Картотека дидактических игр
картотека (старшая группа) на тему

Гайдук Наталья Вячеславовна

В данной картотеке содержится  серия дидактических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskikh_igr.docx31.6 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр

группа «»Алёнушка»

«Найди ошибку».

Цели: развивать слуховое внимание, учить отчётливо произносить многосложные слова громко.

Ход игры: воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.

«Доскажи слово».

Цели: развивать слуховое внимание; учить отчётливо произносить многосложные слова громко.

Ход игры: воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.

Ра-ра-ра – начинается иг…

Ры-ры-ры – у мальчика ша…

Ро-ро-ро  -  у нас новое вед…

Ру-ру-ру – продолжаем мы игр…

Ре-ре-ре – стоит дом на го…

Ри-ри-ри – на ветках снеги…

Ар-ар-ар – кипит наш самов…

Ры-ры-ры – детей много у го…

«Так бывает или нет?».

Цель: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры:

- Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.

«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку  и стали кататься с неё на санках. Наступила весна Все птицы улетели в тёплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну…»

«Какое время года?».

Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Ход игры:  дети сидят на скамейке. Воспитатель задаёт вопрос: «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.

«Где что можно делать?».

Цель: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определённой ситуации.

Ход игры: воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают на них. Что можно делать в лесу? (гулять; собирать грибы, ягоды; охотиться; слушать пение птиц; отдыхать). Что делают в больнице? Что можно делать на реке?

«Какая, какой, какое?».

Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Ход игры: воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди  называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.

Белка – рыжая, пушистая, большая, маленькая, красивая…

Пальто – тёплое, зимнее, новое, старое…

Мама – добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая…

Дом – деревянный, каменный, новый, панельный…

«Закончи предложение».

Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения.

Ход игры: воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.

Сахар сладкий, а перец -… (горький).

Летом литья зелёные, а осенью - …(жёлтые).

Дорога широкая, а тропинка …(узкая).

«Узнай, чей лист».

Цель: учить узнавать растение по листу ( назвать растение по листу и найти его в природе).

Ход игры: на прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. Показать детям, предложить узнать, с какого дерева и найти сходство с неопавшими листьями.

«Отгадайте, что за растение».

Цель: описать предмет и узнать его по описанию.

Ход игры: воспитатель предлагает одному ребёнку описать растение или загадать о нём загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.

« Что сажают в огороде?».

Цели: учить классифицировать предметы по определённым признакам ( по месту их произрастания, по их применению), развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

Ход игры: Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «да», если же то, что в огороде не растёт, вы скажите «нет». Кто ошибается, тот, выходит из игры.

«Кто (что) летает?».

Цель: закрепить знания о животных, насекомых, птицах.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбранный ребёнок называет какой-нибудь предмет или животное, причём поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит». Когда называется предмет, который летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят «летит», если нет, руки не поднимают. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры.

«Что это за насекомое?».

Цели: расширять и уточнять представления о жизни насекомых; описывать насекомых по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение ко всему живому.

Ход игры: Дети делятся на две подгруппы. Одна подгруппа описывает насекомое, а другая должна угадать, кто это.

Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задаёт другая подгруппа.

«Прятки».

Цели: найти дерево по описанию; отработать предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между, на...

Ход игры: по заданию воспитателя часть детей прячется за деревьями и кустарниками. Ведущий по инструкции воспитателя ищет ( найди, кто спрятался за высоким деревом, низким, толстым, тонким).

«Дети и волк».

Цель: учить понимать и употреблять в речи глаголы прошедшего времени и глаголы повелительного наклонения.

Ход игры: Выбирается «волк». Дети собирают в лесу землянику и грибы, говорят:

Дети по лесу гуляли,

Землянику собирали.

Много ягодок везде -

И на кочках, и в траве.

Но вот сучья затрещали…

И глазища засверкали…

Дети, дети, не зевайте,

 Волк за елью – убегайте!

Дети разбегаются, «волк» ловит. Пойманный ребёнок становится «волком», и игра начинается сначала.

«Бывает –не бывает» ( с мячом).

Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции.

Ход игры: воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.

Иней летом…( не бывает).

