Программа по профилактике пожарной безопасности для детей 5 – 7 лет группы «Сказка». «Огонь - друг, огонь - враг».
рабочая программа (старшая группа) на тему

Халилова Ирина Мударисовна

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное  образовательное  учреждение  №2  детский  сад   «Ромашка»

 

Программа по профилактике пожарной безопасности

для детей 5 – 7 лет группы «Сказка».

«Огонь  - друг, огонь - враг».

             

                                                                                         

Пояснительная записка.

          Безопасное функционирование государства, безопасность социальных групп, каждой семьи, каждого жителя является одной из наивысших ценностей. Проблема безопасности представляет в современности одно из наиболее часто используемых понятий, которое анализируется как в теоретической, так и в практической плоскости. Проблема безопасности широко обсуждаема в кругах экспертов и специалистов, так же как и в медиа, и политических выступлениях.

       В современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий – ураганов, наводнений, пожаров. Особую тревогу взрослые испытывают за детей. Во время чрезвычайных ситуаций ребенку свойственна пассивно-оборонительная реакция: от страха он прячется в укромный уголок, вместо того, чтобы покинуть опасное место или позвать на помощь.

       Дети дошкольного возраста как никто нуждаются в безопасности. Развивать инстинкт самосохранения, учить видеть опасные факторы и предвидеть опасности – задача педагога дошкольного образовательного учреждения  и родителей детей. Основной  задачей дошкольного образовательного учреждения является:

 • охрана жизни и укрепление здоровья детей;

 • обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;

 • приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

 • взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Навыков безопасной жизнедеятельности у ребенка на этом уровне образования вырабатывать не планируется.

        Ежегодно в Российской Федерации происходит свыше 250 тыс. пожаров, во время которых погибает более 14 тыс. человек, в том числе 800 детей. Причина каждого десятого пожара в стране – шалость детей с огнем. Пожары часто возникают из-за детских шалостей: природная любознательность малышей порой приводит их к играм со спичками, бытовыми электроприборами, легковоспламеняющимися материалами. Наша задача-задача взрослых – дать каждому ребенку основные понятия пожароопасных ситуаций, познакомить с правилами поведения при пожаре.

        В работе с детьми дошкольного возраста получили распространение занятия познавательного цикла.

        При этом закрепляются знания, полученные в ходе обучения. Формы профилактической работы по пожарной безопасности с дошкольниками разнообразны. Для реализации этой задачи я  составила программу, в ходе реализации которой у детей формируются навыки личной безопасности, развивается познавательная активность, творческие способности, мышление, воображение.

     Проведенные исследования показывают, что работа по противопожарной пропаганде среди детей требует постоянного внимания и улучшения. Ведь именно в детском возрасте закладываются основы внутреннего мировоззрения и поведенческие нормы человека. Я Уверена, что забота о сохранности детской жизни – важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства.

Цель:   формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей  о правилах пожарной безопасности                        

          Задачи: 

1. Углублять и систематизировать знания детей о причинах возникновения пожаров; объяснять, чем опасен открытый огонь; подвести к пониманию вероятных последствий детских шалостей.

2. Учить безопасному обращению с бытовыми электроприборами (утюг, пылесос, телевизор, стиральная машина и др.).

3. Формировать чувство повышенной опасности огня: рассказать о признаках и свойствах легковоспламеняющихся предметов и материалов.

4. Познакомить с правилами противопожарной безопасности, сформировать привычку их соблюдения.

 5. Убедить в необходимости выучить наизусть важную информацию о себе (фамилия, имя, домашний адрес, номер телефона, ФИО родителей); учить набирать телефонный номер пожарной службы; сформировать навыки общения с дежурным пожарной части в экстремальной ситуации.

6. Продолжать знакомить с профессией пожарного и спецтехникой, помогающей тушить пожар; воспитывать уважение к труду пожарных.

7. Углублять и расширять знания об охране жизни людей.

 8. Формировать навыки самостоятельности, воспитывать ответственное поведение.

9. Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки.

Предполагаемый результат.

Забота о сохранности детской жизни – важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства. Работа по противопожарной пропаганде среди детей  требует постоянного внимания и улучшения. 

 Дети могут к концу работы: 

1. Знать и выполнять правила поведения при угрозе и возникновении пожара; как обезопасить себя, выжить в сложившейся чрезвычайной ситуации. Следовать правилам поведения в определенных ситуациях.

2. Знать и выполнять технику безопасности при обращении с бытовыми приборами.

3. Уметь оценивать свои поступки и поступки других людей.

4. Знать о работе пожарного, его личностных качествах, трудовых действиях.

5. Стремиться расширять свой кругозор по данной теме, желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения.

