Тренинги и лекции для педагогов
методическая разработка по теме

Овинникова Ольга Владимировна

Расширить знания педагогов в области психологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon treningi_s_pedagogami.doc55 КБ
Microsoft Office document icon lektsii.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ №1

КАК ПОВЫСИТЬ У РЕБЕНКА УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

ЦЕЛЬ: Расширить знания педагогов в области психологии. Показать как с помощью

            специальных игр и игровых упражнений можно повысить у ребенка уверенность

            в себе.

       Многие родители и педагоги обеспокоены проявлением страхов у детей. Одним детям страшно оставаться в темной комнате, другие не решаются съехать с горки на санках, третьи в ужасе убегают от приближающейся собаки. Кто – то боится злой Бабы – Яги, волка, милиционера. Объекты детских страхов разнообразны, их особенности находятся в прямой зависимости от жизненного опыта ребенка, степени развития его воображения, эмоциональной стабильности, тревожности и неуверенности в себе.

      Надо отметить, что по своей сути страх, как и другие неприятные переживания (гнев, аффект, страдание и пр.) не является однозначно опасным и «вредным» для ребенка. Очень часто страх защищает ребенка от излишнего риска, уводит от опасностей, регулирует и строит поведение.

      Детский страх – это обычное  явление для психического развития ребенка. Обычно страхов много у тех детей, чьи родители сами многого боятся, не уверены в жизни.

      Ребенок должен многое видеть, слышать, чувствовать, проходить свой путь, сражаясь со своими страхами, учиться преодолевать проблемы, понимать себя и других.

      Всякий раз, когда это возможно, надо давать ребенку возможность действовать самому – это лучший способ избавиться от страхов. Но в некоторых ситуациях со своим страхом он в состоянии справиться сам.

      Накопление достаточного опыта и знаний, овладение методами саморегуляции позволят ребенку справиться со своими страхами, быть уверенным в себе.

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

1. «МЫШЬ И МЫШЕЛОВКА» (для детей с 5 лет)

        Все встают в круг, плотно прижимаются друг к другу  ногами, бедрами, плечами и обнимаются за пояс – это «мышеловка». Водящий в кругу. Его задача – всеми возможными способами вылезти из «мышеловки».

2. «ЖМУРКИ» (для детей с 4 лет)

        Старинная, проверенная веками игра. Водящему завязывают глаза, остальные игроки бегают по комнате, издавая веселые звуки. Схватив попавшегося, водящий угадывает, кто это, и игрок снимает повязку.

3. «ГАРМОНИЧНЫЙ ТАНЕЦ» (для детей с 6 лет)

        В игре участвуют двое. Один закрывает глаза. Встают друг против друга, прикасаются легко ладонями. Звучит плавная музыка. Ведущий делает плавные движения руками, телом, приседает, слегка отходит в стороны, вперед, назад. Задача ведомого – следовать за руками ведущего и повторять его движения, не потеряться.

        Предупреждение: не допускать смены ролей, т.е. ведомый не должен вести ведущего. Можно разрешить ведомому выполнять упражнение сначала с открытыми глазами.

                           

ЗАНЯТИЕ №2

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ С ПРОБЛЕМАМИ В ОБЩЕНИИ

ЦЕЛЬ: Дать педагогам теоретические знания о проблемах общения в дошкольном

            возрасте. Показать, как с помощью игр и упражнений можно помочь ребенку

            преодолеть трудности в общении.

        Обычно дошкольники и младшие школьники очень общительны, жизнерадостны, оптимистичны. Они вполне способны обходиться без общества родителей, находя совместные занятия и игры. Если ребенок с удовольствием включается в игры со сверстниками, принимает общие правила, не конфликтует, с интересом откликается на предложения познакомиться, то можно сказать, что он коммуникабелен и не испытывает трудностей во взаимоотношениях с окружающими.

         Но как больно бывает родителям видеть, наблюдая за играми детей, что их ребенок часто стоит в стороне, робеет, не решается подойти к детям, пугается взрослых, недоверчив и застенчив. Ничуть не легче выслушивать жалобы детей и  взрослых, что ваше дитя все время дерется, обижает, спорит, мешает играть.

         Трудности во взаимоотношениях возникают нередко, это нормально, но родителям стоит обратить внимание на стойкие проявления замкнутости, конфликтности, обидчивости и эмоциональной неустойчивости у ребенка в общении.