Снег зимой…(бывает).

Мороз летом…( не бывает).

Капель летом … ( не бывает).

«Третий лишний».

Цель: закреплять знания детей о многообразии растений.

Ход игры: воспитатель называет по три растения (деревья и кустарники), одно из которых «лишнее». Например, клён, липа, сирень. Дети должны определить какое из них «лишнее» и хлопнуть в ладоши.

«Игра в загадки».

Цель: расширять запас существительных в активном словаре.

Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Отгадавший ребёнок выходит и сам загадывает загадку. За отгадывание и загадывание загадок дети получают по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберёт наибольшее количество фишек.

«Подскажи словечко».

Цель: развивать находчивость, быстроту реакции.

Ход игры: воспитатель начинает фразу, а дети заканчивают её. Кто ошибается, тот отдаёт фант. Выигрывает тот, кто сохранил все фанты.

Воспитатель: у стрекозы прозрачные крылышки, а у бабочки?( Цветные, непрозрачные).

Ворона каркает, а сорока? ( Сорока стрекочет).

« Что это за птица?».

Цели: уточнять и расширять представления о жизни птиц; описывать птиц по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задаёт другая подгруппа.

«Знаешь ли ты…».

Цели: обогащать словарный запас детей названиями животных; закрепить знание моделей.

Ход игры: заранее нужно подготовить фишки. Воспитатель выкладывает в первый ряд – изображения зверей, во второй – птиц, в третий – рыб, в четвёртый – насекомых. Играющие поочерёдно называют сначала зверей, затем птиц и т.д. и выкладывают при правильном ответе фишку в ряд. Выигрывает выложивший больше фишек.

«У кого какой цвет?».

Цель:     научить узнавать цвета, определять предметы по цвету.

Ход игры: воспитатель показывает, например, зелёный квадрат из бумаги. Дети называют не цвет, а предмет того же цвета: трава, свитер, шляпа и т.д.

«Когда ты это делаешь?».

Цель: закрепить культурно-гигиенические навыки и части суток.

Ход игры: воспитатель вызывает одного ребёнка. Потом изображает какое-нибудь действие, например, моет руки, чистит зубы, чистит обувь, причёсывается и прочее, затем спрашивает: «Когда ты это делаешь?» если ребёнок отвечает, что чистит зубы утром, дети поправляют: «Утром и вечером». В роли ведущего может быть один из детей.

«Кто кем (был) будет?».

Цель: развитие речевой активности.

Ход игры: ребёнок отвечает на вопрос взрослого: «кем будет (или чем будет) …яйцо, цыплёнок, мальчик, жёлудь, семечко, икринка, гусеница, мука, металл, кирпич, ткань и т.д.?». Если дети придумают несколько вариантов, например: из яйца – цыплёнок, утёнок, птенчик, крокодильчик, то они получают дополнительные фанты. Или воспитатель спрашивает: «Кем был раньше птенец (яйцом), хлеб (мукой), машина (металлом).

«Кто скорее соберёт?».

Цели: учить группировать овощи и фрукты; воспитывать быстроту реакции на слова, выдержку и дисциплинированность.

Ход игры: Дети делятся  на две бригады: «Садоводы» и «Огородники». На земле лежат муляжи овощей и фруктов и две корзины. По команде воспитателя бригады начинаю собирать овощи и фрукты каждый в свою корзину. Кто собрал первым, поднимает корзину вверх и считается победителем.

«Будь внимательным».

Цели: развитие слухового внимания, речевого слуха; увеличение словарного запаса; дифференциация зимней и летней одежды.

Ход игры: внимательно послушайте стихи об одежде, чтобы потом перечислить все названия, которые встретятся в этих стихах. Назовите сначала летнюю одежду, а затем зимнюю.

«Кому что нужно?».

Цель: упражнять в классификации предметов, умении называть вещи, необходимые людям определённой профессии.

Ход игры: Давайте вспомним, что нужно людям разных профессий  для работы. Я буду называть профессию, а вы скажете, что ему нужно для работы. Воспитатель называет профессию, дети говорят, что нужно для работы. А затем во второй части игры воспитатель называет предмет, а дети говорят, для какой профессии он может пригодиться.

