Пальчики - наши друзья
проект (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное Казённое Дошкольное Образовательное Учреждение Краснозёрский детский сад №5 Новосибирской области Краснозёрского района
Проект
"Пальчики - наши друзья"
Разработала: воспитатель
Денк Татьяна Николаевна
р.п. Краснозёрский 2014год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… 3
Теория…………………………………………………………… 4
Практика………………………………………………………… 6
Заключение……………………………………………………… 12
Список литературы……………………………………………... 13
Приложения…………………………………………………….. 14
Проект "Пальчики - наши друзья"
Информационная характеристика проекта:
Тип проекта: познавательно-речевой, коммуникативно - личностный физкультурно - оздоровительный
Вид проекта: долгосрочный, межпредметный, групповой.
По составу участников: дети младшей разновозрастной группы, воспитатели, родители, специалисты ДОУ.
Продолжительность работы: июль – август 2013 года
Причины работы над проектом: У детей недостаточно развита мелкая и общая моторика, что влияет на отставание в развитии речи.
Актуальность: Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка.Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки, видимой частью полушарий головного мозга.
Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки.
Этот возраст характеризуется рядом новообразований, учет которых важен для дальнейшего развития ребенка. Так, с 2–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер.
В этом же возрасте происходит дальнейшее совершенствование мелкомоторных функций рук ребенка, с которыми тесно взаимосвязаны процессы мышления. Достаточный уровень развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Начинать эту работу нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Гипотеза: Дело в том, что в головном мозге человека есть центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Именно поэтому можно говорить о том, что если у ребенка плохо развиты пальчики, то от этого у него будет страдать речь и наоборот. В связи с этим ряд ученых называют кисти рук «органами речи», как и артикуляционный аппарат.
Замечено, что дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. . Поэтому, чтобы у ребенка была хорошо развита речь, следует тренировать не только органы речи, но и мелкую моторику. Современные родители очень заняты. У них не хватает времени и знаний для усовершенствования мелкой и общей моторик рук детей, и только детский сад является ступенью для усовершенствования мелкой и общей моторики детей , поэтому из этого вытекает следующее…
Цель: развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
- Тренировать тонкие движения пальцев и кистей рук детей.
- Формировать координацию движений.
- Создать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости.
- Способствовать развитию творческих способностей.
- Развивать память, мыслительную деятельность, связную речь.
- Стимулировать зрительное и слуховое восприятия.
Задачи для педагога:
- показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики;
- познакомить с правилами проведения пальчиковой гимнастики;
- развивать речь детей, расширять словарный запас.
Задачи для детей:
- развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка;
Задачи для родителей:
- учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;
- создавать в семье благоприятные условия для проведения пальчиковой гимнастики
Средства достижения поставленных задач:
- применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;
- использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке и т.д.;
- информационные листы для родителей;
- разучивание стихов, потешек;
- использование атрибутов к пальчиковой гимнастике.
Условия:
Материальные: приобрести или изготовить игры для развития мелкой моторики, пальчиковые театры согласно возраста детей, необходимую методическую литературу по данной теме.
1. Игра «Открывашки - закрывашки»
2. Игра на развитие мелкой моторики «Золушка»
3. Мозаика 28 деталей
4. Пирамидка «Сияние»
5. Кубики в картинках
6. Игра «сухой бассейн»
7. Пазлы «Львёнок», «Черепашка», «Красная шапочка»
8. Набор «Строим вместе» (54 кубика)
9. Конструктор «Строитель»
10. Пальчиковый театр «Колобок»
11. Пальчиковый театр «Репка»
12. Пальчиковый театр «Теремок»
13.Изготовление массажных мячиков
14.Изготовление трафаретов «Овощи», «Фрукты», «Трансторт», «Дикие животные, и т.д.
Методическая литература по данной теме
Виды детской деятельности:
учебно-игровой
Предполагаемый результат:
Дети:
- проявляют интерес к пальчиковой гимнастике;
- увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной.
- возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
- дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;
- отзывы родителей и педагогов;
- у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.