         Насторожить могут и частые жалобы на то, что все вокруг плохие, дерутся, обижают, не принимают в игры.

         Обычно дети могут договориться между собой, но иногда взрослым следует помочь ребенку установить контакты с другими детьми. При этом не стоит предписывать, с кем ребенку общаться, а от кого держаться подальше. Задача взрослых – ввести ребенка в мир сложных человеческих отношений и чувств, показать, как можно преодолевать трудности в общении, не на словах, а на примерах из реальной жизни, сказках, историях. Ребенок должен чувствовать, что он не одинок в своем одиночестве, и что иметь друзей – это здорово!

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

1. «КЛУБОЧЕК» (для детей с 4 лет)

        Дети садятся в круг, ведущий держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой интересующий его вопрос участнику игры. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему.

2. «ВЕТЕР ДУЕТ НА…» (для детей с 5 лет)

       Со словами «Ветер дует на…» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы»

3. «СОЧИНИМ ИСТОРИЮ» (для детей с 5 лет)

       Ведущий начинает историю: «Жили – были…», следующий участник продолжает, и так по кругу. Когда очередь доходит до ведущего, он направляет сюжет истории.

ЗАНЯТИЕ №3

СНЯТИЕ У ДЕТЕЙ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

ЦЕЛЬ: Познакомить педагогов с методами снятия психоэмоционального напряжения

            у детей. Проиграть с педагогами на практике игры и упражнения, которые они

            смогут применять в работе с детьми.

        Нередко взрослых тревожит появление у детей несобранности, излишней активности или напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости.

        Уравновешенный, радостный ребенок вдруг становится конфликтным и беспокойным. Все это признаки внутреннего психоэмоционального напряжения, следствие какой – то «детской» проблемы, в которой взрослые еще не разобрались.

        Как помочь ребенку в такие моменты?

        Самое правильное – научить его помогать самому себе, то есть познакомить с методами саморегуляции. Некоторые упражнения ребенок сможет выполнить самостоятельно, в других ему должны помочь взрослые.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

1. «ПРОСЫПАЙСЯ, ТРЕТИЙ ГЛАЗ!» (для детей с 5 лет)

       Ребенку говорят: «Человек видит не только глазами. Мудрость и ум, выдержка и спокойствие могут проснуться в твоем третьем глазе. Вытяни указательный палец, напряги его и положи на лоб между бровей над носом. Здесь твой третий глаз, глаз мудрости. Помассируйте эту точку, приговаривая: «Просыпайся, третий глаз, просыпайся, третий  глаз…» 6 – 10 раз.

2. «ТЕАТР ПРИКОСНОВЕНИЙ» (для детей с 6 лет)

      Ребенка просят свободно лечь в позу «звезды» на коврик и закрыть глаза. Включается спокойная музыка. Все остальные  участники наклоняются и нежно и осторожно, необычным образом касаются тела лежащего ребенка. Можно одновременно прикоснуться одним пальцем ко лбу, а ладонью к ноге, животу и т.д. Все одновременно начинают и заканчивают прикосновение. Затем лежащего оставляют на некоторое время в расслабленном состоянии.

3. «СПАСИ ПТЕНЦА» (для детей с 4 лет)

      «Представь, что у тебя в руках  маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши  на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел; улыбнись ему и не грусти, он еще прилетит к тебе!»

ЗАНЯТИЕ №4

СНИЖЕНИЕ АГРЕССИИ И ОСЛАБЛЕНИЕ

НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ

ЦЕЛЬ: Повышение профессиональных знаний педагогов в области психологии.

            Показать, как с помощью специальных игр и упражнений можно снизить у де-

            тей агрессию и ослабить негативные эмоции.

       Злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка – большое огорчение, угроза благополучию детского коллектива, «гроза» дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгусток негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.

       Такие дети используют любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать, щипать других. Их поведение часто носит провокационный характер. Чтобы вызвать ответное агрессивное поведение, они всегда готовы разозлить маму, воспитателя, сверстников.

       В нашей жизни, к сожалению, происходит много событий, которые сами по себе могут ожесточить, озлобить, довести до отчаяния и вызвать негативные переживание. Дети четко улавливают настроение окружающих.

       Причины агрессивности почти всегда внешние: семейное неблагополучие, лишение чего – то желаемого, разница между желаемым и возможным.

