Доклад на тему: «Умственное развитие ребёнка в раннем возрасте через предметную деятельность».
методическая разработка по теме
Доклад на тему:
«Умственное развитие ребёнка в раннем возрасте
через предметную деятельность».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umstvennoe_razvitie_rebenka_v_rannem_vozraste_cherez_predmetnuyu_deyatelnost.docx | 34.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Усть- Лабинск МБДОУ № 6
Доклад на тему:
«Умственное развитие ребёнка в раннем возрасте
через предметную деятельность».
Воспитатель: Беловодская Ирина Игоревна.
Умственное развитие ребёнка в раннем возрасте через предметную деятельность.
Основой умственного воспитания является формирование на базе полученных знаний элементарно - обобщенного представления о свойствах, качествах предметов, развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка.
Предметная деятельность является ведущей в раннем возрасте (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, М. И. Лиси на), она определяет, «ведет» за собой психическое развитие, поэтому она- и называется ведущей. В процессе этой деятельности ребенок усваивает культурные, исторически сложившиеся способы действия с предметами.
Являясь ведущей на данном этапе развития, предметная деятельность обуславливает развитие психических процессов, личности ребёнка, зарождение новых форм деятельности.
Предметная деятельность способствует совершенствованию чувственного опыта ребёнка, развитию ощущений, восприятия, внимания, памяти и мышления. С помощью неспецефических и спецефических манипуляций, ориентировочно-исследовательских и предметных действий происходит всё более глубокое освоение ребёнком предметного мира, развитие его интеллектуального потенциала. Экспериментируя с предметами с помощью неспецефических и спецефических манипуляций, ребенок извлекает много информации об объектах, устанавливая связи между ними. В этих действиях проявляется любознательность ребёнка, реализуется его познавательная активность. (Ребёнок пытается насыпать совком песок и не захватывает его, он пытается захватить песок руками, что сразу даёт положительный результат, потом снова пытается насыпать совком и так много раз, наконец, он научился насыпать песок)
Предметная деятельность определяет содержание общения ребёнка со взрослым. В ходе совместной предметной деятельности развиваются и новые средства общения, основным из которых является речь. В раннем возрасте речь используется ребёнком прежде всего как средство деловых контактов со взрослыми. Внешне это выражается в частых обращениях ребёнка к взрослому: вопросительных взглядах, просьбах о помощи, словах «Как?...Так?...Так!»)
В рамках предметной деятельности формируется её новый вид-процессуальная игра. Усвоение общественно выработанных способов действий с предметами
включено в систему человеческих отношений. Эти отношения начинают осознаваться ребёнком в ходе реального предметно- практического взаимодействия со взрослым. В ходе усвоения действия постепенно «отделяются» от предметов, с помощью которых были усвоены. Происходит перенос этих действий на другие предметы, сходные с ними. Так формируются обобщенные действия (кормит куклу ложкой- палочкой, поит из кружки- кубика) На их основе становится возможным сравнения собственных действий с действиями взрослых. Постепенно, сначала с помощью взрослых, а затем и всё более самостоятельно ребёнок начинает воспроизводить элементы взаимодействия с окружающими в действиях с сюжетными игрушками.
Предметная деятельность способствует развитию личности ребёнка. Ведущая деятельность опосредует отношение ребёнка раннего возраста к окружающему его предметному и социальному миру, также самому себе. Предметная деятельность способствует развитию познавательных интересов ребёнка, его самостоятельности, любознательности, целенаправленности.
Предметная деятельность- это содержание и последовательность, получаемой детьми информации об объектах, переработка этой информации, активизация уже имеющихся у ребёнка знаний и умственных действий.
Важное значение для умственного воспитания имеет разработка предметного содержания мыслительной деятельности детей.
Введение детей в предметный мир предполагает формирование представлений о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли и результате трудовой деятельности.
В этой области развития можно выделить несколько направлений, каждое из
которых предполагает постановку специальных педагогических задач и использование соответствующих методов их реализации. Прежде всего, это развитие культурно- нормированных, практических и орудийных действий. Педагог должен помочь ребёнку научиться правильно пользоваться различными предметами домашнего обихода (есть ложкой, пить из чашки, застёгивать пуговицы, пользоваться расчёской), игрушками, специально созданными для овладения орудийными действиями (лопаткой, молоточком и др.) Для решения поставленных задач педагог должен организовывать развивающую предметную среду, налаживать совместную деятельность с ребёнком, создавать условия для его самостоятельных действий с предметами. Многие предметные действия ребёнок осваивает, знакомясь с бытовыми предметами в процессе приёма пищи, совершения туалета, переодевания, принимая участие в бытовой деятельности взрослых. Обычно малыши охотно помогают накрывать на стол, убирать игрушки. Орудийными действиями малыш овладевает не только в повседневной жизни, но и в процессе индивидуальных и совместных с воспитателем игр и занятий.(пытается завести ключиком машину, забивает моточком колышки в землю, кормит ложкой мишку)
Для ознакомления детей с предметами окружающего мира и овладения предметными действиями в группе должны находиться разнообразные бытовые предметы, игрушки, имитирующие их и игрушки, специально предназначенные для развития разнообразных предметных действий. Богатая и разнообразная предметная среда стимулирует малыша к различным действиям, способствует обогащению его чувственного опыта, развитию мышления. Предметы, игрушки, материалы должны находиться в открытом доступе, по возможности рассортированы в наборы и размещены так, чтобы у детей возникло желание действовать с ними. Предметы и игрушки должны способствовать развитию органов чувств и формированию разнообразных умений, иметь разные размеры, фактуру, цвет. Педагог должен поддерживать интерес к игрушкам и предметам, учить детей исследовать их.