Родители:
- родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми;
- родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома;
Структура и содержание проекта:
1 План работы с детьми и родителями
2 Беседы по теме
3 Наблюдения
4 Дидактические игры
6 Художественное словосочетания
7 Пальчиковые массажи
7 Физкультминутки
8 Пальчиковые гимнастики
9 Подвижные игры и упражнения
10 Консультации, анкеты для родителей
11 Подготовка наглядного материала
12 Презентация «чему мы научились за год»
Этапы реализации проекта:
Содержание работы | Прогнозируемый результат | Сроки выполнения |
1. Проведение диагностического исследования (первичное). | Выявление уровня развития мелкой моторики рук. | Сентябрь |
2. Создание картотеки пальчиковых игр и игр-драматизаций | Теоретическая подготовка к последующей деятельности с детьми. | Сентябрь-октябрь |
3. Проведение пальчиковых игр в различных видах деятельности | Развитие мелкой моторики рук. | В течение года |
4. Проведение контрольного диагностического исследования | Проведение мониторинга результатов развития мелкой моторики рук. | Май |
I. Подготовительный этап:
1.Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
2.Изучение методической литературы по данной теме:
3.Подготовка наглядного материала:
- письменных консультаций, стендов информации;
- современных, многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук и др.
- выставки детских работ
II. Основной этап реализации проекта:
- составление перспективного плана проведения пальчиковой гимнастики с ребенком;
- разработка рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики;
- обучение родителей проведению пальчиковой гимнастики с ребенком;
- включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии утренников, в утренние и вечерние отрезки времени.
План мероприятий с родителями
Срок проведения | Мероприятия | Тема | Ответственный |
Сентябрь | Родительское собрание | Тема: «Развитие речи младших дошкольников» | Воспитатель |
Октябрь | Консультации для родителей | Тема: «Что такое мелкая моторика и как её развивать» Тема: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики» | Воспитатель Воспитатель |
Ноябрь | Папка-передвижка | Рекомендации для родителейТема: «Развитие мелкой моторики» | Воспитатель |
Декабрь | Информационная папка для родителей | Тема: «Пальчиковый игровой тренинг» | Воспитатель |
Январь | Круглый стол для родителей | Тема: Изготовление дидактических пособий для игры «Магазин» (нитки), для п.и. «Лошадки» | Воспитатель |
Февраль | Консультация для родителей Спортивный досуг | Тема: «Игры на развитие мелкой моторики в которые можно играть дома» «На лесной полянке» | Воспитатель |
Март | Открытое занятие для родителей | Тема « Наш любимый светофор » | Музыкальный руководитель |
Апрель | Консультация для родителей | Тема «Речь и пальчики» | Воспитатель |
Май | Итоговое родительское собрание | Тема: «Чему мы научились за год» презентация, доклад «Развитие речи в летний период» | Воспитатель |
План мероприятий с детьми по развитию мелкой моторики включаются все виды учебно-игровой деятельности в режимные моменты:
Срок проведения | Мероприятия | Ответственный |
ежедневно | - Утренняя гимнастика. - Самостоятельная деятельности - Организованная образовательная деятельность . - Непосредственная образовательная деятельность. - Прогулка. - Самообслуживание. - Работа с родителями . - Индивидуальная работа . -Продуктивная деятельность | Воспитатель |
тематические игровые комплексы
(10-15 минут), которые проводятся с детьми в свободное время (утром, перед завтраком, индивидуально, в вечернее время) и состоят из следующих видов деятельности:
1. Массаж кистей рук с использование чистоговорок, скороговорок.
2. Пальчиковая гимнастика с элементами логоритмики.
3. Работа с различным природным, бросовым материалом (семена, ракушки, галька, счетные палочки, бумага, тестопластика, шнурки, пуговицы, застёжки, кнопки, закручиваюшиеся пробки и т.д.)
4. Игры на координацию движений (с резиновыми и тряпочными мячами, магнитными удочками).
5. Копирование узоров, рисунков или работа в прописях.
6.Сминание самоклейки.
III. Заключительный этап
Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:
тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего и среднего возраста, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей;
- отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами двигательной активности, пальчиковых игр и упражнений и т. д. ;
-возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память;
- считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями. Родители принимали активное участие в реализации проекта, научились правильно проводить пальчиковую гимнастику в домашних условиях
- у большинства детей кисть приобрела хорошую гибкость, подвижность, исчезла скованность движений, изменился нажим, что в дальнейшем поможет детям легко овладеть навыками письма;
- дети свободно играют в пальчиковые и дидактические игры;
- в группе собран методический материал, оборудование для успешной работы по развитию речи при помощи разных форм, методов направленных на развитие общей и мелкой моторики.
- у большинства детей кисть приобрела хорошую гибкость, подвижность, исчезла скованность движений, изменился нажим, что в дальнейшем поможет детям легко овладеть навыками письма;
- дети свободно играют в пальчиковые и дидактические игры;
Список литературы
- Диченкова, А.М. Страна пальчиковых игр : идеи для развития мелкой моторики / А.М. Диченкова. – Ростов на Дону : Феникс, 2008. – 220,[2] с. : ил. – (Мир вашего ребёнка).
