Методическая разработка "Кинезиология – развитие умственных способностей" .
методическая разработка по логопедии

Рожкова Ольга Викторовна

Цель разработки  - развитие мелкой моторики у детей с речевой патологией посредствам выполнения кинезиологических упражнений. Систематическое и регулярное проведение которых будет способствовать развитию умения координировать движения рук, с легкостью переключаться с одного движения на другое, развивать тонкие движения пальцев рук. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2.metod_.raz-ka_-_kineziologicheskie_uprazhneniya.doc276.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 2 городского округа

г. Райчихинска

Утверждаю

Заведующая МДОАУ д/с № 2

Серёжникова С.А.  ________

«____» ________2021 г.

Утвержден педагогическим советом

№ 1 от ________________г.

Методическая  разработка:

«Кинезиология – развитие умственных способностей».

Подпись руководителя учреждения:

М.П.                                      С.А. Серёжникова

Составитель:

Рожкова О.В., учитель-логопед высшей  кв. категории

г. Райчихинск 2021г.

Пояснительная записка:

Многие дети, приходящие в коррекционные группы, редко имеют уверенную координацию. У них отмечается моторная неловкость, неточность движений, возникают трудности усвоения двигательной программы и ее переключения. Это называется «синкинезия» - содружественные движения разных частей тела.

Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое  развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений  пальцев рук отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при  этом может быть выше нормы.

Исследования отечественных физиологов (В.М. Бехтерова, М.М. Кольцова) также подтверждают, что простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать ребенка. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия. Причем не отдельно стоящим элементом, а своего рода структурной в системе коррекции.

В последние годы идет увеличение детей с трудностями в обучении и адаптации. Для преодоления имеющихся у них нарушений необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Одним из составляющих элементов такой работы является кинезиологическая коррекция.

«Кинезиология»  - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья  через выполнение определенных двигательных упражнений. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.  Таким  образом,  данные  упражнения позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизят утомляемость, повысят способность к произвольному контролю.

Цель разработки  - развитие мелкой моторики у детей с речевой патологией посредствам выполнения кинезиологических упражнений. Систематическое и регулярное проведение которых будет способствовать развитию умения координировать движения рук, с легкостью переключаться с одного движения на другое, развивать тонкие движения пальцев рук.  Таким образом активность кисти будет способствовать увеличению запаса слов и осмысленному их использованию.

В методической разработке представлены следующие педагогические технологии:

1.  Логопедические технологии:

-  Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств;

- Акименко В.М.  Новые  логопедические технологии: учебно-метод. Пособие.

 2.    Игровые технологии, направленные  на развитие умения общаться в коллективе, развитие быстроты реакции, смекалки и т.д. Эти технологии решают следующие задачи:

  • развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);
  • воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);

3.  Здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии направлены на укрепление здоровья ребенка, привитие ему здорового образа жизни;  на  всестороннее физическое развитие ребенка посредством выполнения пальчиковых упражнений в сочетании с речью; обучать здоровому образу жизни через выполнение упражнений на дыхание, растяжек, упражнений для релаксации и самомассажа,  глазодвигательных упражнений.

Кинезиологические упражнения я планирую использовать в конце занятий  по развитию лексико-грамматических средств речи и звуковой культуре речи в качестве динамических пауз. Упражнения проводятся до 5 минут на одном занятии.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:

  • Упражнения проводятся в 1 половину дня.
  • Упражнения проводятся регулярно, не реже 2–х раз в неделю.
  • Упражнения проводятся в доброжелательной обстановке.
  • От детей требуется точное выполнение движений и приемов.
  • Упражнения проводятся стоя или сидя за столом.

Составлено 8 комплексов кинезиологических упражнений, в которые включены по одному упражнению из растяжки, дыхательных, глазодвигательных, телесных, для развития мелкой моторики, на релаксацию и самомассаж. Каждый комплекс состоит из 5 таких упражнений.

  1. Упражнения для релаксации и самомассажа способствуют расслаблению, снятию мышечного напряжения.
  2. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергообмен в организме, формируют визуальное и пространственное восприятие, развивают координацию тела и двигательных навыков.
  3. Упражнения на дыхание улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
  4. Выполнение упражнений с движениями, сочетаемые с речью будут способствовать развитию речи через формирование движений. Наиболее эффективной будет работа, если весь материал будет даваться в стихах, так как стихи дают возможность войти в ритм движений. Ритм речи, особенно ритм стихов, способствует развитию координации и произвольной моторики. Кроме этого, с помощью стихов вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.
  5. Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

Таким образом, к концу учебного года дети обретут уверенную координацию, преодолеют моторную неловкость и неточность движений, научатся выполнять упражнения синкинезийно.