H.П.Сакулина предлагает следующую последовательность обследования предметов.
I. Восприятие целостного облика предметов рассмотреть предмет, подержать в руках, ощупать, подействовать с ним, назвать предмет- это грузовик «Как ты узнал, что это грузовик? Что у него есть?».
2. Вычленение основных частей обследуемого предмета и определение их свойств (формы, величины) « Где у грузовика колёса, где кузов, кабина? Какие колеса? А кабина, кузов?» «У платья карманы, пуговицы, воротник»
3. Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга выше, ниже; кабина выше, кузов ниже. Строим домик из кубиков и кирпичиков; кубик ниже, кирпичик выше.
4. Повторное целостное восприятие предмета.
Для этого важно учить детей рассматриванию (специально организованному обследованию) предметов, обхватыванию их обеими руками, обведению пальцем то одной, то другой руки, чтобы полученные в процессе этого впечатления использовать в определённом виде, деятельности (обхватывает шарик, катает его, складывает кубики в коробку, достаёт предметы из мешочка определяет их форму, цвет, воспитатель действует рукой ребенка,, вместе с ним,' основной метод, который использует воспитатель- показ).
® В процессе рассматривания - обследования детей необходимо учить и выделять свойства и качества предметов (форма, строение, величина, пропорции, цвет, положение в пространстве), материалы, из которых они сделаны. Однако делать это нужно не сразу, а постепенно расширяя круг познаваемых объектов. Тогда образы восприятия, формирующиеся на основе действий, станут полнее (масса предмета зависит от его величины и особенностей материала, круглая игрушка способна прокатываться, некруглая стоит на месте, нанизывать можно только игрушки, имеющие сквозное отверстие).
Поэтому в процессе обучения используется прикладывание, вкладывание предметов, т.е. наглядное сравнение с опорой на определённый признак. Это заставляет детей внимательно всматриваться, вслушиваться, ориентироваться на нужное свойство, подбирать и группировать предметы, как требуется по условиям и правилам игры (например, рассортировывает разноцветные шарики и кубики, ориентируясь на цвет, и на форму; разбирает и собирает игрушки - вкладыши: в большой предмет можно вложить меньший, при сборке матрешки подбирать половинки одинаковые по величине- сначала собрать маленькую, потом вложить её в большую).
® На основе сходства выделенных свойств у разных предметов можно начать учить детей одни предметы уподоблять другим (как шарик, как огурчик, как кубик; пушистый, как котёнок, колючий, как ёжик). Воспитатель ставит задачу перед ребёнком, создавая проблемную ситуацию, и предлагает ребенку самому решить эту проблему. Предлагает покормить куклу, но вместо ложки лежит палочка, что надо сделать? Как поступить? При этом важно формировать умение соотносить впервые воспринимаемые предметы с теми, которые они познали раньше.
® Эта работа должна осуществляться систематически, последовательно, включаться во все этапы жизнедеятельности детей. Режимные моменты - умывание, одевание, завтрак, обед и т.д., игры - дидактические, подвижные, сюжетно- ролевые и др., занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии. Словом знакомство с предметом, пронизывает весь воспитательно- образовательный процесс.
* Непосредственное знакомство с предметом должно осуществляться живо и интересно, вызывать у детей положительный отклик. (Сухость, излишний дидактизм, формализм вызывают скуку, ухудшают запоминание)
* Процесс восприятия (рассматривания, выслушивания) надо сопровождать словом
(шарик круглый, гладкий, красный). Дети, воспринимая предметы, одновременно запоминают и словесные обозначения их качеств.
*Проявление самостоятельности, стремление поделиться своими впечатлениями следует поощрять. Взрослый должен откликаться на просьбу малыша о помощи, подключатся к его игре, помогать преодолевать затруднения. Подсказки воспитателя не должны носить директивный характер: «Возьми это колечко» или «Надо взять другое колечко». Важно предоставить ребёнку возможность выбора свободы действий» Разве сюда подходит это колечко? По-моему оно слишком большое». Следует поощрять ребёнка, хвалить его.