Родители воспитанников к концу работы могут: 

1. Получить информацию педагогического, психологического характера, повысить свою педагогическую компетентность в вопросах противопожарной безопасности.

2. Получить желание помочь воспитателям реализовывать мероприятия, направленные на формирование у детей знаний о правилах противопожарной безопасности, уважения к людям, которые спасают детей и взрослых, попавших в беду.

3. Получить уверенность за безопасность своих детей в дошкольном образовательном учреждении.

Сотрудники образовательного учреждения к концу работы могут:

1.Точно выполнять правила пожарной безопасности в образовательных учреждениях, организовать условия для решения поставленных задач.

 2.Иметь игры  для профилактики пожароопасных ситуаций.

 3. Разработать формы организации деятельности с детьми, родителями, педагогами, дидактические и наглядные материалы для последующей работы.

Социум может 

1. Получить пропаганду педагогических знаний, объединение усилий участников социума по профилактике пожаров. 

Перспективный  план  по  пожарной  безопасности   дошкольного  возраста

Проведение  

    Тема

            Программное  содержание

  Материал

Сентябрь

«Огонь в  доме. Как  говорить  по  телефону.»

-Ознакомиться  с  причинами  возникновения  пожара.

- Ознакомиться с правилами поведения  при  возникновении  пожара,  навыками  осторожного обращения  с  огнем.

- научиться  разговаривать  по  телефону, ознакомиться  с  номером  телефона  01.

Плакаты, цветные  карандаши, игрушки – кот,  пес,  рисунки  с  ситуациями.

Октябрь

«Не играй  с огнём!»

-Вызвать  у  детей  желание  правильно  реагировать  на  критические  ситуации, которые  с  ними  могут  произойти  во  время  пожара.

-Развивать ответственность, выдержку  в  любой  критической  обстановке.  Учить  соблюдать  правила  поведения  во  время  экстренной  эвакуации.

-Воспитывать  умение  помочь  не  только  себе,  но  и  окружающим  людям,  воспитывать  чувства  сострадания, жалости,  милосердия.

Плакаты,  стихи  о  пожаре.

Ноябрь

«Основные  правила  поведения  и  действия  при  пожаре»

- Ознакомление  детей  с действиями в  чрезвычайной  ситуации  при  пожаре.

-Закрепление  навыков  правильного  безопасного  поведения  на  пожаре  дома.

-формировать  навыки умения  помогать  не  только  себе,  но  и  окружающим  людям,  воспитывать  чувства  сострадания, жалости,  милосердия.

Рисунок  меленький  дом, рисунок  многоэтажный  дом,  рисунок  дым  в  подъезде, игрушки:  кот, пес.

Декабрь

Тематический  досуг  «Огонь – друг  и  огонь - враг»

- отработать  до  автоматизма  правила  поведения  детей  при  пожаре.

-Закрепление  навыков  правильного  безопасного  поведения  на  пожаре.

-Развивать ответственность, выдержку  в  любой  критической  обстановке.  

На  каждую  команду – комплекты  карточек  с  цифрами  от 0 до 10, отключенный  телефонный  аппарат. Столы,  надувные  шары  красного  цвета.  На  каждого  ребенка – кукла.

Январь

«Пожароопасные  предметы»

-Помочь  детям  хорошо  запомнить  основную  группу  пожароопасных  предметов, которыми  нельзя  самостоятельно  пользоваться  как  в  городе,  так  и  в  сельской  местности.

Плакаты, цветные  карандаши (фломастеры, краски).

Февраль

«Предметы, требующие  осторожного  обращения»

-Предложить  детям  хорошо  запомнить  основные  предметы, опасные  для  жизни  и  здоровья,  

-помочь  самостоятельно сделать  выводы  о  последствиях  неосторожного  обращения  с  такими  предметами,

- расширить  знания  детей  о  пожароопасных  предметах,

- Воспитывать  умение  помочь  не  только  себе,  но  и  окружающим  людям,  воспитывать  чувства  сострадания, жалости,  милосердия.

   

Плакаты, цветные  карандаши.

Март

«Пожар»

- Познакомить  детей  с  номером  телефона  «01»

по  которому,  надо  звонить  в  случае  пожара,

-ознакомиться  с  правилами поведения  при  возникновении  пожара,  навыками  осторожного  обращения  с  огнем,

-научить  разговаривать то  телефону.

Игрушки  кот,  пес,  рисунки  с  ситуациями.

Апрель

       КВН

  «От  маленькой  искры  большой  пожар  бывает»

-систематизировать  знания  детей  о  правилах  безопасного  поведения в  бытовых  условиях,

-закрепить  правила  противопожарной  безопасности.

Эмблемы  для  команд,  загадки  про  огонь,  плакаты, цветные  карандаши.