- Пименова, Е.П. Пальчиковые игры / Е.П. Пименова. – Ростов на Дону : Феникс, 2007. – 221, [1] с. – (Мир вашего ребёнка).
- Белая, А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников : Пособие для родителей и педагогов / Белая А.Е., Мирясова В.И. – М. : АСТ : Астрель : Профиздат, 2007. – 46 [2] с. : ил.
- Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь. Москва: «Рипол плассик», 2008;
- Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;
- Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;
- Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;
- Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Владимир: «Астрель», 2006;
- Белая А. Е., Мирясова В. И., Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Москва: «Профиздат», 2001;
Приложение 1.
Этапы разучивания игр:
- Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
- Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
- Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
- Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
- Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Рекомендации:
- Насколько ребёнку понравится игра, зависит во многом от исполнения взрослого. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть;
-Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала необходимо рассказать о них, используя картинки или игрушки;
- Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.;
- Важно делать в подходящих местах паузы, говорить то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста;
- Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми;
-Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи;
- Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, можно научить его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.
Рекомендации по проведению пальчиковых игр:
- перед игрой с ребенком необходимо обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;
- выполнять упражнения следует вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой;
- при повторных проведениях игры дети нередко начинают производить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением;
- выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша;
- не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре;
- вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений, поэтому отрабатываются движения постепенно и пассивно, с помощью взрослых;
- никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру;
- стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
Приложение2
ДЕТСКИЙ ИГРОВОЙ МАССАЖ
Стихи и песенки для игрового массажа очень нравятся детям, они обеспечивают весёлое общение, снимают напряжение, учат малышей доверять другим и сопереживатьа и др. Благодаря массажу дети начинают различать части тела.
На занятиях в группе дети с 3-4 лет с большим интересом не только выполняют массаж сами, но и наблюдают за проведением массажа другими детьми.
При проведении массажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику.
Игровой массаж снимает у детей напряжение. Улучшается кровоснабжение кожи, уменьшается напряжение мышц, дыхание и сердцебиение замедляются. Ребёнок успокаивается и расслабляется. Игровой массаж положительно влияет на центральную нервную систему.
Игровой массаж способствует социализации детей, формирует у детей доверие и внимание друг к другу, развивает терпение и чувство юмора.
Игровой массаж способствует развитию фантазии детей: бегущий по дереву паучок и капающий на спину дождик, прыгающий по полу мячик и идущий по лесу медведь одинаково ярко, хотя и по разному представляются детям проводящим и «получающим» игровой массаж
Игровой массаж также способствует развитию речи. Стихи и песенки малыши быстро запоминают, а движения, иллюстрирующие текст, способствуют выразительному исполнению.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МАССАЖА
Песенки и стихи для массажа следует подбирать с учётом возраста ребёнка.
Только в том случае, если они будут интересны малышу, игровой массаж станет для него радостным событием.
Предлагаемые для массажа спины упражнения можно проводить, когда ребёнок лежит на животе, или сидит на стуле, опираясь на стол, Ребёнок может также сидеть на полу, стоять на четвереньках или лежать на коленях взрослого.
Прежде чем начинать проводить массаж, следует предварительно прочитать ребёнку стихи или сказать несколько вступительных фраз, чтобы малыш смог представить последующие действия взрослого.
Взрослый во время чтения стихов должен делать небольшие паузы для массажа.
Предлагаемые для массажа спины песенки и стихи могут использоваться также для массажа рук или ног ниже колена.
Детям для проведения массажа друг другу можно предоставить выбор положения для массажа, игрушек для массажа и движений. Проведение массажа детьми должно контролироваться взрослым.
Движения под музыку следует выполнять ритмично и избегая сильного нажима или похлопывания.
Желательно, что бы взрослый подпевал, а позже пел под минусовую фонограмму.
Игровой массаж может проводиться поверх рубашечки или футболки, а также, по желанию малыша, на голой спинке.
Рекомендуемые движения можно изменять, исходя из текста песенок.
Первое время массаж лучше проводить, используя соответствующие предметы - кисточку, резиновый ёжик, поролоновую губку, игрушечную машинку, кусочки ваты,
бумажные листочки, и др., а также мягкие игрушки в соответствии с текстом песенок. Массаж игрушками забавляет малышей и не требует такой высокой степени доверия, как массаж руками.
Взрослым с длинными ногтями при проведении массажа надо быть очень осторожными и использовать, если возможно, .соответствующие тексту песенок игрушки и предметы.
1. ЛАДОШКА
(1) Твоя ладошка – это пруд,
По ней кораблики плывут.