Умственное и техническое развитие ребёнка в раннем возрасте проходит через предметную деятельность, познавательные возможности 2-3 летнего ребёнка ещё невелики, несовершенны, поэтому многие задачи по ознакомлению с предметным миром решаются в форме дидактической игры.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игра - занятия и дидактические или автодидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения интереса детей к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.
Автодидактические игры сами подсказывают ребёнку, какого рода действие нужно произвести, чтобы достигнуть ту или иную цель. Это различные составные игрушки, которые требуют соотнесение размеров, форм или цветов разных деталей
( фигурные пирамидки, матрёшки, вкладыши, мозаики, разрезные картинки). Так, чтобы сложить пирамидку нужно учитывать соотношение колец по величине, соотносить составные части по форме, чтобы собрать определённый предмет (клоуна, грибок, собачку).
С помощью игр - занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Малыш сам кормит, причёсывает, купает кукол. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры.
Ребенка двух - трёх лет продолжаем учить играм с куклой в процессе дидактических игр. В этих целях используем игры «Купание куклы», «Уложим куклу спать», «Споем кукле колыбельную», «Покажем кукле картинки», «Накормим куклу» и т.д. Поэтому в группе необходимо иметь дидактическую куклу с комплектом сезонной одежды, кукол на подгруппу детей, приданое, сезонную одежду, а также ванночки, полотенце, мыло (кирпичик), куклы должны быть большие, средние и маленькие, Нежелательно покупать детям этого возраста кукол «Барби, Синди», пропорции тела этих кукол не соответствуют телу малыша. Лучше всего брать куклу- голыша, с которой удобно работать ребенку. Воспитатель рассказывает детям, как выполняет действие с куклой с одновременным показом «Нальём водичку в тазик она тёплая и будем купать куколку, моем ножки, ручки, берём мыло розовое, душистое намыливаем и т.д.» Дети выполняют действия с куклой, воспитатель их поощряет, уточняет, что они делают, закрепляя признака предметов, цвет, форму.
Важное значение для развития детей первой младшей группы имеют игры и упражнения с дидактическими материалами и игрушками. В качестве раздаточного материала можно использовать бумажные карточки, формы строительного материала, дидактические игрушки, с ярко выраженным цветом, формой, величиной - это шары, кольца, ленточки, башенки, матрёшки, мячи, флажки. Умственному развитию детей способствуют также игры с кубиками, геометрическими плоскостными и объёмными формами, лото, домино. «Вот я положила карточку, что здесь нарисованы правильно трактор и машина. У кого на картинке трактор положит рядом с моим, а у кого машина с другой стороны» и т. д.
С раздаточными материалами проводятся игры «Зажги фонарик», «Найди и назови»» «Собери в корзиночку овощи и фрукты одного цвета» и др. Для успешного освоения окружающих предметов требуется постепенность и систематичность, поэтому многие дидактические игры и упражнения, с помощью которых дети учатся правильно называть предметы и их признаки повторяются неоднократно и с последовательным усложнением. К числу таких игр и упражнений мы относим следующие: «Чудесный мешочек», «Кто пришёл в гости», «Что изменилось», «Отремонтируем машину», «Построим гараж» и многие другие.
Для игр типа «Узнай и назови» вначале подбираются предметы одного вида, например варежки. Это позволяет одновременно познакомить детей с несколькими признаками: цветом, формой, величиной, материалом: «И Коля достал из чудесного мешочка варежку. Только Колина варежка красная и пушистая. Какая варежка? Коля покажи детям варежку. И Оле покажи, и Андрею. Какую варежку ты достал?»).Для игр и упражнений подбираются разные предметы( например, чашка, блюдце, кружка и чайник), с которыми малыши выполняют разнообразные действия: поят куклу молоком из кружки, ставят чашку на блюдце, наливают в неё чай из чайника и т.п. Можно использовать, как натуральные предметы: посуда, варежки, головные уборы, овощи, фрукты, так и игрушки - кукольная одежда, мебель, автомобили.
® У дошкольников необходимо формировать умение различать знакомые им предметы и действия на картинках и называть их. Например, картина «Девочка кормит кур»: Какое у девочки платье?, Что она держит в руках?, Какого цвета миска? Какая курица, а цыплёнок?» Для малыша это серьёзная умственная задача: узнавание действий на картинке - одно из проявлений способности к обобщению. При выборе предметных картинок важно обращать внимание на четкость линий, яркость колорита. Реалистичность и пропорциональность изображения, что поможет детям воспринимать предметы. Например такие предметные картинки как «Овощи , фрукты, домашние и дикие животные, игрушки» и др.
