Программа формирования педагогической культуры родителей воспитанников ДОУ.
рабочая программа на тему

В настоящее время уровень педагогической культуры многих родителей недостаточно высок, что отрицательно сказывается на результатах их воспитательной деятельности, проявляется в низком уровне воспитанности многих современных детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа формирования педагогической культуры родителей воспитанников ДОУ.

В настоящее время уровень педагогической культуры многих родителей недостаточно высок, что отрицательно сказывается на результатах их воспитательной деятельности, проявляется в низком уровне воспитанности многих современных детей.

Работа по формированию педагогической культуры родителей во взаимодействии с воспитателем требует вдумчивости, изобретательности, терпения, системности, нестандартного подхода к решению педагогических проблем. Не всякий родитель может самостоятельно изучить педагогические и психологические особенности воспитания ребенка. Работа по формированию педагогической культуры родителей во взаимодействии с воспитателем помогает научиться успешно, взаимодействовать с участниками педагогического процесса, сглаживать возникшие конфликты, правильно организовать воспитание и обучение ребенка.

Формирование  педагогической культуры родителей – важный этап в работе с родителями, так как семья в значительной степени определяет успешность воспитания. Педагогическая культура родителей – это составная часть общей культуры человека, в которой находит отражение накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье. Положительно влияя на весь строй семейной жизни, педагогическая культура родителей служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им избежать традиционных ошибок в семейном воспитании и находить верные решения в жизненных ситуациях, связанных с воспитанием детей.

Главными воспитателями  своих детей являются родители, но воспитывать детей невозможно без определенных знаний по педагогике и психологии.

Цель программы – формирование педагогической культуры, повышение педагогических знаний, оказание помощи в организации педагогического самообразования родителей воспитанников в ДОУ.

Задачи программы:

- формирование у родителей умения анализировать собственные действия;

- формирование умения владеть своим эмоциональным состоянием;

- формирование  у родителей умения  взаимодействовать с ребенком и воспитателем.

В основе программы лежат следующие принципы обучения и воспитания:

- принцип научности: воспитатель обеспечивает, предполагаемое содержание встреч основанное на положениях, соответствующих фактам, выражало состояние современных наук, изучающих закономерности формирования педагогической культуры родителей;

- принцип системности: обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к формированию педагогической культуры родителей, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и  согласованность их действий в решении проблем, участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;

- принцип последовательности: требует, чтобы формирование велось в определенном порядке, было построено в строгой логической последовательности, т. е. материал должен четко планироваться, делиться на законченные разделы, шаги, многократно повторяться;

- принцип доступности: предполагает оптимальный для усвоения объем информации и рациональность методик, используемых в работе по формированию педагогической культуры;

- концентричность  изложения материала: повторяемость, единство требований к построению системы формирования педагогической культуры родителей;

- принцип индивидуального подхода: предполагает учет характерных особенностей семьи, потребностей и запросов родителей; раскрытие потенциала родителя как воспитателя, создание своего образа как воспитателя;

- принцип использования положительного жизненного опыта: предполагающий использование накопленных практических умений и навыков организации семейного воспитания и унаследованных от предыдущих поколений в качестве базы и источника нового знания;

- принцип корректировки устаревшего опыта и личностных установок: предполагающий способность изменять свои воспитательные позиции в соответствии с требованиями реально складывающейся воспитательной ситуации в семье;

- принцип практической направленности: предполагает ориентацию на реальные цели и задачи семейного воспитания;

- принцип поступательности и преемственности: предполагает восходящий характер взаимодействия воспитателя с семьей, последовательное движение от одного этапа к другому;

- принцип актуализации: основывается на понимании важности и необходимости знаний, перспективы их использования в реальной практике семейного воспитания.

Построение программы в соответствии с указанными принципами обеспечивает направленность педагогического воздействия на родителей.

Время реализации программы 4 месяца.

Содержание, формы, методы и приемы работы по формированию педагогической культуры родителей во взаимодействии с воспитателем представлено шестью блоками в таблице 1.

Каждый блок соответствует компоненту:

1 блок «Что мы знаем» - соответствует когнитивному компоненту;

2 блок «Что нам важно» - соответствует мотивационному компоненту;

3 блок  «Что мы умеем» - соответствует операционному компоненту;

4 блок «Как мы общаемся» - соответствует коммуникативному компоненту.

5 блок « Мы  анализируем» - соответствует рефлексивный компонент.

6 блок « Наши эмоции»  - соответствует эмоциональному компоненту.

В процессе работы с родителями используются следующие методы обучения: словесный, наглядный, практический и их сочетание. На первом месте практический и словесный методы, формирующие педагогические представления и понятия о педагогической культуре родителей (ведущее значение), дополнение к этим методам - словесная передача информации (второстепенное значение). Разновидностью практического метода являются использование ролевых игр, презентации.

