирование способностей к изобразительной деятельности должно быть тесно взаимосвязано с осуществлением всестороннего воспитания ребенка-дошкольника.
Маркина Оксана Витальевна
Предварительный просмотр:
Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Воспитатель года – 2013»
В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир - в зерне песка,
В единой горсти - бесконечность
И небо - в чашечке цветка.
Дошкольный возраст - период, когда становление всех органов и систем организма идёт очень быстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития.
В дошкольных учреждениях с целью обучения детей традиционно проводится совместная деятельность по развитию речи и ознакомлению с окружающим, развитию движений, музыкальные занятия, дидактические игры по сенсорному развитию, занятия по конструктивной и изобразительной деятельности……
Я выбрала интересную для себя тему «Развитие мелкой моторики рук средствами аппликации».
Однако, изучив литературу последних лет, результаты исследований учёных, наблюдая за воспитанниками своей группы во время проведения различных игр и упражнений, я пришла к убеждению, что занятия аппликацией с детьми должны быть интересными, необычными, разнообразными, привлекательными и доступными, т. к. это дети с ФФНР.
Все это объясняется несложностью исполнительских приёмов, которые осваивают дети во время аппликационной деятельности, а также возможностью манипулирования готовыми формами для достижения результата.
Занятия аппликацией при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект.
Дети успешно овладевают техническими навыками аппликационных операций: выкладывают, составляют из отдельных частей целое, упражняются в равномерном размещении элементов по площади листа; успешно овладевают сенсорными эталонами; приобретают первоначальные навыки поисковой деятельности; усваивают простейшие навыки совместной работы; активно общаются друг с другом и воспитателем, учатся нетрадиционным методам аппликации, когда из «обычного можно сделать необычное».
Полученный детьми опыт по составлению предметных или сюжетных изображений с помощью готовых форм обеспечивает развитие образного видения, а также формирование предпосылок сюжетного рисунка и развитие коммуникаций.
Сформированные навыки и умения в сравнении и сопоставлении, нахождении одинакового и отличительного, выделении главного способствуют ускоренному развитию аналитико-синтетических процессов, способности к комбинированию, преобразованию, что является одним из компонентов успешного обучения ребёнка в школе.
Основные направления в развитии детей дошкольного возраста - это физическое, социально-личностное, художественно-эстетическое, физическое. В основу обучения детей должно быть положено в первую очередь развитие таких способностей, как воспроизведение, умение смотреть, слушать, сравнивать, различать, сопоставлять. Это благоприятствует более ускоренному развитию у них аналитико-синтетических процессов, наглядно-образного, наглядно-действенного мышления, а также способностей к комбинированию, преобразованию, импровизации, сочинительству.
Меня много лет волнует вопрос: возможно ли специальное обучение аппликации детей и, какое влияние может оказать аппликативная деятельность на развитие детей.
Я давно работаю с детьми в возрасте от 4-5 лет в группе с ФФНР. Речевое развитие детей данной группы всегда было и остаётся определяющим. А речь, как мы знаем, развивается успешнее, когда сформирована мелкая моторика пальцев рук. Долгое время я собираю и изготавливаю нетрадиционные игры для пальчиков. Игры с фасолью, камешками, ракушками, прищепками, песком, проволокой и т. д. вызывают большой интерес у детей. Поэтому я стала организовывать небольшие по длительности игры и упражнения с необычными материалами, и уверена в том, что у воспитанников быстрее будут формироваться тактильные эталоны, лучше будет развиваться мелкая мускулатура пальцев, повысится произвольность и координированность движений руки, осознанность действий.
На протяжении длительного времени я наблюдала за детьми и пришла к выводу, что организованная деятельность с нетрадиционными материалами полезна для детей, и разработала перспективное планирование организованной деятельности с детьми.
В работе мне помогли книги таких авторов как Е. А. Румянцева «Аппликация», Е.Г.Лебедева «Простые поделки из бумаги и пластилина», А.Н. Малышева Н.В. Ермолаева «Аппликация в детском саду» и З.А. Богатеева «Занятие аппликацией в детском саду». Я внимательно изучила содержание, методику проведения различных по форме занятий и решила, что некоторый материал могу использовать в своей работе, т. к. он отвечает моим запросам и соответствует возможностям детей.