Показывая сюжетные картинки, проводя игры -инсценировки («Кто здесь плачет») воспитатель обращает внимание на состояние и настроение действующих лиц (испугался, плачет, обжёг лапу, утешает, жалеет и т.д.), помогает разобраться в том, что хорошо и что плохо. В первой младшей группе для занятий используются сюжетные картинки: «Игра с куклой», «Дети играют в кубики». «Спасаем мяч», «Катаем шары « и др. Эффективны в работе с детьми третьего года жизни упражнения типа «Кто что делает», которые проводятся с использованием несложных сюжетных картинок. Узнав и описав изображенное действие, ребенок (по заданию воспитателя) воспроизводит его с помощью реальных предметов. Например, показывает, как мальчик поливает цветы из лейки, девочка баюкает куклу, мама стирает бельё в тазу, повар пробует суп, который варится в кастрюле, доктор лечит больного (картинки готовятся заблаговременно). Такие упражнения удовлетворяют ребенка в импровизации, формируют умение действовать с игрушками и предметами в соответствии с их назначением.
При складывании картинки из частей следует подобрать части так, чтобы получилось целостное изображение предмета (овощи, фрукты, различные игрушки)
Игрушки, благодаря которым у ребёнка развиваются тонкие моторные навыки, ребенок учится различать свойства предметов, ускоряется общее развитие, совершенствуется речь можно подразделить на три основные группы:
*в первую группу мы включили игрушки, способ работы с которыми можно назвать «Часть и целое». При первичном знакомстве с предметом мы даем детям возможность рассмотреть предмет; подержать его в руках, ощупать, подействовать с ним - это удочки с магнитами для ловли рыбок, пирамидки, вкладыши, пазлы, матрёшки, наборы для нанизывания, фигурные пирамидки, игрушки, состоящие из нескольких частей(снеговики, неваляшки, овощи, фрукты), мягкие дидактические книги, наборы кубиков с картинками, бусинки для нанизывания, шнуровки, застёжки; Работа с материалами из первой группы «Часть и целое» в большей степени, чем другие, развивает способность к анализу и синтезу. Наиболее простой материал из этой серии «Мозаика», «Башенки» части которой можно соединять и разъединять между собой. Начинать работу нужно с ещё более простого действия - разделение на части: ребёнку предлагается разобрать готовую собранную башенку. Когда он поймёт принцип разделения частей, можно предложить строить новые башенки.
-Работа с матрёшками очень нравится детям благодаря сюрпризному моменту - в каждой новой матрёшке находится новая. Матрёшки - это тоже составление целого из частей, как башенки и мозаика. При этом механический контроль правильности выполнения задания одновременно и облегчает, и усложняет работу для малыша: друг другу подходят только две половинки, и их надо найти. Этот поиск тренирует внимательность ребёнка.
- Шнуровка- гусеница - малыш ищет детали подходящие друг другу по цвету и форме, попеременно соединяя и разъединяя их прямо перед глазами ребёнка. Желание получить ползающую гусеницу, которую можно возить за собой на верёвочке, является хорошим стимулом: ребёнок несколько раз подряд нанизывает детали на шнурок, а ведь нанизывание - это сложный процесс для ребёнка раннего возраста, требующий хорошо скоординированной работы рук и терпения, которым малыши в силу возрастных особенностей не отличаются.
Игры на липучках: муляжи и снеговик, неваляшка тоже составление целого из частей, где нужно подобрать части, правильно соединить их, что тоже требует сноровки, терпения координации движений. Работа со снеговиком аналогична работе с фруктами. Отличие состоит в том, что разделение на части выполняется
непосредственно руками. Цель работы в расширении словарного запаса, развитие моторики, памяти, внимания, развитие познавательной активности.
Работа с корзиной фруктов осуществляется на столе. Особенность муляжей фруктов в том, что их можно разделить пополам, а потом сделать снова. Ребенок работает с ними, как с любым неструктурированным материалом (песком, водой, тестом). Вероятность неудачи, ошибки сводится к минимуму, что помогает ребёнку долго удерживать внимание, запоминать название фруктов и тренировать ловкость и точность движения (при разрезании). И еще таких игр существует великое множество, и конечно в ваших детских садах есть другие игры.
( показ игр слушателям, демонстрация действий)
* во вторую группу вошли игры - сортировки-; Основные задачи упражнений по «сортировке»- это развитие мелкой моторики, координации движений, самостоятельности, привыкание к выполнению множества мелких операций в определённой последовательности. Чтобы поддержать внимание ребёнка к нужным предметам, мы отбираем только тот, с которым заниматься можно длительное время. Сравниваем форму предметов с геометрическими фигурами, предлагаем детям коробочки с секретом, в которые можно положить платочки, кубик, шарик, сравниваем их с геометрическими формами; «Скажи, на какую геометрическую форму похож платочек, кубик, шарик?», обводим пальцами по предмету в процессе его восприятия и обследования - это бусинка она круглая.