(2) Твоя ладошка, как лужок,
А сверху падает снежок.
(3) Твоя ладошка, как тетрадь,
В тетради можно рисовать
(4) Твоя ладошка, как окно,
Его помыть пора давно.
(5) Твоя ладошка, как дорожка,
А по дорожке ходят кошки.
1 - медленно водить согнутым указательным пальцем по ладошке
2 - дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки
3 - указательным пальцем «нарисовать» солнышко и др.
4 - потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак
5 - осторожно переступать пальцами обеих рук
2. ДУБ
(1) Дятел на дубу сидит и стучит, стучит, стучит,
(2) Ищет под корой жучков и съедобных червячков.
(3) Ну а если грянет гром, и польётся дождь потом,
(4) Дятел спрячется в дупло, в нём и сухо и тепло.
1 - положить ладонь на спинку и постукивать указательным пальцем
2 - слегка пощипать
3 - на слово «гром» хлопнуть по спинке, а затем побарабанить пальцами
4 - попытаться сунуть руку за шиворот или подмышку
3.МЯЧИК
(1) Круглый мячик без запинки скачет, скачет по тропинке
Часто, часто, низко, низко от руки к земле так близко
Скок и скок и скок и скок, не скачи под потолок,
Скок и скок и стук и стук, не уйдёшь от наших рук.
1 - легко и ритмично похлопывать вдоль по спинке
4. ПАЛЬЧИКИ
(1) Наш массаж сейчас начнём,
Каждый пальчик разотрём:
Этот - всех красивей,
Этот - всех ленивей,
Этот пальчик - всех длинней,
Этот пальчик – всех умней,
(2) Вместе – это пять друзей
(3) Пальцы растянуть хочу,
Каждый пальчик покручу,
Этот - всех красивей,
Этот - всех ленивей и т. д.
(4) Каждый пальчик мы возьмём
И сожмём, сожмём, сожмём.
Этот - всех красивей, и т. д.
(5) Каждый пальчик мы возьмём,
На подушечку нажмём
Этот - всех красивей, и т. д.
1 – растирать каждый палец, начиная с мизинца, от основания пальца к кончику
2 – погладить сразу все пальчики
3 - взяв палец за кончик и приподняв, осторожно вращать
4 - сжимаем поочерёдно пальчики в своём кулачке
5 – нажимаем кончиком указательного пальца на кончик пальца малыша у ногтя
5.КАПУСТКА
(1) Мы капустку чистим, чистим, мы капустку чистим, чистим
Мы всех просим не зевать и немножко помогать.
(2) Мы капустку рубим, рубим, мы капустку рубим, рубим,
Мы всех просим не зевать и немножко помогать.
(3) Мы капустку давим, давим, мы капустку давим, давим
Мы всех просим не зевать и немножко помогать.
(4) Мы капустку солим, солим, мы капустку солим, солим,
Мы всех просим не зевать и немножко помогать.
1 - лёгкие скользящие движения всех пальцев, как бы рвать траву
2 – попеременное постукивание рёбрами обеих ладоней
3 - нажимаем осторожно ладонью с небольшим вращением
4 - легко постукиваем кончиками расслабленных пальцев
Приложение 3
Тема: "В гостях у весеннего солнышка"
Цель: уточнять и расширять знания детей о весенних изменениях в природе, развивать умение использовать свои знания в предметно- практической и игровой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
-Формировать умение понимать слова «большой - маленький», фиксировать внимание на размере предмета и группировать по этому признаку, закрепить знания о геометрических фигурах
- закрепление цвета;
Развивающие:
- развивать понимание речи; активизировать словарь, выполнять словесные инструкции воспитателя;
-развивать восприятие, мелкую моторику пальцев;
- стимулировать эмоциональную сферу детей;
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, инициативность;
- воспитывать культурно-гигиенические навыки;
- создавать игровые ситуации, способствующие воспитанию доброжелательности, отзывчивости.
В ходе непосредственно образовательной деятельности реализуются задачи по следующим образовательным областям:
«Художественное творчество»
– развитие детского творчества.
«Коммуникация»
- формировать умение детей составлению небольшого описательного рассказа вместе с воспитателем.
– развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
«Познание»
– формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
«Социализация»
– приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми .
«Здоровье»
– сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
«Познание»
-Совершенствование умения обобщать, группировать предметы по назначению
-закреплять умение детей различать и называть геометрические фигуры , знание цвета,понятий « большой и маленький» широкий, узкий, высокий, низкий;
- формирование целостной картины мира;
Предварительная работа:
Беседа с детьми по темам «Весна - Красна», «Изменение в природе»;
Наблюдения на прогулках за солнцем, отмечать зависимость погоды от солнца;
Рисование «Солнышко»;
складывание кораблика из бумаги
лепка солнышка из пластелина и солёного теста
Рассматривание иллюстраций по темам;
Дидактические игры «Собери солнышко», “
Логоритмика «Весеннее солнце»
Материалы и оборудование:
Атрибут «Солнышко»;
Тарелочки с манкой;
Влажные салфетки;
Музыкальный центр
Настенное панно
Игрушки: заяц, белка, лиса, медведь;
2 полоски («речки»): узкая короткая, широкая длинная;
лист бумаги в виде квадрата на каждого
Музыка: «Звуки леса», звуки машины, музыка для рисования, песня «солнышко», музыка для входа в группу
Раздаточный материал: конверт с геометрическими фигурами, квадраты белой бумаги на каждого, подносы с крупой
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Под музыку дети вместе с воспитателем входят в группу.
Воспитатель:Проснётся утром солнышко, на землю бросит взгляд. Шагают дети с мамами в любимый детский сад.
Ребята, когда я сегодня шла на работу в детский сад по дороге встретила зайчика. Он принёс нам приглашение от солнца в весенний лес Ой, а где же зайка? Он увидев так много детей испугался и спрятался. Сейчас я его поищу. Зайка, посмотри, сколько ребят, гостей сегодня пришло. Давайте поздороваемся.
1 Релаксация «Улыбка»
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
«Доброе утро солнцам и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!»
— А сейчас улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки гостям.
2.Сюжетно - ролевая игра "Автобус"
- Ребята, но как же нам добраться до леса, ведь он находиться далеко? (на автобусе, самолёте, поезде, корабле. .. )
- А что это тут у тебя заяц? Да это же билеты на автобус.. (раздаём ребятам билеты в форме геометрических фигур)
- Ребята, внимательно поглядите на свои билеты. Они вам что - нибудь напоминают? (геометрические фигуры)
Все правильно , молодцы, отправляемся в путешествие в весенний лес. Мы проезжаем мимо большого города, где много жителей. Давайте их поприветствуем, помашем им рукой.
3.Рассматривание настенного панно "Времена года"
Воспитатель: Вот мы и добрались до леса. Ребята, посмотрите, а что это на въезде в лес? Какае-то картина.
-Что на ней изображено?
-Какое время года?
-Какие весенние месяцы вы знаете?
- Что делает солнце весной?
(Светит, освещает землю, согревает, греет, радует, блестит...)
- Что делает трава весной?
(Всходит, появляется, прорастает, пробивается, зеленеет, ковром покрывает землю...)
- Что делают птицы весной?
(Прилетают, возвращаются в родные края, вьют гнезда, поселяются в скворечниках, выводят птенцов0
-А сколько птиц на картине?
-А сколько животных?
-На картине есть деревья? сколько их?
-Какие они по высоте?
-Что вы видите на деревьях? Сколько их?
- А есть цветы? Как они называются? Какие по форме? По цвету? На что похожи?
-Солнышко, какое? А ,одуванчики, какие?
Воспитатель: Пока рассматривали картину, на въезде в лес, автобус открыл двери и нам пора выходить.
4. Дидактическая игра "Кто как выглядит"
- Проходите, ребята на опушку леса. Нас уже встречают жители леса.
- Дети узнают белочку, лисичку и медведя.
- Как выглядит лисичка?
- Лисичка рыжая, пушистая, с огромным хвостом. Она живет в лесу.
- Как ходит лисичка?
- Вот так: она заметает хвостом следы, чтобы никто не догадался, что она выслеживает добычу. (дети изображают походку лисы)
- Как выглядит медведь?
- Он огромный, бурый, косолапый, неуклюжий. Он ходит вот так. (дети изображают походку медведя)
- Как выглядит белочка?
- Она маленькая, пушистая, с длинным пушистым хвостом. Она грызет орешки и прыгает с ветки на ветку.
Ребята, а зайка наш что-то загрустил. Думает, что мы забыли, что он тоже живет в лесу. А давайте его развеселим , поиграем с ним в игру
5.Игра "Зайка серенький сидит"
Воспитатель: Поиграли, размялись, а теперь пора идти дальше. Ведь солнышка нигде нет, нужно его искать.