Комплекс  1

“Медведь”

(упражнение на релаксацию и самомассаж)

Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая  рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый кончик пальца, катая его на  подушечке вправо-влево. На каждую строчку разминаем один палец.

Шел медведь к своей берлоге,         (мизинец)

Да споткнулся на пороге.          (безымянный)

«Видно, очень мало сил             (средний)

Я на зиму накопил», -                (указательный)

Так подумал и пошел                   (большой)

Он на поиск диких пчел.                (большой)

Все медведи – сладкоежки,            (указательный)

Любят есть медок без спешки,              (средний)

А наевшись, без тревоги              (безымянный)

До весны сопят в берлоге.           (мизинец)

“Перенос  взора”

(глазодвигательное упражнение)

Поставить перед лицом кончик указательного пальца на расстоянии 15 см от своего носа и посмотрите на него. Затем переводится взгляд вдаль на расстоянии не ближе 6 м. Упражнение выполняется в двух вариантах, сначала – медленно, потом  быстро.

“Послушай своё дыхание”

(упражнение на дыхание)

Исходное положение – стоя или сидя (как позволяет помещение и удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены. В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:

  • куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;
  • какая часть тела приходит в  движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части - волнообразно);
  • какое дыхание: поверхностное (легкое) или глубокое; тихое, неслышное дыхание или шумное.
  • какова частота дыхания: часто происходит вдох-выдох или спокойно с определенным интервалом (автоматической паузой).

“Оладушки”

(упражнение на растяжение)

Руки лежат на столе (или на коленях). Одна рука лежит ладонью вниз, а другая ладонью вверх. Делает одновременную смену руке: теперь правая — ладонь вверх, а левая — ладонь вниз. По мере усвоения — движения ускоряемся. Для начала можно детям предложить смену сначала одной рукой, потом другой и в заключение двумя руками. Выполнить 3-5  повторений.

Мы играли в ладушки—

Жарили оладушки.

Так пожарим, повернем

И опять играть начнем.

“Дерево”

(упражнение с движениями, сочетаемое с речью)

Необходимо присесть на корточки. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево в разные стороны. Ветер дутее то сильно, то слабо. От силы ветра зависят и ваши наклоны в сторону.

Комплекс  2

“Путешествие на облаке”

(упражнение на релаксацию и самомассаж)

Необходимо сесть удобно и закрыть глаза. Два – три раза глубоко вдохнуть и выдохнуть…  Дети  представляют, что они отправляются путешествовать на облаке. Для этого необходимо «прыгнуть»» на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ноги, спина, попа удобно расположились на этом облаке. Теперь отправляемся в путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер подул на лица. Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пушистое облако переносит вас в такое место, где вы очень счастливы. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно…  Теперь облако  несет вас назад, в вашу группу. Нужно спокойно спуститься с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь представьте, как оно медленно растворяется в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова станьте бодрыми и внимательными.

  • Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начинать упражнение стоит с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 3-5 раз.

“Взгляд влево вверх”

(глазодвигательное упражнение)

Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углов в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинаем делать упражнение в течение 5 секунд. Смотрим на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (5 сек.). Упражнение выполняют до 3 раз. Затем карандаш берется в правую руку и упражнение повторяется.

“Свеча”

(упражнение на дыхание)

Необходимо сеть поудобней. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Делаем глубокий вдох и стараемся одним выдохом задуть свечу. А теперь представляем перед собой 5 маленьких свечек. Делаем глубокий вдох и задуваем эти свечи маленькими порциями выдоха. Повторить до 5 раз.

“Колечко”

(упражнение на растяжение)

Большой и указательный пальцы правой руки замыкает в колечко и надевает его по очереди на пальцы левой руки – от большого до мизинца и в обратном направлении. Затем меняем руки. Вначале выполняем в медленном темпе – на каждую строчку «кольцо» одеваем на один палец, постепенно темп увеличиваем. Выполнить до 3  повторений.

Птичек мы окольцевали, наблюдали, узнавали,

Улетев в какие дали,  холода переживали,

Что пернатые клевали, гнезда где свои свивали.

Где вы яйца отложили, как вы бури пережили,

Сколько вы, в конце концов, в гнёздах вывели птенцов?

“Тряпичная кукла и солдат”

(упражнение с движениями, сочетаемое с речью)

Необходимо ровно встать. Полностью выпрямиться и вытянутся в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как ниточки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились и отвлеклись.