Май

Детские шалости

Закреплять знания пожарной безопасности. Воспитывать смекалку, логическое мышление. Формировать навыки сознательного поведения правила пожарной безопасности. Уметь быстро найти выход из создавшейся ситуации.

Иллюстрации

Июнь

В гости к Незнайке

Продолжать знакомить детей с причинами возникновения пожара. Учить отвечать на вопросы по содержанию. Воспитывать дружелюбие и чувство взаимопомощи. Выучить причины возникновения пожара. Уметь отвечать на вопросы. Уметь дружить и помогать друг другу в трудной ситуации

Кукла незнайки. Иллюстрации

Июль

Герои пожарные.

Формировать навыки сознательного поведения при пожаре. Уточнить и закрепить знания детей о пожарных, стремление подражать им. Воспитывать уважение к профессии пожарного.

Тётушка Сова. Иллюстрации

Август

Повторение.

Продолжать закреплять и расширять знания детей пожарной безопасности. Формировать умения анализировать пожароопасные ситуации. Повторить  правила пожарной безопасности. Уметь находить выход из сложной ситуации.  Развивать мыслительную и  речевую деятельность. Воспитывать любовь к природе.

Иллюстрации

    Викторины

Дидактические игры

Подвижные игры, эстофеты

Сюжетно – ролевые игры

Игры - драмотизации

Викторина «День знаний: правила обращения с огнем».




  Викторина «Береги свой дом от пожара!».

Дидактическая игра «Что необходимо пожарному?».

Дидактическая игра «Разложи картинки по порядку».
  Дидактическая игра «Пожароопасные предметы».

 Дидактическая игра «Что для чего?».

  Дидактическая игра «Собери картинку».

Дидактическая игра «Предметы — источники пожара».

Дидактическая игра «Горит — не горит».

Эстафета «Юный пожарный».  Подвижная игра «Окажи помощь пострадавшему при пожаре».   Игра-соревнование «Мы помощники пожарных». Подвижная игра «Быстрые и ловкие».

Подвижная игра «Кто быстрее».

Сюжетно-ролевая игра «Мы пожарные».  Сюжетно-ролевая игра «Пожарные».   Сюжетно-ролевая игра «Наш дом».


 Игра-драматизация «Кошкин дом».

                                                                                                                              Игровой  материал

Мониторинг знаний, умений и навыков пожарной  безопасности   дошкольного  возраста

Знания, умения, навыки

Сроки

                                              Фамилия имя ребенка

Знают  и выполняют технику безопасности при обращении с бытовыми приборами.

Н.г

К.г

Умеют оценивать свои поступки и поступки других людей

Н.г

К.г

Знают  о работе пожарного, его личностных качествах, трудовых действиях

Н.г

К.г

Знают о предметах опасных в противопожарном отношении; знают правила поведения при угрозе или возникновении пожара

Н.г

К.г

                                                          Список использованной  литературы:

1. « Беседы о правилах пожарной безопасности.» Т.А. Шорыгина. Москва 2008.

2. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет». Т.А.Шорыгина. Москва 2009.

3. «Пожарная безопасность в старшей группе детского сада». ИТД «Корифей» 2009.

4. «Новые загадки про слова для детей». Агеева И.Д. Москва 2003.

5. «Лучшие подвижные и логические игры для малышей». Бойко Е.А. Изд. Рипол Классик 2008.

6. «Играю, значит интересно живу». Богачкина Н.А. Молодцова Е,Е, Ткаченко И.В.  Москва 2009.

7. «Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников». И.В.Кононова  Москва 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по пожарной безопасности и физкультуре в старшей группе: "Огонь – друг, огонь – враг".

данное занятие интегрированное, будет интересно весм пользователям сайта...

Интегрированное занятие по пожарной безопасности и физкультуре в старшей группе: "Огонь – друг, огонь – враг".

данное занятие интегрированное, будет интересно всем пользователям сайта...

Интегрированное занятие по пожарной безопасности и здоровье в средней группе "Огонь-друг, огонь-враг"

Формировать у детей основы культуры здоровья в процессе изучения опасных для жизни ситуаций....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Огонь - друг или враг?»

План – конспект непосредственно образовательной деятельности по пожарной безопасности.  Тема: «Огонь – друг или враг».Группа: подготовительная.Интеграция образовательных областей: «Познавательное...

Интегрированное занятие по пожарной безопасности и физкультуре в старшей группе: "Огонь – друг, огонь – враг"

Интегрированное занятие по пожарной безопасности и физкультуре в старшей группе:"Огонь – друг, огонь – враг"...

Викторина по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Огонь – друг или враг?»

Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, правилах поведения при пожаре;  Воспитывать чувство ответственности; Развивать уверенность и чувство взаимопомощи....