Окраску сравниваем с основными цветами спектра, учим детей одни предметы уподоблять другим *, зелёный, как огурчик, травка,' жёлтый, как солнышко. Используем сачки для вылавливания игрушек; вылавливать можно овощи, фрукты, различных птиц (уточек, гусей), рыбки и др. из ванны. Дети определяют, кого или что они выловили, называя цвет, форму, материал. «Давай бросим в тазик с водой камешек. Как ты думаешь он утонет или будет плавать?» Огромные простор для детского экспериментирования открывают игры с водой, красками, бумагой. Малыши с удовольствием переливают воду из одного сосуда в другой, проверяют, тонут или плавают игрушки, пускают кораблики.
Даем детям для прокатывания желобок, шарики, кубики, крупные бусины, камешки и дети определяют, что скатывается или нет; цветные пуговички и баночки с крышками, соответствующие цвету пуговиц, которые дети раскладывают в баночки.
Сортировка колечек, палочек продолжает ряд игр - сортировок. Она предполагает увеличение количества цветов, дети имеют возможность повторно воспринимать познаваемые предметы, подбирать предметы парами по цвету, по общему принципу (найди, отбери, назови такой же)/ подбери палочки красного цвета длинные, уточнить названия предметов и их характерные свойства (форма, величина, цвет),подбери палочки зеленого цвета, но разного размера; делать первичные обобщения, группировать предметы по - общим свойствам - это колечки они разного цвета, но все круглые и маленькие. Для игр с палочками мы используем палочки Кюизнера, счетные палочки.
С раздаточным материалом мы проводим такие игры: «3ажги фонарик», «Найди и назови», Собери в корзиночку игрушки одного цвета», «Разложи по цвету», используем бумажные карточки, различные пособия, изготовленные своими руками, которые мы Вам покажем в группе.
* в третьей группе объединены игрушки, используемые в ролевой игре. Среди всех видов деятельности ребёнка особое место занимают ролевые игры. По своему характеру они становятся более сложными по сравнению с игрой ребёнка второго года жизни. Играя, малыш, отображает уже многие действия окружающих («готовит обед», «кормит куклу», «ласково обращается с ней», «сердиться на неё»). Дети первой младшей группы проявляют интерес к различным предметам, манипулируют ими, стараясь познать их назначение, а воспитатель помогает им открывать способы действия с предметами, тем самым вводит ребёнка в предметный мир, направляя его действия, стимулируя возникший интерес. Воспитатель, не только показывает предметы, называя их - это чашка она маленькая, красная, это лопатка она зеленая, это платье оно белое, но и производит с ними действия. Например, решив одеть куклу в белое платье, ребёнок ошибается и берёт другое - та протестует: «Ты ошибся, малыш! Платье, которое ты держишь в руках зелёное, как травка. А я просила белое. Белое как снег. Постарайся найти белое, как снег, платье!» Запоминание материала у детей зачастую зависит от эмоциональной привлекательности, яркости, озвученности предметов.
Как подчёркивал Д.Б.Эльконин, социальная ситуация в раннем детстве такова: «Ребёнок - предмет - взрослый». В ходе действия с игрушками у малыша формируется восприятие, складываются представления о свойствах предметов.
Малышу сложно объяснить, почему он должен выполнить то или иное задание. Если у ребёнка что-то не получается, он быстро теряет интерес к игрушке и переключается на более успешную деятельность.
И тогда на помощь воспитателю приходят различные авторские игры и игрушки, изготовленные руками наших педагогов - это панно «Наши ладошки», на развитие тактильной чувствительности, дидактические мягкие книжки-сказки, цветные ёжики, бусы, гусеница, универсальный костюм, при изготовлении которого использовались разнообразные шнурки, пуговицы, накладные карманы, которые прикрепляются с помощью липучек, кнопок, пуговиц.
(Показ использования в работе костюма Беловодская И.И.)
Маленькие дети долго помнят персонажей, которых взрослые включают в сюрпризные моменты, поэтому прекрасным помощником в работе воспитателей ДОУ стала маленькая кукла-перевёртыш, внезапно появляющаяся из кармана воспитателя, вызывающая у малыша улыбку, отвлекающая от невесёлых мыслей, дарящая волшебство. Эти куклы были распространены на Руси в северо- западных губерниях в крестьянских семьях, их использовали как обереги для малышей, подарки к праздникам Пасхи, урожая. Назывались они по-разному: «Баба-девка», «День-ночь», «Кузнец- пахарь». Делалась кукла очень просто: скручивался тканевый жгут, головы шили по выкройкам. Половина жгута - одна кукла до талии, другая половина - вторая кукла. Секрет в том, что широкая двухсторонняя юбка, собранная на талии позволяет прятать по очереди то одну, то другую куклу. Завершающий облик мы придаём куклам уже в соответствии со своей фантазией. Дети с удовольствием и радостью встречают кукол- перевёртышей. На занятиях кукла Маша пела песенки-потешки, затем быстро переворачивалась и появлялась кукла Даша со своим сюрпризом - загадкой или игрой. Эти забавы очень понравились нашим малышам: они смеются, когда кукла переворачивается, искренне удивляются происходящему, с удовольствием участвуют в игре, повторяют слова потешек. Эти куклы нам очень помогают и в период адаптации детей, на занятиях, в играх. Показ игры- занятия с куклой (Беловодская И.И.)