       Только поняв и приняв это, взрослые «догадаются», что ребенок ни в чем не виноват и если его не будут обижать, то он будет доброжелателен и приятен в общении.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

1. «ПО КОЧКАМ» (для детей с 5 лет)

      Подушки выкладываются на полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием. Играющие – лягушки, живущие на болоте. Вместе на одной «кочке» капризным «лягушкам» тесно.

2. «ЖУЖА» (для детей с 6 лет)

     «Жужжа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее, щекочут. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за «обидчиками» вокруг стула.

3. «ТИГР НА ОХОТЕ» (для детей с 6 лет)

     Взрослый – тигр. За ним встают «тигрята». Тигр обучает детей охотиться. Тигрята должны подражать движениям и не выскакивать вперед «тигра», иначе получат шлепок.

ЗАНЯТИЕ №5

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ

ЦЕЛЬ: Дать педагогам несколько практических рекомендаций, как повысить самооценку

        у детей дошкольного возраста. Планировать работу с детьми с учетом рекоменда-

             ций педагога – психолога.

      Наша самооценка может быть слишком высокой или слишком низкой, а может находиться на среднем уровне. Важно, чтобы то, как оценивает себя ребенок, совпало с его реальными возможностями.

      Психологи считают, что если ребенок ставит себя на 1,2,3 ступень, то он обладает заниженной самооценкой, если на 4,5,6,7, то средней/адекватной/, а если на 8,9,10, то мы должны считать, что самооценка нашего ребенка слишком высока.

      Давайте посмотрим, как это проявляется в поведении. Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт – вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении с другими детьми. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу. Если это не удается.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

1. «Горячий стул»

      Участники рассаживаются в кругу. В центре круга ставится пустое кресло («горячий стул»). Дети по очереди садятся на него. Остальные участники по кругу рассказывают сидящему, что они ценят в нем и какие качества являются негивными, над чем необходимо поработать.

2. «Зеркало»

      Ребенок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения и жесты. «Зеркалом» может быть другой ребенок или воспитатель.

3. «Ассоциации»

     Водящий выходит за дверь. Участники договариваются, кого из детей они задумывают. Водящий задает вопросы о том, каким деревом, цветком, птицей, зверем мог быть тот, кого они задумали. Его цель по ассоциациям – по ассоциациям узнать этого ребенка.

                           

     



Предварительный просмотр:

ЛЕКЦИЯ «О ДЕТСКИХ КАПРИЗАХ»

       Цель: до вести до сведения педагогов, что такое детские капризы; как с ними бороться; как их избегать. Дать рекомендации по работе с капризными детьми.

        Вы вдруг стали замечать, что ребенок еще вчера спокойный и ласковый , вдруг стал капризным и нервным, остро реагирует на все происходящее вокруг. То и дело у него на глазах появляются слезы, а обиду сменяют приступы безудержного смеха.  Ребенок учиться управлять своими эмоциями, он начинает понимать, что эмоции должны быть адекватны определенной ситуации. У него пока не очень хорошо получается управлять ими, но… пройдет немного времени, и беззаботный и импульсивный малыш станет более уравновешенным, спокойным, даже, может быть, немного замкнутым в себе.

         Седьмой год жизни ребенка – кризисный, и одним из проявлений этого кризиса является эмоциональная неустойчивость. Ребенок стремится привлечь к себе внимание, пусть иногда и не очень адекватными способами.

          А взрослый не всегда выбирает правильную тактику поведения, он начинает ругать ребенка за его «кривляния» и «истерики», не вполне понимая, с чем они связаны. И что в результате? Такой искренний, такой открытый ребенок становится молчаливым, замкнутым, он все больше и больше отдаляется от родителей. А потом это противоречие углубляется, становится все шире и вытекает в подростковые конфликты.

          Не соответствующее ситуации эмоциональное реагирование может быть связано с тем, что ребенок просто не знает, как проявить свои эмоции. А может быть и другая ситуация: ребенок становится нервным из-за того, что он видит вокруг.

          В любом случае необходимо познакомить малыша с несколькими основными эмоциями и с тем, как они проявляются.

          Эмоционально неустойчивые дети часто отличаются общей двигательной расторможенностью, беспокойным сном, они иногда бывают сильно напряжены, что также влечет за собой эмоциональные срывы. Расслабление способствует снятию мышечного напряжения и эмоционального возбуждения.

