Программа формирования педагогической культуры родителей воспитанников ДОУ.
рабочая программа на тему
В настоящее время уровень педагогической культуры многих родителей недостаточно высок, что отрицательно сказывается на результатах их воспитательной деятельности, проявляется в низком уровне воспитанности многих современных детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_formirovaniya_pedagogicheskoy_kultury_roditeley_vospitannikov_dou.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа формирования педагогической культуры родителей воспитанников ДОУ.
В настоящее время уровень педагогической культуры многих родителей недостаточно высок, что отрицательно сказывается на результатах их воспитательной деятельности, проявляется в низком уровне воспитанности многих современных детей.
Работа по формированию педагогической культуры родителей во взаимодействии с воспитателем требует вдумчивости, изобретательности, терпения, системности, нестандартного подхода к решению педагогических проблем. Не всякий родитель может самостоятельно изучить педагогические и психологические особенности воспитания ребенка. Работа по формированию педагогической культуры родителей во взаимодействии с воспитателем помогает научиться успешно, взаимодействовать с участниками педагогического процесса, сглаживать возникшие конфликты, правильно организовать воспитание и обучение ребенка.
Формирование педагогической культуры родителей – важный этап в работе с родителями, так как семья в значительной степени определяет успешность воспитания. Педагогическая культура родителей – это составная часть общей культуры человека, в которой находит отражение накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье. Положительно влияя на весь строй семейной жизни, педагогическая культура родителей служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им избежать традиционных ошибок в семейном воспитании и находить верные решения в жизненных ситуациях, связанных с воспитанием детей.
Главными воспитателями своих детей являются родители, но воспитывать детей невозможно без определенных знаний по педагогике и психологии.
Цель программы – формирование педагогической культуры, повышение педагогических знаний, оказание помощи в организации педагогического самообразования родителей воспитанников в ДОУ.
Задачи программы:
- формирование у родителей умения анализировать собственные действия;
- формирование умения владеть своим эмоциональным состоянием;
- формирование у родителей умения взаимодействовать с ребенком и воспитателем.
В основе программы лежат следующие принципы обучения и воспитания:
- принцип научности: воспитатель обеспечивает, предполагаемое содержание встреч основанное на положениях, соответствующих фактам, выражало состояние современных наук, изучающих закономерности формирования педагогической культуры родителей;
- принцип системности: обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к формированию педагогической культуры родителей, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем, участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;
- принцип последовательности: требует, чтобы формирование велось в определенном порядке, было построено в строгой логической последовательности, т. е. материал должен четко планироваться, делиться на законченные разделы, шаги, многократно повторяться;
- принцип доступности: предполагает оптимальный для усвоения объем информации и рациональность методик, используемых в работе по формированию педагогической культуры;
- концентричность изложения материала: повторяемость, единство требований к построению системы формирования педагогической культуры родителей;
- принцип индивидуального подхода: предполагает учет характерных особенностей семьи, потребностей и запросов родителей; раскрытие потенциала родителя как воспитателя, создание своего образа как воспитателя;
- принцип использования положительного жизненного опыта: предполагающий использование накопленных практических умений и навыков организации семейного воспитания и унаследованных от предыдущих поколений в качестве базы и источника нового знания;
- принцип корректировки устаревшего опыта и личностных установок: предполагающий способность изменять свои воспитательные позиции в соответствии с требованиями реально складывающейся воспитательной ситуации в семье;
- принцип практической направленности: предполагает ориентацию на реальные цели и задачи семейного воспитания;
- принцип поступательности и преемственности: предполагает восходящий характер взаимодействия воспитателя с семьей, последовательное движение от одного этапа к другому;
- принцип актуализации: основывается на понимании важности и необходимости знаний, перспективы их использования в реальной практике семейного воспитания.
Построение программы в соответствии с указанными принципами обеспечивает направленность педагогического воздействия на родителей.
Время реализации программы 4 месяца.
Содержание, формы, методы и приемы работы по формированию педагогической культуры родителей во взаимодействии с воспитателем представлено шестью блоками в таблице 1.
Каждый блок соответствует компоненту:
1 блок «Что мы знаем» - соответствует когнитивному компоненту;
2 блок «Что нам важно» - соответствует мотивационному компоненту;
3 блок «Что мы умеем» - соответствует операционному компоненту;
4 блок «Как мы общаемся» - соответствует коммуникативному компоненту.
5 блок « Мы анализируем» - соответствует рефлексивный компонент.
6 блок « Наши эмоции» - соответствует эмоциональному компоненту.
В процессе работы с родителями используются следующие методы обучения: словесный, наглядный, практический и их сочетание. На первом месте практический и словесный методы, формирующие педагогические представления и понятия о педагогической культуре родителей (ведущее значение), дополнение к этим методам - словесная передача информации (второстепенное значение). Разновидностью практического метода являются использование ролевых игр, презентации.