Комплекс  3

“Дирижер”

(упражнение на релаксацию и самомассаж)

Необходимо встать, потянуться и приготовиться прослушиванию музыку. Каждый из детей должен представит себя дирижером, который руководит большим оркестром.

Дети представляют себе энергию, которая идет от тела дирижера, когда он слышит все инструменты и управляет их игрой, как это гармонично. Можно слушать музыку и с закрытыми глазами.  Вслушиваясь в музыку,  следует начинать  двигать руками в такт ей, как будто вы управляете оркестром, добавляйте движения локтями и всей рукой целиком… Детям дается установка, что они дирижируют всем своим телом. Скоро музыка закончится. Необходимо будет открыть глаза и устроить себе самому, оркестру в одном лице бурные аплодисменты за  отличный концерт.

“Восьмерки”

(глазодвигательное упражнение)

Необходимо встать и закрыть глаза. Одной вытянутой рукой рисуем перед собой горизонтальную восьмёрку. Нужно закрытыми глазами повторять движения пальцев. Продолжаем рисовать, увеличивая размеры восьмёрки. Выполнить до 5-ти рисунков от самого маленького рисунка до самого большого. Потом рука опускается, делается вдох-выдох и  открываются глаза.

“Дышим носом”

(упражнение на дыхание)

Необходимо удобно встать. Выполняем вдох только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое. Повторить до 5 раз каждой ноздрёй.

“Кулак - ладонь”

(упражнение на растяжение)

Обе руки лежат на  столе (или на коленях) ладонями вниз,  одна рука сжата в кулак. Необходимо одновременно кулак одной руки разжать, а другой сжать в кулак, потом поменять положение рук. Движения по мере выполнения можно ускорять, следим за тем, чтобы сжатия и разжатия производились попеременно. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе. Выполнить до 3-х  повторений.

Вот ладошка, вот кулак

Всё быстрее делай так.

“Сорви яблоки”

(упражнение с движениями, сочетаемое с речью)

Необходимо ровно встать.  Представьте себе, что перед вами растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но трудно их достать. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на носочки и сделайте глубокий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в корзину, которая стоит на земле. Наклоняясь вниз - медленно выдыхаем.

Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят еще два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на носочках, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем поднимите как можно выше левую руку, и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в корзину и выдохните. Теперь используя обе руки потянитесь к яблоку, которое самое большое и красивое висит очень высоко перед вами. Сорвите его и опустите так же в корзину.

Комплекс  4

“Щелчки”

(упражнение на релаксацию и самомассаж)

Ладонь одной руки прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъему). Затем палец опускается, и он со стуком падает вниз. На каждую строчку один палец.

Поднял ушки бурундук.                (мизинец)

Он в лесу услышал стук:             (безымянный)

- Это что за громкий стук,           (средний)

Тук да тук, тук да тук?               (указательный)

- А пойдем, - сказал барсук, -                (большой)

Сам увидишь этот трюк                  (большой)

Это дятел сел на сук                  (указательный)

И без крыльев и без рук                    (средний)

Ищет он, где спрятан жук, -               (безымянный)

Вот и слышен перестук!                   (мизинец)

“Рисующий слон”

(глазодвигательное упражнение)

Исходное положение - стоя. Колени слегка согнуты. Выполняем наклон головы к плечу (например, левому). Вытягиваем руку вперёд (противоположной стороны) и рисуем то, что видим, большими мазками. Затем повторяем тоже с другой рукой.

“Ныряльщик”

(упражнение на дыхание)

Исходное положение – стоя. Нужно сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох. Повторить до 5 раз.

“Лягушки”-      кулак-ребро-ладонь

(упражнение на растяжение)

Выполняем три смены положений рук на столе (или на колене) последовательно сменяя друг друга: кулак (ладонью вниз), ладонь ребром, ладонь вниз. Выполнить до 3-х  повторений одной рукой, потом второй.

Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),

Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).

“Поза святого”

(упражнение с движениями, сочетаемое с речью)

Необходимо удобно сесть. Ноги держим параллельно, не скрещиваем. Соединяем попарно кончики пальцев обеих рук, словно  держим небольшой шар. В таком положении кисти рук располагаем перед грудью. Взгляд направляем вниз. Кончик языка находится между зубами. Нужно в этом положении замереть до 1-2 минут. При правильном выполнении может появиться зевота.