6.Моделирование из бумаги
- Ребята, поглядите, нам дорогу загородили речки. Сколько их? (2). Какие они? (узкая - короткая; широкая - длинная). Как нам можно перебраться на другой берег узкой, широкой реки? (перешагнуть, перепрыгнуть). А через широкую реку? (переплыть). А на чём можно переплыть? (на лодке, плоту. .. ). А я вам предлагаю переплыть на кораблике, используя квадрат. Я буду «читать» квадрат, а вы делать: кораблик мы делаем из ромба. Верхний и нижний углы на себя, получилась конфета. А сейчас сложим пополам. Вот и наш кораблик. А теперь переплываем через речку на другой берег. Молодцы!
- Вот мы и добрались до весёлой полянки ,где живет солнышко.. Как тут красиво! Растут красивые цветы и летают насекомые. А где же само солнышко? Солнышко наше спрятала тучка и оно уснуло. Как же нам его разбудить? Я, кажется, знаю.
7.игра-физминутка "Заботливое солнышко"
Заботливое солнышко
Солнце с неба посылает Дети ритмично скрещивают
Лучик, лучик, лучик. руки над головой.
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи. Плавно покачивают руки вверху.
Летом нежно согревает
Щечки, щечки, щечки. Ритмично потирают щеки.
А весной на носик ставит
Точки-точки-точки. Ритмично постукивают паль-
Золотят веснушки деток. цем по носу.
Очень нравится им это!
8. Рисование солнышка
Солнышко не просыпается ,а давайте его нарисуем. Если бы вы рисовали солнышко, с чего бы вы начали? После того, как нарисуем круг, что следует нарисовать? Сколько лучиков нарисуем? Посмотрите, у меня солнышко есть, а у вас пока нет, давайте каждый из вас себе нарисует солнышко, и тогда у нас в весеннем лесу будет ещё светлее. (Дети подходят к подносам с крупой и рисуют пальчиками солнышко на крупе).
- Какие замечательные солнышки у нас получились!
Воспитатель: Посмотрите, а тучки то нет, и наше солнышко проснулось. Давайте, все, вместе споём песенку для солнышка.
9.Песня «Солнышко»
- Весной так хочется погулять, подставить своё личико солнышку, потянуть ладошки к солнышку, прогреть их, а затем прислонить к лицу И ощутить солнечное тепло. Вот так пригревает солнышко нашу землю.
10.Рефлексия
Ребята, вам понравилась наша прогулка в весенний лес к солнышку? Что особенно вам запомнилось? Вы все ребята, молодцы, ловко справлялись со всеми заданиями. Ну а теперь пора возвращаться в детский сад. Давайте заходим в автобус и поехали!
Спортивный досуг для родителей и детей
«День взросления»
Цель: Укреплять здоровье детей, обеспечивать физическое развитие .
Задачи: Образовательные области: «Здоровье»- формировать опорно-двигательный аппарат ребенка;
«Физическая культура»- продолжать формировать двигательные умения и навыки в основных видах движений; развивать психофизические качества: ловкость, быстроту;
«Коммуникация»- обогащать словарный запас, развивать речь;
«Социализация»- воспитывать положительные нравственно-волевые черты личности (самостоятельность, смелость, уверенность в себе)
«Безопасность»-продолжать формировать умение бегать не наталкиваясь друг на друга, умение пользоваться физ. оборудованием
Аудиозаписи: музыка для ритмической гимнастики, музыка для упражнений 8 мелодий, музыка для начала праздника и конца
Спортивное оборудование и инвентарь: 2 ведёрка, 10 обручей,2 мяча,2 пирамидки,2 палочки, 10 кубиков,2 скакалки,2 киндер-яйца,2 ложки, шишки
Предварительная работа:
Беседы с детьми, физические упражнения, утренняя гимнастика, привлечение родителей к совместному время провождению.
Ход праздника:
1-й ведущий:
Внимание! Внимание!
Народное гуляние!
Торопись честной народ –
Вас сегодня праздник ждет.
2-й ведущий:
Мы зовем на праздник всех,
Пусть звучит повсюду смех.
- Что вы взрослые стоите?
Все в саду у нас равны.
У ребят сегодня праздник,
Веселитесь же и вы.
1-й ведущий:
Дорогие ребята!
У нас сегодня «День взросления»,
Принимайте поздравления.
Подходите все скорей,
Приглашайте всех гостей!
— Ребята, как вы думаете, что значит «взрослеть»?
Дети отвечают.
- А вот как вы повзрослели, мы узнаем, соревнуясь друг с другом в ловкости, внимании, быстроте и находчивости.
2-й ведущий:
Родители – народ такой:
а занятость спешат сослаться.
Всем надо спортом заниматься.
- Так что, дорогие родители просим вас не стоять и наблюдать в стороне, а присоединиться к нашим детям.
1-й ведущий:
Итак, все собрались, все здоровы?
Бегать и играть готовы?