Большое значение в работе с малышами мы придаём индивидуальной работе с детьми, которую мы всегда стремились сделать интересной и разнообразной, сочетать в ней разные виды деятельности: развитие мелкой и общей моторики, закрепление цвета, формы, проведение работы над звукопроизношением и речью. Но пробудить интерес к занятию, удержать внимание ребенка удавалось не всегда. Наши творческие поиски увенчались дидактической игрой в виде мягкой книжки. Ребенок с мягкой игрушкой - медвежонком путешествует по её страницам, выполняя различные задания воспитателя. В книжке 10 страниц, из которых мы 2- 3 используем индивидуально на одном занятии с детьми в утренние, вечерние часы.
( Показ Беловодская И.И.)
Следующая задача воспитателя - Развитие познавательной активности у детей.
В ходе работы с детьми педагог должен создавать условия для ознакомления их с окружающим миром, экспериментирования и обогащения впечатлениями.
Необходимо поддерживать природное любопытство детей, поощрять любое проявление к окружающему миру. Не следует ограничивать познавательную активность малышей, ограничение должно касаться только опасных для их жизни и здоровья объектов и действий.
Полезно организовывать совместное с детьми наблюдение за различными явлениями природы. Цель этих наблюдений поддержать и проявить интерес детей к окружающему, познакомить с разнообразными свойствами природных объектов, вызвать удивление, радость открытия нового (пение птиц, шум ветра, шелест листьев).
Наблюдение за различными явлениями природы должно сочетаться с интересными играми и занятиями, в процессе которых дети на собственном опыте знакомятся с различными свойствами объектов живой и неживой природы, получают общее представление об их отличительных признаках. Например, собирая букет из опавших листьев, малыши могут сравнивать их по величине, форме, цвету.
Важно подчеркивать интерес к деятельности взрослых. Дети любят наблюдать, как воспитатель кормит рыбок, или ухаживает за цветами, как строится соседний дом и др. Педагог должен комментировать свои действия, рассказывать, чем заняты люди, отвечать на вопросы детей. Книги, альбомы, фотографии, должны находиться в открытом доступе.
С целью развития любознательности, в группе необходимо оборудовать специальный уголок для детского экспериментирования: игр с водой, сыпучими пластическими материалами, интересными для исследования и наблюдения за предметами. Ощупывая предметы разной фактуры и плотности, ребёнок познаёт разнообразные свойства и качества объектов и материалов: твердость, мягкость, тепло, холод, тяжесть и т.д. Разбирая и собирая игрушки и бытовые предметы, малыш узнает, как они устроены. Проводя шарики по лабиринту, пытаясь открыть коробочку со сложным запором, малыш решает самые настоящие мыслительные задачи.
«Загадочными» предметами являются специальные развивающие игрушки. Например, калейдоскоп, детский бинокль, игрушки с разнообразными пусковыми механизмами. Воспитатель и сам может изготовить «игрушку с секретом»: положить в прозрачную коробочку маленькую игрушку, сувенир. «Попробуй открыть коробочку, а вдруг в ней, что-то лежит?» Особый интерес детей вызывают бытовые приборы, открывающие богатые возможности для разнообразных манипуляций ( часы, диктофон, фотоаппарат, телефон и др).
Следующей педагогической задачей данного направления развития ребенка является формирование целенаправленности и самостоятельности в предметной деятельности.
Известно, что деятельность ребёнка до 2х лет имеет процессуальный характер: малыш получает удовольствие от самого процесса действий, их результат еще не имеет какого- либо самостоятельного значения. К З годам у ребёнка складывается определённое представление о результате того, что он хочет сделать, и это представление начинает мотивировать его действия. Деятельность малыша приобретает целенаправленный характер, он настойчиво стремится к получению правильного результата, представление о котором складывается как на основе заданного образца, так и собственного замысла. Маленькому ребёнку нужно помогать удерживать цель, направлять его на достижение желаемого результата.