Перспективный план совместной деятельности с детьми
Время проведения совместной деятельности | Тема работы | Цели | Материал | Приемы обучения | Подготовка к совместной деятельности | ||
1.сентябрь | «Грустная березка» (сухие листья) | Формировать и расширять представления об изменениях, происходящих с деревьями осенью. Развивать согласованность действий обеих рук, их гибкости. | Листья березы, гуашь с клеем, картинки деревьев | Игровое задание, поощрение инициативы | Наблюдение, чтение произведений, рассматривание картинок | ||
2. сентябрь | «Веселые рыбки» (сухие листья) | Дать представления о возможности видоизменения формы привычных предметов(листиков), о способе придания им нужной формы путем вырезывания. Развивать точность движений, согласованность работы обеих рук, упражнять в работе с ножницами. | Листья разных деревьев, пайетки, песок, ракушки. | Показ способов вырезывания, выбор фона, подбор листиков, их комбинирования. | Д/и «На что похоже?», «с какого дерева листок?», наблюдать листопад, прогулка в посадку. | ||
3.сентябрь | «Божья коровка» (мятая бумага) | Систематизировать и обобщить знания о насекомых. Познакомить со способом изображения предметов мятой бумагой. Тренировать умение резать по прямой. Развивать координацию движений рук при выполнении одновременных одинаковых действий обеими руками. | Цветная бумага, картон | Показ способов складывания бумаги, игровое задание | Наблюдение за насекомыми, чтение литературы. | ||
4. октябрь | «Барашек» (опилки) | Закрепить знания о пользе домашних животных для человека, тренировать умение брать предметы тремя пальцами -щепотью, учитывая форму и величину, развитие сосредоточенности , зрительно – моторной координации. | Трафарет, опилки, фломастеры. картон | Объяснение, работа по словесному указанию. | Рассматривание картинок, тактильное изучение меха. | ||
5.октябрь | «Грибок» (резанные нитки) | Формировать представления о красоте природы, что все созданное ей, необходимо. Тренировать двигательную активность пальцев рук, сгибательные и разгибательные мышцы. | Нитки, трафарет, альбомный лист | Словесное указание, показ приемов «нарезания» | Чтение литературы, рассматривание муляжей, д/и «съедобное-несъедобное» | ||
6.октябрь | «Цветы в корзинке» (мятая гофрированная бумага) | Познакомить с флористикой. Закрепить названия цветов клумбы. Развивать гибкость пальцев, умение выполнять одинаковые движения обеими руками. | Гофрированная бумага, картон | Показ действий, словесное указание, подбор сочетаний цветов | Рассматривание цветов на клумбе, составление букетов, д/и «угадай по описанию». | ||
7.ноябрь | «Одуванчики» (синтепон) | Активизировать знания детей о проведенных ранее наблюдениях, развивать умение распределять нагрузку на мышцы пальцев рук. | Цветная бумага, синтепон | Работа по словесному указанию | Д/и «Назови какой?», тактильное исследование синтепона. Чтение рассказа. | ||
8. ноябрь | «Рыбка» (пластилин, пайетки, песок, ракушки) | Обогащать знания детей по теме «Рыбы».Развивать целенаправленные однотонные действия, двигательную активность пальцев -большого, указательного, среднего. | Цветной картон, пластилин, песок, пайетки, ракушки. | Показ, помощь, словесное указание, объяснение | Наблюдение за рыбками, рассматривание картинок рыб, д/и «Кто здесь лишний?» | ||
9.декабрь | «Снег идет» (обрывная аппликация) | Уточнить представления детей о зиме. Тренировать зрительно – моторную координацию, силу и точность мелких движений. | Картон, белая бумага | Объяснение действий, игровой прием | Наблюдение за снегопадом, игры со снегом, опыты | ||
10. декабрь | «Снежинки» (сложенная несколько раз бумага) | Систематизировать знания детей о свойствах снега. Тренировать умение вырезывать несложные формы, развивать гибкость кисти руки, силу и точность разреза. | Белая бумага | Показ способов работы, помощь в работе, игровой прием | Рисование снежинок, рассматривание их под лупой, загадывание загадок | ||