Эффективная организация взаимодействия воспитателя и семьи в формировании педагогической культуры родителей невозможна без создания комплекса педагогических условий, которые рассматриваются нами как совокупность мер, обеспечивающие эффективность этого процесса. При определении педагогических условий мы руководствовались сущностными и структурно-уровневыми характеристиками педагогической культуры родителей, совокупностью и закономерностью, функционально связанных компонентов программы взаимодействия ДОУ и семьи в формировании педагогической культуры родителей.
Личностно-значимое для родителей содержательное наполнение процесса взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи. Отбор содержательного наполнения процесса взаимодействия ДОУ и семьи в формировании педагогической культуры родителей должен осуществляться на основе дифференцированного подхода.
Внедрение инновационных образовательных и коммуникативных технологий в процесс взаимодействия ДОУ и семьи, позволит актуализировать проблемы семейного воспитания, перевести их в разряд значимых, увязать теоретический материал с практической деятельностью.
Кроме того, обеспечит создание условий для реализации потребности родителей в самоопределении, саморазвитии, самообразовании, самоактуализации и самореализации; позволит строить процесс взаимодействия на принципах деятельностного подхода; позволит изменить характер взаимодействия воспитателя и родителя, признать приоритет его индивидуальности, самооценности, его субъектность в процессе взаимодействия.
Таблица 1
Формированию педагогической культуры родителей воспитанников во взаимодействии с воспитателем
Блок | Содержание | Формы работы воспитателя | Методы и приемы |
1 блок « Что мы знаем » | знание: -психолого-педагогические знания родителей; -особенностей психологического и физического развития ребенка; -законов о защите прав детства, семейный кодекс. | - практикум «Мой стиль воспитания», - лекция «Стили воспитания», | Словесный: - рассказ - объяснение - беседа - диалог |
2 блок «Что нам важно» | - понимание смысла воспитательной деятельности; - осознание своей воспитательной роли. | -лекция «Типы семей»; -пресс-конференция «Моя дружная семья» | -презентация семьи - рассказ - объяснение - беседа |
3 блок « Что мы умеем» | умения: - использовать психолого-педагогические знания в конкретных ситуациях, - ставить и достигать целей и задач воспитания | - лекция «Я хочу понять своего ребенка» - презентация позитивного опыта, - дискуссия по памятке «Памятка родителям от ребенка» | - объяснение - поэтапный показ алгоритма действий - практические упражнения |
4 блок « Как мы общаемся» | умения: - родителей создавать благоприятный психологический климат в семье, - понимать детей и других членов семьи, - проявлять терпимость к иному мнению, - предупреждать и решать конфликты | - лекция «Уважайте себя и своего ребенка»; - практикум «Откровенный разговор» | -анализ педагогических ситуаций, |
5 блок « Мы анализируем» | умение: - анализировать собственные действия, поступки и состояния; - оценивать необходимость и эффективность применявшихся методов и приемов воспитания, -анализировать причины успехов и неудач, возникающих в ходе семейного воспитания; - способность родителей к эмпатии, сочувствию и сопереживанию | - лекция «Наказание в семье»; -практикум «Вы решили наказать ребенка»; - круглый стол «Воспитание без наказания» | Словесный: - рассказ - объяснение - беседа -анализ педагогических ситуаций, -просмотр видеороликов |
6 блок « Наши эмоции» | умение: - владеть собой в трудных, непредвиденных ситуациях; - понять состояние ребенка по малоприметным особенностям его поведения, - видеть проблемы ребенка и оказать ему помощь для их разрешения; | - лекция «Как любить своих детей?» Самостоятельная деятельность: - общение на праздниках - вечера вопросов и ответов - «Презентация своего ребенка» | Словесный: - рассказ; - объяснение; - беседа; -анализ педагогических ситуаций, -просмотр видеороликов с записью совместных мероприятий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей.Формы взаимодействия ДОУ и семьи по формированию педагогической культуры родителей
В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные. Использование различных мет...
Формирование педагогической культуры родителей воспитанников ДОУ как психолого-педагогическая проблема
В Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте. Гл...
Педагогические средства формирования педагогической культуры родителей воспитанников ДОУ.
В Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте. Гл...
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА К УСЛОВИЯМ ДОУ
Важным моментом на начальных этапах посещения ребёнком детского сада является установление доверительных отношений между работниками ДОУ и родителями. Именно этому вопросу и посвящена эта статья....
Цикл психологических занятий для родителей «Психолого-педагогическое сопровождение формирования педагогической культуры родителей как условие эмоционального развития детей дошкольного возраста»
Психологические игры по формированию коммуникативной компетентности; психогигиенические игры по преодолению семейных конфликтов; аутотренинги по овладению навыками быстрого устранения агрессивного пов...
Методические рекомендации для воспитателей «Формы взаимодействия ДОУ и семьи по формированию педагогической культуры родителей»
В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.При анализе планов работы с ...
Семинар – практикум для родителей: «Развитие связной речи детей 5-6 лет в детском саду и дома» как средство формирования педагогической культуры родителей»
Цель: формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 5-6 лет....