* Это могут быть всевозможные пазлы, мозаики кубики, из которых складываются картинки, конструкторы, строительные наборы, где необходимо построить различные машины, игрушки, постройки. Все это формирует у ребёнка представление о результате действий. Например, малыш хочет выложить из мозаики узор по картинке. Воспитатель вместе с ним должен рассмотреть"*образец, спросить, какие понадобятся детали, куда их положить. По окончании работы очень важно зафиксировать результат его деятельности. Помощь взрослого не должна гасить самостоятельность и инициативу ребёнка. Следует представлять малышу возможность сделать самостоятельно всё, что он может.
Планирование материала согласуется со временем года, сезонными явлениями, с программой ознакомления с окружающим. Усложнение заданий даем от элементарных заданий на группировку однородных предметов и далее к учету признаков и свойств. Обучение на играх-занятиях проводится с детьми от 1.6 до З-х лет один раз в две недели, но так как большой интервал между занятиями нежелателен, мы закрепляем полученные детьми знания, умения в самостоятельной деятельности, индивидуальной работе с детьми. Учитывая специфику работке детьми от 1.6лет до 1.8мес. стараемся 2-3 раза повторить игры- занятия. Со старшими детьми каждое занятие проводится один раз. Повторное предъявление одних и тех же задач предусматривается на новом материале. Это обеспечивает умственную активность детей на занятиях.
В летний период проведение занятий не проводится, но дети играют в игры самостоятельно или с воспитателем в утренние, вечерние часы, на прогулке.
Занятия, на которых осуществляется ориентировка на цвет, проводим только при естественном освещении, при искусственном идёт искажение цвета.
Дидактический материал раскладываем на светлых скатертях, они предупреждают скольжение предметов и снижают эффект постукивания.
Пуговицы, застёжки- молнии, кнопки, шнурки - сколько ещё разных непослушных предметов придётся «укоротить» малышам, пока они научатся легко и свободно справляться с обычными бытовыми делами. Их придумали взрослые. Взрослым приходится придумывать и способы научения.
Самого большого эффекта можно достигнуть тогда, когда удается объединить усилия педагогов в детском саду и родителей в семье. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители - первые и главные воспитатели своего ребёнка с момента рождения и на всю жизнь. Поэтому мы провели анкетирование среди родителей о педагогической ценности игр и игрушек. По результатам анкетирования было выяснено, что игрушки и игры многие родители покупают по желанию ребёнка, потому, что ребёнок капризничает, желая порадовать ребёнка таких ответов из 20 анкет было до 60%. По результатам анкетирования составили с родителями план работы на первый квартал 2011года в который вошли: «Консультации», «Буклеты», «Семинарские занятия», «Беседы с родителями», «Информационные листки».
Была оформлена папка-раскладушка «Игра- дело серьёзное», проведена консультация на тему «Какие игры, игрушки нужны детям?».
Подобрали дидактические, развивающие игры- минутки для детей от 2х лет, оформили буклеты с играми для пользования родителям такие, как «Складываем игрушки», «Песенка», «Строим из кубиков», «Кубики своими руками» «Катим мячики», «Бросаем мячики», «Такие разные носочки», «Найди сам пару носков», «Цветные шапочки», «Подбери к носкам шапочку», «Цветные шарфики», «Такие разные варежки».
Провели семинарское занятие с родителями «Изготовление игрушек своими руками». Семинар- практикум проводился в зале, была оборудована зона для творческой деятельности, подготовлен необходимый материал. Родителям рассказали об актуальности предлагаемой темы, выступили воспитатели группы, старший воспитатель. Они рассказали, как нужно учить ребенка рассматривать и обследовать предмет, выделять его свойства и качества. Предложили родителям изготовить из подручного материала различные игры, привлекать к изготовлению детей, давая им посильные задания. С помощью родителей мы изготовили чудесное панно «Наши ладошки» на развитие тактильной чувствительности, которое используем для игр и занятий. После семинара родители стали чаще заниматься с детьми изготовлением простейших игр, которые они приносят в детский сад- это различные поделки из пуговичек: «пуговичное дерево», оклеивают пуговичками рамочки для фотографий, картины, игрушки, талисманы, различные поделки из кубиков (коробки обклеили бумагой самоклейкой и для прочности набили газетами.) Но они не только мастерят, но и закрепляют с детьми цвет, форму, материал из которого выполнена поделка, её размер. Малыши приносят поделки в детский сад, рассказывают, как они выполняли работу.
В результате целенаправленного руководства деятельностью детей, общения с ними, а также специального обучения умственное развитие детей к концу третьего года жизни достигает уровня, обеспечивающего практическую ориентировку ребенка в предметах и явлениях самого ближайшего окружения, понимание речи взрослых, способность регулировать свои действия по слову в процессе речевого общения со взрослыми. Ребенок этого возраста — существо и мыслящее и говорящее, проявляющее известный интерес к окружающему — все это создает новые возможности для умственного воспитания детей в годы дошкольного детства
Литература Э.Г.Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию»
С.Н.Теплюк, Г.М.Лямина, М.Б.Зацепина «Дети раннего возраста в детском саду»
Л.В.Белкина «Адаптация детей раннего возраста»
К.Н.Печора, Г.В.Пантюхина, Л.Г.Голубева «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях».
