«ХАРАКТЕРИСТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
консультация на тему
Музыкальная самостоятельная деятельность очень разнообразна, так как ее истоки – сама жизнь детей. Она облечена в различные формы, возникает по чьей-либо творческой инициативе без непосредственного участия взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация для педагогов | 38.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«ХАРАКТЕРИСТИКА
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Деятельность – это ряд законченных действий, подчиненных общей цели. Поэтому самостоятельную деятельность следует рассматривать с этой точки зрения как комплекс действий: возникновение замысла, реализация замысла, развертывание деятельности и ее заключение.
Самостоятельная деятельность ребенка обусловлена окружающей жизнью; мотивами его поступков, интересы связаны с опытом, накопленным в процессе обучения, игр, развлечений, праздников. Но все полученные жизненные впечатления детьми преобразуются: они сами создают соответствующую обстановку, воображаемые отношения со сверстниками, применяют действия по собственному замыслу, который получает самые разнообразные решения. Ребенок становится автором игр и сценаристом, и режиссером, и актером-исполнителем. Действия его столь непосредственны и неожиданны, что на первый взгляд кажутся противоречивыми, возникающими лишь под влиянием внутренних переживаний, наличие которых несомненно. Внутренние мотивы проявляются в результате косвенного влияния взрослых.
Самостоятельность детей ярко проявляется в музыкальной деятельности, в музицировании. Музицированием называют исполнение музыки в камерной или домашней обстановке. Термин «музицирование» далее будет использован при характеристике детской самостоятельной музыкальной деятельности.
Детское музицирование включает и пение, и ритмические движения, и игру на музыкальных инструментах. Самостоятельная деятельность отвечает потребностям детей, выявляя их музыкальные наклонности. Если, музицируя, ребенок активно, творчески применяет свои знания и умения, можно говорить о его состоявшемся музыкальном развитии.
Конечно, качество самостоятельного музицирования ниже, чем на занятиях. Дети не всегда правильно поют, не очень точно двигаются (без фортепианного сопровождения и показа педагога), но увлеченность их велика, так как делается это по собственному желанию и инициативе.
Особенно ярко проявляют себя музыкально одаренные дети. Однако нередко любят музицировать и менее музыкальные. Но имеющие явную склонность к музыке или же являющиеся хорошими «организаторами». Владея каким-либо музыкальным опытом, умея исполнить задуманное, ребята чувствуют себя непринужденно, их самостоятельные действия становятся активными и изобретательными, они чувствуют, что способны заинтересовать, порадовать окружающих. Если ребенок излишне самоуверен, взрослый может предложить ему исполнить что-нибудь более сложное, требующее от него дополнительных усилий, чтобы он не чувствовал своего превосходства перед другими детьми.
В детской практике складываются определенные формы организации музицирования. Самостоятельно, по своему выбору ребенок использует многие виды музыкальной деятельности, с которыми ознакомился на занятиях или дома, но различные причины, побудившие его к этому, придают действиям своеобразие, отличая от ранее усвоенного.
Очень разнообразны виды самостоятельной музыкальной деятельности. Все, с чем дети ознакомились на занятиях, праздниках, в семейном кругу, отражается в играх, но в преобразованном виде, в соответствии с потребностями. Например, ребенок «играет» на пианино-игрушке и очень удачно подражает технике игры, одновременно напевает и исполняет роль руководителя хора ребят. Дети могут заниматься и творческой, и исполнительской деятельностью, причем первая носит явно импровизированный характер.
Интересен характер восприятия детьми музыки. Иногда они действительно «впитывают» в себя звуки. В другом случае они могут не только внимательно слушать исполнение на воображаемом инструменте, но при этом перевоплощаться в слушателей: сидя с куклами на коленях, девочки представляют себя мамами, приведшими своих малышей на концерт.
Организация детского музицирования выступает в разных формах. Деятельность может выражаться в форме «художественной самодеятельности» (с демонстрацией песен и танцев), в форме взаимообучающих упражнений, похожих по характеру на индивидуальные занятия (но возникающие исключительно по инициативе самих детей), или в форме сюжетной игры, в которой роли распределены на музыкантов и слушателей. Были случаи, когда ребята просто напевали, выходя на прогулку, рассматривая книжку и т.п. Таким образом, наиболее распространенные формы детского музицирования – действия небольшой группой участников или индивидуальные. Если эта деятельность яркая, интересная, с элементами нового, неожиданного, она способна на некоторое время привлечь внимание остальных ребят.
Обобщая формы организации самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников, можно отметить две, наиболее часто встречающиеся. Это сюжетно-ролевая игра, когда дети выбирают тему под влиянием различных музыкальных заданий («ищем таланты», «концерт», «игра в оркестр», «музыкальные занятия» и т.д.), распределяют роли, и сюжет получает свое развитие. Другую форму можно отнести к играм-упражнениям, преимущественно самообучающего характера, во время которых ребенок ребенок тренируется, играя на каком-либо инструменте или разучивая танцевальное движение. Но такая самоорганизация, конечно, не исключает и других индивидуальных проявлений детского творчества.
Итак, музыкальная самостоятельная деятельность очень разнообразна, так как ее истоки – сама жизнь детей. Она облечена в различные формы, возникает по чьей-либо творческой инициативе без непосредственного участия взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая мастерская для воспитателей "Значение самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников"
Ребенок пришел в детский сад. И очень хорошо когда он встречает там своих друзей. Занимается, играет с увлечением....
Сообщение из опыта работы: Создание условий, активизирующих самостоятельную музыкальную деятельность дошкольников
Характеристика самостоятельной музыкальной деятельности Подготовить ребенка к школе — значит научить его действовать активно, творчески, осознанно. Этому во многом способствует правильно о...
Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников
Представленный материал будет полезен не только музыкальным руководителям, но и воспитателям ДОУ....
Консультация для воспитателей "Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников"
Консультация содержит информацию о самостоятельном музыкальном развитии детей....
Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников. Консультация для воспитателей
Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников....
Консультация для воспитателей Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников.
Материал будет полезен, как начинающим воспитателям, так и педагогам со стажем....
Презентация на тему: "Использование развивающей музыкальной среды для развития самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников"
Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников носит инициативный, творческий характер, основывается на приобретенном опыте, отличается многообразием форм и является начальным проявлением самоо...