Ну, тогда подтянись,
Не зевай и не ленись!
- Скажите, что умеют делать ваши пальцы на ногах и на руках?
Ответы детей.
- Хотите узнать, что еще могут ваши пальчики? Тогда приготовьтесь.
Пальчиковая игра: «Вы готовы?»
- Вы готовы, глазки?
(дотрагиваемся до век)
Да! (гладим глазки)
- Вы готовы, ушки?
(трогаем мочки ушек)
Да! (гладим ушки)
- Вы готовы, ручки?
(выставляем ладошки вперед)
Да! (хлопаем в ладоши)
- Вы готовы, ножки?
(гладим колени)
Да! (обнимаем руками колени)
2-й ведущий:
- А сейчас мы отправимся на спортивную площадку. Но, не просто отправимся, а будем изображать животных. Кого мы будем изображать, попытайтесь отгадать.
1 загадка
У болот ной мягкой кочки,
Под зелененьким листочком.
Притаилась попрыгушка,
Пучеглазая …(лягушка).
Дети, изображая прыгающую лягушку, продвигаются к беседке.
2 загадка
Красные лапки, длинная шея,
Щиплет за пятки, беги без оглядки (гусь).
Дети идут гусиным шагом.
3 загадка
Рыжая хозяйка по лесу прошла,
Стежки – дорожки хвостом подмела (лиса).
Дети, изображая походку лисы, двигаются к беседке.
4 загадка
Утром рано я встаю,
Звонким голосом пою (петушок).
Дети идут, высоко поднимая колени.
1-й ведущий:
- Вот мы и пришли.
Прежде чем соревноваться,
Мы скорей должны размяться.
Внимательными будьте,
Старательными будьте,
Упражнения выполняйте,
За мною дружно повторяйте.
Повернитесь друг за другом.
Ритмическая гимнастика
2-й ведущий:
Развить ловкость и внимание,
Помогают соревнования.
Начинаем веселые старты,
Соревнуются наши команды.
Игровое упражнение с мячом.
Дети делятся на две команды и выполняют прыжки из обруча в обруч с мячом в руках, до пирамидки и обратно.
1-й ведущий:
Чтобы взрослые не скучали, предлагаем посоревноваться мамам, папам, бабушкам и дедушкам.
Упражнение с обручем «Кто дольше сможет крутить обруч?»
2-й ведущий:
Сделать нас сильней намного, упражнения помогут.
Эстафета с палочкой.
Дети делятся на две команды, по сигналу первые бегут с палочкой в руках к пирамидке, оббегая кубики. Возвращаются и передают палочку следующему.
1-й ведущий:
Взрослые – внимание! Примите участие в соревновании.
Прыжки на скакалке «Кто быстрее?»
Взрослые делятся на две команды и по сигналу начинают прыжки на скакалке к пирамидке и обратно.
2-й ведущий:
Девочки – внимание!
Мальчики – внимание!
Есть для вас еще одно,
Веселое задание.
Эстафета «Перенеси воду»
Дети встают в колонны парами. Первый пробегает дистанцию, держа в руках ведро с водой. Затем передает другому. Выигрывает тот, кто не разольет воду в ведерке.
1-й ведущий:
А сейчас, а сейчас, задание взрослые для вас.
Эстафета «Яйцо в ложке»
Вот ложка, вот яйцо,
Бежать осторожно, дышать можно.
Взрослые бегут с яйцом «Киндер – сюрприз», которое лежит в ложке. Побеждает тот, кто не выронит его из маленькой ложки.
2-й ведущий:
Смех и радостные крики.
Щечки ярче земляники:
Соревноваться нужно –
Пусть побеждает дружба.
Игровое задание «Волшебная шишечка»
Дети и взрослые идут спокойным шагом по участку под музыку, с шишками в руках. По сигналу «стоп» нужно остановиться и освободить руки от шишки. Но класть на землю и ложить в карманы нельзя. Каждый должен придумать по – своему, как это можно сделать.
1-й ведущий:
Молодцы, ребята. Вы были ловкими, смелыми, быстрыми, находчивыми, а самое главное дружными. Вот таких здоровых и сильных ребят растит наш детский сад. Мы видим, что вы и вправду повзрослели. Желаем вам весь год быть здоровыми, активными, веселыми и дружными.
Приложение 10
Тема: «Развитие речи младших дошкольников»
Цель: Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.
1 часть:«Совсем немного науки»
Речь - форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по 2-м взаимосвязанным направлениям:
- речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;
- речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Основные задачи речевого развития детей:
- овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;
- развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).
Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.
Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение,чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.
- Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чему должны учить ребёнка?
