Публикация. Статья "Преодоление трудностей в развитии речи у детей"
статья по теме
Основные направления развития речи детей в музыкальной НОД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_preodolenie_trudnostey_v_razvitii_rechi_u_detey.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Опубликовано: Сборник статей 3-й Региональной научно – практической конференции «Приоритетные направления дополнительного образования детей в контексте ФГОС»
3 апреля 2013г. в г. Балашов-Балашов: Николаев, 2013-208с.
Преодоление трудностей в развитии речи у детей
Н.И. Павлова (г. Балашов МДОУ д\с «Космос»)
Трудно переоценить роль хорошо развитой речи в жизни ребенка. С помощью слов дети общаются с окружающими, познают мир, формируется личность ребенка, развивается его мышление и поведение.
Развитие речи детей, овладение богатством родного языка составляет один из основных элементов формирования личности и тесно связан с нравственным, эстетическим и умственным развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников. Анализируя психолого-педагогические источники можно сделать вывод о том, что эта тема особенно актуальна в наши дни, так как отмечается постоянное увеличение количества детей, имеющих нарушения речи, а также то, что согласованность движения и речи является подготовительным этапом к освоению письменной речи и письму.
Очень важным аспектом воздействия на развитие согласованности движения и речи является чувство ритма и темпа. Ритм и темп организует не только двигательную деятельность человека, но и в то же время руководит темпом и динамическими особенностями речи.
Между музыкой и речью много общего. Музыкальные звуки, так же как и речь, воспринимаются слухом. Очень важно в музыкальном воспитании использовать элементы логоритмики. А «логоритмика - это вид кинезотерапии, основан на согласовании музыки, движения и слова, также это методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой патологией, средствами движения и слова». Основная цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы. В соответствии с целью определяются коррекционные, образовательные и воспитательные задачи. К коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памятью) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).
В образовательные задачи входят формирование двигательных навыков и умений, знакомство с разнообразием движений, с пространственной организацией тела, с некоторыми музыкальными понятиями («темп», «ритм» и т.д.).
К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относиться к своим движениям и речи.
Преодоление общего недоразвития речи требует интегративного подхода, при котором применяются элементы логоритмики на музыкальных занятиях по формированию общей, мелкой и артикуляционной моторики. Основу коррекционной работы составляет метод сенсорно-двигательной интеграции.
Коррекционная работа проводится по основным направлениям: развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, восприятия, воображения, внимания), ориентировки в пространстве и во времени; развитие сенсорных и моторных функций; формирование кинетической основы артикуляционных движений; развитие мимической мускулатуры; развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности; формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности (дружелюбия, любви, уважения и самоуважения, критичности и самокритичности и др.).
Коррекционная направленность музыкальных занятий обеспечена учетом механизма и структуры психологического и речевого нарушения, возрастных и личностных особенностей детей, состояния их двигательной системы, характера и степени нарушения неречевых и речевых процессов: пространственного праксиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д. Решение на занятиях воспитательных задач способствует умственному, нравственному и эстетическому развитию воспитанников.
Основные виды упражнений, используемых на музыкальных занятиях для детей с общим недоразвитием речи первого уровня, направлены на регуляцию мышечного тонуса, статической и динамической координации движений, мимикой и артикуляционной моторики, воспитания чувства ритма, развитие силы голоса, дикции, обогащение и активизацию словаря, развитие понимания речи.
На занятии все упражнения объединены общей темой и сюжетом.
В сюжеты занятий введены образы героев сказок и мультфильмов, животные, игрушки, увлекательные приключения. На занятиях совершаются воображаемые путешествия, экскурсии, поездки. Все это эмоционально окрашивает процесс обучения, обеспечивает устойчивое внимание, а значит, способствует лучшей результативности. При проведении занятий с детьми с общим недоразвитием речи необходимо тесное взаимодействие музыкального руководителя, логопеда и воспитателя.
Особое внимание уделяется введению в занятие речевых и подвижных игр с элементами инсценировки сказок, песен и стихотворений. В этих упражнениях на первый план выступают диалоги, монологи детей, сложные словесные инструкции. Целью этих упражнений является формирование способности быстро ориентироваться в новом речевом задании, переключаться с одного вида упражнений на другой. С детьми, имеющими третий уровень общего недоразвития речи, в занятия включаются театрализованные игры, в которых дети выступают от имени героев сказок или песен.
Вопрос об учете особенностей детей с общим недоразвитием речи при построении занятий довольно сложный. На практике чаще приходиться ориентироваться на особенности каждого ребенка в группе и составлять планы занятий с учетом этих особенностей. Например, дети с общим недоразвитием речи могут иметь хорошо развитую моторику, а может быть и наоборот. Поэтому во втором случае необходимо чаще включать в занятия упражнения, способствующие развитию мелкой моторики, а в первом - больше внимания уделить, например, играм и упражнениям, воспитывающим чувство ритма. Безусловно, здесь надо учитывать и пожелания логопедов. А главное - придерживаться двух принципов в работе: персональное внимание к каждому ребенку и взаимодействие всех специалистов дошкольного учреждения (логопеда, музыкального руководителя, психолога) с воспитателями при активной поддержке родителей. В этом случае можно достичь максимального эффекта в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи.
Литература
1. «Логоритмика в детском саду старшие и подготовительные группы»
М.Ю. Гоголева, Ярославль, Академия развития.
2. «Коррекционная работа с детьми с нарушением речи» О.С. Боромыкова
3. Ст. «Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи» Н.А. Щербакова
4. Журнал «Музыкальный руководитель» №2-4 2000г., №2,3 2006г, №1 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трудности в развитии речи в условиях двуязычия.
Трудности в развитии речи у детей дошкольного возраста в условиях двуязычия. Развитие речи у детей дошкольного возраста в условиях двуязычия самым тесны...
Публикация "Современные подходы к развитию речи дошкольников"
Речевое развитие ребенка - один из основных факторов становления личности в дошкольном детстве. Речь является средством и способом реализации всех сфер жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста в...
Публикация "Игровая терапия для развития коммуникативных навыков детей и взаимодействие со сверстниками и взрослыми"
КВЕСТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР ПОВОЛЖЬЯ «В КРАЮ РОДНОМ»...
Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...
Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей
Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и р...