НОД "Мы исследователи"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно –образовательной деятельности
в подготовительной группе
Область: познание
«Мы исследователи».
Программное содержание:
- познакомить детей с некоторыми свойствами воды: вода прозрачная, у воды нет запаха, вода - это жидкость, в воде одни вещества растворяются, а другие нет;
- обобщать и уточнять знания детей о воздухе и его свойствах: невидимость, прозрачность, упругость – свойство сжиматься, легкий, легче воды, не имеет форму, имеет вес;
- закреплять представления о магните;
- развивать умение выявлять причинно-следственные связи и делать элементарные умозаключения;
- развивать наблюдательность, познавательную активность в процессе экспериментирования;
- активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;
- прививать бережное отношение к природе, воспитывать экологическую культуру.
Материал к занятию: стаканы с водой, сахар, молоко , краски, песок, трубочки, воздушные шары, целлофановые пакеты, колбы, магниты, скрепки, болты, гайки, кусочки дерева и пластмассы, ноутбук, проектор, звукозапись с шумом воды, презентация «Где встречается вода?».
Предварительная работа: наблюдения в природе, чтение художественной литературы, экологические игры, опыты, работа в экспериментальном уголке, заучивание музыкальной паузы «Паучина».
Ход занятия.
- Ребята, вы знаете кто такие исследователи? А хотите сегодня быть исследователями?
- Солнце, дождь, облака… Как одним словом можно это назвать? ( Природа).
- Каждый из нас живет в доме с потолком, стенами, полом. Но как только мы выходим за порог этого дома, мы попадаем в другой дом. Этот дом – природа.
Воспитатель:
«Вот на земле огромный дом под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы, веселый звон ручья.
Живешь в том доме светлом ты и все твои друзья.
Куда б дороги ни вели, всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли зовется этот дом».
- Ребята, какая бывает природа? ( живая и неживая.) Что относится к живой природе? - А что можно отнести к неживой природе? ( песок, камень, глина, горы, небо, солнце ,град, молния…)
- Закройте глаза, ребята и послушайте внимательно (закрывают глаза, звучит шум воды. Дети встают).
- Что это вы услышали?
- Отгадайте загадку: « Мною можно умываться, я умею поливаться. В кранах я живу всегда. Ну, конечно я ….( вода).
-Ребята, а где в природе можно встретить воду? ( в реке, океане, в ручье. В озере…)
(Презентация « Где встречается вода»).
- А вода что делает? (бежит, течет, плещется, журчит, булькает, переливается, льется…).
- А из чего состоит вода? ( из капелек ).
- Я сегодня шла в детский сад и нашла вот такое ведерко. Посмотрите, здесь капельки. А где у нас в детском саду могут жить капельки? Возьмите по одной капельке и поместите их туда, где они могут у нас жить, и где они нужны
( в комнатных растениях, в группе надо мыть игрушки, мыть посуду, полы, умываться…). Дети на скотч прикрепляют капельки.
Опыты:
1. Вода прозрачная.
2 стакана с водой и с молоком. Положить палочки или ложечки. В каком стакане ложечка видна, а каком нет? Почему?
Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.
2.У воды нет запаха.
Понюхать воду и сказать чем она пахнет или совсем не пахнет. В одном стакане вода, а в другой добавить выжатый лимон. Изменился запах?
Вывод: у воды запаха нет.
3.У воды нет вкуса.
Попробовать через соломинку воду. Вопрос: есть ли у воды вкус?
Вывод: у воды нет вкуса.
4.Вода жидкая, может течь и не имеет формы.
1 стаканчик с водой, колба, блюдце. Аккуратно перелейте воду в емкости. Льется вода? Почему? (она жидкая). Да, если бы она не была жидкой, она бы не смогла течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая и может течь, ее называют жидкостью. Вода принимает форму того предмета, в котором она находится.
Вывод: жидкая вода не имеет формы.
5. В воде одни вещества растворяются, а другие не растворяются.
В один стакан с водой положить обычный речной песок и попробовать размешать его ложкой. Что получится? Растворился песок или нет? В другом стаканчике размешаем сахарный песок. Сахарный песок растворился.
Вывод: одни вещества растворяются, а другие нет.
- А теперь, ребята, давайте немного отдохнём и сходим в гости к паучку (музыкальная пауза «Паучина»).
«Паучина».