- Формирование звуковой культуры речи.
- Обогащение словарного запаса.
- Формирование грамматического строя речи.
- Обучение рассказыванию, связной речи.
- Развитие выразительности речи.
Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности ; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях ; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.
2 частьИгра-путешествие по стране «развитие речи»
Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей. На каждой станции воспитатель проигрывает материал с родителями.
1.Станция «Творческая»
Подберите эпитеты к словам:
- снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.)
- человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)
- ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)
- дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)
- луна (яркая, растущая и т.д.)
Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.
Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.
2. Станция «Сказочная»
(Загадки про сказки, нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать).
1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть …
2) Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна!
3) Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!
4) Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось! Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, число, что активизирует речь.
3)Станция «Наши руки не знают скуки» 1этап
Массаж. Массируя пальцы активизировать работу внутренних органов.
Большой - отвечает за голову;
Указательный - желудок;
Средний - печень;
Безымянный – почки;
Мизинец – сердце.
1) Растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.
2) Потереть ладони, похлопать.
2этап
Пальчиковые игры (без предметов).
1) 1-2-3-4-5 (загибаем, начиная с большого).
Маме осенний букет отнесём ( «шагают» по ладошке).
2) Пальчиковая игра «Медведь» (с предметом)
(медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак)
Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее, на подмогу,
Мишка, кажется, застрял!
(с силой вытянуть платочек)
3) Пальчиками можно рассказывать стихи.
«Под берёзой на пригорке
Старый ёж устроил норку.
А под листьями лежат
Двое маленьких ежат.
4) Станция «Игровая»
(игры для формирования звукопроизношения)
Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.
Речевая игра «Самолёт»
(педагог показывает картинку, на которой нарисована самолёт)
«Самолёт взлетает» - дети тихо говорят «У-У-У…»; по сигналу: «Самолёт летит» - говорят громче; по сигналу- «Самолёт заходит на посадку» говорят тише; по сигналу «Самолёт приземлился» - замолкают.
Речевая игра «Жук»
Педагог предлагает изобразить полёт жука. Дети, подражая полёту жука произносят звук «Ж-Ж-Ж…».
Чистоговорки:
Ма-ма-ма – я сама.[м]
Ри-ри-ри – на орехи посмотри.
Ро-ро-ро – у орехов есть ядро.[р]
Уп-уп-уп – готовлю суп.«[п]
Ву-ву-ву – лови сову.
Вы-вы-вы – бегут львы.[в]
Бы-бы-бы – в лесу грибы.[б]
Словесная игра «Почемучка»
Определить: из каких слов состоят слова? ( самосвал, пылесос, самолёт, мясорубка, сороконожка, босоножки, соковыжималка, листопад, снегопад, мотокросс.)
3 часть Итог родительского собрания:
- родители задают вопросы на уточнение.
- проводится рефлексия: родители высказывают свое отношение к рекомендациям воспитателя, насколько полезным был материал, представленный на собрании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
занятие по валеологии для детей средней группы "Пальчики и носики - наши друзья"
Формирование у детей дошкольного возраста средней группы представления об особенностях осязания и обаняния....
Совместная деятельность воспитателя с детьми "Наши друзья - наши дорожные знаки" с использованием приставки mimio/
Совместная деятельность воспитателя с детьмис использованием дидактических и развивающих игр в подготовительной группе для детей с диагнозом ОНРНа тему: «Наши друзья - Дорожные знаки»....
Проект "Пальчики - наши верные друзья и помощники"
Цель: Осуществление непрерывного педагогического процесса по формированию у детей четвертого года жизни активной речи путем развития мелкой моторики пальцев рук,используя пальчиковые игры и упражнения...
Консультация для родителей Пернатые друзья «Птицы — наши друзья».
О том, что птицы- друзья и помощники человека, мы знаем уже давно....
Конспект НОД Конспект НОД по ФЭМП детей средней группы на тему: «Наши друзья – домашние питомцы».о ФЭМП детей средней группы на тему: «Наши друзья – домашние питомцы».
Формировать элементарные представления о размерах предмета, научить сравнивать предметы по количеству....
Сценарий празднования дня птиц в средней группе детского сада " Птицы - наши соседи! Птицы - наши друзья! Вместе нам жить на планете Земля!"
Сценарий празднования дня птиц в средней группе детского сада " Птицы - наши соседи! Птицы - наши друзья! Вместе нам жить на планете Земля!" Сценарий может быть полезен педагогам ДОУ....
Презентация экологический проект "Птицы наши друзья! Эколята помогают своим друзьям"
Экологический проект, посвящен акции "Покормите птиц зимой"...