"Системный подход к социально-педагогической поддержке социального становления ребенка в ДОУ"
статья на тему

Рычкова Марина Романовна

 Отечественная  школа имеет опыт решения социальных проблем учащихся. Однако и система дошкольного образования с успехом реализует многие социально-педагогические функции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Системный подход к социально-педагогической поддержке социального          

                                     становления ребенка в ДОУ

                      Социально-педагогические службы  ДОУ

 Отечественная  школа имеет опыт решения социальных проблем учащихся. Однако и система дошкольного образования с успехом реализует многие социально-педагогические функции.

 Дошкольное образовательное учреждение обладает значительными возможностями осуществления успешного взаимодействия дошкольника и его семьи с социумом, являясь, таким образом, значимым институтом социализации ребенка.

Сущность социально-педагогической деятельности ДОУ определяется особенностями дошкольного возраста, социальным статусом ребенка в системе общественных отношений, возможностями дошкольного учреждения в решении задач социализации.

 Социальный педагог ДОУ является центральной фигурой в осуществлении профилактики и коррекции нарушений социальной адаптации дошкольников. Однако эффективность решения возникающих проблем определяется совместной деятельностью всех специалистов, работающих с детьми (воспитателей, психолога, логопеда), представителей администрации, а также родителей. Продуктивность применения профилактических мер зависит от взаимодействия всех взрослых. В процессе решения задач предупреждения нежелательных тенденций в развитии личности детей социальный педагог осуществляет: профилактическую, работу с ребенком, совместную работу с педагогическим коллективом, взаимодействие с родителями.

   Целью деятельности социального педагога в системе дошкольного образования является социально-педагогическая поддержка развития личности ребенка и его семьи.

  Объектом социально-педагогической деятельности в учреждении дошкольного образования является, главным образом, ребенок-воспитанник этого учреждения. Предметом  пристального внимания социального педагога является процесс социального становления ребенка в окружающей его социальной инфраструктуре и прежде всего в семье.

    Среди проблем, с которыми сталкивается практикующий социальный педагог в дошкольном образовательном учреждении исследователи (Атемаскина Ю.В., Баданина Л., Васильева Н.Л., Иванова В.Ю. и др.)  называют следующие:

  • Включенность родителей в социально-педагогические процессы ДОУ;
  • Сложность перехода детей из ДОУ  в школу;
  • Особенности поведения детей 6-7 лет в связи с началом обучения;
  • Социокультурная роль ДОУ в микрорайоне;
  • Особенности социализации детей в ДОУ;
  • Особенности организации досуга дошкольников и др.

Наличие и актуальность проблем зависит от ряда факторов: социально-экономических условий, территориального расположения ДОУ, политической ситуации в стране и регионе, развитости социальных служб в регионе и др.

                           Роли социального педагога в ДОУ

 В своей практической деятельности социальный педагог ДОУ выполняет различные социально-педагогические роли:

  • Роль посредника между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами;
  • Роль защитника интересов и законных прав ребенка;
  • Роль помощника педагогов и родителей в решении проблем;
  • Роль эксперта а постановке социального диагноза и определении методов компетентного вмешательства.

Социальный педагог помогает в предвосхищении и разрешении конфликтных ситуаций в семьях, а также – между педагогами и родителями ребенка и способствует реабилитации семьи.

                  Функции социального педагога в ДОУ

Социальный педагог:

  • Осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, развитию и социальной защите ребенка;
  • Изучает психолого-педагогические особенности, микросреду и условия жизни детей;
  • Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку;
  • Выступает посредником между ребенком и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов4
  • Определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод детей;
  • Способствует установлению гуманных, нравственных, здоровых отношений в социальной среде. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности;
  • Взаимодействует с педагогами, родителями или лицами их заменяющими, специалистами социальных служб.

            Направления деятельности социального педагога в ДОУ

  • Работа по защите прав ребенка;
  • Работа по социальному развитию личности ребенка;
  • Профилактика негативных явлений и оказание помощи тем, кто находится в сложной ситуации;
  • Работа с родителями, невыполняющими обязанности по отношению к детям;
  • Работа с родителями социально опасных семей;
  • Работа с социально незащищенными семьями;
  • Работа с социальными институтами.

                  Формы работы социального педагога в ДОУ

С педагогами: консультации, анкетирование, индивидуальные беседы, семинары,  «круглые столы» с родителями;

С родителями: анкетирование, индивидуальные беседы, посещение на дому, «круглые столы», родительские собрания, родительская гостиная.

С детьми: интервьюирование, занятия по правам ребенка, театрализованные постановки по защите прав ребенка, организация экскурсий по ознакомлению с социумом (библиотека, школа, музыкальная школа, ДК и т.п.).

Взаимодействие с другими социальными общественными структурами: комиссия по делам несовершеннолетних; отдел по делам несовершеннолетних; отдел опеки и попечительства Муниципалитета, детская поликлиника, детская библиотека, школа, дома детского творчества, психологические центры.

Таким образом, деятельность социального педагога в ДОУ строится на основе системного подхода. В системе деятельности дошкольного образовательного учреждения ключевую роль играет принцип педагогической поддержки развития ребенка.