Комплекс  5

“Путешествие на облаке - 2”

(упражнение на релаксацию и самомассаж)

Необходимо сесть удобно и закрыть глаза. Два – три раза глубоко вдохнуть и выдохнуть…  Дети  представляют, что они отправляются путешествовать на облаке. Для этого необходимо «прыгнуть»» на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ноги, спина, попа удобно расположились на этом облаке. Теперь отправляемся в путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер подул на лица. Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пушистое облако переносит вас в такое место, где вы очень счастливы. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно…  Теперь облако  несет вас назад, в вашу группу. Нужно спокойно спуститься с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь представьте, как оно медленно растворяется в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова станьте бодрыми и внимательными.

  • Двумя пальцами правой руки массировать круговыми движениями лоб, а двумя пальцами левой руки – подбородок. Считать до 5. Повторить 3-5 раз.

“Горизонтальная воссьмерка”

(глазодвигательное упражнение)

Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставьте вытянутыми указательный и средний. Рисуем в воздухе большую восьмерку. Когда рука из центра пойдет вверх, начинаем следить глазами (при этом – не моргать), за движениями пальцев, не поворачивая головы. Необходимо добиваться плавного движения глаз без остановок. В месте остановки или потери слежения нужно провести рукой несколько раз «туда и обратно» по линии «горизонтальной восьмерки».

На берегу моря”

(упражнение на дыхание)

Представить себя на берегу моря. Закрываем глаза. Прислушайтесь, как бежит волна: с-с-с. Сыплется песок: с-с-с-с. Ветер напевает песню: с-с-с-с. И рассыпает песочек: с-с-с-с. Следим, чтобы звук (С) произносился на долгом выдохе.

“Птичка”

(упражнение на растяжение)

Поочередное соединение всех пальцев с большим  (перебор пальцев). На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим в следующем порядке: 1—2, 1—3, 1—4, 1—5, 1—5, 1—4, 1—3, 1—2. Затем смена рук.  Выполнить до 3-х  повторений.

Ищет птичка и в траве,

И на ветках, и в листве,      (смена рук)

И среди больших лугов

Мух, червей, слепней, жуков!

“Крюки кукла”

(упражнение с движениями, сочетаемое с речью)

Нужно удобно сесть и  положить левую ногу на правую. Колено левой ноги насколько это возможно отводим в сторону. Ладонью правой руки обхватываем щиколотку левой ноги. Левую руку кладем на правую так, чтобы ладонь левой руки обхватила стопу левой ноги. Язык прижимаем к верхнему небу. Нужно находится в такой позе до 1-2 минуты до появления зевоты (или ощущения полного расслабления).

Комплекс  6

“Самомассаж подушечек пальцев”

(упражнение на релаксацию и самомассаж)

Большой палец кладем на кончик массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают подушечку снизу, разминая ее. На каждую строку – разминаем только один палец.

Дети любят всех зверей:

Птиц, и ящериц, и змей,

Пеликанов, журавлей,

Бегемотов, соловей,

Голубей и глухарей,

И клестов, и снегирей.

Любят горного козла,

Обезьянку и осла,

Дикобраза и ежа,

Черепаху и ужа.

“Зеркальное рисование”

(глазодвигательное упражнение)

У каждого ребенка на столе лежит  чистый лист бумаги. Необходимо  взять в обе руки по карандашу разного цвета. Мы будем рисовать одновременно обеими руками (зеркально-симметричные) рисунки из одной точки (например, елочку, круг). При выполнении этого упражнения  почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Вот я линию веду,

Что получится назову.

“Дишим тихо и спокойно”

(упражнение на дыхание)

Необходимо удобно сесть. Спина ровная, глаза лучше закрыть. Делаем медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекращаем делать вдох и делаем паузу (замираем), кто сколько сможет выдержать. Затем делаем плавный выдох через нас. Упражнение выполняется бесшумно, плавно, (так, чтобы  подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании). Повторить до 5-ти раз.

“Робот”

(упражнение на растяжение)

Необходимо встать лицом к стене, ноги расположить на ширине плеч, ладони находятся на стене на уровне глаз. Передвигаемся вдоль стены сначала вправо, а потом влево приставными шагами (по 2-3-и шага). Руки и наги нужно двигать одновременно и параллельно друг другу.

“Пальчики кивают ”

(упражнение с движениями, сочетаемое с речью)

Руки детей слегка вытягиваем вперед на уровне груди, пальцы смотрят вверх, ладони обращены друг к другу. На каждую строчку выполняем «кивание» одного пальца 2-4 раза, начиная с большого.

Вот и встретилась семья.

Рад тебя увидеть я.

Всех мы в гости пригласили,

Всех  здороваться учили.

В знак приветствия кивать

Может пальчик номер пять,

Безымянный может ниже,

Средний – силой не  обижен,

Этот – знает все на свете,

А вот этот любят дети!

