Семинар-практикум "Разбуди в ребенке волшебника"
материал на тему
В данной работе представлены приемы по развитию творческого воображения по системе ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач), которые могут использовать воспитатели в своей педагогической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_razbudi_v_rebenke_volshebnika.docx | 38.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г. Владимир «Детский сад №95»
Семинар-практикум
«Разбуди в ребенке волшебника»
приемы по развитию творческого воображения по системе ТРИЗ
(Теория решения изобретательских задач)
Подготовила:
воспитатель I квалификационной категории
Лапшина Светлана Аркадьевна
г. Владимир 2014 г.
Автор ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) – Г. С. Альтшуллер, 1946 г.
Альтшуллер создавал ее как методику для поиска решения технических проблем. Длительное применение ТРИЗ формирует у изобретателей качества мышления, которые психологи оценивают как творческие: гибкость, диапазон, системность, оригинальность и др. Эти возможности позволили разработать на базе ТРИЗ педагогические технологии для развития мышления.
Основная концепция: знания отдельных предметов не передаются на уроке, а добываются учащимися в ходе учебного процесса и выступают не целью, а средством для формирования качеств творческой личности. В настоящее время разработан комплекс упражнений на основе ТРИЗ, в состав которого входят методы и приемы, развивающие творческое мышление и его основной компонент – воображение. Процесс обучения направлен на осознание каждого хода мысли, а в целом - на формирование культуры мышления. Культура мышления – это результат целенаправленного воздействия на процесс выполнения субъектом мыслительных операций с целью получить наиболее эффективные решения проблемных ситуаций. Такое воздействие на субъект может выполнять система образования.
С 1989 г. началось внедрение ТРИЗ в детские сады.
Реализация творческих способностей основана на использовании человеком различных методов творческого мышления:
1. Мозговой штурм.
2. Метод каталога и фокальных объектов.
3. Системный анализ.
4. Синектика.
5. Моделирование.
6. Морфологический анализ.
1. Мозговой штурм (автор Брейн Шторнинг) – это построенный особым образом коллективный поиск нетрадиционных путей решения проблемы. Ставится какая-то проблема и решается моментально. Никто не критикуется. Записывается. Затем выбираются самые интересные варианты. И последний этап: деление участников на две группы, где одна находит все положительные решения, вторая все отрицательные. Выбирают то решение, где гораздо больше положительного, чем отрицательного.
Применяется мозговой штурм со старшими дошкольниками.
Мозговой штурм повышает речевую и умственную активность, раскрепощает детей. Дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает. Добиться решения – значит преодолеть противоречия.
Первый этап. Задаем вопрос и принимаем все идеи детей, не выделяя удачные и неудачные, не давая им оценки, не делая никаких выводов и обобщений. Идеи детей можно записывать.
Например: как выручить бусинку из ледяного комка? Идея: пробурить!
Педагог говорит: «Хорошо». Но ни в коем случае не говорит ребенку, что у нас нет бура. К этому и другим выводам ребенок должен прийти сам в ходе анализа.
Второй этап. Разбор (анализ) идей.
- Что положительного в идее?
- Чем эта идея не подходит?
- Подумайте, чья идея хороша? (если ограничено время).
В итоге проверить идеи.
2. Метод каталога и фокальных объектов (автор Фридрих Кунце) – учит, сравнивая и перенося признаки одного предмета на другой развивать воображение, образное мышление, расширение словаря.
Рекомендуется использовать в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
Метод каталога.
Например, назовите любое слово – корова и еще одно – сумка. А теперь подбираем определения к слову сумка. Сумка, какая? (Пустая, объемная, кожаная…) Переносим их на слово корова. Пустая корова (выдоенная, глупая…), объемная корова (толстая, объевшаяся, стельная…)
Метод фокальных объектов (МФО).
Здесь также как и в методе каталога сравнивают совсем непохожие слова, но слов или предметов берется три или больше.
Например, берем такие слова: стул, небо, апельсин, выключатель. На слово стул будем переносить все определения от других слов. Или, наоборот, к слову стул подбираем определения и переносим их на другие слова.