      Поддержка как приоритетная технология социально-педагогической  

             деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Социально-педагогическая поддержка, которая является сущностным понятием социального воспитания и социальной педагогики, основана на гуманистических ценностях. В понятии «социализация» важным для понимания социально-педагогической поддержки является то, что личность не только усваивает, но и воспроизводит, обогащает определенную систему знаний, норм и ценностей, т.е. успешно самореализуется  в обществе. А для этого индивиду требуется поддержка со стороны тех, кто призван помогать в развитии личности ребенку – педагогов в широком смысле (родителей, учителей, врачей, социальных педагогов, общественных организаций и лиц и т.д.). Самореализация рассматривается как возможность раскрытия своих индивидуальных способностей, потребностей, замыслов, целей личности через разнообразие видов и форм деятельности в условиях разнообразной социокультурной среды и культурной среды образовательного учреждения.

Практические основы педагогической поддержки ребенка в процессе его становления и развития обосновал  О.С.Газман ещё в 70-х годах прошлого века. Ученый подчеркивал, что ребенок в условиях поддержки и заботы способен вступать в более «высокие слои» культурного, нравственного взаимодействия и сотрудничества со взрослыми.

Цель педагогической поддержки – создание условий для проявления ребенком активности в самостоятельном поиске решений собственных проблем, в том числе – профессионального самоопределения.

Таким образом, социально-педагогическая поддержка ребенка в дошкольном образовательном учреждении состоит в совместном с ребенком определении его интересов, склонностей, способностей, ценностно-целевых установок, возможностей и способов преодоления затруднений, препятствующих его саморазвитию и социальному становлению.

Педагогическая поддержка с точки зрения обучающих и воспитательных задач носит упреждающий, превентивный характер, дающий шанс на встречу обоим – и педагогу, и ребенку – в образовательном пространстве, как желательном для обоих – взаимодействии. Пока ребенок не увидит собственную проблему (не сделает её предметом рефлексивного анализа) он «незряч и глух» к внешним воздействиям, или реагирует на них неадекватным образом. То же можно сказать и о педагоге, если он не представляет себе конфигурации (т.е. объема и содержания) проблемы ребенка, он действует лишь на основании собственных мифов. Иллюзий и установок, которые испытывает «вся целостная сущность ребенка». То есть, его деятельность отчуждена от педагогического смысла, поскольку в нем отсутствует ребенок как таковой. Отсюда – обоюдное отторжение, отчуждение, неконструктивные конфликты и т.п.

Обеспечению социально-педагогической поддержки могут служить следующие основные принципы (Т.В.Анохина):

  • согласие ребенка на помощь, опора на личные силы и потенциальные возможности личности, вера в эти возможности;
  • ориентация на способности ребенка самостоятельно преодолевать трудности;
  • совместность, сотрудничество, содействие;
  •  конфидициальность (анонимность), доброжелательность и безоценочность безопасность;
  • защита здоровья, прав, человеческого достоинства, реализация принципа «Не навреди»;
  • рефлективно-аналитический подход к процессу и результату.

Определяя место социально-педагогической поддержки «между» воспитанием и обучением (социализирующими процессами) и процессами становления отношений ребенка к фактам собственной жизнедеятельности (индивидуализация) можно полагать, что:

  • педагогическая поддержка направлена на, чтобы выйти на проблемы ребенка как точки его отчуждения от тех педагогических воздействий, которые направлены на него из целей обучения и воспитания;
  • помочь ребенку преобразовать эти точки в образовательную ситуацию, т.е. ситуацию, которая даст ему опыт действия в проблеме;
  • увидеть собственный смысл во взаимодействии со взрослыми;
  • построить свою линию поведения, которая признается ребенком как значимая и необходимая для него.

В этой деятельности между педагогом, осуществляющим поддержку, и ребенком, предметом их взаимодействия является отношение ребенка к себе в ситуации проблемы. В педагогической поддержке предмет никогда не отчужден от ребенка, поскольку он им самим порожден, а предметом взаимодействия между педагогом-предметником и учеником выступают знания, нормы, образцы и т.д.

Педагогическая поддержка может и часто использует средства обучения в воспитании (если необходимо воспользоваться какими-то знаниями, соотнестись с какими-то примерами и т.п.), но характер ее деятельности принципиально развивающий, форма отношений с ребенком – договорная, а результат – выбор ребенком того пути, который он считает правильным и который готов пройти, беря на себя ответственность.

Педагогическая поддержка не гарантирует, что всегда будет достигнут результат, желательный и легкий для обучающего или воспитывающего. Но минимальный результат педагогической поддержки будет заключен в том, что ребенок всегда будет иметь шанс исследовать собственную проблему, осуществлять действия по её разрешению и получит возможность соотнести собственный выбор с теми последствиями, которые он за собой повлечет.

Здесь принимаются решения относительно возможности совместного события, содействия, сотрудничества. Возникает общий проект взаимодействия – социализация и индивидуализация.