Пау – паучина паутинку сшил
Вдруг закапал дождик
Паутину смыл.
Вот и солнце вышло
Стало пригревать
Пау – паучина трудится опять.
Пау – паучину
Плёл себе паук
Натянул на ветки (руки согнуты в локтях, кулачки перед грудью)
Растянул на сук (развести руки в стороны)
Пригласил к себе он (стучать по груди)
Множество гостей:
Комариков и мушек (трепыхать указательным пальцем и средним)
И толстеньких шмелей (важно гладят по животику)
Прилетели гости
К пауку на чай
Пау – паучина
Ты гостей встречай ( развести руки в стороны).
Но прилипли лапки, ( потрясывать руками)
Крыльев не видать ( шлёпать по бёдрам)
Лучше к паучине ( грозит пальчиком)
В гости не летать!
- Отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь,
Он невидимый и всё же
Без него мы жить не можем (воздух).
- Давайте докажем, что вокруг нас есть воздух и мы не можем жить без него?
Ребята, кто-нибудь из вас видел воздух? Посмотрите вокруг, налево, направо, вверх и вниз, вы видите воздух? Чем же мы тогда дышим? (Вдох - выдох). Как же мы докажем, что воздух есть? (На подносе предметы: лист бумаги, разрезанный на полоски, газовый платок, целлофановые пакеты)
– Посмотрите на эти предметы и скажите, а можно ли поймать воздух?
- Дети взялись за концы газового платка, одновременно поднимая и опуская его: получается купол, заполненный чем? (в-хом);
- Попробовать поймать воздух в целлофановые пакеты
- Подержать в руках нарезанный на полоски лист бумаги, почему полоски колышутся? (в-х их колышет);
Опыт:
Мы дышим воздухом.
Убедиться в этом нам поможет стакан с водой и соломка. Вдыхаем воздух через нос, выдыхаем через соломку в воду.
Что видим? – пузырьки. Что это значит? – Мы дышим воздухом.
Вывод: вокруг нас действительно есть воздух, но он прозрачный, невидимый.
- Какой формы воздух?
Взяли воздушный шар, надули, он принял форму шара,
Вывод: воздух не имеет формы, он принимает форму того предмета, в котором находиться
- Воздух имеет силу
Надуть воздушные шары и резко выпустить их из рук – они улетели
Вывод: сила воздуха заставляет шарик вырываться и двигаться вперед – по такому принципу работает реактивный двигатель корабля.
Вот перед вами обычный магнит,
Много секретов в себе он хранит.
- Мы знаем, что магнит сильный и притягивает к себе много предметов. Каких?
- Правильно, железных. Но если он такой сильный, то может он притягивает и другие предметы?
- Возьмите магнит и самостоятельно определите, какие предметы у вас на столе магнит притягивает. Проведите на бумаге стрелки к тем предметам, которые притягиваются магнитом.
- Ребята, а вы помните сказку «Золушка»? Там мачеха приказала девочке разобрать горох и чечевицу. А у нас перемешан горох с гайками и болтиками. Давайте отберём горох. Как это сделать быстрее? Правильно с помощью магнита.
- Вы такие молодцы, во всём разобрались. Просто настоящие исследователи. За ваше старание я хочу подарить вам эти воздушные шарики, с помощью которых можно будет понаблюдать воздух на прогулке. И ещё вот эти медали. (шоколад).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"
Данная программа направлена на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....
Юнный исследователь
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...
Презентация работы с конкурса педагог-исследователь .
Здесь можно узнать о моей музыкально-ритмической деятельности....
Наши почемучки - будущие исследователи!
Воспитатель МДОУ «центр развития ребёнка - детский сад№4 «Золотая рыбка »Кутайцева Людмила Алевтиновна Наши почемучки - будущие исследователи!Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развит...
Проект "Юные исследователи"
Тип проекта: Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта: Групповой.Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...
Презентация "Робот и человек" на конкурс "Я -исследователь"
Дети стали считать роботов более совершенными, чем человек, стали постоянно сравнивать. Беседы с воспитателями, родителями, сотрудниками библиотеки, изучение информации в интернете, чтение книг ...
Карапузы - исследователи.
Весна!Прилетели птицы, побежали ручьи, распускаются цветы, просыпаются букашки… На улице столько стало интересного, нового, манящего. Все хочется посмотреть, многое испробовать, исследоват...