Небо (чистое, бездонное, необъятное…)
Апельсин (ароматный, сочный, импортный…)
Выключатель (автоматический, пластмассовый, двойной…)
3. Системный анализ (автор Г. О. Альтшуллер) – человек мыслит о явлении, событии в определенной системе, но при этом он осуществляет анализ не только системы, но и подсистемы, надсистемы, а также представляет явление в настоящем, будущем и прошедшем времени.
Настоящее осознается ребенком на основании анализа и обобщения. Поэтому помощь взрослых в виде «выдачи» готовой информации о настоящем не желательна.
Думать о будущем – это наиболее трудный элемент мышления. В основном здесь «работает» воображение ребенка. Помогать ему в этом случае – значит думать за него, т. е. мешать его радости творчества. Важно помочь ребенку увидеть взаимосвязь будущего с настоящим.
Человек видит, каким предмет был раньше, из чего он состоит, частью чего он является, какой он сейчас, что в нем устраивает нас, что нет.
Эту схему можно использовать, начиная с младшего дошкольного возраста, но не давать сразу 9 экранов, а заполнять их постепенно.
Системный оператор
Время | |||
Прошлое | настоящее | Будущее | |
Надсистема | К чему относился предмет, явление | К чему относится | К чему будет относиться |
Система | Прошлое предмета, явления | Предмет или явление | Будущее предмета, явления |
Подсистема | Из чего состоял раньше | Из чего состоит | Из чего будет состоять |
Время | |||
Прошлое | настоящее | Будущее | |
Надсистема | Грядки, где всегда цвели тюльпаны | Клумбы, газоны с разными по цвету и форме тюльпанами | Картины, рисунки, вышивки с этими цветами |
Система | Луковица тюльпана | Тюльпан | Букет тюльпанов, луковицы для посадки на следующий год |
Подсистема | Корешки и росток у луковицы | Из чего состоит цветок; какой он по цвету, форме, запаху и пр. | Чем тюльпаны отличаются друг от друга и в чем их сходство |
Советы воспитателям, использующим этот метод в своей работе.
1. Прежде чем начать учить детей системному анализу, многократно потренируйтесь в составлении и заполнении схемы, попробуйте сами мыслить системно.
2. Объекты для анализа сначала следует выбирать знакомые, и только в старших группах незнакомые.
3. Схему целесообразно заполнять не сразу, а постепенно, по мере изучения темы; затем обобщить знания, подвести детей к выводу.
4. Заполняя экраны схемы, желательно пользоваться картинками, рисунками: это соответствует возрастным особенностям мышления детей. Могут получиться различные варианты, и это закономерно, ибо единой схемы и не должно быть.
5. Работу по формированию системного анализа можно проводить в различные режимные моменты и в разной форме: индивидуально, небольшими подгруппами, с группой детей на занятии. Схемы можно использовать в различных видах деятельности.
4. Синектика (автор Уильям Гордон) – это метод аналогии. Аналогия бывает прямая, символическая, личная (или эмпатия).
1. Прямая аналогия, т. е. большая похожесть между какими-то предметами, событиями. Например: петух-будильник, жираф - подъемный кран.
2. Символическая аналогия (или графическая).
Например, детям читают сказку «Репка», и схематично изображают события, потом предлагают придумать свою сказку, чтобы события проходили также как в сказке «Репка» по этой схеме, но герои совсем другие и занимались они какими-то другими делами.
Детей символами учат изображать свое настроение, свои ощущения. Например, «Какой это человек?» (изображения прямой линии, волнистой линии, зигзаги…)
3. Эмпатия – личная аналогия (встать на место того героя, человека, предмета).
5. Моделирование (моделирование с помощью маленьких человечков. В их роли могут выступать и сами дети).
Можно моделировать и анализировать природу вещества и явления; структуру и взаимосвязи явлений; моделировать вещества, смеси и фазовые переходы (кипение воды: переход из жидкости в газ).
Этот метод помогает понять из каких основных компонентов каждый предмет, учит видеть общее в разных предметах.