11. декабрь | «Ёлочка» (сложенная гармошкой бумага) | Знакомить с традицией наряжать елку. Учить складывать бумагу гармошкой, формировать умение действовать обеими руками согласованно. | Зеленая бумага, картон | Показ действий, помощь в работе | Чтение произведений про праздник, рассматривание елочки, загадки, слушание песенок | ||
12. январь | «Ангелы» (объемная аппликация) | Рассказать о рождестве. Развивать точность движений, умение резать, останавливаясь в нужной точке. | Ажурные салфетки | Показ действий, Игровой прием | присутствие на празднике старшей группы | ||
13. январь | «Едет, едет паровоз» (аппликация из ткани) | Формировать представления о свойствах, качествах ткани. Развивать умение соблюдать направление линий, точность движений. | Кусочки ткани разной фактуры | Обсуждение способов работы, показ, похвала при проявлении инициативы. | Рассматривание фото ДЖД, пение песенок | ||
14. февраль | «Угадай-ка» (придумываем мозаику) | Познакомить с мозаичной графикой. Тренировать мускулатуру, гибкость рук. | Открытки, фото, картинки | Работа по словесному указанию | Рассматривание фото мозаик, д/и «Мозаика», составление узоров . | ||
15.февраль | «Пейзаж» ( аппликация из ниток) | Дать представления о пейзаже, художниках жанра. Закреплять чувство пространства, точность моторной координации. | Цветные нитки, Картинка пейзажа | Показ, похвала, поощрение инициативы, обсуждение способов работы | Рассматривание репродукций картин, рисование пейзажа. | ||
16. март | «Веселые зверюшки» ( мозаика) | Обобщить знания детей о животных Африки. Тренировать силу мышц при сжимании и разжимании лезвий. | Заготовки, картон, | Работа по показу, помощь в работе, похвала, обыгрывание. | Д/и «Кто где живет?», рассматривание картинок животных, д/и «Чьи детки?» | ||
17. март | «Каламбур» (аппликация из обрезков) | Развивать умение видеть предметы в обрезках бумаги. Закреплять умение аккуратного наклеивания. | Обрезки различных фактур | Показ, помощь в работе, обсуждение вариантов, выбор темы | Беседа о свойствах бумаги рассматривание обрезков необычности их форм. Слушание музыки. | ||
18. апрель | «Ваза с цветами» (обрывание по линии) | Уточнить знания о натюрморте. Тренировать умения действовать согласованно обеими руками, подражать действиям воспитателя. | Заготовки, различные картинки, вырезки из журналов, газет | Объяснение способов, предварительное выкладывание, помощь | Рассматривание вариантов форм ваз, фото цветов, рисование цветов. | ||
19. апрель | «Ох, уж эти фантики» (аппликация из фантиков с дорисовыванием) | Закрепить назначение бумаги. Развивать мелкие мышцы пальцев, точность размеренность движений. | Различные виды фантиков, фломастеры | Работа по словесному указанию, инициатива детей | И «Магазин конфет», дегустирование разных видов конфет. | ||
20. 21. май | «Стрекоза на кувшинке» (объемная аппликация) «Жучки и бабочки» (объемная аппликация) | Обобщить знания о насекомых. Формирование координации действий обеими руками, умения выделять контур и отдельные детали предмета. | Заготовки деталей , картинки насекомых | Работа по образцу, совместное обсуждение этапов работы, комбинирование деталей | Рассматривание картинок, наблюдение за насекомыми, д/и «Кто поет?» | ||
22. май | «Я радуюсь лету» (многие виды аппликаций) | Закрепление умений работы с бумагой, используя знакомые виды аппликаций. Совершенствование технических навыков, моторных двигательных способностей. | Различные технические материалы, предметы украшения | Обговаривание темы работ, проработка этапов | Беседа, рассматривание, наблюдение, д/и, чтение литературы. |
Маркина Оксана Витальевна
Предварительный просмотр:
Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Воспитатель года – 2013»
В качестве основы, системообразующего каркаса целесообразно использовать новое для педагогики понятие — «технология» и новый — "технологический" подход к анализу и проектированию педагогических процессов. Что же это такое?