Комплекс  7

“Китайские шары”

(упражнение на релаксацию и самомассаж)

Каждому ребенку дается по паре Су Джок мячиков (или грецких орехов). Дети кладут их в одну руку и стараются обвести один мяч вокруг  другого. После этого меняются руки.

Вы видали циркача?

Мяч идет вокруг мяча!

Кружит с видом знатока,

Буд-то шмель вокруг цветка.

“Глаз - путешественник”

(глазодвигательное упражнение)

В кабинете развешиваются в разных местах на стенах различные рисунки игрушек, животных и т.д. Нужно удобно встать. Не поворачивая головы найти глазами заданный педагогом рисунок, потом взгляд направляем перед собой. Повторить 3-5 раз.

“Дудочка”

(упражнение на дыхание)

Предлагаем детям высунуть узкий язык вперед, это наша дудочка. Необходимо выдувать воздушную струю на кончик языка так, чтобы было ощущение игры на дудочке. Повторить 3-5 раз.

“ Клювы”

(упражнение на растяжение)

Дети предлагаются счетные палочки. Они должны их собирать  одноименными пальцами обеих рук от указательного к мизинцу. Выполняется это на каждую строчку – берутся по одной палочке:

Клювов длиннее не видывал я,

Чем клювы у цапли и журавля!

“ Снеговик”

(упражнение с движениями, сочетаемое с речью)

Детям необходимо представить, что каждый из них только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения дети мягко опускаются на пол и изображают лужицу воды. Необходимо полностью расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Подул  ветерок и погнал облако по небу.

Комплекс  8

“Эспандеры”

(упражнение на релаксацию и самомассаж)

Каждому ребенку дается кистевой эспандер (в виде резинового кольца). Ребенок должен сжать его на каждый ударный слог, проговаривая:

Сжать кольцо поможет нам

Сила с волей пополам.

Станут пальчики сильнее,

А головушка – умнее!

“Сведение глаз”

(глазодвигательное упражнение)

При выполнении упражнения дети должны следить за движением карандаша при перемещении его. Карандаш двигается плавно от расстояния вытянутой руки к кончику носа (до момента двоения в глазах). Выполняем 5-ть раз перемещений карандаша от центра к переносице и по 5-ть раз – перед каждым глазом. Чем больше приблизится ближайшая точка, тем эффект от упражнения  будет больше.

“Свеча”

(упражнение на дыхание)

Необходимо сеть поудобней. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Делаем глубокий вдох и стараемся одним выдохом задуть свечу. А теперь представляем перед собой 5 маленьких свечек. Делаем глубокий вдох и задуваем эти свечи маленькими порциями выдоха. Повторить до 5 раз.

“Мельница”

(упражнение на растяжение)

Необходимо ровно встать. Одна рука и противоположная нога круговые движения выполняют сначала вперед, затем назад. Потом меняем положение руки и ноги. Дыхание может быть произвольным. Время выполнения упражнения 1-2 минуты вцелом.

Для усложнения этого упражнения можно одновременно выполнять вращение глазами вправо (влево, вверх, вниз).

“Ухо - нос”

(упражнение с движениями, сочетаемое с речью)

Следует левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью да наоборот». Выполнить 3-5  повторений.

Ухо, нос сейчас держу,

А потом всё изменю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация об опыте работы "Развитие умственных способностей детей с задержкой психического развития средствами оздоровления"

Современные методы коррекции детей с отклонениями в психическом развитии разделяются на два основных направления. Первое — собственно когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление труднос...

«ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» И «ПОЗНАНИЕ» - РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В НЕРАЗРЫВНОЙ СВЯЗИ С ИХ ФИЗИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ».

В статье рассмотреныы теоретические и практические аспекты интеграции физического воспитания и умственного развития...

Авторская методическая разработка Здоровьесберегающие технологии «Кинезиология как средство развития умственных способностей дошкольников».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №7 «Чебурашка» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Авторская методичес...

Применение интерактивных дидактических игр, как средство развития умственных способностей у детей с задержкой психического развития

На каждой ступени развития общества в условиях социальных, экономических и политических перемен становится важным, каким образом происходит обучение и воспитание детей в образовательном процессе. В на...

Интерактивные дидактические игры для развития умственных способностей у детей с задержкой психического развития

Интерактивная дидактическая игра – это  современный  метод обучения и воспитания, имеющий образовательную, развивающую и воспитывающую функции в  единстве....

Методическая разработка игр и упражнений по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.

Разработка направлен на развитие умственных способностей детей начиная с раннего возраста...