Все вокруг состоит из маленьких человечков: твердых, жидких и газообразных. Превращаемся в маленьких человечков. Мы изображаем камень. Как мы встанем? А как вы думаете, есть ли в нем жидкие и газообразные человечки? Куда и как они встанут?
6. Морфологический анализ (автор швейцарский ученый Цвики) – помогает выявить все возможные варианты решения данной проблемы, которые могут быть упущены при простом переборе вариантов.
Вначале выделяют главные характеристики объекта (оси), затем по каждой из них записывают всевозможные варианты – элементы. Для этого строят т. н. «морфологический ящик».
Например, вы хотите придумать новую игру с мячом. По горизонтали записываются слова, характеризующие действия с мячом, по вертикали – слова, характеризующие средства игры с мячом. В точках пересечения получаются известные или новые игры с мячом. Морфологический ящик выглядит примерно так:
Игры с мячом
Средства игры с мячом | Действия с мячом | |||||
Катать | Бросать | Бить | Нести | Дуть | Тянуть | |
Руками | + | |||||
Ногами | + | |||||
Палкой | + | |||||
Клюшкой | + | |||||
Ракеткой | + |
Морфологический ящик может быть и более сложным: в него можно заложить и другие признаки (например, цвет и размер мяча, материал, из которого он сделан, и т. п.). Тогда из «ящика» можно «извлечь» еще более интересную информацию, выбирая элементы по диагонали и вертикали на свое усмотрение. Правил отбора нет. Перебирайте все варианты, пока не родится оригинальное решение.
Например: слева выкладываем картинки зверят (медведя, зайца, лисы, волка, белки…), сверху подписи или условные обозначения (голова, уши, хвост, туловище, лапы…). Дальше воспитатель дает задания разные для всех. Кому нарисовать туловище лисы, кому лапы медведя, кому уши зайца и т. д. и вставить свой рисунок туда, где указана часть этого животного. Потом дети наугад ил по желанию, выбирают те части животного, которые они решат. Теперь дети фантазируют, что же за животное могло бы быть с туловищем медведя, лисьим хвостом, лапами белки, головой волка, ушами зайца. Дети рисуют его и придумывают, где бы оно могло жить, чем питаться, с кем дружить и т. д.
Можно, используя прием «эмпатия», рассказать от лица этого героя.
Приёмы нетрадиционного рисования.
1. Печать от руки________
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.
2. Использование печатки_________
Ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
3. Рисование пёрышком___________
Пёрышки различного размера опускаются в гуашь, проводится пером по листу. Для получения изображения разного цвета и размера пёрышки меняются
4. Рисование пальцем. ______________
Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.
5. Монотипия_____________
Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
6. Рисование по трафарету тампоном______________
Ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.
7. Рисование методом тычка___________
Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка.
8. Кляксография_____________
В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят.
9. Набрызг__________________
Ребенок набирает краску на зубную щётку и ударяет ею о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
10. Граттаж___________
Ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Граттаж может быть цветным и чёрно – белым, это зависит от того, какая тушь нанесена на лист.
11. Рисование мыльными пузырями__________
Опустить трубочку в смесь (гуашь, мыло, вода) и подуть так, что бы получились мыльные пузыри. Чистый лист бумаги прикасать к пузырям, как бы перенося их на бумагу. Получаются интересные отпечатки, можно дорисовать детали.
12. Рисование мятой бумагой или полиэтиленовым кульком
Технология рисования: развести акварельную краску в блюдце. Помять бумагу или полиэтиленовый кулек, окунуть в краску и сделать отпечаток на бумаге. Потом кисточкой будем дорисовывать детали рисунка.
Материал: мятая бумага или полиэтиленовый кулек, акварельные краски, кисти, блюдце, салфетки, лист бумаги.
13. Вместо кисти – дырокол.
На листе бумаги сделать несколько отверстий дыроколом в произвольном порядке. Покажите, как можно получить симметричные дырочки, сложив лист в несколько раз. Наклеить проколотый лист на цветную бумагу с помощью разноцветных карандашей можно завершить картину.
14. Рисование на мокрой бумаге
намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов. Далее даём детям определённую тему для расплывчатых образов и ребята рисуют красками по своей фантазии.