«Путешествие».

Цель: найти дорогу по названиям знакомых растений и других природных объектов.

Ход игры: воспитатель выбирает одного-двух ведущих, которые по заметным ориентирам (деревья, кустарники, клумбы с определёнными растениями ) определяют дорогу, по которой должны пройти все лети к спрятанной игрушке.

«Придумай другое слово».

Цель: расширять словарный запас.

Ход игры: воспитатель говорит: Придумайте из одного слова другое, похожее. Можно сказать: бутылка из - под молока, а можно сказать молочная бутылка. Кисель из клюквы ( клюквенный кисель); суп из овощей ( овощной суп); пюре из картофеля ( картофельное пюре).

« Что это значит?».

Цель: учить сочетать слова по смыслу, понимать прямое и переносное значение слов.

Ход игры: Можно ли так сказать? Как вы понимаете это выражение?

Свежий ветер – прохладный.

Свежая рыба – недавно выловленная, неиспортившаяся.

Свежая рубашка – чистая, выглаженная, выстиранная.

Свежая газета – новая, только ч то купленная.

Свежая краска – незасохшая.

Свежая голова – отдохнувшая.

Глухой старик – тот, кто ничего не слышит.

Глухая ночь тихая, безлюдная, тёмная.

Глухой лай собак – отдалённый, плохо слышный.

«Придумай сам».

Цели: учить видеть в различных предметах возможные заместители других предметов, годных для той или иной игры; формировать умение использовать один и тот же предмет в качестве заместителя других предметов и наоборот.

Ход игры: воспитатель предлагает выбрать каждому ребёнку по одному предмету( кубик, шишка, листик, камешек, полоска бумаги, крышечка) и пофантазировать: «Как можно поиграть этими предметами?». Каждый ребёнок называет предмет, на что он похож и как можно с ним поиграть.

«Кто чем питается».

Цель: закрепить знания о домашних животных.

Ход игры: воспитатель называет животное, а дети говорят, чем это животное должны кормить хозяева.

«Выдели слово».

Цель: закрепить правильное произношение определённых звуков в словах, учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Ход игры: воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук (з) (песенка комарика). Рекомендуемые слова: зайка, мышка, кошка, замок, коза, машина, книга, звонок. Воспитатель должен произносить слова медленно, после каждого слова делать паузу, чтобы дети могли подумать.

«Назови  ласково».

Цели: учить подбирать слова в уменьшительно-ласкательной форме.

Ход игры: воспитатель называет слово, а дети должны подобрать слова в уменьшительно-ласкательной форме.

Заяц – зайчонок, зайчоночек, зайчишка…

Бабушка – бабулечка, бабуля, бабуленька…

Мама – мамусик, мамуля, мамуленька…

Солнце – солнышко…

«Наоборот».

Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

 Ход игры: воспитатель называет слово. А дети должны назвать противоположное по смыслу. Можно произносить не только наречия, но и прилагательные, глаголы.

Далёкий – близкий, верхний – нижний.

«Загадай — мы отгадаем».

  Цель игры: выделять и называть характерные признаки растения, связно описывать и находить по описанию.

 Оборудование:

       Плодовые растения: лимон, апельсин, финиковая пальма, гранат, ананас.

  Ход игры:

     1. Воспитатель говорит: «Из растений, которые стоят на  столе,

         выберите одно. Я буду спрашивать, какое оно,  а  вы  будете

         отвечать, только не говорите названия растения. А мы вместе

                с детьми попробуем отгадать, какое растение  вы  загадали».

                Воспитатель  задает  вопросы  ребенку,  он  отвечает,  дети

                отгадывают.

             2. Ребенок выходит за дверь. Он — водящий. Воспитатель и  дети

                договариваются, о каком растении и что они будут  говорить.

                Дети описывают водящему растение, он отгадывает.

«Почтальон принес посылку» (узнай по запаху).

  Цель : учить  описывать  предметы,  узнавать   их   по   запаху.   Подбирать определения вкусовых ощущений и  запахов:  кисло-сладкий,  сладкий,  резкий, горький и т.д.

  Оборудование: посылка. В ней целлофановые пакетики с кусочками плодов.