Эффективная организация взаимодействия воспитателя и семьи в формировании педагогической культуры родителей невозможна без создания комплекса педагогических условий, которые рассматриваются нами как совокупность мер, обеспечивающие эффективность этого процесса. При определении педагогических условий мы руководствовались сущностными и структурно-уровневыми характеристиками педагогической культуры родителей, совокупностью и закономерностью, функционально связанных компонентов программы взаимодействия  ДОУ и семьи в формировании педагогической культуры родителей.

Личностно-значимое для родителей содержательное наполнение процесса взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи.  Отбор содержательного наполнения процесса взаимодействия ДОУ и семьи в формировании педагогической культуры родителей должен  осуществляться на основе дифференцированного подхода.

Внедрение инновационных образовательных и коммуникативных технологий в процесс взаимодействия ДОУ и семьи, позволит актуализировать проблемы семейного воспитания, перевести их в разряд значимых, увязать теоретический материал с практической деятельностью.

Кроме того, обеспечит создание условий для реализации потребности родителей в самоопределении, саморазвитии, самообразовании, самоактуализации и самореализации; позволит строить процесс взаимодействия на принципах деятельностного подхода; позволит изменить характер взаимодействия воспитателя и родителя, признать приоритет его индивидуальности, самооценности, его субъектность в процессе взаимодействия.

Таблица 1

Формированию педагогической культуры родителей воспитанников во взаимодействии с воспитателем

Блок

Содержание

Формы работы воспитателя

Методы и приемы

1 блок

« Что мы знаем »

знание:

-психолого-педагогические знания родителей;

-особенностей психологического и физического развития ребенка;

-законов о защите прав детства, семейный кодекс.

- практикум «Мой стиль воспитания»,

- лекция «Стили воспитания»,

Словесный:

- рассказ

- объяснение

- беседа

- диалог

2 блок

 «Что нам важно»

- понимание смысла воспитательной деятельности;

- осознание своей воспитательной роли.

-лекция «Типы семей»;

-пресс-конференция «Моя дружная семья»

-презентация семьи

- рассказ

- объяснение

- беседа

3 блок

« Что мы умеем»

умения:

- использовать психолого-педагогические знания в конкретных ситуациях,

- ставить и достигать целей и задач воспитания

- лекция «Я хочу понять своего ребенка»

- презентация позитивного опыта,

- дискуссия по памятке «Памятка родителям от ребенка»

- объяснение

- поэтапный показ алгоритма действий

- практические упражнения

4 блок

« Как мы общаемся»

умения:

- родителей создавать благоприятный психологический климат в семье,

 - понимать детей и других членов семьи,

- проявлять терпимость к иному мнению,

- предупреждать и решать конфликты

- лекция «Уважайте себя и своего ребенка»;

- практикум «Откровенный разговор»

-анализ педагогических ситуаций,

5 блок

 « Мы  анализируем»

умение:

- анализировать собственные действия, поступки и состояния;

- оценивать необходимость и эффективность применявшихся методов и приемов воспитания,

-анализировать причины успехов и неудач, возникающих в ходе семейного воспитания;

- способность родителей к эмпатии, сочувствию и сопереживанию

- лекция «Наказание в семье»;

-практикум «Вы решили наказать ребенка»;

- круглый стол «Воспитание без наказания»

Словесный:

- рассказ

- объяснение

- беседа

-анализ педагогических ситуаций,

-просмотр видеороликов

6 блок

 « Наши эмоции»  

умение:

- владеть собой в трудных, непредвиденных ситуациях;

- понять состояние ребенка по малоприметным особенностям его поведения,

- видеть проблемы ребенка и оказать ему помощь для их разрешения;

- лекция «Как любить своих детей?»

Самостоятельная деятельность:

- общение  на праздниках

- вечера вопросов и ответов

- «Презентация своего ребенка»

Словесный:

- рассказ;

- объяснение;

- беседа;

-анализ педагогических ситуаций,

-просмотр видеороликов с записью совместных мероприятий.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей.Формы взаимодействия ДОУ и семьи по формированию педагогической культуры родителей

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные. Использование различных мет...

Формирование педагогической культуры родителей воспитанников ДОУ как психолого-педагогическая проблема

В Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте. Гл...

Педагогические средства формирования педагогической культуры родителей воспитанников ДОУ.

В Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте. Гл...

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА К УСЛОВИЯМ ДОУ

Важным моментом на начальных этапах посещения ребёнком детского сада является установление доверительных отношений между работниками ДОУ и родителями. Именно этому вопросу и посвящена эта статья....

Цикл психологических занятий для родителей «Психолого-педагогическое сопровождение формирования педагогической культуры родителей как условие эмоционального развития детей дошкольного возраста»

Психологические игры по формированию коммуникативной компетентности; психогигиенические игры по преодолению семейных конфликтов; аутотренинги по овладению навыками быстрого устранения агрессивного пов...

Методические рекомендации для воспитателей «Формы взаимодействия ДОУ и семьи по формированию педагогической культуры родителей»

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.При анализе планов работы с ...