15. Пластилинография – рисование пластилином
Детям предлагаются листы картона с готовым контурным рисунком или же картон с шаблоном.
Пластилин размягчают в руках, затем начинают вмазывать от контура к середине кругообразными движениями
16. Рисунок на мятой бумаге
Используйте в качестве основы для рисунка мятую бумагу. Предварительно изомните её хорошенько и настройтесь на работу. Рисовать при этом можно красками или карандашами (мелом), можно оборвать края рисунка, оформив его в виде овала, круга и т.д.
17. Теснение по фольге
Развивает усидчивость, мелкую моторику рук, творчество Материал: фольга, палочка пластмассовая (можно использовать бутербродную или стержень от ручки, которые не пишет).
Ребенок на фольге рисует сюжет или просто один – два предмета. Получается чеканка. Можно разнообразить работу. Поверх фольги накладывается копирка и рисунок. Ребенок его обводит по контуру палочкой. На фольге в точности отпечатывается то, что было на верхнем листе.
18. Рисование солью.
Предварительно на бумаге надо сделать наброски, смочить его водой с помощью кисти, посыпать солью, подождать пока она в себя вберёт воду, лишнюю соль ссыпать. Когда всё подсохнет, нарисовать недостающие элементы и раскрасить.
Солью хорошо рисовать стрекоз, дым, снег, бабочек, птичек, медуз.
19. Рисунки – невидимки.
Лист белой бумаги, кисточка, в блюдце налито молоко. Нарисовать рисунок вместо красок использовать молоко, когда оно высохнет, рисунок исчезнет.
Как узнать, что нарисовано на листе бумаги? Для этого достаточно прогладить бумагу утюгом или подержать её над включенной настольной лампой.
20. Ниткография____________
Способ получения изображения: опускаем нитки в краску, что бы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Дорисовать необходимые элементы. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити.
На этом необычном и очень интересном приёме я хочу остановиться и рассказать о нём более подробно.
Для этого нам потребуются:
- два альбомных листа;
- тушь или жидко разведенная гуашь;
- тарелочки для красок;
- пластмассовые ложечки;
- ниточки средней толщины;
- тканевые и бумажные салфеточки
Приступаем к работе:
1. Наливаем краску разных цветов в тарелочки.
2. Опускаем ниточку в тарелочку с помощью ложечки и отжимаем ее, придерживая другой конец нитки в руке.
3. Выкладываем на лист бумаги изображение из нитки, а другой конец оставляем свободным.
4. Так повторить столько раз, сколько цветов вы хотите нарисовать, укладывая ниточки аккуратно на листе бумаги.
Выкладывать изображения из ниточек надо быстро, чтобы не высохла краска.
5. Взять чистый лист бумаги и наложить на лист с изображением, слегка придерживая рукой.
6. Собрать в руку все концы ниточек и, придерживая верхний лист бумаги, резко выдернуть нитки.
7. По желанию дорисовать, приклеить детали (листочки, вазочку и т.п.) или вырезать изображения, нанесённые с помощью нити и составить из них композицию.
Рисование солью
Понадобится:
— белый картон
— акварельные краски
— кисточка
— фломастер
— поваренная соль
1. Смочи белый картон водой и разрисуй его разноцветными акварельными красками.
2. Насыпь щепотку крупной соли на разрисованный лист — только не прозевай, бумага должна быть влажной.
Для получения аккуратной четкой линии равномерно высыпаем соль через отверстие в стакане на влажную окрашенную бумагу.
3. Солью можно рисовать бутоны цветов.
Соль вбирает влагу (краситель) и получается «солевой эффект».
Композицию можно дополнить, нарисовать кистью листья цветка, паучка.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Игры по развитию творческого воображения
1. «Камень, брошенный в пруд» или «Цепочка слов»
Слово, случайно запавшее в голову (или намеренно взятое), вызывает цепную реакцию, распространяя волны вширь и вглубь, извлекая при этом звуки и образы, ассоциации и воспоминания, представления и мечты.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям составить длинный поезд из слов – каждое слово – вагончик. Вагончики, как и слова, должны быть соединены между собой. Значит каждое слово должно тянуть за собой следующее.