Как строить стиль своего поведения с беспокойным ребенком

/рекомендации/:

  • Избегайте крайностей: нельзя позволять ребенку делать все, что ему заблагорассудиться, но нельзя и все запрещать, четко решите для себя, что можно и что нельзя
  • Своим поведением показывайте ребенку пример: сдерживайте свои эмоции, ведь он подражает во всем
  • Уделяйте такому ребенку достаточно внимания
  • Помните, что истерические приступы чаще всего связаны со стремлением обратить на себя внимание или вызвать жалость и сочувствие.

Протокол № ____    от «____» ______________ 200__г.

БЕСЕДА «О ПРИНЦАХ» И «ЛЯГУШКАХ»

          Цель: познакомить педагогов с тем, какая бывает самооценка у детей дошкольного возраста; из чего она складывается и как формировать у детей адекватную самооценку.

           Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах.

           Так постепенно складывается наша самооценка.

           В дошкольном возрасте у ребенка складывается ощущение благополучия – неблагополучия, которое в какой-то степени может помочь нам предложить, кем он станем в будущем: «лягушкой» или «принцем». «Принц» (победитель) – это человек, преуспевающий в любом деле, которое он выполняет. «Лягушка» (неудачник) – тот, кто считает себя не в силах осуществить намеченное.

           Отношение к себе и окружающим основывается на убеждениях.

            Наша самооценка может быть слишком высокой или слишком низкой, а может находиться на среднем уровне. Важно, чтобы то, как оценивает себя ребенок, совпадало с его реальными возможностями.

            Давайте посмотрим, как это проявляется в поведении. Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт – вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются.

             Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, часто обижаются.

Несколько советов в формировании адекватной

самооценки:

  • Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы.
  • Ставьте перед дошкольником реальные цели и задачи, которые он может достичь самостоятельно. Учите малыша самого оценивать, достиг ли он цели.
  • Не перехвалите ребенка, но и не забывайте поощрять его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.
  • Поощряйте в ребенке инициативу.
  • Не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка.
  • Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам.
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим с собой.

 

Протокол № ___   от «____» ____________ 200__г.

ЛЕКЦИЯ «МАЛЕНЬКИЕ ЗАДИРЫ»

      Цель: познакомить педагогов с таким понятием, как агрессивность; какие причины могут приводить к агрессивности и как с этим бороться.

       Агрессивность может быть характерна как для мальчиков, так и для девочек. Она проявляется в отношении игрушек, домашних животных, людей. Вспышки гнева могут вымещаться на любые предметы, окружающие ребенка.

       Нередко агрессивность дошкольника является формой проявления протеста против действий и отношения взрослых.

       Огромное значение для формирования агрессивных реакций в дошкольном возрасте  имеет популярность ребенка среди сверстников. В дошкольном возрасте для получения признания и популярности в группе особое значение имеют интеллектуальное развитие, внешняя привлекательность, красивая одежда, общительность, обладание и готовность делиться игрушками. Ценятся также навыки организации игрового взаимодействия.

        Таким образом, причины агрессивности могут отличаться, но все они обусловлены внутренним, психологическим дискомфортом ребенка, отсутствием стабильности, ощущением собственной полноценности.

        Поводы появления агрессии также сильно разнятся. Зачастую достаточно даже небольшого толчка для появления вспышки гнева.

Рекомендации по работе с агрессивными детьми:

  • Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности.
  • Попробуйте отвлечь малыша во время вспышки его гнева, предложите заняться чем-то интересным, покажите новую книжку, забавную игрушку.
  • Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместите ее на другие объекты
  • Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нелестных высказываний.

Протокол №___      от «____» _____________ 200__г.

БЕСЕДА «О ДЕТСКОЙ ЗАСТЕНЧИВОСТИ»

     

      Цель: познакомить педагогов с понятием детской застенчивости; последствиями застенчивости; как правильно выбрать стиль поведения с застенчивыми детьми.

       Застенчивость – это особенность, характерная для очень многих людей, как детей, так и взрослых. Наверное, ее даже можно назвать наиболее распространенной причиной, осложняющей общее. Застенчивость может быть душевным недугом, калечащим человека не менее, чем самая тяжелая болезнь тела. Ее последствия могут быть удручающими:

  • Застенчивость препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми
  • Она удерживает человека от выражения своего мнения и отстаивания своих прав
  • Застенчивость не дает другим людям возможности оценить положительные качества человека
  • Она усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении
  • Застенчивость мешает ясно мыслить и эффективно общаться

      Быть застенчивым – значит бояться общения. Помочь ребенку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – задача вполне выполнимая. С возрастом у ребенка формируется стереотип застенчивого поведения, оно закрепляется и тяжело корректируется.

