методическая разработка по опытно-речевому развитию
методическая разработка (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 282.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Влияние поисково-экспериментальной
деятельности на познавательно-речевое
развитие детей старшего дошкольного
возраста
Речь — великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний об окружающем мире способствует развитию речи. Дошкольники в процессе экспериментирования учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы, простые умозаключения. Радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую любознательность, ответить самому на сто тысяч «почему? зачем? как? что будет, если…?».Когда ребенок видит, слышит и делает всё сам, это усваивается прочно и надолго. Для того, чтобы процесс организации экспериментов в группе стал доступным, надо изучить соответствующую литературу, требования программы, федеральные государственные требования к организации предметно-пространственной среды для экспериментирования в старшем дошкольном возрасте.
Цель поисково-экспериментальной деятельности дошкольников: развитие познавательных интересов, потребности и способности самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
Задачи:
- формировать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей;
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, умение делать выводы;
- развивать речь
- расширять перспективу развития поисково-познавательной деятельности, поддерживать у детей инициативу, самостоятельность.
Реализация поставленных задач возможна только при условии тесного взаимодействия с педагогами и родителями воспитанников.
Для реализации работы в группе надо создать предметно-развивающую среду, обеспечивающую возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми детьми группы. оформить материал для исследований, доступных для детского экспериментирования, картотеку серии экспериментов с объектами живой и неживой природы (экспериментирование с воздухом, песком, глиной, с солнечным светом, с почвой: «Тесная бутылка», «Двигаем предметы», «В мире стекла», «Чем нюхает червяк», «Сколько лет дереву?»), пополнение энциклопедиями.
Основным оборудованием являются: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты, сосуды из различных материалов, природный материал, утилизированный материал, технические материалы, разные виды бумаги, красители, медицинские материалы, прочие материалы.
При оборудовании необходимо учитывать в группе следующие требования: безопасность, мобильность, достаточность, доступность расположения.
Для организации самостоятельной детской деятельности разработать карточки-схемы проведения экспериментов. Совместно с детьми разработать условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Материал для проведения опытов менять в соответствии с планом работы по данной теме.
Организация детского экспериментирования сформирована так, ребенок совместно со взрослым выделяет и ставит проблему, которую хочет решить, предлагает различные варианты ее решения, проверяет эти возможные решения, делает выводы, оформляет отчет или дневник наблюдений.
Когда данный алгоритм будет отработан, детям предлагается самостоятельно выбрать проблему, способ её решения. На данном этапе особое внимание уделяется индивидуальной работе как с детьми, испытывающими затруднения, так и заинтересованными детьми.
Как показала практика, дети с желанием и интересом самостоятельно выбирают тему исследования, подбирают методы исследования, собирают материал. Этот интерес обусловлен тем, что простые исследования помогают ребенку реализовать себя в активной деятельности. Дети учатся самостоятельно разрабатывать гипотезы, стремятся к получению знаний опытным путем.
При сборе сведений на определенную тему дети расспрашивают своих родителей, педагогов об интересующем их вопросе, тем самым обмениваются знаниями и опытом. Также обращаются к художественной и энциклопедической литературе как источнику информации, просят прочитать взрослых. Тем самым у детей развивается диалогическая, монологическая речь, речь-рассуждение.
Исследовательскую деятельность дошкольников обязательно интегрировать с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой, что позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.
В ходе этой работы большинство воспитанников умеют более точно ставить цель опыта, высказывать гипотезы. Общаясь в процессе деятельности дети научатся выстраивать диалог, слышать и слушать друг друга, не перебивать. Они с удовольствием будут работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признают правоту другого.
Еще одним хорошим центром для экспериментирования является центр «маленького волшебника», который насыщается многообразием современного художественного материала и оборудования. Это всевозможные цветные карандаши и фломастеры, акварель и гуашь, цветные мелки, пастель и уголь, а также восковые свечи, разнообразные печатки, ватные палочки, разные виды бумаги, ткани, другие всевозможные инструменты для исследования свойств художественных материалов. Доступность и свобода выбора здесь дают возможность каждому желающему экспериментировать, исследовать цвет, его свойства, пробовать новые техники и материалы, открывать для себя неизведанное.
А какое удовольствие и неизгладимые впечатления оставляют в сердце ребенка знакомство с нетрадиционными техниками рисования и материалами. Давайте вспомним хорошо знакомые: кляксография, набрызги красок, монотипия, разрисовка камешков, ниткография и т. д.
Все это многообразие изобразительных техник, конечно, используется с целью развития творческих способностей ребенка, научить новым приемам изображения рисования. Мы взрослые думаем, получив новый материал, ребенок просто рисует. А он сначала экспериментирует. Мы видим, как ребенок восторженными глазами следит за движениями краски — как и куда она потечет, замечая, что двух абсолютно одинаковых клякс не бывает, крутит лист бумаги, пытаясь разглядеть знакомые образы — на что же больше похожа эта клякса. Наблюдая за детьми, можно сказать, что самые интересные для них эксперименты — это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.
Хочется отметить, что особую ценность для детских исследований и экспериментирования, а, следовательно, и для творческого развития ребенка, имеют «никому не нужные предметы». Это обычно — лоскутки тканей, бумага разной фактуры и цвета, опавшие листья, камешки, пряжа, пуговицы и другие «ценные» предметы. Такие предметы на самом деле обычно служат источником новых замыслов и одновременно материалом для проведения исследований. Так, изучая рельефы засушенного листика, окунув его в краску, дошкольник открывает для себя, какие необыкновенные отпечатки он оставляет на листе. И если потрудиться, можно изобразить великолепный пейзаж или узор. А с помощью природного материала (крупы, семена, плоды, ягоды и т. д.), выкладывая его в свободном порядке на пластилиновой форме, можно великолепно декорировать поднос, стаканы, создавать рисунки.
Не бойтесь экспериментировать и придумывать интересные задания для детей, побуждая их к творческому поиску, ведь детское экспериментирование располагает большими возможностями для формирования доказательной речи у старших дошкольников. Оно позволяет наглядно проследить зависимости разного рода, установить логические связи, выделить существенные признаки, свойства объектов, учит детей делать выводы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка по опытно- речевому развитию
Цель поисково-экспериментальной деятельности дошкольников: развитие познавательных интересов, потребности и способности самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эм...
методическая разработка по опытно-речевому развитию
Цель поисково-экспериментальной деятельности дошкольников: развитие познавательных интересов, потребности и способности самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эм...
Методическая разработка "Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики рук"
Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики рук....
Методическая разработка. Занятие по речевому развитию (интеграция художественно-эстетическое развитие) во второй младшей группе (3-4 года) «ТЕРЕМОК»
Методическая разработка. Занятие по речевому развитию во второй младшей группе «ТЕРЕМОК» (интеграция художественно-эстетическое развитие). Цель: Развитие познавате...
Методическая разработка «Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики рук в таблицах и схемах»
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка, формирование навыков речевого общения с окружающими.Развитие речи дошколь...
Методическая разработка «Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики рук в таблицах и схемах»
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка, формирование навыков речевого общения с окружающими.Развитие речи дошколь...
Методическая разработка «Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики рук в таблицах и схемах»
Развитие речи дошкольника – это целая наука, изучающая закономерности педагогической деятельности по формированию речи детей.Развитие связной речи детей – одна из главных задач детского са...