Воспитатель: Зима – какая? (ставит вагончик – зима).
Дети: Снежная, холодная (ставят два вагончика).
Воспитатель: А что еще бывает холодным?
Дети: Мороженое, лед, снег, ветер (за каждое слово ставится вагончик).
Воспитатель: (отталкиваясь от последнего слова) А ветер, какой?
Дети: Северный, сильный…
Воспитатель: А кто еще может быть сильным? И т. д.
Вариант игры:
Вагончики могут быть разного цвета. Каждый ряд или подгруппа может иметь свой цвет вагончиков. В конце игры подсчитывают, какая подгруппа или ряд собрали больше вагончиков.
2. «Фантастические гипотезы»
Техника «фантастических гипотез» предельна проста. Она выражена в форме вопроса: что было бы, если? Для постановки вопроса берутся первые попавшиеся подлежащее и сказуемое. Их сочетание и дает гипотезу, на основе которой можно работать.
Предложите детям поразмышлять: что было бы, если бы… дальше называете любой предмет и действие.
Например:
Что было бы, если внезапно исчезнет солнце?
Что было бы, если исчезнут все взрослые?
Что было бы, если бы к нам пришел… крокодил, слон?
Можно предложить детям самим придумать нелепые вопросы, а желающие на них отвечают, придумывая свою историю.
3. Игра «Хорошо – плохо»
Всем играющим необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравиться и что не нравиться, что удобно и что неудобно. Можно разделить группу на две команды: одна – «хорошо», другая – «плохо». Дети соревнуются, кто больше назовет качеств. В игре развивается речь, фантазия, умение рассуждать.
Снег
Хорошо Плохо
Можно кататься Холодно
Играть в снежки Сыро
Любоваться Заболит горло
Добыть воду Простудиться
4. «Теремок»
Цель: тренировать аналитическое мышление, уметь видеть общие признаки, системные и функциональные (путем сравнения), развивать творческое воображение.
Каждый ребенок получает свой нарисованный объект и играет за него.
- Тук – тук. Кто в теремочке живет?
- Я – гитара. А ты кто?
- А, я – яблоко, пусти меня в теремок.
- Пущу, если скажешь, чем мы с тобой похожи?
5. «Маша – растеряша»
Ведущий берет на себя роль Маши – растеряши и обращется к детям:
- Ой!
- Что с тобой?
- Я потеряла какой-то предмет (нож, ножницы, ложку…). Что мне делать теперь?
Чем я теперь буду резать хлеб (называет функции потерянного предмета). Играющие называют ресурсы для выполнения данной функции.
Например, леской. Пилой, рукой отломить…
Маша – растеряша дает за хорошие ответы вознаграждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разбуди в ребенке волшебника
Данная статья предназначена для педагогических работников и родителей. В статье отражена суть о формировании воображения у детей дошкольного возраста....
Анализ работы Тема: «Разбуди в ребенке волшебника» (развитие творческих способностей в непосредственно-образовательной деятельности по изодеятельности
Обучение детей творчеству, фантазии, вооброжению, умению передать образы в рисунке...
Статья "Разбудить в ребенке волшебника" или как развить творческое мышление у детей старшего дошкольного возраста
У некоторых детей, впервые пришедших в детский сад, отмечается недостаток наблюдательности, творческой выдумки и воображения в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как правило...
консультация для родителей «Разбудите в ребенке волшебника»
Консультация для родителей по развитию воображения у детей....
Разбудить в ребенке волшебника
Консультация для родителей...
Разбудите в ребенке волшебника
консультация для родителей...
"Разбуди в ребенке волшебника" Использование нетрадиционных техник и приемов лепки в развитии творческих способностей дошкольников
laquo;В пальцах теплый пластилин.. В нем плетенье летних листьев, Виноград в янтарных кистях И гуляющий павлин. В нем серебряный цветок И зверек, прижавший ушки, В нем яйцо в гнезде кукушки И любви ж...