Педагогическая поддержка может осуществляться в разнообразных формах деятельности педагога и в разных сферах, в частности в общении и творчестве, поэтому она влияет на образ жизни и социальное становление ребенка. Задача педагога – организуя поддержку, найти такой стиль отношений, при котором дошкольник остается в ответственной позиции по отношению к своим проблемам и может получить помощь педагога, когда его собственных усилий недостаточно.

Работа социального педагога начинается со сбора данных для социального паспорта дошкольного учреждения. Для этого ему потребуется информационная помощь администрации садика и других организаций (отдела опеки, детской поликлиники и т.д.). Социальный паспорт  включает следующие разделы:

  • характеристика семей по количеству детей в семье;
  • характеристика семей по уровню дохода;
  • характеристика семей по языку общения;
  • характеристика семей по уровню образования;
  • выделение в особую группу детей, растущих с опекунами или в семьях приемных воспитателей;
  • выделение в особую группу детей с особенностями в развитии;
  • выделение групп детей, растущих в неполных семьях (воспитываются матерью, отцом);
  • выделение группы детей из семей безработных;
  • выделение группы детей из семей беженцев и вынужденных мигрантов;
  • выделение группы детей из семей военнослужащих;
  • выделение  группы детей, родители которых находятся в местах заключения;
  • выделение группы детей, родители которых являются студентами.

Главной задачей, стоящей перед социальным педагогом ДОУ является обеспечение социальной диагностики, психолого-педагогической коррекции и управление социально-педагогическим процессом в открытой среде в интересах становления и развития полноценной физически, психически и нравственно здоровой личности. Результатом диагностики выступает, прежде всего, составление истории социально-педагогического развития ребенка, составление его социального паспорта, характеристики.

Социальный педагог фиксирует не только события жизни дошкольника, но и его реакции на каждое жизненное обстоятельство. Знакомство с родителями и сбор информации о ребенке помогают социальному педагогу сделать выводы, касающиеся не только самого ребенка, но также личностных особенностей родителей и стиля воспитания в семье.

Социальный педагог на основе данных диагностики разрабатывает методические рекомендации для их реализации в педагогической деятельности различных специалистов и помогает:

 Воспитателю:

  • разработать индивидуальную методику работы с ребенком;
  • организовать социально-педагогическую работу с группой;
  • разработать методику реализации взаимоотношений с родителями;
  • разрешить конфликт между участниками образовательного процесса.

Ребенку:

  • в процессе психофизического развития;
  • предупредить и преодолеть проявления девиантного поведения в группе, в общении с воспитателями и родителями.

Родителям:

  • в налаживании взаимоотношений с ребенком;
  • в коррекции социально-педагогической работы со своим ребенком;
  • в развитии, согласованности отношений с педагогами в интересах совершенствования социально-педагогической работы с ребенком.

Взаимодействие со специалистами социальной сферы в социокультурном пространстве микрорайона является важнейшим компонентом деятельности социального педагога. Для более эффективной организации работы социальный педагог должен располагать информацией о различных центрах медицинского и социального профиля регионального и муниципального уровня. Для успешной реализации социально-педагогических задач социальный педагог должен владеть методикой и технологией социально-педагогической деятельности.

Вывод: дошкольное образовательное учреждение на современном этапе должно реализовывать социально-педагогическую деятельность как целостной технологии перевода социальной ситуации развития ребенка в педагогическую – образовательную, воспитательную, обучающую, развивающую. Воспитательно-образовательный процесс должен строиться с опорой на сотрудничество и взаимодействие с семьями воспитанников как важнейшего микрофактора для достижения полноценной социализации ребенка. Социально-педагогическая  деятельность в дошкольном учреждении должна основываться на принципах современного образования, обеспечивая реализацию в ДОУ системно-деятельностного подхода.

Итак, специфика социально-педагогической деятельности в учреждении дошкольного образования детей заключатся в системной организации поддержки развития личности ребенка, его адаптации к социуму, защите его законных прав и интересов, осуществляемой во взаимодействии с семьей, педагогами, психологами и специалистами социальных служб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи и детского сада в социальном становлении ребенка-дошкольника.

Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он уч...

"Системный подход к социально-педагогической поддержке социального становления ребенка в ДОУ"

  Данная статья рассказывает о том, что специфика социально-педагогической деятельности  в учреждении дошкольного образования детей заключается в системной организации поддержки разви...

ПРОГРАММА комплексного сопровождения социального становления ребенка. Подготовительная группа.

Программа по обучающе-воспитательной и совместной с родителями деятельности для детей 6-7 лет....

Программа комплексного сопровождения социального становления ребенка Старшая группа

В программе спланированы воспитательно-образовательные мероприятия на учебный год , которые помогут  сформировать интерес детей к своей семье, ее составу, правилам, традициям; помогут создать усп...

Программа комплексного сопровождения социального становления ребенка Средняя группа

В программе спланированы воспитательно-образовательные мероприятия на учебный год , которые помогут  сформировать интерес детей к своей семье, ее составу, правилам, традициям; помогут создать усп...

Программа дополнительного образования социально – педагогической направленности по социально – эмоциональному развитию детей дошкольного возраста

Программа составлена на основе программы по социально - эмоциональному развитию детей дошкольного возраста "Я, ты, мы" О.Л. Князевой...