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.
• Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
• Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
• Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
• Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
• Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).
• Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).
• Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).
• Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
А применимо ли это для дошкольного образования? Начнем с того какие бывают технологии:
Здоровьесберегающие педагогические технологии,
Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми,
Технология проектной деятельности,
Технология исследовательской деятельности,
Технология «Портфолио дошкольника»,
Технология «Портфолио педагога»,
Информационно- коммуникативные технологии.
Требования, предъявляемые государством к качеству образовательной деятельности в детском саду, подразумевают, что воспитатель должен владеть этими образовательными технологиями.
В свою работу я включаю здоровьесберегающие технологии. Это технологии, направленные на сохранение, поддержание и обогащение здоровья, это система мер на всех этапах обучения и развития. Целью является обеспечение возможности сохранения здоровья, формирование у ребенка необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
С детьми постоянно проводятся:
Пальчиковая гимнастика
Гимнастика для глаз
Дыхательная гимнастика
Артикуляционная гимнастика
Динамические паузы
Сказкотерапия
Игровые технологии. Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр; " Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре... " Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил. В играх воспитатель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из них. И, что тоже очень важно, игры сближают воспитателя с детьми, помогают устанавливать с ними более тесный контакт. Понимая всю важность этого вопроса, реализую в своей деятельности следующее: Коллективные дела, работа в малых группах на занятиях, тренинги на умение договариваться, игры с правилами, игры-соревнования, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, режиссерская игра. Приёмы социально-направленные на создание ситуации успеха и комфортности. Сказкотерапия. Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки.
Новое в моей работе- проектная деятельность.
Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму”. Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает прочное место в работе нашего детского сада. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых. Проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска. Ее можно представить как:
- способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника;
- способ взаимодействия с окружающей средой;
- поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
Технология проектирования - является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно-ориентированных подходов к дошкольному образованию. Наш проект помог наладить дружески - партнерские отношения с воспитанниками, помог плодотворному сотрудничеству с родителями, дал понять каждого участвующего в проекте. Было видно, что родители заинтересованы делом, им пришлось прочитать немало литературы по народным традициям русского народа. Проект доставил огромную радость всем его участникам.
Солнышки проект «Масленица»
Маркина Оксана Витальевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурсный материал «Перспектива» менеджмент в сфере образования
Материал представляет собой проектную заявку (описание проекта) по информатизации процесса управления дошкольным образовательным учреждением....
Воспитать человека (конкурсный материал)
«Рассчитываешь на год - засевай поле,Рассчитываешь на десятилетия - сажай фруктовый сад,Рассчитываешь на столетия - воспитывай детей»...
Конкурсный материал Всероссийского конкурса исследовательских и творческих работ дошкольников и младших школьников Я - исследователь 2014
Защита творческого проекта " История возникновения снеговика" ( гуманитарная секция, 1 возрастная категория)Всероссийский конкурс...
Конкурсный материал к муниципальному конкурсу "Воспитатель года 2016"
Конкурсный материал к муниципальному конкурсу "Воспитатель года 2016"...
Рубрика "Воспитатель года" Конкурсный материал. Методическая разработка «Взаимодействие с семьей как важнейшее условие обеспечения целостного развития ребенка».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Для просмотра нужно нажать сюда...
Конкурсный материал к муниципальному конкурсу " Воспитатель года 2017"
Конкурсный материал к муниципальному конкурсамКонкурсный материал к муниципальному конкурсу " Я-исследователь"...
Рубрика "Воспитатель года", конкурсный материал. Методическая разработка "Сказка, как средство экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста"
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является первой ступенью, где начинается решение проблемы экологического образования.Одной из актуальных проблем современности является взаимодейств...