       Иногда застенчивость у ребенка с возрастом проходит. Но, к сожалению, такое счастливое преодоление застенчивости встречается далеко не всегда. Большинству детей необходима помощь со стороны взрослых. Работа по преодолению застенчивости должна вестись согласованно, постоянно и терпеливо.

Стиль поведения с застенчивыми детьми:

  • Расширяйте круг знакомств своего ребенка
  • Не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремиться полностью, оберегать его от всевозможных опасностей
  • Постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе. В собственных силах
  • Привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением

       

Протокол № ____     от «____» _____________ 200__г.

ЛЕКЦИЯ «РИСУНОЧНЫЕ ИГРЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ»

         Цель: рассказать воспитателям, что такое рисуночная терапия, как можно использовать рисуночные игры в работе с детьми.

         Окружающий ребенка мир полон волшебных красок. Необычных цветов, сказочных изображений. Неструктурированное восприятие детей отличается от конкретных представлений взрослых. Карандаши и краски, рисование и раскрашивание с трех лет становятся одним из любимых занятий малыша.

          Стремление ребенка к свободному рисованию, манипулированию с красками естественно для него. Малыша не столько интересует сюжет рисунка, сколько сам процесс изменения окружающего с помощью  цвета. Именно рисование дарит ощущение «творца», первооткрывателя, «автора», сотворившего неповторимое, радость, удовольствие и уверенность в себе.

          Дети радуются смешиванию и размытости красок, тому, что из смеси красок то там, то сям возникает новый цвет.

          Внезапное удивление, которое вспыхивает на детских лицах, говорит о том, что это для них значит.

           Существует три цвета, которые нельзя получить смешиванием других цветов. Это желтый, синий и красный. Соотношения цветов могут меняться по своей насыщенности.

            Свободное рисование красками через их смешение – увлекательный процесс.

            Очень важно, чтобы ребенок всегда правильно и аккуратно готовился к этому занятию: менял воду, сам разводил краски трех основных цветов, готовил клеенку и бумагу.

            Сначала дети рисуют самостоятельно то, что захотят сами, со временем можно рисовать в процессе рассказывания взрослым сказки. После рисования рисунок можно обсудить, спросив у ребенка, что он чувствовал. Листочки высыхают, затем их надо  обязательно вывесить на видном месте.

Рисуночные игры:

  1. «Радуга»
  2. «Самоцветы»
  3. «Рисуем музыку»
  4. «Рисуем настроение»
  5. «Рисуем сказку»
  6. «Времена года»
  7. «Рисование по точкам»
  8. «Чудо-дерево»
  9. «Коллективный рисунок»
  10. «Смешной рисунок»

Протокол № ____     от «____» _____________ 200__г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция для педагогов «Норма и патология возрастного развития».

Цель: Психологическое просвещение. Ознакомление педагогов МДОУ с идеями психологов  Э. Эриксона и А. Маслоу о развитии личности, основных возрастных этапах, структуре самоактуализирующей ли...

Лекция для педагогов на тему: "Психологическая готовность детей к школьному обучению"

Лекция в интересной форме даёт полный ответ на вопрос "Что такое психолгическая готвность к школьному обучению?" Материал можно использовать для просветительской работы с педагогами и родителями....

Тренинг с педагогами ДОУ №4 Тема: Тренинг коммуникативной компетентности для педагогов

ЦЕЛЬ:  Повышение коммуникативной компетентности педагогов....

Лекция для педагогов на тему: «Значение беседы в работе с дошкольниками»

Беседа с детьми дошкольного возраста является, прежде всего, средством систематизации и уточнения представлений, полученных ребенком в процессе его повседневной жизни, в результате его наблюдений, общ...

Конспект лекции для педагогов:семья

Конспект лекции для педагогов:семья...

Лекция беседа педагога наставника для молодых педагогов ДОУ. «Как подготовить НОД»

Основные формы работы с детьми при организации НОД – рассматривание, наблюдения, экспериментирование, исследования, коллекционирование, реализация проектов, мастерская и т.д. Здесь процесс усвое...