 Ход игры:  Посылку приносит в  группу  почтальон  Печкин.  Воспитатель  говорит:

«Сегодня  нам  почтальон  Печкин  принес  странную  посылку.  В  ней   лежат целлофановые пакетики,  а  что  находится  в  них  мы  сможем  узнать,  если понюхаем». Дает нескольким детям по пакетику и просит  понюхать  то,  что  в них. «А теперь не называя, что там, расскажите, что вы получили  в  посылке, но так, чтобы все догадались». Дети называют плоды: лимона,  ананаса,  кофе, апельсина, отгаданные плоды кладут на поднос.  В конце игры угощают всех  детей,  попросив  назвать  точно  вкусовые

ощущения.

«О чём ещё так говорят?».

Цель: закреплять и уточнять значение многозначных слов, воспитывать чуткое отношение к сочетаемости слов по смыслу.

Ход игры: Подскажите Карлсону, о чём ещё так можно сказать:

Идёт дождь: идёт – снег, зима, мальчик, собака, дым.

Играет – девочка, радио.

Горький – перец, лекарство и т.д.

«Кто как передвигается?».

Цель: закреплять знания детей о способах передвижения насекомых.

Ход игры:  воспитатель стоит в кругу, в руках у него мяч. Он называет способ передвижения животного и бросает мяч одному из воспитанников. Поймавший должен назвать насекомое, которое передвигается этим способом.

Например: прыгает – кузнечик; летает – бабочка; ползает – гусеница; бегает – муравей и т.д. 

«Огурцы».

Цели: развивать быстроту реакции, внимание, закрепить знания об употреблении огурцов в пищу.

Ход игры: Игру проводят на игровой площадке, которая в данном случае будет «огородом». Дети ходят в колонне друг за другом по всему «огороду», произносят слова и выполняют соответствующие движения:

Вырастали на грядке ( дети ходят в колонне)

Зелёные прядки (переход в полуприсед),

Прятались в них огурцы ( приседают),

А солнце пригрело ( встают, поднимают руки вверх) –

Вмиг пожелтели (руки опустили),

Но в бочке они хороши.

После слова «хороши» дети бегут и занимают место в «бочке» ( нарисованном круге или обруче) по пять человек. Кто остался вне «бочки», тот называет блюдо, приготовленное из огурцов. В конце игры воспитатель привлекает детей к оценке выполнения движений, отмечает, как быстро ребята действовали по сигналу, что узнали они об огурцах в этой игре.

«Брать – не брать ягоды».

Цели: увеличение словарного запаса по теме «Ягоды»; дифференциация лесных и садовых ягод; развитие слухового внимания.

Ход игры: Дети стоят кружком. Воспитатель объясняет, что будет произносить название лесных  и садовых ягод.  Если дети услышат название лесной ягоды, они должны присесть, а если услышат название садовой, потянуться, подняв руки вверх. ( Земляника, ежевика, крыжовник, клюква, красная смородина, клубника, чёрная смородина, брусника, малина).

«Где что растёт?».

Цели: учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о значении растений; показать зависимость всего живого на Земле от состояния растительного покрова.

Ход игры: Воспитатель называет разные растения  и кустарники, а дети выбирают только те, что растут у нас. Если растут – дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте ( движение можно выбрать любое), если нет – дети молчат.

- Яблоня, груша, малина, лимон, апельсин, липа, клён баобаб, мандарин, мимоза, ель, саксаул, облепиха, берёза, вишня, черешня.

Если дети справились успешно, можно деревья перечислить быстрее:

- Слива, осина, каштан, кофе, рябина, платан, дуб, кипарис, алыча, тополь, сосна.

В конце игры подводят итог, кто знает больше деревьев.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду» Картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Рольдидактической игры в семье и детском саду»+картотека дидактических игр....

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...

Дидактические игры в младшей группе. Картотека Дидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС

Дидактические игры в младшей группе. КартотекаДидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС...

Картотека дидактических игр по правилам дорожного движения для работы с дидактическим пособием «Макет дороги».

Картотека дидактических игр разработана для дидактического пособия по изучению правил дорожного движения (ПДД) «Макет дороги», она предназначена для детей старшего дошкольного возраста....