Публикация. Статья "Преодоление трудностей в развитии речи у детей"
статья по теме

Павлова Надежда Ивановна

Основные направления развития речи детей в музыкальной НОД

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опубликовано: Сборник статей 3-й Региональной научно – практической конференции  «Приоритетные направления дополнительного образования детей в контексте ФГОС»

3 апреля 2013г. в г. Балашов-Балашов: Николаев, 2013-208с.

                     Преодоление трудностей в развитии речи у детей

Н.И. Павлова (г. Балашов МДОУ д\с «Космос»)

      Трудно переоценить роль хорошо развитой речи в жизни ребенка. С помощью слов дети общаются с окружающими, познают мир, формируется личность ребенка, развивается его мышление и поведение.

Развитие речи детей, овладение богатством родного языка составляет один из основных элементов формирования личности и тесно связан с нравственным, эстетическим и умственным развитием, является приоритетным  в  языковом воспитании     и    обучении       дошкольников.       Анализируя     психолого-педагогические   источники   можно  сделать  вывод   о   том,   что   эта   тема особенно актуальна  в наши дни, так как  отмечается  постоянное увеличение количества детей, имеющих нарушения речи, а также то, что согласованность движения и речи является подготовительным этапом к освоению письменной речи и письму.

 Очень важным аспектом воздействия на развитие согласованности движения и речи  является  чувство ритма и темпа. Ритм  и  темп  организует  не  только двигательную деятельность человека, но и в то же время руководит темпом и динамическими особенностями речи.

 Между музыкой и речью много общего. Музыкальные звуки,  так  же  как  и речь,  воспринимаются  слухом. Очень  важно  в  музыкальном    воспитании использовать     элементы     логоритмики.      А   «логоритмика  -    это     вид кинезотерапии, основан на  согласовании музыки,  движения  и  слова,  также это методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой патологией, средствами движения и слова». Основная  цель  логоритмики  –  преодоление   речевого   нарушения   путем развития   и  коррекции   двигательной   сферы.   В   соответствии   с   целью определяются коррекционные, образовательные и воспитательные задачи. К коррекционным   задачам   относятся:    преодоление    основного    речевого нарушения,  развитие  дыхания,  голоса,  артикуляции,  а  также  развитие  и совершенствование   основных   психомоторных   качеств   (статической    и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной   памятью)  во  всех  видах  моторной  сферы   (общей,  мелкой, мимической и артикуляционной).

      В образовательные задачи входят формирование двигательных навыков и умений,   знакомство   с   разнообразием    движений,    с    пространственной организацией тела, с некоторыми музыкальными понятиями («темп», «ритм» и т.д.).

      К  воспитательным  задачам  относятся   воспитание  и  развитие  чувства ритма   музыкального   произведения    и    собственного    ритма    движений, воспитание способности  ритмично  двигаться   под   музыку   и   критически относиться к своим движениям и речи.

      Преодоление общего недоразвития речи требует интегративного подхода, при котором применяются элементы логоритмики на музыкальных занятиях по формированию  общей,  мелкой  и  артикуляционной  моторики.   Основу коррекционной работы составляет метод сенсорно-двигательной интеграции.

       Коррекционная работа проводится по основным направлениям: развитие интеллектуальных функций (мышления,  памяти,  восприятия,   воображения, внимания), ориентировки в пространстве и во времени; развитие сенсорных и моторных функций; формирование  кинетической  основы  артикуляционных движений;   развитие   мимической   мускулатуры;  развитие   эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности; формирование  черт  гармоничной  и незакомплексованной    личности     (дружелюбия,     любви,     уважения     и самоуважения, критичности и самокритичности и др.).

      Коррекционная направленность музыкальных занятий обеспечена учетом механизма и структуры психологического и речевого нарушения, возрастных и  личностных  особенностей  детей,  состояния   их   двигательной   системы, характера    и    степени    нарушения     неречевых    и     речевых   процессов: пространственного    праксиса,     слухового    и     зрительного     восприятия, внимания,   памяти   и   т.д.   Решение   на   занятиях   воспитательных   задач способствует    умственному,    нравственному   и   эстетическому   развитию воспитанников.

      Основные  виды  упражнений,  используемых  на  музыкальных  занятиях для  детей  с  общим  недоразвитием  речи  первого  уровня,   направлены   на регуляцию  мышечного  тонуса,  статической  и  динамической  координации движений,  мимикой  и   артикуляционной   моторики,   воспитания   чувства ритма, развитие силы голоса,  дикции,  обогащение  и  активизацию  словаря, развитие понимания речи.

            На  занятии  все  упражнения  объединены  общей  темой  и  сюжетом.  

В сюжеты занятий введены образы героев сказок и мультфильмов, животные, игрушки,     увлекательные     приключения.     На    занятиях     совершаются воображаемые   путешествия,   экскурсии,   поездки.  Все  это  эмоционально окрашивает процесс обучения, обеспечивает устойчивое внимание,  а значит, способствует лучшей результативности. При проведении занятий с детьми с общим     недоразвитием     речи     необходимо      тесное      взаимодействие музыкального руководителя, логопеда и воспитателя.

      Особое  внимание уделяется введению в занятие  речевых  и  подвижных игр с   элементами  инсценировки  сказок,  песен   и  стихотворений.  В  этих упражнениях  на первый план выступают диалоги, монологи детей, сложные словесные инструкции.  Целью  этих  упражнений  является  формирование способности    быстро    ориентироваться    в     новом     речевом     задании, переключаться с одного вида упражнений на другой. С детьми,  имеющими третий   уровень   общего   недоразвития   речи,    в    занятия    включаются театрализованные игры, в которых дети выступают от имени героев  сказок или песен.

      Вопрос  об учете особенностей детей с  общим недоразвитием речи  при  построении  занятий  довольно  сложный.  На  практике  чаще  приходиться ориентироваться на особенности  каждого  ребенка  в  группе  и  составлять планы  занятий  с  учетом  этих  особенностей.  Например,  дети   с   общим недоразвитием речи могут иметь хорошо развитую моторику, а может быть  и   наоборот.   Поэтому  во  втором  случае  необходимо  чаще   включать  в занятия   упражнения,  способствующие  развитию  мелкой   моторики,  а  в первом  -  больше   внимания  уделить,  например,  играм   и   упражнениям, воспитывающим  чувство  ритма.   Безусловно,   здесь   надо   учитывать   и пожелания логопедов. А главное - придерживаться двух принципов в работе: персональное   внимание   к   каждому   ребенку   и    взаимодействие    всех специалистов     дошкольного     учреждения      (логопеда,      музыкального руководителя,   психолога)   с   воспитателями   при   активной    поддержке родителей.  В   этом   случае   можно   достичь   максимального   эффекта   в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи.

 

 

 

                                                             Литература

1. «Логоритмика в детском саду старшие и подготовительные группы»

      М.Ю. Гоголева, Ярославль, Академия развития.

2. «Коррекционная работа с детьми с нарушением речи» О.С. Боромыкова

3.  Ст. «Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи» Н.А. Щербакова

4. Журнал «Музыкальный руководитель» №2-4 2000г., №2,3 2006г, №1 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудности в развитии речи в условиях двуязычия.

Трудности в развитии речи у детей дошкольного возраста в условиях двуязычия.         Развитие речи у детей дошкольного возраста в условиях двуязычия самым тесны...

Публикация "Современные подходы к развитию речи дошкольников"

Речевое развитие ребенка - один из основных факторов становления личности в дошкольном детстве. Речь является средством и способом реализации всех сфер жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста в...

Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...

Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей

Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и р...