Е.О.Смирнова, Л.Н.Галигузова, С.Ю. Мещерякова «Первые шаги». Журналы: «Дошкольное воспитание» №8,7,9 за 2010г.
«Обруч»№3,5,6 за 2010г.
«Справочник руководителя дошкольного учреждения» №8 2009г. «Справочник старшего воспитателя»№1 2010г.
Презентация игрушки.
Жизнь человека начинается с детства, а детство немыслимо без игры.
Цель воспитательной система «Ребенок и игра»- воспитание личности человека через основной вид деятельности - игру.
Игра для детей- это способ вырасти и стать большими. В играх дети готовятся к взрослой жизни, они «пробуют», что же такое - быть матерью или отцом, ездить на машине.
Что нужно ребёнку для того, чтобы он мог жить яркой, радостной, интересной жизнью?
Игра и игрушка.
С игрушкой ребёнок уже не одинок среди непонятного ему и неинтересного мира взрослых.
При помощи игрушки он строит свой маленький мирок, свое царство, где он независим от приказов и власти взрослых . Он такой же, как они: мастер, шофёр, строитель, врач, лётчик, любящая, но строгая мать.
В игрушке ребёнок приобретает верного, неразлучного друга.
Рассказ презентация о ёжике
Солнышко светит, скоро цветы распустятся и ёжик выходит из своего домика, потому, что наступила весна и ему надо в лес идти своих деток кормить искать им травку, червяков, букашек разных.
Зовут нашего ёжика Колючик. Он живёт на Волшебной полянке, очень добрая и ласковая игрушка. Она таит в себе большие возможности по развитию мелкой моторики рук, для сенсорного развития. Играя, ребёнок приобретает умения путём зрительного и тактильного обследования определять цвет, размер, форму предметов; особенности поверхности (мягкая, гладкая, пушистая). Они овладевают навыками пристёгивания прищепок. Закрепляются математические представления изменения групп предметов путем: увеличения или уменьшения их количества (больше, меньше), счета предметов (один, много), объединения предметов по общему признаку: по цвету (одного цвета), по размеру (маленькая, большая пуговица, крышка), по форме (круглые). На основе этой игрушки можно играть в:
Дидактическая игра «Весёлые ёжики».
Игра состоит из четырёх мягких ёжиков разного цвета (красный, синий, жёлтый и зелёный). Каждый зверёк имеет иголки (прищепки) соответствующего цвета (для развития моторики).На ёжиках находятся ягодки (для усвоения соотношения количества - один, два, три, много), детям предлагается найти одну или много ягодок. Малыши раскладывают (дарят ёжику) яблоки разных цветов. Грибочки помогают развивать глазомер, выстраивать сериационный ряд (маленький, побольше, большой). В качестве дополнения ребенку предлагается найти для желтого ёжика большой гриб, для красного гриб поменьше и т.д. Листочки используются для развития осязания, обучения нахождению предметов по аналогии, на ощупь « Найди такой же листочек и дай его ёжику», «Найди тяжелый камешек, а теперь более легкий, самый лёгкий» . Игра знакомит детей с основными цветами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка».
Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Влияние ручных действий на развитие мозга человека было известно ещё во II веке до н.э. в Китае. Игры с участием рук и пальцев пр...
План работы по самообразованию на тему «Познавательное развитие ребёнка дошкольного возраста через игровую деятельность»
План работы по самообразованию на тему «Познавательное развитие ребёнка дошкольного возраста через игровую деятельность» на 2010-2015 годы...
Доклад на тему: "Познавательное развитие у детей раннего возраста"
Изучение особенностей, оптимальных условий, путей и средств обучения, развития и воспитания дошкольников раннего возраста на занятиях по развитию познавательной активности при помощи реализации взаимо...
Доклад для родительского собрания на тему: «Влияние развития мелкой моторики рук на умственное развитие ребёнка»
Мелкая моторика рук часто очень слабо развита у детей. Как развивать мелкую моторику я и хочу рассказать родителям....
Умственное развитие ребёнка в раннؚем возрасте через предметную деятؚельнؚость.
Умственное развитие ребёнка в раннؚем возрасте через предметную деятؚельнؚость. Основой умственного воспитания являؚется формирование на базе полуؚченнؚых знаний элементарно – обобщенного п...
План работы по самообразованию на тему «Познавательное развитие ребёнка дошкольного возраста через игровую деятельность»
Рекомендации родителям «Игры для развития речи и мышления дошкольников»...
Доклад на тему: «Дидактические игры в умственном развитии ребёнка»
Дидактические игры одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы ...